Журналистское образование России имеет глубокие исторические корни, прошло проверку временем и непрерывно обогащается новациями, открыто к внедрению лучших образцов современной «фундаментальной подготовки журналистов и тесной связи мастерства с уровнем аналитических способностей, широты и глубины знаний журналиста, которые должны быть сформированы на университетском уровне» [3, 29]. В своей работе под журналистикой мы понимаем открытую многообразную деятельность компетентных специалистов по сбору, обработке и непрерывному распространению актуальной и социально значимой информации через каналы массовой коммуникации (периодическая печать, радио, телевидение, электронные СМИ и др.). Данное понятие также определяет одноименную научную дисциплину и специальность в системе высшего профессионального образования. Под понятием «мультимедийная журналистика» мы понимаем определенный способ представления журналистского материала, который посвящен одной теме, и имеющей общий смысл, цель, тему, идею, проблему, сочетающей в себе несколько комбинаций информационных форматов (фото, видео, текст, инфографика, интерактив и др.).
Несомненно, особого внимания заслуживают материалы по истории отечественного журналистского образования, выполненные исследователями А.Ф. Бережным, Б.И. Есиным, С.В. Каравашковой, В.З. Приваловым, В.П. Талововым и др. Следует отметить, что почти все их работы, написанные в 60-80-е годы ХХ века, имеют отпечаток идеологии того времени. Исследователь Л.Г. Свитич, рассматривая кардинальные преобразования в журналистике, дает обзор истории образования в области журналистики [7]. Тонкости организации образовательного процесса для студентов факультета журналистики, особенности учебного плана, кадровый состав, педагогика журналистики подробно рассматриваются С.Г. Корконосенко [6]. Впервые периодизацию системы журналистского образования предлагает в докторской диссертации И.А. Фатеева [8].
Серьезным научным источником при рассмотрении обозначенной проблемы стала работа В.В. Кихтан «О развитии журналистского образования в России и за рубежом» [5], на основании которой нами анализировалась хронология развития данной системы в сопоставлении основных этапов развития системы отечественного образования: от первых знаковых событий ее реформирования до проектов модернизации. Анализ более чем 100-летней истории существования отечественного журналистского образования показал, что его деятельность в большой период времени определялась существующим политическим устройством государства, а также основывалась на идеологических принципах и задачах активной пропаганды ценностей социально-экономического устройства общества, которым располагало в то время СССР.
Исследованием выявлен ряд основных этапов содержательно-конструктивного развития журналистского образования с начала 1990-х гг. и до настоящего времени, импульс которым был дан грандиозными замыслами реформирования в сфере образования, т.е. с момента принятия Всеобщей хартии университетов, провозгласившей автономию и равноправие университетов, а также неразрывную связь образовательного и научно- исследовательского процессов (1988 г.). Вхождение России в единое образовательное пространство Европы (Болонский процесс) существенно повлияло на развитие содержания и организацию образовательного процесса подготовки будущих журналистских кадров. Изменения были осуществлены в части разработки программ двух уровней (циклов) журналистского образования, формирования системы учета зачетных единиц (ECTS), развития академической мобильности студентов, а также осознания необходимости активизации сотрудничества и налаживания сетевого взаимодействия между университетами и их партнерами; интеграции учебного процесса и инновационной проектной деятельности в вузе и др. Трансформация идеи реформирования в процесс модернизации образования связана в первую очередь с задачей качественных изменений его институциональных (нормативно-правовых), организационно-содержательных, финансовых составляющих, субъектов, объектов.
В утвержденной Правительством РФ концепции образования на первое место выдвигается идея постепенного изменения образовательного мировоззрения, т.е. «государство возвращается в образование как в основы инновационного развития общества». Интересен тот факт, что с конца 1980-х гг. в СССР появляются работы инновационной направленности, в которых результаты процесса обучения и воспитания рассматриваются с позиций компетентности (труды Л.А. Петровской, Н.И. Кузьминой, А.К. Марковой). Однако данное направление исследований не получило широкого распространения в теории и практике педагогики.
В рамках задачи нашего исследования проанализированы «четыре пятилетки», определившие содержательно-конструктивные преобразования в высшей школе. В работе дается содержательный анализ условно выделенных нами этапов модернизации, а именно: первый этап (1992-1997 гг.) - приняты прогрессивный Закон РФ «Об образовании» (1992), определяющий порядок лицензирования и государственной аккредитации и создания негосударственных образовательных учреждений, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ (1996), утверждавший новые нормативные требования к обеспечению качества образования, разработаны и внедрены новые государственные образовательные стандарты второго поколения (ГОС-2); второй этап (1998-2003 гг.) - утверждена Национальная доктрина образования в РФ (04.10.2000), утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010; третий этап (2005-2010 гг.) - Россия присоединяется к Болонской конвенции, образованию отводится «роль двигателя поступательного развития страны, генератора роста её человеческого капитала»; утвержден Национальный проект «Образование», введены единые государственные экзамены (ЕГЭ); утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (03.09.2005); утверждена Концепция национальной образовательной политики РФ (03.08. 2006); финансируется федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», в рамках которой заключены 2 тыс. контрактов на сумму 4 млрд руб., целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» (6 млрд рублей); четвертый этап (2011 г. и по н/время) - время динамичного содержательного и процессуального процесса модернизации образования: созданы 7 федеральных университетов, 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов, ликвидируются слабые вузы и филиалы, организованы инновационные территориально-производственные кластеры (регионального и межрегионального значения), малые предприятия, технопарки и др.; Минюстом РФ утверждаются ФГОС-3; принята новая редакция Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании РФ» (21.12.2012) как «масштабная программа государства, направленная на достижение нового качества российского образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами современной жизни страны».
Отметим, что данный закон как нормативно-правовой формат процесса модернизации образования придал импульс новациям в вопросах институционального, научно-образовательного, организационно-содержательного кадрового, материально-технического развития вузов и их финансового обеспечения. Данный процесс существенно повлиял на все отраслевые профили подготовки кадров в высшей школе, изменения коснулись и системы журналистского образования, которые на примере ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», представлена в табл.1.
В материалах ЮНЕСКО выделяется журналистское университетское образование как «круг трех программных осей или направлений развития: 1) нормы, ценности, инструменты, стандарты, практика журналистики; 2) социальные, культурные, политические, экономические законодательные, экономические аспекты журналистской практики как в пределах страны, так и вне ее; 3) знание о мире и интеллектуальной проблематике журналистики». Журналистское образование рассматривается нами как наукоемкая система, и с целью прогнозирования ее дальнейшего развития мы исследуем все ее основополагающие компоненты: соответствующее системное качество, цели и задачи, объекты и субъекты деятельности, а также функции, структуру и организацию.
Для определения организационно-содержательной сущности журналистского образования как системы нами рассматривались следующие вопросы [1, 9]: 1) что такое система журналистского образования и какова ее миссия? 2) из каких основных элементов она состоит, как она функционирует, как возникают и действуют связи между ее элементами? 3) каковы причины и последствия от действия на системное качество данного вида образования внешних и внутренних факторов и другие актуальные вопросы в контексте нашего исследования.
Полученные при этом знания важны для нас как формат, с одной стороны обусловливающий логику и алгоритм нашего исследования по проблеме совершенствования процесса подготовки журналистских кадров, а с другой - организацию системы журналистского образования в контексте задач ее инновационного развития, выраженных в основных положениях ФГОС-3. Выявляя миссию журналистского образования, мы исходили из того, что миссия журналистики - это духовно-практическая и социально ответственная деятельность на долгосрочный период. При этом мы учитываем, что «сегодня профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального формирования и развития личности человека, его социально-значимых качеств».
В соответствии с основной задачей нашего исследования - разработкой концепции многоуровневой подготовки журналистских кадров нового поколения в условиях модернизации образования, нами определена цель журналистского образования - обеспечение эффективного воспроизводства высоко квалифицированных журналистских кадров с учетом непрерывной конвергенции СМИ, его главная задача - обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки будущего журналиста к работе как акту опосредованной реализации своих компетенций и наличия созидательно-творческой индивидуальности, а также нами выявлен ряд функций, которые предполагают три уровня: 1) надсистемные (по отношению к человеку, обществу и государству), 2) системные (по отношению к системам профессионального и научно-профессионального образования) и 3) подсистемные (по отношению к составляющим систему структурным элементам).
Ведущими функциями журналистского образования, определяющими ее основное содержание, на наш взгляд, являются надсистемные функции, при определении которых мы исходили из теории обусловленности содержания функций (Е.П. Белозерцев, В.М. Дилов, В.А. Копылов, В.Д. Попов), т.е. назначение функций любой системы обусловлено ее предназначением и задачей достижения поставленной цели. Следовательно, функции журналистского образования отражают целеполагание и задачи всей системы данного вида образования, детерминированные технологической конвергенцией СМИ и социально-экономическими преобразованиями настоящего времени.
Развивая вариативные представления о надсистемных функциях журналистского образования, по нашему мнению, необходимо добавить следующее: они должны отвечать запросам общества через подготовку профессиональных кадров «на опережение», т.е. соответствовать динамично меняющимся потребностям общества, учитывая будущие; участвовать в решении национальных задач в социально-экономической сфере; углублять взаимовыгодные кластерные взаимосвязи в системе «наука - образование - отраслевое производство», поддерживать взаимодействие в системе «вуз - студент - работодатель», а также развивать продвижение отраслевых инноваций в образовательный процесс и др.
Учитывая вышесказанное, мы определили миссию журналистского образования как эффективное многоуровневое производство и воспроизводство универсальных журналистских кадров, способных работать в различных СМИ (газетах, журналах, радиостанциях, телевидении, информационных агентствах, интернет-СМИ), в смежных информационно-коммуникативных сферах (издательствах, пресс-службах, рекламных и PR-агентствах) и применять полученные компетенции, знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности любого уровня сложности.
Анализ основных этапов становления и развития журналистского образования как системы показал, что очередной импульс инновационным преобразованиям в данном виде образования задается нормативно-правовым форматом процесса модернизации образования, определяющим новации (инновационные ресурсы) в вопросах институционального, научно-образовательного, организационно-содержательного кадрового, материально-технического развития высшей школы и ее финансового обеспечения. Компетенции вуза журналистского профиля заключаются в том, чтобы способствовать будущему журналисту быстрее адаптироваться в профессиональной деятельности и сформировать компетенции «на опережение», позволяющие ему быть готовым ко всем вызовам современности и обучаться в течение всей жизни.
Таким образом, модернизация отечественного образования - это очередной этап его реформирования, цель которого создать устойчивый механизм, где стоит приоритетная задача - обеспечить современным качественным, фундаментальным образованием личность, общество и государство.
Рецензенты:
Шкондин М.В., д.фил.н., профессор кафедры периодической печати МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва;
Подвойский В.П., д.п.н., к.псх.н., профессор МПГУ, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Владимирова Т.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15125 (дата обращения: 14.10.2024).