Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

Усова Н.В. 1
1 Институт социального образования (филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
В статье, изучается опыт взаимодействия представителей этнических групп в условиях поликультурного региона. В работе показано то, что на социально-психологическое взаимодействие личности в условиях поликультурного региона оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяется этническая идентичность и отношение личности к жителям и условиям жизни в регионе. Так, например, более комфортному взаимодействию способствует развитие этнической идентичности по типу «норма», крайние же формы изменения позитивной этнической идентичности различной направленности (этнофанатизм и этноизоляция) служат препятствием для общения в поликультурном регионе. Результаты исследования так же показали значимость положительного отношения личности к условиям и жителям поликультурного региона. Наибольшее значение здесь имеет культурная осведомленность личности об этнических особенностях проживающих, возможность соблюдения своих культурных особенностей и умение принять особенности представителей других этнических групп.
социально-психологическое взаимодействие
этническая идентичность
отношение
поликультурный регион
1. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
2. Стародубова, И.Д. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Психодиагностика толерантности. - Николаевск-на-Амуре: НнАПК КМНС - филиал КГОУ СПО «ХПК», 2011- 13 с.
3. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс , 2008.
4. Усова, Н.В. Структура и социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции : : дис.к.н. 19.00.05 - Саратов, 2012.
5. Уставщикова, С.В. Этнический состав населения Саратовской области, расселение народов (по итогам переписи 2010 года) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2013. Т. 13, вып. 2, С. 43.
6. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. ‒ Саратов: Изд ‒ во «Научная книга», 2008.
Вопрос межэтнического взаимодействия всегда был и остается актуальным. Необходимость и актуальность детального рассмотрения данного феномена объясняется с одной стороны тем, что процесс интеграции различных этнических групп продолжает набирать силу как на всей территории России в целом, так и в Саратовском регионе в частности, с другой стороны каждая этническая группа пытаясь сохранить свою самобытность стремиться к самоутверждению и самоорганизации. Перед психологической наукой, таким образом, встает важная задача - гармонизация межэтнических взаимоотношений, формирование и укрепление этнической идентичности, развитие толерантного отношения к представителям разных этнических групп. Для решения этих задач необходимы новые данные об особенностях взаимодействия личности в условиях поликультурного региона.

На межэтническое взаимодействие оказывает влияние множество факторов - особенности вероисповедания, национальная культура, этнические стереотипы, этническая идентичность, особенности отношения к своему и чужому этносу, общность языка и многие другие. В данной статье нам бы хотелось остановиться на этнической идентичности и особенностях отношения к своему и чужому этносу как факторам взаимодействия личности в условиях поликультурного региона.

Методы исследования. В исследовании приняли участие представители различных этнических групп (татары, евреи, армяне, казахи, азербайджанцы, чеченцы, узбеки), общее количество выборки составило 160 человек. Методический инструментарий включал опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности, методику Дж. Финни, измеряющую выраженность этнической идентичности, тест Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой направленный на диагностику типов этнической идентичности, опросник С.В. Духновского диагностирующий  субъективный показатель межличностных отношений, а также авторскую анкету, направленную на изучение отношения опрошенных к особенностям культуры и образу жизни страны проживания.   

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение особенностей этнической идентичности демонстрируют, что всем опрошенным в большей степени характерна позитивная этническая идентичность, которая выражается в позитивном отношении к собственному народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Формирование этнической идентичности по типу «норма» (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. За «норму» принято считать установку, которая входит в число одобряемых нашим обществом социальных ролей, определяющих позицию личности в межэтнических отношениях. Этническую идентичность по типу «нормы» характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. По данным нашего исследования позитивная этническая идентичность («норма») занимала доминирующую позицию над всеми другими тенденциями этнической идентичности у представителей этнических групп проживающих на территории поликультурного региона.

При анализе результатов исследования по данному типу этнической идентичности обращают на себя внимание высокие показатели у представителей этнических групп, нежели у коренных жителей региона, скорее всего, это свидетельствует о более глубоком осознании необходимости и желании данных людей приобщиться к новым  социокультурным условиям.

Вслед за позитивной этнической идентичностью у исследуемых подгрупп выражена этническая индифферентность. Индикатор «этноиндифферентность» служит для определения степени индифферентности, безразличия к этническим вопросам и проблемам и выявляет тенденцию к позиции нахождения вне процессов этнокультурной и этнополитической мобилизации, что, в свою очередь, свидетельствует о слабой развитости этнической идентичности.

Показатели результатов исследования типов этнической идентичности свидетельствуют о слабой выраженности трансформационных характеристик как по типу гиперидентичности, так и по типу гипоидентичности, как у представителей этнических групп, так и у коренных жителей региона, кроме того, у коренных жителей значительно выше показатели как по этноизоляционизму, так и этнофанатизму.

Этноэгоизм, как самая мягкая степень выражения нетерпимости и интолерантности проявился у 11% коренных жителей. На наш взгляд, данный результат можно объяснить стремлением возродить национальное самосознание в условиях поликультурного региона. Следует также отметить, что этноизоляционизм и этнофанатизм, судя по представленным материалам нашего исследования, в ярко выраженном проявлении свойственен 9 и 12% опрошенных. При качественной обработке результатов исследования мы выявили, что тем, кому свойственен в ярко выраженной форме этнофанатизм, свойственен и этноизоляционизм, и этноэгоизм. В целом, это позволяет нам сделать вывод о том, что небольшому проценту (12%) опрошенных, свойственна гиперболизация этнической идентичности.

Результаты исследования этнической идентичности свидетельствуют о высоком уровне направленности на лояльное межэтническое взаимодействие этнических групп проживающих в условиях поликультурного региона.

Далее рассмотрим результаты исследования анкеты, направленной на изучение отношения опрошенных к коренным жителям региона (таб. 1.). В ходе анализа когнитивного параметра отношения опрошенных к условиям жизни в поликультурном регионе обращает на себя внимание наличие как положительных, так и отрицательных оценок. Положительные стороны в основном затрагивают общие интересы жителей региона (много театров, музеев, высших учебных заведений), а отрицательные концентрируются вокруг конкретной личности (жилье, долго добираться до работы, доход).

Анализ эмоциональных отношений представителей этнических групп мы построили в двух направлениях. Во-первых, это эмоциональное отношение человека к жителям региона проживания и, во-вторых, это эмоциональные отношения к происходящим в регионе событиям. В первом случае, все внимание уделяется чувствам и мнениям опрошенных о жителях поликультурного региона. Во втором случае, в фокусе анализа оказываются эмоциональные отношения, вызванные работой, отдыхом, сферой услуг и прочим. Эмоциональное отношение к жителям региона в целом насыщено положительными характеристиками. Они легко вступают в контакт с новыми знакомыми, которых оценивают как дружелюбных, интересных, отзывчивых.

Происходящие в регионе события, представители этнических групп, также оценивают как эмоционально положительные, особый акцент респонденты делают на том, что жизнь в поликультурном регионе достаточно приятная и окрашенная разными впечатлениями, тем не менее, в ответах респонденты демонстрируют и разочарование в том, что данный регион отстает по многим, как экономическим, так и социальным параметрам, и высказывают мнение о том, что люди, которые живут здесь, достойны большего.

Рассмотрим конативный параметр отношений представителей этнических групп к поликультурному региону. В содержании конативный параметр отношения в группе опрошенных четко прослеживается желание жить в поликультурном регионе. Так, в ходе анализа результатов исследования обращает на себя внимание частое упоминание и акцент на планируемой деятельности (нужно совершить покупку квартиры, получить гражданство, сменить работу, получить образование и т.п.). Это позволяет нам говорить о том, что в сознании у опрошенных четко сформирована стратегия жизни в данном регионе и отсутствуют планы проживать на родной для их этноса территории. 

Таблица 1

Отношение к жизни в условиях поликультурного региона

Отношение

Количество названных характеристик

Положительных

Отрицательных

Когнитивный параметр

153

161

Эмоциональный параметр

к людям

112

52

к событиям

46

29

Конативный параметр

122

Таким образом, результаты анкетирования направленного на выявление отношения представителей этнических групп к условиям жизни в поликультурном регионе, богато содержанием положительных характеристик.

Рассмотрим результаты исследования по тесту С.В. Духновского (таб. 2).

Таблица 2

Особенности межличностных отношений в поликультурном регионе

Показатели

Напряженность

Отчужденность

Конфликтность

Агрессия

Среднее

36,1

39,4

29,7

31,7

Дисперсия

165,4

86,6

67,3

90,0

 

 

Результаты исследования по шкале «напряженность в отношениях» демонстрируют удовлетворенность взаимоотношениями, опрошенные чувствуют субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Каких либо серьезных противоречий, трудностей и проблем в отношениях нами не выявлено.

Далее рассмотрим результаты исследования, полученные по шкале «Отчужденность в отношениях», здесь так же нами были обнаружены средние значения, позволяющие констатировать желание представителей этнических групп устанавливать близкие, доверительные отношения с жителями поликультурного региона. Данный результат позволяет говорить о том, что проживающие на территории поликультурного региона жители чувствуют благоприятное отношение, проявляющееся в принятии во внимание их этнических особенностей. Иными словами им не свойственно чувство одиночества и изолированности.

По шкале «Конфликтность в отношениях» мы получили средние показатели, которые позволяют нам говорить об отсутствии противостояний и неразрешимых противоречий между субъектами взаимодействия. Если же в процессе общения возникают трудности, то опрошенные стремятся найти конструктивный выход из данной ситуации. Иными словами в условиях поликультурного региона жители ориентированы на совместный поиск решения, такой, который позволил бы максимальным образом удовлетворить интересы всех участников взаимодействия.

Результаты исследования по шкале «Агрессия в отношениях» так же позволяют нам говорить о том, что в процессе взаимодействия представители этнических групп стремятся занять позицию на равных. Им свойственна тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в процессе повседневного взаимодействия с представителями других этносов.

Выводы

Проведенное исследование, направленное на изучение опыта взаимодействия личности в условиях поликультурного региона, позволило нам сделать следующие выводы.

  1. Взаимодействие в поликультурном регионе характеризуется достаточно гармоничными взаимоотношениями между представителями разных этнических групп. Взаимоотношения между разными личностями в условиях поликультурного региона нацелены на длительный период взаимодействия, они вызывают положительные чувства и происходят в атмосфере эмоционального комфорта, носят открытый и естественный характер.
  2. Представители этнических групп стремятся к активному вхождению в среду поликультурного региона, настроены на расширение социальных связей, чувствуют уверенность в своих возможностях.
  3. Значимым фактором, способствующим благоприятному взаимодействию в поликультурном регионе, является возможность соблюдать культурные традиции, характерные для своего народа, и, в то же время, умение принять культурные особенности других жителей, позитивное взаимодействие так же связанно с этнической осведомленностью и позитивной этнической идентичностью.

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-06-00250а «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ».

Рецензенты:     

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;

Григорьева М.В. д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Усова Н.В. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15142 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252