Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Лукьянова М.И. 1
1 ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Развитие акмеологии расширяет возможности применения ее знания в современном высшем профессиональном образовании при подготовке будущего специалиста. Опора на базовые идеи акмеологии образования позволяет обсуждать вопрос о необходимости формирования у студентов акмеологической позиции в процессе их обучения в вузе. В статье представлен анализ сущностных характеристик акмеологической позиции, её значение в профессионально-личностном становлении будущего специалиста. Дается подробная характеристика ее основных функций – самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки. В статье охарактеризованы такие компоненты акмеологической позиции личности, как эмоционально-смысловой, деятельностно-ценностный и поведенчески-нормативный. Сущность, структура, функциональные характеристики акмеологической позиции обучающихся рассматриваются в контексте вузовского обучения, определяя приоритеты в образовательной деятельности вуза. Акмеологическая позиция как стремление к достижениям определяет роль и место студента в вузовском образовательном процессе, предполагает «выращивание» ценностного и ответственного отношения к любой деятельности, в том числе и к будущей профессиональной.
акмеология образования
акмеологическая позиция личности
cамопонимание
самореализация
самоутверждение
саморазвитие
самооценка
1. Акмеология: учебник / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации; ред. А.А. Деркач. – 2-е изд., перераб. – М.: РАГС, 2006. – 424 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: учеб. пособ. для студентов вузов по спец. «Педагогика». – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 607 с.
3. Борисова Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2001. – 187 с.
4. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гума-нитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2002. – 132 с.
5. Глинский А.С. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2007. – 24 с.
6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Политехника, 2002. – 189 с.
7. Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педа¬гога : монография. – СПб. : ИОВ РАО, 2004. – 227 с.
8. Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников: теория и практика // Образование и общество. – 2002. – № 4.
9. Полетаева Н.М. Научно-практические основы валеологической педагогики. – СПб. : Изд- во РГПУ, 2001. – 210 с.
10. Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте совре¬менной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Владивосток, 1998. – 24 с.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Предметом акмеологии является целостный человек в пору самореализации его творческой, то есть сознательной зрелости (период от самостоятельного выбора профессии и учебного заведения до планирования ритма и режима работы, организации своего времени и способов достижения искомых результатов). В это время процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются самореализацией - самовоспитанием, самообразованием, самоконтролем, самосовершенствованием, направленными на развитие собственного творческого потенциала [1, с. 3].

В педагогической акмеологии рассматриваются в единстве процессы профессионального и личностного развития человека и указываются пути достижения высших результатов в обучении, в развитии и саморазвитии, а также в профессиональном мастерстве на основе реализации творческого потенциала личности.

Развитие акмеологии и возможности применения ее знания в современном высшем профессиональном образовании, как указывает А.А. Деркач, определяются несколькими аспектами: образовательным аспектом, нацеленным на развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования; профессиональным аспектом, связаннным с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты; креативным аспектом, определяемым затрачиваемыми усилиями и успешностью реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества; рефлексивным аспектом, связанным с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности. Рефлексия является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

В акмеологическом контексте обобщенные критерии и показатели профессионализма и личностно-профессионального роста позволяют определить, что профессионал - это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества (В.М. Дьячков, А.К. Маркова).

Процесс личностно-профессионального становления является уникальным и неповторимым, поскольку в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности. Соответственно, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов представляется необходимым создание условий для выявления зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения. Неудовлетворенность реализованностью своих профессиональных притязаний и ограниченность социального пространства для самоутверждения влияют на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфическое содержание процесса профессионального самоутверждения и его направленность. Знание же психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное становление человека, в том числе и в условиях вузовского обучения (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, В.Н. Кузнецов, Г.И. Марасанов, С.Б. Наседкин, И.Н. Никитин, А.П. Ситников, Н.Н. Сащенко). 

Учитывая тот факт, что в вузе будущие специалисты решают преимущественно класс не столько профессиональных задач, сколько задач, призванных обеспечивать полноценное функционирование их учебно-познавательной деятельности, ведущим резервом личностно-профессионального становления является переподчинение студентом первоначально самоценных учебно-познавательных задач стратегической цели овладения будущей профессиональной деятельностью. В этом случае ориентация на достижение учебно-познавательной результативности перестает быть самоцелью, а становится одним из аспектов личностно-профессионального становления. Студент овладевает технологией превращения знаний в средство решения содержательно-технологических, субъектно-реализационных и личностно-профессиональных задач. 

Опора на базовые идеи акмеологии образования позволяет обсуждать вопрос о возможности формирования у студентов акмеологической позиции в процессе их обучения в вузе.

Само понятие «акмеологическая позиция» в педагогике достаточно новое. Понятийное поле категории «акмеологическая позиция» разработано в недостаточной степени, а потому в понимании сущности и содержания  акмеологической позиции разными авторами не всегда наблюдается определённость и единство в суждениях.

Так, например, в рамках акмеологии школьного образования В.Н. Максимова рассматривает данное понятие применительно к педагогу и определяет акмеологическую позицию как производную профессионального, личностного и духовного развития учителя, как его гуманистическую установку на обеспечение успеха и здоровья каждого ученика, на развитие творчества учителя и ученика  в их взаимодействии [7, с. 77].

Н.М. Полетаева определяет акмеологическую позицию педагога как гуманистическую ориентацию на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, на высокие результаты и достижения, в том числе и своего педагогического труда, на развитие творческой созидательной профессиональной деятельности. Такая позиция побуждает к постоянному поиску новых развивающих технологий обучения, к освоению новых способов, отходу от стереотипов в профессиональной деятельности, к объективной самооценке и рефлексии [8].

Также понятие «акмеологическая позиция» Н.М. Полетаева рассматривает и в валеологическом воспитании школьников, определяя её как субъектную позицию ученика, его устойчивое стремление к достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности. По её мнению, акмеологическая позиция также является результатом ценностно-смыслового самоопределения личности, избирающей такие приоритетные ценности, как здоровье, жизненный успех и духовность. Такая позиция составляет ядро здоровой личности, социальной и валеологической зрелости выпускника. Это интегральный критерий качества образования и валеологического воспитания. Акмеологическая позиция, как и любая позиция, представляет собой совокупность устойчивых отношений к миру, к окружающим людям, к здоровому образу жизни. Как любая позиция, она одновременно является результатом, достижением личности и потенциальной силой, двигателем дальнейшего развития; она одновременно аккумулирует и выражает совокупность жизненных ценностей личности и её основные потребности в будущей жизнедеятельности [9]. 

А.С. Глинский в своей работе рассматривает акмеологию учителя и ученика. Под акмеологией учителя он понимает совокупность личностных образований профессионала-педагога, продвигающих его к достижению «жизненных смыслов», позволяющих организовать его самодвижение к акме и движение к акме его учеников. Акмеологию ученика он представляет как совокупность его сего­дняшних жизненных смыслов, доминирующих мотивов деятельности, учебной мотивации, умений и навыков учебной деятельности, которая является, наряду с коммуникативной, ведущей деятельностью в подростковом возрасте [5, с. 12-13].

В определении понятия «акмеологическая позиция» мы опираемся на точку зрения А.А. Деркача, который трактует её как личностное самоопределение, то есть уже состоявшееся утверждение собственной позиции в проблемных личностных ситуациях. Подтверждение вышесказанному он находит в основных характеристиках процесса и результата самоопределения:

  • процесс самоопределения - это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления;
  • процесс самоопределения является двухвекторным - от переосмысления проявления «Я» в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации [1, с. 309-310].

Акмеологическая позиция может выступать как особое, пристрастное, субъективно значимое отношение к определенным жизненным ценностям, к деятельности, к будущей профессии, к познанию, которые будут являться устойчивыми регуляторами его жизнедеятельности и поведения. 

Следует подчеркнуть, что сама качественно организованная учебная деятельность может оказывать существенное влияние на формирование акмеологической позиции обучающегося. Так, в работах отечественных  ученых-педагогов  П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. акцентируется внимание в целом на структуре учебной деятельности, в рамках которой происходит поэтапное  формирование устойчивой потребности личности в самоизменении. Эти основные потребности в самоизменении выражаются в направленности на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей; в стремлении к независимости (быть самим собой) и автономии. 

Акмеологическая позиция обучающегося во многом обусловлена особенностями личности и немыслима вне социума. В связи с этим акмеологическая позиция студента имеет два качественных проявления. С одной стороны, это позиция социальная, определяемая его положением в системе отношений по ряду специфических признаков, и регламентирующая стиль его поведения. С другой стороны, она характеризуется взглядами, представлениями, установками личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемыми и отстаиваемыми ею в референтных группах на этапе вузовского обучения.

Позицию обучающегося следует также рассматривать как единство субъективного и объективного в личности, рождающееся в совместной образовательной деятельности в процессе обучения в вузе.

При формировании акмеологической позиции обучающегося необходимо  учитывать и его отношение к реальным ценностям, влияющим на постановку целей, характер деятельности, выбор путей и средств их реализации. Ведь в каждой ситуации образовательного процесса перед студентом возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия в процессе освоения будущей профессии. Именно в выборе наиболее полно проявляется активность, индивидуальность личности. Но при этом выбор средств и действий определяется не только целями, но и обстоятельствами, объективными условиями. Обучающийся каждый раз должен утверждать себя в образовательном процессе как личность, выбирать и отстаивать свою собственную позицию, и важно, чтобы к такому выбору и действию он был постоянно готов как к условию своей будущей профессиональной успешности.

На наш взгляд, акмеологическая позиция выступает как ключ для определения способности студента качественно и ответственно осуществлять деятельность по освоению будущей профессии на качественном уровне. Акмеологическая позиция как стремление к достижениям определяет роль и место студента (активность/пассивность) в вузовском образовательном  процессе, предполагает «выращивание» ценностного и ответственного отношения к любой деятельности, в том числе и к будущей профессиональной.

Таким образом, акмеологическая позиция интегрирует в себе такие сущностные характеристики, как установка на свободный и самостоятельный выбор, активное отношение к таким ценностям, как успех, достижения, активность, профессионально-личностный рост. Следовательно, акмеологическая позиция студента - это его готовность в каждой конкретной образовательной ситуации к акту самоопределения, направленному на достижения в учебной, личностной и социальной сферах, что в дальнейшем будет определять его активность и стремление к достижениям в будущей профессиональной деятельности.

Обратимся к такому актуальному вопросу, как  определение сущности, структуры, функциональных характеристик акмеологической позиции обучающихся в контексте вузовского обучения.

Многие исследователи отмечают, что в функции больше, чем в структуре, отражается природа целого, его специфика и сущность, что функция является условием существования структуры (С.И. Архангельский, И.Ф. Исаев, М.В. Коротов, П.И. Ставский, и др.). По мнению Н.М. Борытко, выявить функции личности или иного воспитательного феномена в развитии и жизнедеятельности человека означает обнаружить ту роль, которую этот феномен выполняет в жизни человека как целостного существа. Всякое целое проявляет свои сущностные особенности в структуре функций [4]. 

Придерживаясь этой точки зрения, мы считаем возможным применение такого подхода к пониманию акмеологической позиции личности и выявлению способов её формирования у студентов в образовательном процессе вуза. Вывод о том, что через систему функций раскрывается сущность изучаемого объекта, даёт возможность наиболее полно охарактеризовать акмеологическую пози­цию обучающегося как важную задачу его профессионально-личностного развития.

Н.М. Борытко подчеркивает, что понятие «функция» многозначно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне: от математического понимания как зависимости любого рода между двумя и более переменными до функции как характеристики или признака какого-либо системного явления. Он отмечает, что в науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности че­ловека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей  у  каких-либо компонентов  с другими  ведет  к  их  изоляции  и,  в  конечном  итоге,  к  вытеснению  из  системы [4, с. 18].

Анализ сущностных характеристик акмеологической позиции, а также её значимости в профессионально-личностном становлении будущего специалиста позволяет в качестве основных выделить функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки.

Охарактеризуем их подробно как компоненты акмеологической позиции личности и приоритеты в образовательной деятельности вуза, направленной на формирование акмеологической позиции у будущих специалистов.

Функция самопонимания прямо следует из понимания акмеологической позиции как утверждения себя, своего личностного смысла и обусловлена пониманием  акмеологической позиции как системы доминирующих ценностно-смысловых отношений.

В герменевтической традиции понимание характеризуется как онтоло­гически укорененный способ человеческого бытия. Сегодня самопонимание перестало быть результатом естественного становления человека в культуре, но, по мнению В.И. Пузько, обнаруживает себя как творческий потенциал субъекта, как присвоение и вы­работка личностных смыслов, как результат напряженного усилия быть, как защита от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса. Цель самопонимания - «произведение» личностного смысла в языке традиции, предрассудков как форм культурного опыта, но осуществляется оно в при­менении опыта «чужого» к себе во внутреннем диалоге души с самой собой [10]. Таким образом, цель самопонимания - не только присвоение смысла «Я», но и движение субъекта в область грядущего смысла за пределы самого себя.

Цель самопонимания как проявления акмеологической позиции личности выражается в развитии способности создавать «индивидуальный жиз­ненный проект» (Ю. Хабермас) - прояснять направление своей жизненной практики. Определение себя в сфере профессиональных и личностных особенностей позволит обучающемуся прийти к смене внутренней позиции, выработать свою идентичность (В.П. Михайлова, Т.В. Снегирева). 

Понять категорию смысла можно лишь в контексте субъектности индивида в культуре, которая «предъявляет» ему ценности, значения, нормы, знания. Все это приобретает личностный смысл лишь благодаря активной деятельности человеческого сознания. Ценности, значения, нормы, знания можно и передать; смыслы - только предъявить. Они не могут быть усвоены, а лишь выработаны, открыты, обнаружены в результате поиска, как следствие внутренней работы, благодаря собственным духовным исканиям, активности индивида. В этом отношении интересно семантическое сопоставление слов «осознать» и «осмыслить»: если первое имеет значение «принять», то второе - «выработать собственное отношение» [4].

Акмеологическая позиция реализуется в функции самопонимания через рефлексивную мыследеятельность субъекта. Смыслы не даются человеку произвольно, они должны им ответственно находиться [11, с. 294], иначе он теряет свою субъектность, свою автономию.

В.И. Андреев приходит к заключению, что образование переходит в самообразование, воспитание - в самовоспитание, обучение - в самообучение, социализация - в самореализацию при условии, если человек активно овладеет философской, психологической и педагогической культурой, то есть становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя [2]. Это утверждение показывает связь между функцией самопонимания и функцией самореализации, которую,  в соответствии с исследованиями Н.В. Борисовой [3], можно определить как универсальную способность субъекта к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил. Итак, акмеологическая позиция выступает как устойчивая ориентация личности на демонстрацию своих сущностных сил, своих возможностей.

Функция самореализации личности проявляется в таких ее характеристиках, как самостоятельность (способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии), свобода (способность к автономному поведению, саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию), творчество (способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки) [3]. При этом многие исследователи подчеркивают, что функция самореализации характерна для любого этапа онтогенеза, однако наиболее актуальна в юношеском возрасте (Т. Бауэр, Н.В. Борисова, И.С. Кон, М.И. Лисина и др.). 

Соответственно, акмеологическая позиция будет свидетельствовать о себе через проявление следующих характеристик субъекта (по Н.В. Борисовой) [3]:

  • целенаправленность в действиях (мотивы и потребности в реализации своих возможностей и способностей, направляющих обучающегося на самостоятельную деятельность, на достижение поставленных целей);
  • способность к рефлексии (проявление критичности в отношении своих возможностей, самооценка и оценка других через призму собственных убеждений);
  • конструктивное взаимодействие с окружающим социумом (положительный эмоциональный настрой, совместное решение конфликтных ситуаций, диалог);
  • автономность поведения (проявление волевых усилий в различных ситуациях при переходе от изменения смысла действия внешними способами, влияниями извне, к внутренним способам; саморегуляция поведения);
  • креативность в деятельности (творческий характер деятельности; оригинальность, неповторимость, независимость в суждениях);
  • ответственность за свои поступки и действия (проявление чувства долга, добросовестность и честность в действиях, поступках и отношениях с окружающими).

Неразвитость функции самореализации приводит к угасанию стремле­ния выявить и раскрыть свои возможности и потенции; к безразличию к себе; такие студенты, как правило, обладают слабыми предметными знаниями и умениями; они предпочитают действовать только под чьим-либо руко­водством, достаточно часто проявляя мотивацию избегания неудачи.

Вместе с тем  самореализация индивида тесно связана с его самоутверждением. Функция самоутверждения объясняется высокой потребностью личности в самоуважении, стремлением утвердиться в глазах окружающих и в своих собственных и приобрести определенные свойства, имеющие ценность для профессионально-личностного развития в целом. Потребность в самоутверждении придает образовательной деятельности студента осознанность, самоцельный характер.

В психолого-педагогической литературе (Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова и др.) самоутверждение чаще всего рассматривается как осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта. Характер подобного предъявления проявляется в стремлении обучающегося к высокой внешней оценке и самооценке своей личности и в определённых стратегиях поведения. Теоретически и эмпирически выде­ляют три стратегии самоутверждения - самоподавление, конструктивное самоутверждение и доминирование [4].

В контексте развития акмеологической позиции личности функция самоутверждения детерминирует ее стратегию конструктивного самоутверждения. Это позволяет говорить о самоутверждении как о достижении субъективной удовлетворенности результатом и процессом самореализации. То есть обучающийся в про­цессе реализации своих профессионально-личностных возможностей стремится достигнуть определенного уровня общественной оценки и востребованности результатов самореализации, определенных субъективным стандартом.

Самоутверждение проявляется как важнейший момент мотивации преодоления, когда при появлении трудностей в процессе самореализации обучающийся не идёт по пути конформизма, а стремится преодолеть затруднения (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и др.). Функция самоутверждения активизирует систему внутренних смыслов личности. 

Развитая функция самоутверждения как проявление акмеологической позиции предполагает:

- наличие побуждений к возрастанию индивидуального уровня деятельности в различных сферах социальной активности, к актуализации своего внутреннего потенциала, достижению успеха в определенных видах деятельности, преодолению трудностей в освоении будущей профессиональной деятельности;

- волевые проявления будущего специалиста, направляющие его активность на реализацию потенциальных возможностей и эмоционально окрашенное представление о процессе самореализации и ожидаемом успехе;

- развитую рефлексию, позволяющую анализировать свои цели, пути и возможности их достижения, адекватно оценивать результаты учебной деятельности, отношение к ним окружающих.

Акмеологическая позиция в контексте реализации функции самоутверждения развивает и укрепляет ответственность личности. Функция самоутверждения определяет характер взаимодействия студента с окружающими людьми в процессе выполнения разных видов деятельности, осознанный подход к освоению будущей профессии. 

Самоутверждение приводит к успешному саморазвитию личности, что и объясняет необходимость рассмотрения следующей функции акмеологической позиции. Функция саморазвития обеспечивает реализацию акмеологической  позиции  в  профессионально-личностном  и образовательном росте будущего специалиста.  Остановка в саморазвитии, приводящая к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением в субъектном становлении любого человека. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками.

Акмеологическая позиция воплощается в функции саморазвития через проявление следующих характеристик субъекта (по Н.Г. Пешковой):

  • берет на себя ответственность за свои действия, в том числе и за своё дальнейшее развитие;
  • достигает значительного успеха в тех видах деятельности, которые являются для него сферой самовыражения;
  • получает удовлетворение от постановки и решения новых творческих задач, в том числе и в учебной деятельности;
  • открыт новому жизненному опыту.

Анализ исследований Г. Гегеля, К. Роджерса, П.Г. Щедровицкого, представителей экзистенциальной психологии (М.М. Бахтина, М. Бубера, В. Франкла и др.) позволяет выделить ряд суще­ственных характеристик этого феномена. Саморазвитие человека выступает качественным показателем процесса становления его субъектности и, в частности, его акмеологической позиции. Саморазвитие - целенаправленный процесс самосозидания человека, обеспе­чивающий неповторимость и открытость его индивидуальности в стремлении к достижениям.

Исследования Н.К. Сергеева, О.С. Газмана, Б.З. Вульфова,  В.Д. Иванова позволяют сделать вывод о том, что саморазвитие - обязательная составляющая современного образования, показатель субъектности индивида на всех этапах его образования. Саморазвитие как составляющая акмеологической позиции тесно связано с процессами целеобразования, рефлексии, взаимодействия, саморегуляции [4, с. 26].

Функция самооценки наиболее существенно проявляется через осознание студентом личных познавательных свойств, сопоставление своих образовательных и других достижений с оценками других. Функция самооценки наиболее тесно связана с рефлексивной функцией. Согласно утверждению В. Франкла [11, с. 285], «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и ценностям, требующим реализации». Самоутверждение, субъектность, акмеологическая позиция невозможны без соотнесения себя, своих смыслов с обстоятельствами внешнего мира, с социокультурными ценностями, что проявляется в самоо­ценке, которая рассматривается Н.М. Борытко как оценка субъектом самого себя, своих учебных и профессиональных способностей, профессиональных ка­честв и роли в творческом преобразовании себя и окружающих обстоя­тельств [4]. Самооценка является  центральным  компонентом  «Я-концепции» (Б.Н. Додонов). Уровень самооценки отражает степень собственного достоинства  и  характер  направленности  поступков обучающихся (Л.Н. Борисова).

В рамках педагогической акмеологии А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. обращают внимание на составляющие самооценки: самооценка результата (оценка достигнутого) и самооценка потенциала (оценка своих возможностей). Первая отражает удовлетворенность (или неудовлетворенность) собственными достижениями, а вторая - веру в свои силы, в способность реализовать свои планы и намерения, выстраивать перспективу. Поэтому низкая самооценка результата в сочетании с высокой самоо­ценкой потенциала является одним из факторов акмеологического развития.

Поскольку акмеологическая позиция, как и самооценка, более всего проявляются в деятельности,  то структура самооценки может быть представлена как самооценка потенциала (возможностей осуществить деятельность, добиться чего-либо), стратегии (реалистичности выдвинутых целей и задач), процесса (адекватности способов достижения целей и задач) и результата (удовлетворенность достигнутым уровнем деятельности, своими достижениями).

Таким образом, нами охарактеризованы пять основных функций (самопонимание, самореализация, самоутверждение, саморазвитие, самооценка), посредством которых проявляется акмеологическая позиция личности. Анализ функций помогает выявить не только содержание, но и структуру акмеологической позиции личности.

Понимание позиции как «интеграции  доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе» (В.Н. Мясищев) позволяет определить такие компоненты акмеологической позиции, как эмоцио­нально-смысловой, деятельностно-ценностный и поведенчески-норматив­ный. Однако, поскольку самооценка, самосознание, уровень притязаний, самоутверждение и социальный статус имеют в каждом конкретном случае разный уровень сформированности и выраженности, то правомерным будет вывод об индивидуальном своеобразии акмеологической позиции у обучающихся.

Охарактеризуем названные компоненты.

Функция самопонимания указывает на такую её составляющую в структуре акмеологической позиции  учащегося, как эмоциональ­но-смысловые отношения. Понятие «личностный смысл» было введено А.Н. Леонтьевым, который понимал его как объективное отношение, побуждающее человека действовать, которое отражается в его голове в виде отношения мотива и цели. Смысл учения как внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни, определяет А.К. Маркова. 

Выражаем своё согласие с мнением Э. Фромма, что создать и запрограммировать смысл заранее, до того как проблема попа­ла в реальное смысловое поле субъекта, невозможно. Одна и та же ситуация или деятельность может для разных людей иметь разный, порой противопо­ложный смысл. Невозможно составить заранее перечень смыслов, которые «следует иметь» обучающемуся. Важно обнаружить смысловую наполненность его профессионально-образовательной деятельности в вузе.

Эмоционально-смысловые отношения в единстве с другой составляющей акмеологической позиции личности - деятельностно-ценностными отношениями - обеспечивают реализацию функции саморазвития. Такой вывод следует из единства процессов осмысления (наделения ценностей собственными смыс­лами) и осознания (оформления смыслов в ценности). Оформление же смыс­лов в ценности (то есть осознание), их вербализация есть не что иное, как оценка своих смыслов, своего отношения в соотнесении с мнениями других людей, с ценностями культуры - то есть реализация функции самооценки. Осмысли­вая (то есть, наделяя собственными смыслами) ценности культуры, которые личности  предъявляет общество, она приобретает независимость, устойчивость, свою качественную определённость, неповторимость, субъектность. Интегра­ция развитого самопонимания с самооценкой и приводит к индивидуально-личностному и профессиональному саморазвитию. Значит, необходимо выделить в акмеологической позиции, наряду со смысловыми, еще и ценностные отноше­ния [4].

Как указывал А.В. Хуторской, с педагогической точки зрения «вселиться» своим внутренним миром во внешний можно лишь в собственной деятельности, создавая творения, подоб­ные тем, которые тебя окружают, поэтому и рассматрива­ется составляющая как деятельностно-ценностные отношения [4, с. 35]. Имен­но они, в единстве с третьей составляющей - поведенчески-нормативными отношениями - обеспечивают функцию самореализации обучающегося. Если ценностные отношения являются побудительным, мотивирующим фактором, то нормативные составляют основу механизма адаптации к социокультурным условиям, учебной и профессиональной деятельности. Адаптация при этом понимается как активное вхождение в среду: наряду с присвоением норм этой среды обуча­ющийся изменяет окружающие его обстоятельства, утверждает свои индивидуальные ценности как нормы жизни, регулирующие социальное поведение и деятельность его самого и окружающих.

Поведенчески-нормативные отношения обеспечивают функцию самоутверждения, включенности субъекта во внешний мир, когда личностные смыслы, пройдя ценностную стадию оформления, становятся значимыми и для окружающих. 

Итак, как было отмечено выше, анализ функций помогает выявить не только содержание, но и структуру акмеологической позиции обучающегося. Эмоционально-смысловая составляющая, обеспечивающая функции самопонимания и саморазвития, является основанием акмеологической позиции. Деятельностно-ценностная составляющая, отвечающая за функции самооценки и саморазвития, раскрывает механизм становления и развития акмеологической позиции учащегося. А поведенчески-нормативная составляющая, благодаря которой происходит самореализация и самоутверждение обучающегося в профессионально-образовательной деятельности, раскрывает интенции процесса становления акмеологической позиции, её результативный аспект уже на стадии вузовского обучения.

Названные выше функции, их характеристики и компоненты акмеологической позиции позволяют адекватно формулировать в системе высшего профессионального образования соответствующие педагогические задачи по развитию акмеологической позиции у будущих специалистов.

Рецензенты:

Калинина Н.В.,  д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой начального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск;

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии  ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», профессор кафедры педагогики и психологии ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И. ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15093 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674