Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Осипова Л.Б. 1 Панфилова Е.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
2 Администрация г.п. Лянтор
Досуг представляет собой совокупность различного рода занятий, направленных на восстановление духовных и физических сил личности. Авторы статьи утверждают, что нерациональная организация досуга способна привести к разрушению личности молодого человека. Управление досуговой сферой должно основываться на принципах свободы и учитывать потребности студентов в самоорганизации. В статье предпринят поиск новых форм и освещение инновационных изменений организации досуговой деятельности. Акцентируется внимание на возрастании роли социально мобильной, профессионально компетентной, свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, воспитание которой происходит именно в свободное время. Выявлено, что использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
молодежь
студенчество
досуг
свободное время
потребности
ценности
1. Аристотель. Никомахова этика. Политика [Текст] /Аристотель. Соч. в 4 томах. – Т. 4. – М.: Наука, 1981.
2. Декарт, Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. [Текст] Т. I / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1989.
3. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга [Текст] / Ж. Дюмазедье //Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. – 1993. - № 1. – С.12-15.
4. Лисовский, В.Т. Российская интеллигенция: культура и нравственность // Человек и образование в современной России (Социологические очерки) [Текст] / В.Т. Лисовский – СПб.: Изд-во СПб Университета, 1998.
5. Луков, В.А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации [Текст] /В.А. Луков //Знание. Понимание. Умение. – 2006. - №1. – С.106-109.
6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т.46., ч. II. – М.: Наука, 1969.
7. Минц, Г.И. Свободное время: желаемое и действительное [Текст] / Г.И. Минц. – М.: Наука, 1978.
8. Орлов, Г.П. Свободное время: Условие развития человека и мера общественного богатства [Текст] / Г.П. Орлов. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.
9. Платон. Государство. Законы. Политика [Текст] / Платон. – М.: Мысль, 1998.
10. Российский энциклопедический словарь. В 2-х кн. [Текст] /гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 2001. – С.1237.
11. Шопенгауэр, А. Введение в философию; Новые паралипомены; Об интересном: Сборник [Текст] / А. Шопенгауэр / Пер. с нем. – М.: ООО "Попурри", 2000.
Трансформация общественных отношений привела к изменению содержания молодежного досуга. Преобразования затронули ценности и мировоззрение молодежи. Особый интерес представляет изучение досуга определенных социальных групп, в частности - студенчества. Студент сталкивается с необходимостью выбора форм досуга, который крайне ограничен и иногда не предполагает наличия желаемых для молодежи вариантов. Попытки осознания сущности досуга были предприняты древними учеными - Аристотелем, Платоном, а позднее - в трудах Р. Декарта, А. Шопенгауэра [1, 2, 9, 11]. Так, согласно педагогической концепции Платона, цель познания - приносить счастье и радость. При этом сам термин «познание» обозначал «досуг». Исходя из этого, следовало, что обучение не только должно доставлять удовольствие, но и быть полезным. Аналогичную позицию занимал и Аристотель, утверждая, «каждая деятельность должна быть направлена на прекрасное, и одновременно - на полезное и необходимое. Любой человек должен заниматься работой, но при этом важно, чтобы он имел возможность полноценно использовать свой досуг» [7].

В зарубежной литературе история изучения досуга и свободного времени представлена работами Р. Декарта, А. Шопенгауэра. Так, Р. Декарт раскрывал свободное времяпровождение в непосредственной взаимосвязи с социальным положением в обществе, саморазвитием и личной свободой [2]. При этом А. Шопенгауэр указывал на досуг как «венец человеческого существования». Лишь он создает условия для полного овладения своим истинным «Я». Самосовершенствование любого человека являет собой обладание им достижениями культуры, а также самостоятельное формирование и творение культурных ценностей [11]. Ж. Дюмазедье отмечает, что досуг представляет собой комплекс дел, которым человек может отдаваться развлечению, отдыху, развитию собственной образованности и добровольного участия в жизни социума после исполнения различного рода обязанностей» [3]. В определении К. Маркса подчеркнута роль «более возвышенной деятельности, связанной с развитием человека» [6]. Как видим, в западной науке не сложилось единого определения досуга. Она стремится утвердить досуг как «истинное время жизни», едва ли не единственный смысл человеческого существования.

В отечественной литературе изучение досуга рассматривали Г.Н. Зборовский, С.Н. Иконникова, Л.И. Михайлова, А.С. Орлов. Г.П. Орлов интерпретирует термин «досуг» как совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности [8]. Довольно интересной представляется позиция Г.И. Минца, который считает, что «досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений» [7].

Досуговая деятельность включает реальный процесс общественной, творческой, развивающей деятельности индивида и осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения социума. Социальная активность личности - сознательная, добровольная, инициативно-творческая деятельность, направленная на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности, как утверждал известный исследователь студенческой молодежи В.Т. Лисовский [4]. Луков В.А. считает, что в студенческие годы на личность начинает оказывать все большее влияние макросоциальная среда: она понимается как источник ориентаций и регулятор выбора жизненных позиций [5]. Во многих учебных заведениях досуговая деятельность представлена советами и ассоциациями, разноплановыми студиями и клубами по интересам.

Для выявления структуры характера и форм занятий студентов в свободное время, выявления возможных резервов для повышения эффективности использования досуга был проведен социологический опрос студентов Лянторского нефтяного техникума. Всего было опрошено 120 респондентов. В качестве опросного метода было выбрано анкетирование. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. В соответствии с целью научного исследования студентам предложено дать характеристику своего досуга (Табл.1).

Таблица 1

Мнение респондентов о характеристиках досуга (в % к числу опрошенных)

Характеристика досуга

Юноши

Девушки

Итого

Время для занятий тем, чем хочется

30,5

26,0

28,2

Время, не занятое учёбой

6,5

6,7

6,6

Время активного отдыха (спорт, творчество, общественные дела)

35,2

45,4

40,4

Время для саморазвития и самореализации

24,3

17,8

21,0

Время, когда я ничего не делаю

3,5

4,1

3,8

Как видим, у студентов нет точного представления о том, что такое досуг. У 40,4% опрошенных студентов досугом оказалась сосредоточенность на активной деятельности, которая позволяет отдыхать и проводить время с пользой. Причем почти половина девушек (45,4%) и треть юношей (35,2%) ведет активный образ жизни, что может свидетельствовать о наличии более активной позиции девушек в поиске своего пути в жизни. Такое отношение респондентов ко времени досуга, как считают авторы, вполне объяснимо. Современная действительность обязывает молодежь быть включенной в разные виды активной деятельности, чтобы в дальнейшем преуспевать в профессиональной сфере. Вместе с тем, следует заметить, что студенты не выделяют четко виды деятельности в досуговой сфере. Одновременно, четвертая часть опрошенных девушек (26,0%) и треть юношей (30,5%) указывает, что досуг - это время, когда человек делает то, что хочет, то есть в качестве основного момента они выделяют свободу действий, возможность самостоятельно организовать свою деятельность. Привлекает внимание тот факт, что на досуг как время для развития личности, её саморазвития и самореализации указала пятая часть респондентов (21,0%). При этом количество юношей, выбравших этот ответ, преобладает (24,3 и 17,8% соответственно). Это можно объяснить большей устремленностью молодых людей к самореализации. Досуговое время у 6,6% респондентов совпадает с определением внерабочего времени, то есть со временем свободным от учёбы - основного вида деятельности студентов. Характерно, что в иерархии ответов юношей и девушек по данному вопросу мнения аналогичны.

Студенческий досуг может быть как затратным, так и организованным на бесплатной основе. Основным источником дохода студента остается семья, от материального достатка которой зависит количество потребляемых студентами платных услуг. Опрос студентов выявил уровень обеспеченности семей студентов. Каждый второй опрошенный указал на помощь родителей при формировании собственного бюджета. Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает затруднений у 41,7% юношей и 34,2% девушек, что в сумме составляет треть опрошенных (37,9%). Треть часть семей юношей (32,5%) и половины (50,3%) девушек имеет достаточно денег для приобретения продовольственных товаров, но на крупные покупки им приходится откладывать средства. Менее 10% юношей (9,2%) и девушек (4,9%) отметили, что в их семье денег хватает только на продукты питания. Однако, десятая часть студентов (13,5%) указывает на то, что в их семье достаточно денег для того, чтобы ни в чем себе не отказывать, 48,6% респондентов имеют затруднения для выделения затрат на отдых и досуг. Соответственно, эта часть студентов вынуждена заниматься самоорганизацией досуга или поиском доступных, возможно бесплатных форм проведения свободного времени.

На вопрос о наиболее предпочтительном месте для проведения свободного времени ответы респондентов распределились следующим образом: 37,1% студентов проводят свободное время дома, каждый пятый (20,6%) отметил, что проводит время на улице. Так, юноши проводят меньше времени дома (28,4%), чем девушки (45,4%). Возможно, это связано с большим объемом домашних дел и обязанностей у девушек. Каждый десятый юноша (11,9%) в свободное время посещает досуговые учреждения города, среди девушек таких 3,7%. Предпочитают путешествия 8,4% девушек и 6,7% юношей. В свою очередь, юношам ближе отдых на природе за городом (7,6%), чем девушкам (6,1%). Однако интересы и пристрастия молодого поколения не ограничены одними лишь развлечениями.

Такие формы заполнения досугового пространства, как чтение, дополнительное обучение, тренинги, семинары, различные дополнительные занятия, свидетельствуют о наличии значимой развивающей компоненты в досуговой деятельности современной молодежи. Каждый седьмой опрошенный отмечает общение, как наиболее предпочтительное занятие во время досуга (13,6%), причем по мере взросления увеличивается процент респондентов, поставивших эту форму досуга на первое место. Каждый десятый предпочитает смотреть телевизор (8,5%) и слушать музыку (7,9%) в свое свободное время. На первую строчку в рейтинге занятий во время досуга молодые люди ставят просмотр телевизора (16,2%), а 18-летние - прослушивание музыки (13,6%). Увеличение доли пользователей Интернета и роста популярности социальных сетей (12,7%) выводит виртуальное общение на ведущие позиции среди других форм коммуникаций у студентов, что снижает уровень развития коммуникативных способностей, социализации и негативно влияет на повышение грамотности и использование русского языка.

Со средним показателем 5,3% занимает посещение кафе, баров и ресторанов, что говорит о наличии финансовых возможностей у студентов для выбора такой формы досуга. Одновременно посещение кафе может быть источником социально-негативных явлений (алкоголизм, наркомания, нарушение законов). Настораживает тот факт, что спорт студенты ставят на четвертое место в рейтинге наиболее предпочтительных занятий. В спортивных клубах чаще бывают юноши (6,7%), девушки (3,5%). Чаще всего спортом занимаются самые студенты младших курсов (6,3%). Возможно, тенденция к снижению занятиями спортом связана с уменьшением количества свободного времени у старшекурсников. На пятое место в списке предпочитаемых видов досуга респонденты ставят чтение (7,0%). Однако в настоящее время очевиден выбор в пользу развлекательной литературы, чем познавательной или развивающей. С возрастом снижается интерес к чтению. Это, безусловно, является отрицательным фактором и требует повышения внимания преподавателей к назревшей проблеме. Незначительное количество опрошенных (2,1%) заявляет, что участвует в деятельности общественных объединений или молодежного парламента.

Рис. 1. Показатели степени информированности о деятельности молодежных организаций, в % к числу опрошенных

Этот факт свидетельствует о низкой гражданской активности студентов. Анализ уровня информированности студентов о деятельности молодежных организаций, занимающихся организацией социально одобряемого досуга и вовлечением студентов в активную досуговую деятельность, не носит позитивного характера. Степень информированности респондентов недостаточна для полноценного вовлечения молодежи в деятельность, организуемую специалистами по работе с молодежью. Одновременно следует учитывать, что в деятельности общественных организаций молодежь дифференцирована по степени активности в осуществляемой деятельности и включенности в процесс. Таким образом, предпочтения студентов в выборе видов досуга различны в зависимости от пола, личностных характеристик опрошенных. При этом место проведения досуга не отличается кардинально.

В результате исследования выявлено, что на организацию досуга студентов значительное влияние оказывают две первичные референтные группы - семья и компания друзей. Если привести данные в процентном отношении, то 23,5% высказались о том, что на выбор формы проведения досуга повлияли друзья, причем больше к друзьям прислушиваются девушки (24,1%), чем юноши (22,9%). Высокий рейтинг рекламы в Интернете (15,7%), большее влияние она оказывает на молодых людей (19,2%), в сравнении с девушками (12,2%). Каждый седьмой (14,3%) - прислушивается к мнению родителей, каждый десятый смотрит рекламу на телевидении (9,3%). Главным помощником в адаптации студентов к реалиям студенческой жизни призван стать куратор. Однако старосты и кураторы студенческих групп влияют на мнение студентов незначительно, охватывая менее 10% опрошенных.

Анализ мнений студентов о роли куратора в жизни студенческой группы показал, что около половины юношей (46,7%) и треть девушек (37,8%) редко встречаются со своим куратором. Еще треть респондентов (28,6% юношей) считает, что куратор контролирует успеваемость в группе, на этом его функционал исчерпывается, примерно такая же доля девушек (30,8%) считает куратора лишь организатором развлекательных мероприятий в группе. И самый низкий рейтинг ответов у юношей (8,6%) и девушек (14,9%) с формулировкой о том, что куратор - это наставник, к которому можно обратиться по любым вопросам, человек, способствующий вузовской адаптации студентов.

Таким образом, необходимо отметить существенные изменения молодежного досуга, которые базируются на новой форме реальности, новом информационном поле, пространстве компьютерного общения и коммуникации.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15026 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674