Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Ханина Е.Н. 1
1 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Важнейшим институтом социализации и самореализации личности подростка является самодеятельное объединение, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия для формирования жизненной позиции. Социализации и самореализации личности подростка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Одной из перспективных форм организации досуга подростков является туристский клуб, способный компенсировать дефицит условий социализации и самореализации личности подростка в других значимых сферах жизнедеятельности. Целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития личности и формирования коммуникативной культуры личности, выступающей базовой предпосылкой успешной социализации. Осуществляемая в форме общественного объединения, она обеспечивает переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества. Туристский клуб мы считаем объединением, сформированным на основе теории средового подхода в воспитании. Школьный туристский клуб как детская организация имеет большой социализирующий потенциал. Он проявляется прежде всего через возможности коммуникативного пространства клуба в ходе туристских и экскурсионных поездок и путешествий. Социальные условия общественного объединения детей и молодежи обуславливают воспитательный эффект проявления социальной активности личности.
социализация
самореализация
туристский клуб
школьники
подростки
клубная деятельность
Досуговые учреждения
1. Горский В.А., Чепик В.Д. Туризм как образовательное пространство // Дополнительное образование. - 2002. - № 7. - С. 19.
2. Гудовский И.В. Психолого-педагогические возможности обеспечения успешности социализации старших подростков. – URL: http//library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0112767.pdf/. - С. 196.
3. Куприянова Б.В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Наука и практика воспитания и дополнительного образования [М. : Центр «Педагогический поиск»]. – 2008. - № 2. - С. 43.
4. Мануйлов Ю.В. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. - М. – Н. Новгород : Изд. Волго-Вятской академии госслужбы, 2002. - С. 24.
5. Мануйлов Ю.С. Воспитание через среду. // Воспитательная работа в школе. - М. : Народное образование. – 2008. - 144 с.
6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - С. 233, 234.
7. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Актуальные проблемы современной педагогики : межвузовский сборник научных трудов. – Пенза, 2001. - С. 3-5.
8. Садакова Л.Г. Проблемы социализации подростков. Пособие для учителей. - Вятский гос. пед. университет. - 1995. - С. 78-79.
9. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1997. - С. 105, 107-108.
Важнейшим институтом социализации и самореализации личности подростка является самодеятельное объединение, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия  для формирования жизненной позиции.  Подросток в совместной деятельности осваивает конструктивные  способы общения, вырабатывает личностные нормативные качества. Самодеятельная общность предоставляет дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения, оценки и  признания результатов своей деятельности, и в силу этого  обладает огромным воспитательным потенциалом. Социализации и самореализации личности подростка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Досуговое пространство для подростка - это зона общения,  сфера раскрытия его способностей и реализации потребности в самовыражении и признании.  В самодеятельной общности подросток учится глядеть на мир глазами другого, проигрывая множество ролей, он глубже познает себя, соотносит свои недостатки с ценностями другого и корректирует свое поведение.

Цель исследования

В настоящее время значительное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию у школьников навыков, необходимых для полноценного существования в социуме. Общественные объединения детей и молодежи обуславливают

воспитательный эффект проявления социальной активности личности. Так, выражая субъектную позицию, как высший уровень проявления социальной активности, личность испытывает потребность реализовываться в социальной деятельности совместно с единомышленниками, общаться с ними, создавать общий круг интересов, что указывает на психологическую готовность к восприятию воспитательных воздействий коллектива в общественном объединении. Большой социализирующий потенциал как детская организация имеет школьный туристский клуб. Он проявляется прежде всего через возможности коммуникативного пространства клуба в ходе туристских и экскурсионных поездок и путешествий. Таким образом, целью нашего исследования является исследование потенциала туристского клуба как средства социализации подростков.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами была сформулирована концепция создания среды, способствующей социализации подростков в виде школьного туристского клуба. Данное объединение является одной из перспективных форм организации досуга подростков, способно компенсировать дефицит условий социализации и самореализации личности подростка в других значимых сферах жизнедеятельности. Туристский клуб мы считаем объединением, сформированным на основе теории средового подхода в воспитании. Под средовым подходом в воспитании понимается система действий со средой, обеспечивающая ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

В основу деятельности школьного туристского клуба была положена экскурсионная составляющая. Целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития личности и формирования  коммуникативной культуры личности, выступающей  базовой предпосылкой успешной социализации. Осуществляемая в форме общественного объединения, она  обеспечивает переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества. В туристском клубе подросток оказывается в условиях, стимулирующих развитие творческого потенциала,  формирующих те личностные качества, которые не раскрываются  и не востребуются в социально нормативных сферах жизнедеятельности.

Детские и юношеские организации являются в основе своей добровольными объединениями. Дети, подростки, юноши и девушки входят во внеучебное объединение по собственному желанию и обладают возможностью выйти из него. Добровольное вхождение в организацию позволяет детям, подросткам, юношам и девушкам как субъектам социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, а также адаптации и обособления в социуме.

Добровольные объединения школьников могут быть и воспитательными организациями, то есть являться фактором относительно контролируемой социализации. В зависимости от того, кто создает ту или иную организацию, в ней может осуществляться тот или иной вид воспитания. Это работа проводится в ходе взаимодействия детских и юношеских объединений, содержанием которого в общем виде является следующее: организация социального опыта; обучение и просвещение; стимулирование самодеятельности; самообразование и позитивное самоизменение;  индивидуальная помощь в решении проблем личностного становления.

Любой клуб как общественное объединение имеет четко выраженный социокультурный контекст. Понятие клубной деятельности, по мнению ряда исследователей, близко к понятиям рекреационной и досуговой, но не тождественно им. Общим является то, что все они, во-первых, реализуются в свободное время, во-вторых, их реализация определяется возможностями, имеющимися в конкретных социальных условиях. Но рекреационная и досуговая деятельность могут быть реализованы в групповых и массовых формах, а клубная - в коллективных. По содержанию рекреационная и досуговая деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая дополнительно к этому имеет творческий компонент, а клубная, будучи непременно творческой, имеет созидательную направленность. Клубная деятельность организуется на принципах добровольного объединения учащихся, имеющих корреспондирующие между собой интересы, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей учащихся.

Школьный туристский клуб, по нашему мнению, безусловно, вписывается в клубную модель воспитания и является одним из видов общественного объединения подростков. Социокультурный контекст клуба - это общность людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, сообщества похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. Для подростковой среды примером клубной модели социального воспитания может служить детско-подростковый клуб, военно-исторический клуб, поисковый отряд и т.д. С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. В первую очередь это детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направлено на активное включение индивидов в общество. К ним относятся культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.д., которые функционируют в системе досуга. Однако не все досуговые объединения имеют четко направленный социализирующий потенциал.

Главное в досуге заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. К сожалению, часто социализирующее воздействие на детей и подростков бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах его деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Довольно существенное значение в социализации подрастающего поколения имеет школа. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера, эпизодична и не имеет массового характера. Важным и эффективным средством социализации выступают досуговые учреждения, которые являются учреждениями полифункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Роль туристских объединений школьников, в том числе подростков, отмечал еще в 20-30 годах ХХ века Б.Е. Райков. В современных условиях ресурсы в области социализации школьных объединений, к которым, безусловно, можно отнести туристский клуб, еще больше возросли. Урбанизация приводит к тому, что все большее количество детей и подростков живет в городах, где они имеют возможность общаться с большим количеством сверстников, при этом часто это общение бывает неподконтрольно взрослым. Сегодня туристско-краеведческие объединения школьников работают в школах, учреждениях дополнительного образования по месту жительства учащихся. Методологической основой построения системы дополнительного туристского образования в современных условиях является идея рассмотрения сферы туризма как расширенного образовательного пространства, на фоне которого осуществляется последовательная смена состояний развития личности, становление ее интересов, морально-нравственной позиции, ее самоопределение в быстро меняющемся мире.

Школьные клубы имеют различную направленность: спортивные, технические, художественные, научные и т.д. Деятельность в таких объединениях иногда захватывает подростков, оттесняя семью, школу, неформальные компании. Чем притягательны такие клубы для современных школьников? По результатам опроса, на первом месте (41%) стоит мотив использования полученных в клубе знаний, умений и навыков в выборе будущей профессии. На втором месте (39,5%) стоит желание узнать что-либо новое, расширить свой кругозор. Следующим по значимости (27%) стоит мотив стремления к общению в клубе с друзьями и интересными людьми.

Мировой опыт показывает, что одним из первых и продуктивных путей вывода из кризиса системы общественного воспитания является развитие клубной деятельности учащихся как в рамках учебно-воспитательных учреждений, так и за их пределами. Именно таким объединением является школьный туристский клуб. Актуальность и необходимость реализации клубной деятельности школьников в последнем случае диктуется тем, что большое число учащихся в свободное от школы время предоставлены сами себе. По данным исследований, педагогически организованный досуг учащихся составляет всего 5-7% от общего объема свободного времени. По тем же данным, 70% молодых людей не могут организовать свой досуг, а 26% заявляют, что не знают, чем занять свое свободное время, и были бы рады его вообще сократить.

Таким образом, личность в социальной роли члена общественного объединения приобретает опыт проявления социальной активности, удовлетворяя свои личностные и социальные потребности. Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью своей жизненной цели, цели своего вхождения в организацию, своего места, роли и образа жизни в ней (и за ее пределами), а также возможностей, представляемых ребенку объединением.

Результаты исследования и их обсуждение

Туристский клуб как среда представляет особый интерес в процессе социализации подростков. Только средообразующие действия способны продуцировать надлежащее значение жизненной среды. Это необходимо для того, чтобы подчинить ее влияние воспитательным целям и тем самым обратить среду в средство воспитания.

Как досуговое объединение школьный турклуб прежде всего способствует культурному отдыху подростков, направляя их свободное время в позитивное русло. Туристский клуб может являться фактором успешной социализации подростков. Он представляет собой один из видов внеурочной деятельности, в которой проявляются основные признаки оптимальности того или иного процесса: ритмичность, полнота этапа, прогрессирующая вариативность, которые обуславливают то, что внеурочная деятельность становится причиной и движущей силой исследуемого процесса, важными условиями которого являются последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных форм и создание ситуаций успешности во внеурочной деятельности.

К ведущим принципам деятельности школьного клуба можно отнести следующие. 

  • Обеспечение ее общественно полезной и нравственно ценностной направленности.
  • Принцип насыщения деятельности в клубном объединении творческими элементами.
  • Дифференциации и индивидуализации занятий в клубном объединении.
  • Гедонистическая направленность деятельности. Работа в клубном объединении должна стать для школьника источником положительных эмоций, доставлять удовлетворение, радость.
  • Принцип отсутствия утилитарности, бескорыстия. Возникающие в процессе любительских занятий ценности могут иметь практическое назначение, но они не должны создаваться только ради утилитарного эффекта.

Знание перечисленных принципов и учет их в практической деятельности позволяют каждому руководителю клуба по интересам, в том числе туристского клуба, строить занятия, эффективные в организационно-практическом и педагогическом отношении.

Турклуб - сравнительно редкое явление в школе. Для того чтобы развивать туристско-краеведческую деятельность в объединениях по интересам, у школы часто нет подготовленных педагогов. Часто руководители детско-юношеских групп сами в прошлом прошли школу подготовки в подобных объединениях или являются просто энтузиастами своего дела. При должной организации туристско-краеведческая деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность школьников, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. В процессе осуществления всех поставленных выше задач школьники выполняют различные социальные роли, приобретая таким образом разнообразные социализирующие навыки.

Заключение

Таким образом, досуговые объединения школьников, к которым, безусловно, можно отнести и школьный турклуб, являются необходимым условием успешной социализации подрастающего поколения. В ходе его деятельности изучается культурно-историческое прошлое страны и «малой родины» путем изучения краеведческого материала, что способствует осознанию подростками своего места в стране и в обществе, появляются и развиваются исследовательские  и коммуникативные навыки. Кроме того, клубная среда обеспечивает выполнение ряда базовых социальных ролей и активно способствует процессу социализации подростков.

Рецензенты:

Марков А.П., д.п.н., доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,    г. Санкт-Петербург;

Моздокова Ю.С., д.п.н., профессор кафедры социальных технологий Российского государственного социального университета, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Ханина Е.Н. ТУРИСТСКИЙ КЛУБ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15048 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252