Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Жейнова С.С. 1
1 Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого
Проблема организации творческой деятельности будущих специалистов тесно связана с их профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, приводит к их профессиональному становлению. Эти вопросы привлекают внимание ученых. Однако, несмотря на численность исследований, до сих пор не существует единого подхода к формированию творческих качеств студентов высших учебных заведений. Недостаточной разработанностью проблемы в теории вызвано противоречие, требующее разрешения, а именно: между потребностью в квалифицированных творческих специалистах на производстве и недостаточным уровнем сформированности творческих качеств студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. В статье представлены результаты исследований отечественных исследований, что дает возможность внести изменения в организацию процесса подготовки будущих воспитателей детей дошкольных учреждений. Автор предлагает перечень условий, создание которых считает необходимым для формирования творческих качеств личности в процессе профессионального становления.
параметры творческой индивидуальности
система творческих заданий
условия формирования творческих качеств
творческая личность
творческие качества
1. Бех И. Д. Воспитание личности: уч. для студентов высших учебных учреждений / И. Д. Бех. – К. : Лыбидь, 2008. – 848 с.
2. Воробьева Н. О. Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2003. – 293 c.
3. Гриненко И. В. Педагогические условия развития креативности будущих учителей гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … кандидата педагогических наук. – Тернополь, 2008. – 20 с.
4. Долматова Т. А. Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2001. – 164 c.
5. Камракова Н. Ю. Оценка креативности учащихся музыкальных школ педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. – Ярославль, 2011. – 25 с.
6. Коваленко А. Б. Психология понимания творческих задач: автореф. дис. док. псих. наук. – К., 2000 – 28 с.
7. Кузнецова В. Е. Формирование профессионально-творческих способностей у будущих учителей-воспитателей: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 228 c.
8. Мильто Л. А. Формирование творческой индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной педагогической подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. – К., 2001 – 16 с.
9. Стась М. И. Формирование эстетических творческих качеств и умений будущих учителей средствами изобразительного искусства: автореф. дис. канд. пед. наук. – К., 2001. – 20 с.
10. Страцинская И. А. Творческая активность личности и возраст.// Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Ангелова Г. В. – Одесса: Аспект, 2003. – 220 с.
11. Филонова Ю. А. Возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников: дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2003. – 304 c.
Проблема формирования творческих качеств личности достаточно хорошо изучена и освещена в научно-педагогической литературе. Однако вопрос формирования творческих качеств будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки не стал объектом конкретного исследования. Остается неисследованным перечень важных теоретико-практических проблем: не выяснены особенности, технология и педагогические условия формирования творческих качеств студентов направления подготовки «Дошкольное образование» в процессе профессиональной подготовки. Анализ литературных источников и результатов научных исследований по проблемам подготовки специалистов в области дошкольного образования не предполагает необходимости подготовки творческого специалиста.

Цель исследования

Проанализировать исследования отечественных ученых особенности формирования творческих качеств личности.

Материал и методы исследования

Комплексный характер исследования обусловил привлечение нескольких групп источников, среди которых существенный интерес представляют диссертационные исследования последних лет, посвященные разным аспектам формирования творческих качеств личности. Это работы Т. А. Долматовой, Ю. А. Филоновой, В. Е. Кузнецовой, Н. О. Воробьевой, Н. Ю. Камраковой, А. Б. Коваленко, Л. О. Мильто, И. В. Гриненко, М. И. Стась, И. А. Страцинской. В их трудах большое значение отводится исследованию проблем формирования творческой личности, что в целом считаем важным для нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Так, И. Д. Бех делает акцент на том, что большинство видов современной трудовой деятельности предполагает готовность специалиста к решению неординарных, неалгоритмизованих задач [1, с. 412]. Усиливает это положение сама сфера педагогической деятельности будущих воспитателей, которая на сегодня является инновационной, направленной на создание новых результатов в контексте современного способа поведения ребенка - субъекта воспитательного воздействия.

Новый подход к решению творческих задач путем создания модели процесса понимания многосмысловых объектов на основе применения системно-структурного подхода для анализа процесса понимания как таковой целостности разработана в исследовании украинского ученого А. Б. Коваленко. В ходе исследования автор использует новый класс задач, которые являются универсальной моделью понимания творческих объектов. Интересными для нашего исследования являются методы диагностики процесса понимания в ситуациях решения творческих задач. Также автором обозначен такой критерий понимания творческих задач, как понимание ее скрытого смысла. Исходя из этого, процесс понимания творческих задач трактуется как особый процесс осмысления и переосмысления содержания информации. Нами может быть использован этот прием при создании организационно-педагогических условий формирования творческих качеств будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки. Важным для нашей темы также предположение исследователя, что, определяя конкретную направленность мыслительной деятельности в ходе понимания задачи, стратегии служат одновременно показателем готовности личности к решению творческих задач, в частности, готовности к творческой деятельности в целом.

Ю. А. Филонова в диссертационном исследовании предлагает систему творческих заданий, которая направлена на развитие не только интеллектуального, но и эмоционально-образного потенциала учащихся средних классов общеобразовательной школы. Именно возраст от 10 до 14 лет ученый считает сензитивным периодом для формирования творческих способностей. Автором определена возможность объединения творческих задач в систему согласно принципу развития креативных качеств личности: творческого воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления, эмпатии, чувства слова как средства выражения мысли и чувств автора [11, с. 151]. В целом, соглашаясь с идеей внедрения системы творческих заданий для развития творческих качеств личности будущих воспитателей, мы не согласны с автором по определению сензитивного периода развития творческих качеств, так как творческое развитие личности происходит в течение всей жизни и наибольшего раскрытия достигает в период профессиональной подготовки. Именно в период профессионального становления творческие качества и способности приобретают движущую силу относительно построения жизненной и профессиональной стратегии.

Так, Т. А. Долматовой определены условия организационно-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования для развития качеств творческой личности ребенка. Автор подчеркивает необходимость создания творческих объединений, представляющих собой коллективную форму реализации творческого потенциала детей и взрослых. В созданной ситуации успеха педагоги некоторое время стараются не замечать недочеты учащихся, а усиливают акцент оценивания на достоинствах работы и личности [4].

Мы положительно оцениваем функционирование таких объединений, однако считаем, что происходит некоторое ограничение развития других качеств детей.

Н. Ю. Камракова определила в исследовании качества личности педагога в музыкальной сфере, способного к оценке креативности учащихся музыкальных школ. К перечню таких качеств автор отнесла творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуицию, эмпатию, чувство юмора, творческое отношение к профессии, толерантность к неопределенности, когнитивную, эмоциональную и поведенческую гибкость. В ходе исследования ученым доказана возможность формирования творческих качеств личности педагогов музыкальных школ как фактора оценки креативности учащихся [5]. На наш взгляд, именно это теоретическое положение является значимым для нашей темы, ведь установлена зависимость между уровнем креативности педагога и проявлениями ученика.

Относительно практической значимости исследования, считаем интересным разработанный в ходе экспериментальной части тренинг развития качеств творческой личности педагога музыкальных школ. Он предусматривает уточнение ожиданий участников тренинга по формированию качеств личности и осуществление подготовки к деятельности в группе.

Однако исследования Т. А. Долматовой, Ю. А. Филоновой и Н. Ю. Камраковой направлены на решение проблем других возрастных категорий, в отличие от специфики нашего исследования, касающегося формирования творческих качеств студентов - будущих воспитателей.

Исследователь В. Е. Кузнецова в своей диссертационной работе определяет группы качеств личности, уровень развития которых способствует формированию профессионально-творческих способностей. К ним автор относит социальные и обще-личностные качества, а именно: духовность, нравственность, педагогическую направленность, эстетические качества. Вторую группу, по мнению ученого, составляют профессионально-педагогические качества, такие как: теоретическая и обще-методическая подготовка будущего специалиста. Третью группу качеств личности В. Е. Кузнецова называет индивидуальными качествами, которые выражаются в особенностях познавательных процессов и педагогической направленности, а именно: наблюдательности, педагогическом мышлении, памяти, волевых качествах, эмоциональной отзывчивости, особенностях темперамента и состоянии здоровья [7, с. 30]. Мы согласны с перечисленными компонентами классификации, которую презентует автор исследования. Однако, ссылаясь на определение понятия профессионально-педагогические качества, считаем ее недостаточно полной для формирования творческих качеств будущих воспитателей.

Следует отметить исследование Н. О. Воробьевой, в ходе которого автор выделяет и научно обосновывает уровни педагогического творчества. Вместе с этим автор рассматривает творчество как сложный, многоуровневый, комплексный процесс, в основу которого заложены логические и образные компоненты мышления, особенности познавательных психических процессов, интуиция, мотивационно-потребностная, эмоционально-чувственная сфера, личностные черты человека [2, с. 12]. Однако творчество исследователь рассматривает через призму таких понятий как, творческая активность, творческая деятельность, которые не являются ключевыми для нашего исследования. Мы подчеркиваем, что невозможно формировать творческую деятельность будущих педагогов-воспитателей, так как это действия, которые в основном координируются, организовываются преподавателями высшего учебного заведения.

В работе Л. А. Мильто основными диагностированными в ходе исследования качествами (параметрами) творческой индивидуальности стали: творческая активность, самосознание, свобода самовыражения, морально-ценностные ориентации, самореализация и педагогическая направленность.

Интересным, на наш взгляд, является определение автором уровней сформированности качеств творческой индивидуальности, а именно: непродуктивный (низкий); продуктивный (средний); эвристический (достаточный); креативный (высокий). По нашему мнению, это может быть основой для определения уровней сформированности творческих качеств будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки.

Значительным достижением в ходе исследования, мы считаем определение признаков творческой индивидуальности педагога, таких, как:

  • Сформированность «педагогического Я» Л. А. Мильто рассматривает как, представление о цели своей деятельности.
  • Сформированность педагогической «Я-концепции», по убеждению ученого, также является характерной особенностью творческой индивидуальности педагога. Автор трактует этот признак как, включенность в «Я-образ», «самопонимание», представления, знания и ощущение своей уникальности и неповторимости как педагога, ведь учитель осознает не только то, что сближает его с другими педагогами, но и свою отличие от них.
  • Активное отношение к педагогической деятельности объясняется ученым, как широта интересов при общем положительном отношении к миру, в котором человек свободен проявлять активность и реализовать свое «Я» согласно «Я-концепции»[8, с. 11].

Отметим, автор пришел к выводу: формирование творческой индивидуальности учителя возможно при наличии двух основных условий. Во-первых, педагогическая индивидуализация (как индивидуализация вторая) возможна только тогда, когда процесс первой индивидуализации состоялся: у человека без ярко выраженной индивидуальности как качества личности, без сильного "Я" не может формироваться и педагогическая индивидуальность. Однако, на наш взгляд, условий формирования творческой индивидуальности значительно больше. Мы предполагаем, что человек с ярко выраженной индивидуальностью не всегда обладает тем перечнем творческих качеств, которые интересны для нас.

Ученым И. В. Гриненко определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития креативности будущих учителей гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки (овладение знаниями основ креативности, организация знаково-символьной деятельности; аксиологизации гуманитарных знаний, создание креативного климата); И. В. Гриненко определил суть понятия "креативность учителя гуманитарного профиля". К этому понятию автор отнес духовную способность культурной личности создавать новый учебный продукт (текст) благодаря мотивации успеха, обогащению ментального опыта и состояния психофизиологической когерентности. Важным для нашего исследования является разработанная и обоснованная И. В. Гриненко модель развития креативности будущего учителя гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки. Ее составляющими являются пять компонентов структуры креативности (мотивационный, эмоционально-ценностный, когнитивный, конативный, результативный) и критерии оценки уровня их развития. Считаем, что эта модель может служить основой для формирования творческих качеств будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки. Интересными в русле нашего исследования является разработанные автором педагогические условия, а именно: овладение знаниями основ креативности; организация знаково-символьной деятельности; создание креативного климата; аксиологизации гуманитарных знаний. Отметим, что одним из эффективных средств реализации педагогических условий автор считает разработаный спецкурс "Педагогическое творчество и инновационная деятельность". Интересной является созданная автором технология креативного многоуровневого кодирования информации, к которой И. В. Гриненко относит систему трех взаимосвязанных методов (интеллект-карт, АбРеСа, Консепт), развивающий воображение, интуицию, краткость мышления и способствует рефлексии [3, с. 6-8].

Полезным считаем исследования М. И. Стась, в котором раскрыта суть понятия эстетические творческие качества. Интересен перечень эстетических творческих качеств, который имеет сходные черты с предложенными в дальнейшем нами творческими качествами будущих воспитателей. Автором были также исследованы педагогические условия формирования у будущих учителей эстетических творческих качеств и умений, таких как: создание и организация предметно-пространственной среды интерьеров учебных комнат; созерцание и анализ произведений изобразительного искусства; общение с другими видами искусства; овладение изобразительной грамотой; индивидуализация процесса развития эстетических творческих качеств и умений; сопоставление субъективной оценки результатов собственной деятельности с экспертной оценкой [9].

Впервые выделила своеобразную дискретно-узловую структуру жизненного пути личности И. А. Страцинская. В своем исследовании автором определены возрастные точки в жизненном пути личности, которые выполняют роль двойных узлов. Ученый отмечает, что исследования жизненного пути личности биографическим методом позволило установить наличие дискретно-узловой структуры времени жизни. Жизненный путь личности оказался подчиненным дискретно-узловой ряде возрастных точек, в которых он делится на определенные периоды творчества и периоды личной жизни. У творческих личностей с разной направленностью жизненный путь имеет соответствующие различия по собственной дискретно-узловой структуре [10, с. 125].

Привлекает внимание работа А. Р. Медведевой, где впервые с позиций личностно-деятельностного подхода к формированию личности теоретически обоснована и экспериментально проверена система формирования у студентов творческих умений в процессе внеаудиторной воспитательной работы. Отметим, что интерес для нашей работы представляет технология формирования творческих умений студентов путем поочередного выполнения системы операций. Также автором уточнены критерии оценки конкретного творческого умения. В рамках нашей темы, интерес понятие «умение», однако в определении творческой личности ключевым понятием остается «качество».

Выводы

Таким образом, анализ позиций ученых позволил сделать вывод о необходимости создания условий для формирования творческих качеств личности.

На наш взгляд, система подготовки будущих воспитателей к педагогической творческой деятельности предполагает создание определенных условий, среди которых можно выделить:

  • поэтапность и систематичность процесса формирования творческих качеств будущих воспитателей детей дошкольного возраста;
  • совмещение традиционных и инновационных образовательных технологий в процессе подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений, направленных на обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия;
  • учет индивидуальных особенностей студентов направления подготовки «Дошкольное образование» в процессе организации проблемно-исследовательской деятельности;
  • активизация побудительных мотивов к творческому самовыражению в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.


Библиографическая ссылка

Жейнова С.С. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15011 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674