Современный педагог должен выступать не столько источником знаний и контролирующим субъектом, но и работать в поликультурной среде, знающего и уважающего не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.
Важной предпосылкой решения задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов является развитие этнопедагогической компетентности педагога [2]. На основе выделенных характеристик уровней этнопедагогической компетентности педагога построена критериально-уровневая шкала оценки этнопедагогической компетентности, содержащая характеристику, содержание, методы диагностики и уровневую шкалу по каждому критерию. Такая шкала позволит провести адекватный, сравнимый и воспроизводимый диагностирующий и формирующий эксперименты по становлению этнопедагогической компетентности будущего педагога.
Цель исследования
Разработать критерии, определить основные показатели, охарактеризовать уровни сформированности этнопедагогической компетентности у будущего педагога.
Материал и методы исследования
Нами был использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых теоретических и эмпирических методов исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической, специальной литературы по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение опыта ведущих педагогов страны и вуза; анализ учебных программ, учебно-методических пособий; анализ результатов учебно-практической деятельности преподавателей и студентов факультета технологии и профессионального образования, прогнозирование, сравнение; наблюдение, тестирование.
Результаты исследований и их обсуждение
Проблема формирования этнопедагогической компетентности педагога, под которой понимается интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности, является комплексной и затрагивает такие научные дисциплины, как педагогика, этнопедагогика, психология, введение в этнопсихологию, педагогика межнациональных общений и др.
Научные разработки, ведущиеся в данных областях, можно сгруппировать по следующим основным направлениям:
- Профессиональное становление человека, развитие его личностных качеств (А. Ф. Дистервег, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);
- Развитие личности студента, формирование его профессионализма и компетентности (Ю. П. Азаров, Б. Г. Ананьев, Е. П. Белозерцев, Н. В. Бордовская, С. Г. Ваниева, В.И. Гинецинский, В. А. Демин, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, З. К. Каргиева, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. В. Лаптев, А.Н. Леонтьев, Г. И. Михалевская, А. А. Реан, А. В. Хуторской, В. М. Шепель, В. А. Якунин и др.);
- Этнокультурный подход в профессиональном образовании (Г.Н. Волков, С.Б. Серякова, В.К. Шаповалов и др.).
- Национальная культура в системе образования (Г.Ф. Хасанова, Э.И. Сокольникова, З.Б. Цаллагова и др.).
В проекте национальной доктрины развития Российского образования говорится, что личность, воспитываемая в российской школе, должна включаться в пространство поликультурного диалога с представителями разных наций и народов, населяющих Россию.
Вопросами совершенствования этнопедагогической подготовки обучающихся в вузе занимались и занимаются П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, В.А. Иванов, А.В. Кайсарова, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, В.Г. Крысько, А. Б. Панькин, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, С.Н.Федорова и др.
Проблема определения критериев и показателей рассматривается в работах Н.В. Кузьминой, Г.Н. Подчалимовой, С.Н. Федоровой и ряда других ученых. Авторы по-разному подходят к выделению, описанию уровней профессиональной компетентности, а также лежащих в их основе критериев и показателей. В целом в научно-педагогической литературе существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся в основном к следующему:
- критерии должны отражать закономерности профессионального становления личности будущего специалиста;
- критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
- критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени;
- с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого процесса [1].
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило. Учитывалось, что понятие «критерий» по своему объему шире понятия «показатель» и входит в него как составная часть, является компонентом критерия [4]. Если критерий - это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели - это мера сформированности того или иного критерия. Нам необходимо выявить критерии и показатели оценки уровня сформированности этнопедагогической компетентности учителя технологии и предпринимательства.
На основе анализа различных точек зрения (Т.Е. Климова, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов и др.), мы определяем критерий как качество, свойственное изучаемому объекту, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития [8].
Необходимо отметить, что при выборе критериев мы опирались на принцип адекватности - доверять полученной информации можно только в том случае, если она адекватна объекту измерения. Опираясь на данный принцип, мы для каждого компонента этнопедагогической компетентности студентов определили критерии:
- для когнитивного компонента - полнота системы этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, материальной культуры народов Поволжья;
- для деятельностного компонента - умение использовать полученные теоретические знания на практике в условиях полиэтнического окружения;
- для мотивационно-потребностного компонента - сформированность профессионально-личностных качеств, определяющих позицию активного субъекта этнокультурного направленного образовательного процесса [7].
На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных были выделены показатели критериев сформированности этнопедагогической компетентности педагога и методы их диагностики (см. таблицу 1).
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности этнопедагогической компетентности
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Формы и методы диагностики |
Когнитивный |
полнота системы этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, национальной культуры народов Поволжья
|
- уровень усвоения этнопедагогических, этнопсихологических, методических знаний; - уровень усвоения материальной культуры народов Поволжья; - объем усвоенных знаний |
анкетирование, наблюдение, беседы, тесты, анализ учебной деятельности студента, экспертная оценка |
Деятельностный |
умение использовать полученные теоретические знания на практике в условиях полиэтнического окружения |
- сформированность этнопедагогических умений и навыков; - умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; - способность самостоятельно решать задачи |
анализ результатов самостоятельной работы. Самооценка профессиональных навыков, экспертная оценка творческих работ |
Мотивационно - потребностный |
сформированность профессионально-личностных качеств, определяющих позицию активного субъекта этнокультурно направленного образовательного процесса |
- развитие активности студентов, их направленности на профессиональную деятельность; - потребность в саморазвитии; - самостоятельность и ответственность; - развитие рефлексивной позиции студентов |
тестирование, анкетирование, самоотчеты, наблюдения
|
Оценка уровня сформированности критерия осуществлялась в соответствии с выявленными нами в ходе теоретико-методологического анализа показателями.
В нашем исследовании мы различаем три уровня сформированности этнопедагогической компетентности будущего педагога: низкий, средний и высокий уровни.
Низкий уровень - этот уровень характеризуется отсутствием интереса к материальной культуре народов Поволжья, слабой ориентацией в этнопедагогических понятиях, недостаточной развитостью умений и навыков работы с многонациональным коллективом, затруднениями в методике организации этнонационального и поликультурного воспитания учащихся, применение ко всем одинаковых методов и приемов воспитательного воздействия, несоответствием личностных качеств позиции активного субъекта этнонаправленного образовательного процесса, низким развитием коммуникативных способностей, неуверенным проявлением толерантных характеристик, слабым развитием этнопатриотических чувств.
Средний уровень - отличается проявлением тенденции устойчивого ценностного отношения к культурному наследию народов Поволжья, хорошим знанием основ этнопедагогики, этнопсихологии, позволяющим выстраивать процесс успешного взаимодействия с представителями разных национальностей, владением навыками работы с многонациональным коллективом учащихся, достаточной развитостью личностных качеств, как активного транслятора ценностей национальной культуры, высокой оценкой и признанием роли этнокультурологических знаний в педагогической деятельности, проявлением эмпатии, уважительного отношения к народам Поволжья, осознанием ответственности за воспитание учащихся в духе национальных традиций.
Высокий уровень - студенты, достигшие этого уровня, отличаются высоким уровнем сформированности этнопедагогических и технологических знаний, умений и навыков, убежденностью в необходимости сохранения и передачи этнического наследия подрастающим поколениям, свободным владением теорий и методики воспитания детей в духе этнопатриотизма и этнотолерантности, системного подхода, гармоничным сочетанием в структуре личности характеристик транслятора межнациональных ценностей [1].
Таблица 2
Общая характеристика уровней сформированности этнопедагогической компетентности педагога по основным критериям и показателям
Уровни |
Основные критерии и показатели |
||
Низкий
|
- уровень усвоения этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, материальной культуры народов Поволжья удовлетворительный; [1] - объем усвоенных знаний небольшой; - осмысленность усвоенных знаний довольно низкая |
- сформированность этнопедагогических умений и навыков на довольно высоком уровне; - сформированность этнопедагогической компетентности очень низкая; - студенты не всегда умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности; - сформированность технологических умений и навыков низкая |
- отсутствие самостоятельности и ответственности; - потребность в саморазвитии слабо выражена; - отсутствие активности студентов, их направленности на профессиональную деятельность |
Средний
|
- уровень усвоения этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, материальной культуры народов Поволжья на довольно высоком уровне; - объем усвоенных знаний достаточно широк; - осмысленность усвоенных знаний довольно высокая |
- сформированность этнопедагогических умений и навыков на среднем уровне; - сформированность этнопедагогической компетентности на среднем уровне; - студенты не испытывают затруднений при использовании приобретенных знаний в практической деятельности
|
- проявляется активность студентов; - саморазвитие, самостоятельность, рефлексивность, - ответственность |
Высокий
|
- уровень усвоения этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, материальной культуры народов Поволжья на высоком уровне; - объем усвоенных знаний и их осмысленность позволяют легко решать любые этнопедагогические задачи |
- отличаются высоким уровнем сформированности этнопедагогических умений и навыков; - высокая сформированность этнопедагогической компетентности; - способны самостоятельно решать педагогические и технологические задачи; - умение использовать приобретенные знания в практической деятельности |
- проявляется потребность в саморазвитии; - студенты очень активны; - заметно проявление самостоятельности, рефлексивности, ответственности |
Резюме. Таким образом, анализ научной литературы и собственное теоретическое исследование позволили нам:
- выявить три уровня (низкий, средний, высокий) сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогов;
- определить основные критерии: полнота системы этнопедагогических, этнопсихологических, специальных и методических знаний, материальной культуры народов Поволжья; умение использовать полученные теоретические знания на практике в условиях полиэтнического окружения; сформированность профессионально-личностных качеств;
- определить базовые показатели оценки уровня сформированности у студентов этнопедагогической компетентности.
Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2014 - Республика Марий Эл: «Формирование этнопедагогической компетентности педагога средствами национальной кухни народов Среднего Поволжья в условиях поликультурного образовательного пространства». Номер проекта: 14-16-12006 в РГНФ.
Рецензенты:
Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;
Апакаев П.А., д.п.н., профессор, кафедра педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Кузьмин В.К., Крылов Д.А., Комелина В.А., Кузьмин Н.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14991 (дата обращения: 06.10.2024).