Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕГИОНЕ (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Зайцева И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
На основе анализа научных публикаций, данных аналитических обзоров, статистической информации выявлены проблемы обеспечения баланса потребностей и подготовки специалистов во Владимирской области. Основная проблема выражается в несоответствии качества и количества трудового потенциала на рынке труда требованиям работодателей. Стремление молодежи получить престижные профессии и открывшиеся возможности приобрести высшее образование как в государственных, так и в коммерческих учебных заведениях обернулись «перепроизводством» юристов, экономистов, менеджеров, финансистов на фоне нарастающей нехватки инженеров для предприятий текстильной, пищевой, стекольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения. Работодатели выражают неудовлетворенность качеством и уровнем подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, отмечая, что выпускников приходится заново учить основам профессии. Данные Министерства образования и науки РФ подтверждают: около 50% выпускников вузов нуждаются в переобучении при поступлении на работу. Для решения проблем дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда предложена система мероприятий.
качество профессионального образования
рынок труда
требования работодателей
подготовка кадров
1. Зборовкий Г.Б., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социология образования. – 2003. – № 4. - С. 99.
2. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 85.
3. Мамонова Е. Инженерам нужен стимул // Российская бизнес-газета. Карьера и менеджмент. – 2012. - № 859.
4. Моргунова Н.В. Стратегическое управление системой высшего образования в регионе / Н.В. Моргунова, Н.М. Филимонова, Е.Г. Ерлыгина. – Владимир : ВООО ВОИ ПУ «Рост». – 2010. – С. 109-110.
5. Новости администрации области и региона [Электронный ресурс]. – URL: http://www.avo.ru/news/10753-1 (дата обращения: 22.08.2014).
6. Официальный интернет-портал администрации Владимирской области [Электронный ресурс]. – URL: http://avo.ru/region/results/labor-market (дата обращения: 21.08.2014).
7. Приложение № 1 к постановлению Губернатора области от 23.07.2012 № 803. Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов по Владимирской области.
8. Мониторинг потребности в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для отдельных сфер экономики Владимирской области в 2014-2017 годах : справочно-информационный бюллетень [Электронный ресурс]. – URL: http://job.vlsu.ru/ (дата обращения: 21.08.2014).
9. Федеральная служба государственной статистики по Владимирской области [Электронный ресурс]. – URL: http://vladimirstat.gks.ru (дата обращения: 23.08.2014).
В настоящее время кадровое обеспечение инновационной региональной экономики является важной социально-экономической проблемой, затрагивающей все сферы экономической деятельности региона. Эта проблема выражается в несоответствии качества и количества трудового потенциала на рынке труда требованиям работодателей. По одним профессиям наблюдается избыток кадров, по другим - дефицит. Одной из причин такого дисбаланса является отсутствие полной и достоверной информации о профессионально-квалификационной структуре трудового потенциала на рынке.

В своих работах Зборовский Г.Е. и Шуклина Е.А. утверждают, что российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование образования из бюджета и вместе с тем расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и несоответствию запросов последнего предложениям учреждений профессионального образования [1].

В результате возникших диспропорций в структуре спроса и предложения на рынке труда население и государство несут значительные потери.

Чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг, учреждениям профессионального образования необходимо знать, каких специалистов и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть конкурентоспособными.

В 2012 году принято постановление № 803 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов по Владимирской области» в целях:

а) оценки сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу;

б) определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;

в) выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики;

г) повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений [7].

Подготовка кадров с профессиональным образованием для социально-экономического и научно-технического развития регионов исследованы в работах Волгина H.A., Вражновой М.Н., Дудникова C.B., Журавлевой Т.Б., Квасницкого В.Н., Коновалова В.В., Мезенцева Д.Ф., Мясоедовой Т.Г., Савельева А.Я., Селезневой H.A.

Кочетов А.Н. заметил, что работа не по специальности стала явлением привычным, которое постепенно в силу «эффекта привыкания» становится нормой. За ним скрывается не просто какое-то формальное несоответствие между записью о квалификации в дипломе и реальным характером и содержанием труда. В своих работах он вводит понятие «люмпен-специалист». По своей сути это совершенно новое социальное явление. В нашей стране существует феномен «ложной сверхобразованности», показатели выпуска специалистов вузами и численность специалистов с высшим образованием, занятых в экономике, создают лишь иллюзию высокого образовательного потенциала страны. Приставка «люмпен» отражает сущность указанной депрофессионализации; она не означает бедность или отсутствие квалификации, а характеризует ложный или утраченный профессионализм, приобретенный в учебном заведении [2].

Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области совместно с органами местного самоуправления ежегодно, начиная с 2001 года, проводит мониторинг потребности организаций в подготовке кадров на перспективу для выполнения своих производственных программ. В обследовании принимают участие около двух тысяч предприятий (в среднем около 70% организаций заявляют в адрес местного самоуправления о своей потребности в подготовке кадров) всех форм собственности и различных сфер деятельности: предприятия обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, оптовой и розничной торговли, организации здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования, культуры, органов государственного управления и др. Так, в среднесрочной перспективе (2014-2017) экономика области будет нуждаться в 8,7-6,4 тыс. рабочих и специалистов [8].

По данным обследования, проведенного в 2013 году, наибольшим спросом пользуются квалифицированные рабочие кадры - в среднем более 70% от общей потребности в кадрах (табл. 1).

Таблица 1

Динамика заявленной потребности организаций в подготовке кадров до 2017 года

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Заявленная потребность организаций в подготовке кадров всего, человек

10608

10376

12505

9004

8543

7319

8872

8685

7211

7272

6379

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочих

7777

7377

9047

5826

5489

4663

5715

6132

5176

5174

4380

специалистов

2831

2999

3458

3178

3054

2656

3157

2553

2035

2098

1999

Из них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со средним профессиональным образованием

-

-

-

-

-

-

1507

1115

915

943

920

с высшим профессиональным образованием

-

-

-

-

-

-

1650

1438

1120

1155

1079

Мониторинг показал в 2013 году устойчивый спрос на высококвалифицированных рабочих и специалистов (рис. 1).

Рис. 1. Заявленная потребность в подготовке квалифицированных кадров во Владимирской области на 2014-2017 годы (по данным организаций, участвовавших в мониторинговом обследовании 2013 года)

Наибольшую потребность в рабочих кадрах испытывают предприятия городов Владимира и Коврова, округа Муром, Александровского, Вязниковского, Меленковского, Петушинского и Собинского муниципальных районов.

По словам губернатора Владимирской области Светланы Орловой, «сейчас существует потребность в суперспециалистах: фрезеровщики, токари, которые знают компьютер». Поэтому Светлана Орлова совместно с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым предложили создать на базе электромеханического завода в Коврове федеральный Центр по подготовке кадров: «Если у нас будут обучаться кадры со всей страны, мы сможем показать свою продукцию, создать собственный бренд» [5].

Исследование в 2013 году определило нехватку в дипломированных специалистах высшего и среднего звена.

Наибольшую потребность в специалистах испытывают организации городов Владимира и Коврова, округа Муром, Александровского, Вязниковского и Собинского муниципальных районов.

Таблица 2

Заявленная потребность в подготовке специалистов по отдельным видам деятельности во Владимирской области на 2014-2017 гг.

Виды деятельности

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Образование

951

857

948

878

Обрабатывающие производства

738

600

588

593

Здравоохранение

277

211

193

181

Культура, физическая культура и спорт

148

83

98

85

Всего, человек

2553

2035

2098

1999

В среднем 42% заявок приходится на подготовку специалистов и руководителей высшего и среднего звена, 29% заявок поступило от предприятий обрабатывающих производств, около 10% - от учреждений здравоохранения, 4,7% - от учреждений культуры, физической культуры и спорта.

В числе заявленной потребности в специалистах с высшим образованием преобладают заявки от предприятий обрабатывающих производств, лесного и жилищно-коммунального хозяйства, ведущих научные исследования и разработки, строительных фирм и ряда других.

Чтобы ликвидировать рассогласованность рынков труда и образовательных услуг, необходимо, чтобы профессиональное образование ориентировалось, прежде всего, на перспективные потребности рынка труда. Стремление молодежи получить престижные профессии и открывшиеся возможности приобрести высшее образование как в государственных, так и в коммерческих учебных заведениях обернулись «перепроизводством» юристов, экономистов, менеджеров, финансистов на фоне нарастающей нехватки инженеров для предприятий текстильной, пищевой, стекольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения.

Недоучет реальных потребностей в специалистах определенного профиля привел к тому, что многие вузы готовят потенциальных безработных или тех, кто будет трудиться не по полученной специальности. Проблему усугубляет то, что значительная часть негосударственных вузов оказалась неспособной обеспечить качество подготовки.

На сегодняшний день спросом пользуются следующие профили подготовки высшего профессионального образования: технология машиностроения, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, иностранный язык, физическая культура, автоматизация технологических процессов и производств, проектирование и технология радиоэлектронных средств, промышленная теплоэнергетика, радиотехника, химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов, и ряд других.

Рис. 2. Заявленная потребность в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием по наиболее востребованным специальностям (подготовка ведется в образовательных учреждениях области)

Следовательно, согласование деятельности учреждений профессионального образования с потребностями региональной экономики является одной из актуальных проблем. Для ее решения предпринимаются различные меры. Сегодня работодатели области пришли к тому, что необходимо воссоздавать систему развития персонала на производстве, заключать договора с учебными заведениями по подготовке кадров [4, с. 110]. Так, большое внимание во Владимирской области уделяется развитию частно-государственного партнерства учреждений профессионального образования и бизнеса.

Лидером системы частно-государственного партнерства в профессиональном образовании Владимирской области и активным участником программы модернизации профессионального образования является ОАО «Завод «Автоприбор», на базе которого создан современный учебно-производственный участок. За период 2011-2013 гг. предприятием направлено на укрепление профессиональной образовательной организации более 40,0 млн руб.

Надежными партнерами в деле подготовки рабочих кадров проявили себя: ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева», который сотрудничает с профессиональным училищем № 1, ОАО «Сударь» и ООО «Аскона» эффективно сотрудничают с профессиональным училищем № 16, ОАО «Гусевской арматурный завод «Гусар», активно помогающий развитию Гусь-Хрустального технологического техникума, Муромский филиал Горьковской железной дороги шефствует над профессиональным училищем № 10, сеть магазинов «Квартал», «Гиперглобус», «Спар», «Товары для детей», «Эльдорадо» поддерживают училище № 40, ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «Муромтепловоз», ОАО «Муромский стрелочный завод».

В рамках развития частно-государственного партнерства подписано соглашение о взаимодействии в подготовке кадров между Ассоциацией предприятий лесопромышленного комплекса Владимирской области и департаментом образования. Обсуждается проект соглашения с Ассоциацией строителей, Ассоциацией рестораторов и отельеров.

В рамках частно-государственного партнерства запущен механизм участия работодателей в разработке и экспертизе основных образовательных программ. Данная работа ведется при активном участии Торгово-промышленной палаты Владимирской области и Ассоциации работодателей и производителей Владимирской области.

Проблему кадрового обеспечения решают сами предприятия. Они формируют механизмы финансирования и стимулирования развития персонала на производстве, совершенствуют внутрифирменное обучение работников в организациях области. Динамика внутрифирменного обучения работников представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика внутрифирменного обучения работников в организациях Владимирской области (по данным организаций, участвовавших в мониторинговых обследованиях)

Чтобы быть конкурентоспособным, работнику недостаточно обладать престижной профессией, пользующейся спросом на рынке труда, надо быть профессионалом в своей области, способным совершенствовать свои знания и умения. Для развития персонала предприятия формируют систему повышения квалификации, обучения и переобучения своих сотрудников. На первый план выходит адресное профессиональное обучение под конкретные рабочие места. Однако предприятия не могут своими силами осуществить опережающую подготовку.

В целом по Владимирской области прогноз потребности в кадрах в 2014-2017 гг. составил 29 547 чел. По уровню профессионального образования заявленная потребность в кадрах на период до 2017 г. распределилась следующим образом: 20 862 чел., или 70,6%, - квалифицированные рабочие (начальное профессиональное образование); 3893 чел., или 13,2%, - специалисты (среднее профессиональное образование); 4792 чел., или 16,2%, - специалисты и служащие (высшее профессиональное образование). Это практически соответствует структуре спроса трудового потенциала на рынке труда (76% - рабочие профессии и 26% - специалисты и служащие). Как и в предыдущие периоды, до 2020 г. наиболее востребованными останутся квалифицированные рабочие с начальным профессиональным образованием для выполнения неквалифицированного или ручного квалифицированного труда.

Таблица 3

Выпущено квалифицированных рабочих и специалистов в системе образования Владимирской области за 2008-2012 гг. [8]

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Квалифицированные рабочие (НПО)

7,1

6,2

5,3

4,9

5,1

Специалисты (СПО)

7,0

6,4

5,5

4,8

4,4

Специалисты (ВПО)

10,5

10,8

11,2

11,4

11,1

Итого

24,6

23,4

22,0

21,1

20,6

Диаграмма сопоставления прогноза потребности и выпуска квалифицированных рабочих за 2008-2012 гг. представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Сопоставление прогноза потребности и выпуска квалифицированных рабочих за 2008-2012 гг.

На основе сравнения прогноза потребности и выпуска квалифицированных рабочих образовательными учреждениями начального профессионального образования можно сделать вывод, что выпуск рабочих практически соответствует заявленным потребностям в подготовке кадров. Однако потребность квалифицированных рабочих имеет тенденцию к снижению в то время, когда мониторинг 2012 года показал увеличение потребности предприятий Владимирской области в подготовке рабочих кадров и высококвалифицированных специалистов на 2014-2017 гг.

Выпуск специалистов профессионального образования за 2008-2012 гг. существенно превышает заявленную потребность предприятий в подготовке квалифицированных специалистов (рис. 5).

Рис. 5. Сопоставление заявленной потребности в подготовке специалистов и выпуска специалистов из образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования Владимирской области за 2008-2012 гг.

В то время, когда потребность в квалифицированных рабочих кадрах составляет более 70% от общего числы выпускников, образовательные учреждения выпускают порядка 25% (по данным на 2012 год) рабочих кадров от общего числа выпускников, и потребность в специалистах составляет 30%, а выпускается образовательными учреждениями Владимирской области 75% от общего числа выпускников.

Анализ работы региональной службы занятости Владимирской области показал, что основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников Владимирской области, являются:

  • низкая конкурентоспособность выпускников, отсутствие у большинства из них необходимых знаний и навыков;
  • несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики региона и структуре имеющихся вакансий;
  • отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
  • отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
  • отсутствие вакансий для молодежи, не имеющей опыта трудовой деятельности и высокой квалификации [4, с. 110].

По данным мониторинга, в июле-октябре т.г. планируются увольнения 784 работников в 14 организациях области. Наиболее значительные ожидаются в ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 8», ФГБУ «Авиационно-спасательный центр МЧС России», ОАО ВПО «Точмаш», ФБУ «Приволжский окружной медицинский центр», УМПП ЖКХ «Плес», ООО «Бупром-Покров».

Работают в режиме неполного рабочего времени, а также находятся в вынужденных отпусках по инициативе администрации 5,4 тыс. человек в 32 организациях области. Наибольшие объемы неполной занятости отмечены в ОАО «Автоприбор», ОАО «ВЛАДАЛКО», Балакиревском филиале ОАО «Газмаш», ООО АЭТЗ «Рекорд», ОАО ГЗПТО «Элеватормельмаш», ООО «Детская одежда», ОАО «Крахмало-паточный завод «Новлянский», ООО «Радугаприбор», ОАО «Ковровский механический завод», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук».

Органами службы занятости оказана государственная услуга в подборе подходящей работы 16907 гражданам. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 1931 человек. Прошли профессиональное обучение или получили дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости 1510 безработных граждан, 116 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 82 пенсионера. Услуги по профориентации, социальной адаптации, психологической поддержке оказаны 17,9 тыс. человек [6].

В январе-июне 2014 года в центры занятости населения за предоставлением государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы обратились 24 104 человека, из них 18 988 - не занятых трудовой деятельностью. Признано в установленном порядке безработными 9546 человек. На 1 июля т.г. в органах службы занятости области зарегистрировано 10 238 граждан, не занятых трудовой деятельностью, из них 8360 безработных (1,1% экономически активного населения).

Уровень безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, составил в целом по области 1,1%. В ряде муниципальных образований уровень безработицы значительно превысил среднеобластной показатель. Так, в Селивановском районе он составил 2,6%, Гусь-Хрустальном и Камешковском - по 2,4%, Судогодском - 2,1%, Муромском - 1,9%, Гороховецком - 1,8%.

Низкий уровень безработицы имеет как положительные, так и отрицательные последствия для всех участников рынка труда.

Положительные последствия низкого уровня безработицы

  1. Увеличение уровня жизни населения.
  2. Уменьшение напряженности в социуме.
  3. Снижение числа душевных и физических заболеваний.
  4. Ослабление социальной дифференциации.
  5. Уменьшение расходов на пособия безработным.
  6. Увеличение числа налоговых поступлений.

Отрицательные последствия низкого уровня безработицы

  1. Уменьшение времени досуга.
  2. Сужение выбора мест работы.
  3. Уменьшение времени для повышения квалификации и переобучения.
  4. Снижение запаса и выбора работников для работодателей.
  5. При отсутствии конкуренции работники не стремятся развивать свои навыки.

Равновесие рынка труда нарушается, прежде всего, из-за несоответствия образовательных услуг потребностям и требованиям работодателей.

Дисбаланс между подготовкой рабочих и специалистов с высшим профессиональным образованием только увеличивается. Все больший процент молодежи стремится получить высшее образование, а это не укладывается в рамки запросов производства.

Квалифицированные рабочие - бессменные лидеры по запросам работодателей, число вакансий для них постоянно растет. Спрос на такие кадры сегодня превышает предложение. Несмотря на принятые правительством РФ меры, проблема обеспечения подготовки и сохранения кадрового потенциала по-прежнему является одним из основных сдерживающих факторов инновационного развития высокотехнологичных отраслей.

Для удовлетворения потребности в профессионально подготовленных кадрах промышленности требуются инженерно-технические специалисты, обладающие знанием в области маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, управления персоналом. Востребованность менеджеров объясняется дефицитом квалифицированных управленческих кадров, что становится серьезной проблемой экономики региона. Многие руководители и собственники компаний начинают понимать, что для развития и расширения производства необходимы новые управленческие решения, высокие знания [4, с. 109].

Профессия инженера в последние годы незаслуженно обделялась вниманием абитуриентов, однако сейчас ее значимость и престижность неуклонно растет. Как и квалифицированные рабочие, инженеры становятся все более востребованы и высокооплачиваемы.

По техническим специальностям отмечен проходной балл ниже среднего, что говорит о том, что на эти специальности идут те, кто не добрал достаточное количество баллов до других специальностей. В процессе обучения число студентов сокращается, и до окончания доходят единицы. Дело в том, что учиться на технических специальностях достаточно сложно, а также в процессе обучения студенты начинают осознавать, что, посвятив себя этой профессии, вряд ли можно получить достойный уровень дохода в будущем.

Работодатели выражают неудовлетворенность качеством и уровнем подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, отмечая, что выпускников приходится заново учить основам профессии. Данные Министерства образования и науки РФ подтверждают: около 50% выпускников вузов нуждаются в переобучении при поступлении на работу. Серьезная причина - недостаточная ориентация на овладение методами практического использования полученных знаний. Очень часто выпускники приходят на рабочее место подкованными теоретическими знаниями, которые они не могут применить в практической деятельности. Чаще всего у вузов недостаточное количество договоров с производственными предприятиями, организациями, чтобы все обучающиеся могли ежегодно проходить практику.

Качество профессионального образования всегда было проблемой для образовательных учреждений, но в нынешних условиях она приобрела особую остроту в связи, во-первых, с большей доступностью высшего образования и ростом числа студентов; во-вторых, ростом числа студентов, обучающихся на платной (явной или неявной) основе.

По исследованиям портала молодых специалистов Career.ru, мнение работодателей относительно общего уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности варьируется от оценки «скорее низкий уровень» до «очень низкий уровень». Сами же выпускники не склонны к самокритике, и почти половина из них свою подготовку оценивает как высокую.

Оценивая отдельные аспекты подготовки, работодатели дали каждому пункту значительно более низкие оценки, чем сами выпускники. В частности, 90% выпускников на первое место среди своих качеств поставили ответственность, а поддержали их лишь 35% работодателей. Более 80% студентов отметили свое умение работать самостоятельно, и лишь 20% работодателей согласились с ними. О наличии у них практических навыков работы заявили 44% выпускников, а согласились с ними только 9% представителей бизнеса.

Немаловажным фактором, обеспечивающим качество образования студентов в вузе, является удовлетворенность профессорско-преподавательского состава. Труд преподавателя высшей школы можно характеризовать как труд высокой сложности, который сочетает в себе преподавательскую, научную, воспитательную и организационную функции.

В рамках функционирования системы менеджмента качества ВлГУ ежегодно проводится анкетирование для определения удовлетворенности профессорско-преподавательского состава деятельностью университета. Оценка удовлетворенности позволяет определить, чем довольны и недовольны преподаватели и по каким направлениям следует совершенствовать систему стимулирования персонала. В 2014 году преподаватели вуза были весьма довольны отношением со стороны руководства (57%), удовлетворены распределением полномочий в системе управления университетом (56%). Признание заслуг, успехов и достижений отметили 41% опрошенных. Деятельностью руководства остались довольны 46%, и этот показатель с каждым годом растет. Самый высокий показатель имеет удовлетворенность уровнем организационной культуры, отношением в коллективе и рабочей обстановки (65%). В целом эти данные говорят о том, что вуз имеет положительный психологический климат, что напрямую влияет на качество работы преподавателей, стабильность коллектива.

Удовлетворенность условиями оплаты труда имеет низкую оценку (15%), что вполне предсказуемо и обусловлено экономическими условиями, в которых находится вуз сегодня. Однако это не говорит о том, что система оплаты труда не нуждается в коррекции.

Решение проблем, связанных с организацией труда, поможет привлечь в вузы высококвалифицированные кадры, разработать и внедрить инновационные программы и технологии.

Для решения проблем дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда необходима система мероприятий.

  1. Профессиональное образование должно развиваться по формуле непрерывной и опережающей подготовки. Общество призвано иметь интеллектуальный потенциал, свободный от спроса нынешних работодателей для будущего прогресса.
  2. Для успешного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда необходима разработка маркетинговой стратегии учебного заведения, направленной на регулирование спроса на выпускников по полученной специальности. Для этого специалисты центров по трудоустройству выпускников при учебных заведениях совместно со службой занятости должны проводить маркетинг молодых специалистов, который может стать основой определения стратегии в развитии взаимодействия учебных заведений и предприятий. Это будет способствовать повышению деловой активности и инициативы у молодых специалистов и их адаптации на рынке труда.
  3. Для повышения эффективности и результативности процесса обучения преподавателю необходимо обеспечивать понимание и подготовку к реализации нового содержания образовательного пространства.
  4. Необходимо создать доступную информационную базу, чтобы информировать абитуриентов, их родителей, образовательные учреждения, органы государственной власти в регионе, а также работодателей о профессионально-квалификационной структуре работников, которые будут востребованы на рынке труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  5. Повысить престиж инженерных профессий в реальном секторе экономики с участием всех заинтересованных сторон (работодателей, образовательных учреждений, центра занятости населения) возможно за счет повышения уровня доходности высокотехнологичных отраслей.
  6. Необходимо формировать и поддерживать проекты на государственном уровне, на которых бы могла учиться молодежь, получать практические навыки освоения будущей профессии. В свою очередь, новоиспеченный специалист должен четко понимать, что определяющим фактором при трудоустройстве должна быть не зарплата, а возможность получить хороший опыт и наращивать свои профессиональные навыки.

Рецензенты:

Дмитриев Ю.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», ВлГУ, г.Владимир;

Филимонова Н.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ВлГУ, г.Владимир.


Библиографическая ссылка

Зайцева И.А. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕГИОНЕ (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15082 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074