Новая образовательная цель современного общества не может быть достигнута без изменения содержания образования, применения современных образовательных технологий, информационно-коммуникационных технологий, новых требований к преподавателю технического вуза. Все это способствует формированию интеллектуально-развитой личности, высококвалифицированного, компетентного специалиста в области охраны окружающей среды.
Именно информационно-экологическая образовательная среда способна сформировать экогуманную личность, современного информационно-грамотного инженера-эколога.
Огромную роль в новой информационно-экологической образовательной среде играют педагогические условия, одно из которых взаимодействие «субъект – субъект», являющееся двигателем во взаимодействии информационной и экологической среды и способствующее коммуникативной активизации, как студента, так и преподавателя [1].
Второе немаловажное условие – индивидуализация личности студента, которая в свою очередь порождает инициативу у студента, способствует формированию собственной точки зрения, суждения, итогом чего может стать уникальная индивидуальная работа.
Нельзя не отметить такое условие, как создание индивидуальной траектории обучения, чему, несомненно, способствуют ИКТ, активно использующиеся в процессе обучения.
И, конечно же, такое условие, как мотивация. Процесс мотивации очень сложен и противоречив, но это обязательный компонент основной образовательной сферы. Это активизация студентов к качественному мыслительному процессу, к продуктивной познавательной деятельности, результатом которой является сформированная личность высококвалифицированного специалиста в области охраны окружающей среды, свободно владеющего информационно-коммуникационными технологиями современности.
Все вышеперечисленные условия определяют эффективность образовательного процесса в информационно-экологической образовательной среде и «приближают» к планируемому образовательному результату – формирование выпускника, способного найти свое применение в современной инфраструктуре, благодаря, полученной профессиональной компетентности в высшем техническом учебном заведении [2].
Целью исследования стало выявление проблем формирования и развития профессиональной компетентности в условиях современной образовательной среды технического вуза.
Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
-
теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
-
эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждения:
Профессионально-методическая система подготовки студентов технических вузов, на наш взгляд, должна строиться исходя из теории и практики создания информационно-экологической образовательной среды, которая представляет собой социально-педагогическое пространство, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами, с совокупностью условий, черт, возможностей, оказывающая ситуативное влияние на развитие профессиональных ориентаций личности, способов ее поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения информационно-экологических ценностей [3].
Главное преимущество данной образовательной среды – высокий уровень вариативности, гибкости, позволяющей адаптировать среду к индивидуальным запросам студента. Этот тезис подтвержден в педагогической науке М.М. Абдуразаковым, С.Г. Григорьевым, С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецовым, М.А. Сурхаевым. Средства ИКТ в составе информационно-экологической образовательной среды открывают огромные возможности для визуализации учебной информации в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при обучении многим учебным дисциплинам, в частности дисциплинам экологической направленности.
Функциональные свойства информационно-экологической образовательной среды, позволяющие изменять ее компонентный состав и черты такие:
-
открытость, заключающуюся в безграничной сфере познания за счет средств ИКТ;
-
гибкость, выражающуюся в приспособляемости ее структурных элементов к выполнению различных образовательных функций при изменении условий среды;
-
вариативность, заключающуюся в способности среды предоставлять возможность выбора структуры и содержания образовательной деятельности с вариативным видом форм, методов обучения, с использованием разных образовательных ресурсов, любых педагогических технологий и видов учебной деятельности;
-
целостность, характеризующуюся взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов ИЭОС;
-
наглядность, выражающуюся в демонстрации экологических явлений и процессов средствами ИКТ;
-
многофункциональность, заключающуюся в реализации когнитивных, метапредметных и личностных ресурсов;
-
интерактивность, характеризующуюся многообразием используемых интерактивных методов в ИЭОС [4].
Исследуя эффективность данной образовательной среды, была проведена опытно-экспериментальная работа, с целью выявления степени готовности к профессиональной деятельности выпускников, обучающихся по традиционной и усовершенствованной нами модели обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды с использованием средств ИКТ. В эксперименте принимали участие 86 студентов 1 – 4 курс данного направления обучения «Техносферная безопасность».
На этапе констатирующего и формирующего экспериментов была осуществлена диагностика и определены показатели сформированности профессиональной компетентности студентов обучающихся по направлению 280700 и 20.03.01 «Техносферная безопасность» (таблица 1, 2)
Таблица 1
Показатели уровня сформированности профессиональной компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Группа |
Уровень сформированности информационно-экологической компетентности |
|||||
|
высокий |
средний |
низкий |
|||
|
Кол -во |
% |
Кол -во |
% |
Кол -во |
% |
Экспериментальная |
3 |
6,7 |
24 |
55,2 |
16 |
38,1 |
Контрольная |
4 |
8,6 |
22 |
50,5 |
17 |
40,9 |
Таблица 2
Показатели уровня сформированности профессиональной компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе формирующего эксперимента
Группа |
Уровень сформированности информационно-экологической компетентности |
|||||
|
высокий |
средний |
Низкий |
|||
|
Кол -во |
% |
Кол -во |
% |
Кол -во |
% |
Экспериментальная |
17 |
40 |
20 |
45,7 |
6 |
14,3 |
Контрольная |
10 |
22,8 |
22 |
50,6 |
11 |
26,6 |
Констатирующий эксперимент
Заключительный этап формирующего эксперимента
Рис. 1. Сравнительные результаты уровней сформированности информационно-экологической компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп на разных этапах эксперимента
Анализируя данные таблицы 1, 2 и рисунка 1, можно сделать вывод о том, что использование современных средств обучения способствуют формированию профессиональной компетентности студентов контрольной группы, но наиболее видимые результаты наблюдаются в экспериментальной группе, где процентное соотношение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности возросло с 6,7% до 40%. Это говорит об эффективности выбранной информационно-экологической образовательной среде, возможности которой, способны повысить желаемый результат. На констатирующем и формирующем этапе эксперимента была осуществлена диагностика количественных показателей мотивации студентов к изучению дисциплины Экология человека обучающихся по направлению 280700 20.03.01 «Техносферная безопасность» (таблица 3, 4).
Таблица 3
Количественные показатели мотивации студентов к изучению Экологии человека на констатирующем этапе эксперимента
Группа |
Уровень мотивации |
|||||
|
высокий |
средний |
низкий |
|||
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Контрольная |
10 |
23,8 |
27 |
61,9 |
6 |
14,3 |
Экспериментальная |
13 |
29,5 |
22 |
52,4 |
8 |
18,1 |
Таблица 4
Количественные показатели мотивации студентов к изучению дисциплины экология человека на заключительном этапе формирующего эксперимента
Группа |
Уровень мотивации |
|||||
|
высокий |
средний |
низкий |
|||
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Контрольная |
13 |
29,5 |
25 |
58,1 |
5 |
12,4 |
Экспериментальная |
19 |
41 |
22 |
50,5 |
4 |
8,5 |
Констатирующий этап эксперимента
Заключительный этап формирующего эксперемента
Рис. 2. Количественные показатели мотвации студентов к изучению Экологии человека на констотирующем и формирующем этапе эксперемента
Анализируя таблицы 3, 4 и рисунок 2, можно сделать вывод о том, что в результате обучения дисциплинам экологической направленности в условиях новой информационно-экологической образовательной среды возрастает и мотивация студентов к изучению экологических дисциплин. Контрольную группу (КГ) составили студенты, которые обучались по традиционной технологии, предполагающей такие формы обучения, как лекции, практические и лабораторные занятия, семинары. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты, в содержании обучения и видах учебной деятельности которых активно использовались информационно-коммуникационные технологии. Плюс к этому в экспериментальных группах применялись такие формы организации учебного процесса, способствующие формированию профессиональной компетентности, как творческие работы с использованием ИКТ, деловые игры, дискуссии, лекции с поддержкой ИКТ, тестирование с компьютерной поддержкой.
Исследования показали, что экспериментальная группа достигла лучших результатов, так как именно в этой группе активно использовались средства ИКТ во всех видах учебной деятельности, что и привело к увеличению уровня мотивации студентов и как следствие, способствовало эффективному формированию профессиональной компетентности студентов технического вуза.
Выводы
Обобщив результаты, полученные в ходе эксперимента, мы пришли к следующему выводу: студенты экспериментальной группы достигли такого высокого уровня мотивации и сформированности профессиональной компетентности благодаря активному внедрению средств ИКТ в учебный процесс. Таким образом, была достигнута основная цель эксперимента – подтверждена эффективность разработанной нами модели формирования и развития профессиональной компетентности студентов в условиях информационно-экологической образовательной среды технического вуза, позволяющая формировать квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды.
Общая оценка результатов исследования в логике сформулированных задач, подтверждает, что: подготовка студентов технического вуза включает формирование всесторонне развитой личности с высоким уровнем профессиональной компетентности - интегральной характеристики личности, проявляющейся в ее способности владения соответствующими профессиональными компетенциями и готовности использовать их в профессиональной деятельности; в процессе обучения в высшей профессиональной школе, тенденция формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза напрямую зависят от мотивации и наличия эффективной образовательной среды, позволяющей получать запланированный образовательный результат [5]. Такой средой является информационно-экологическая образовательная среда – среда с комплексом информационных образовательных ресурсов, совокупностью технологических средств и системой современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной компетентности студентов в техническом вузе.
Рецензенты:
Королева Л.А. д.и.н., профессор ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Мещеряков В.А., д.п.н., профессор ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Симонова И.Н., Варникова О.В. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЭОС) ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15070 (дата обращения: 16.10.2024).