Целью настоящей работы является выявление наиболее общих тенденций в развитии и современном состоянии декоративно-прикладного творчества у восточных славян на юге Дальнего Востока России. Методологическим основанием послужил комплекс подходов, включающий сравнительно-исторический метод, методику адаптационных исследований, а также метод включенного наблюдения, применяемый для сбора информации. Источниками для исследования явились материалы фольклорно-этнографических экспедиций автора (1990-2000-е гг.) и многочисленные встречи с современными мастерами.
Дальний Восток России как «сколок» восточнославянского мира, возникший чуть более полутора столетий назад, в сфере народного искусства представляет культурный субстрат национальных традиций, привнесенных сюда с западных регионов.
Известный дореволюционный исследователь приморских крестьянских хозяйств А. Меньщиков выделял в ряду промыслов, которыми занимались сельские жители, и ремесленный. Он отмечал, что среди крестьян были плотники, столяры, гончары, сапожники, портные и др. [7]. Несмотря на это, на юге Дальнего Востока не сложилась сеть мастерских, работающих с деревом, глиной, другими материалами, деятельность которых была бы направлена на изготовление вещей с декоративным акцентом. Ремесленники в основном удовлетворяли хозяйственные нужды. Вместе с тем бытовая традиция показывает, что потребность в декоративных предметах одежды и интерьера жилища была значительна. Частично она удовлетворялась за счет привезенного из метрополии, а частично - путем изготовления новых предметов по традиционным образцам.
Сфера декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Дальнего Востока включала в основном богато декорированный традиционный костюм, текстильные вышитые, вязаные и тканые изделия, предназначенные для интерьера и ритуальных нужд, посуду из глины, резные и расписные деревянные изделия. Спектр направлений был обусловлен этнокультурными особенностями этнических групп переселенцев. Особенно широкое применение техники вышивки наблюдалось у мигрантов из украинских и белорусских земель, составлявших в начале ХХ века большую часть сельского населения края. Богато декорированные - вышитые красными и черными нитками рубахи и фартуки были основой традиционной одежды украинцев и белорусов. К концу XIX века, когда поток этих переселенцев стал наиболее значительным, особенно популярными для вышивки были растительные мотивы, выполненные в технике креста. Они вобрали изображения разнообразных цветов, листьев, ягод, гроздьев винограда, которые чаще всего компоновались в букеты или линейные композиции. Орнаментальность прослеживалась как в общем композиционном плане декора отдельных деталей одежды - в расположении элементов композиции, так и в трактовке полос, построенных на чередовании простейших орнаментальных или стилизованных фигур в виде ромба, креста, полуромба и т.п.
Например, на одной из типичных для выходцев из Полтавской и Черниговской губерний женских рубах, из личной коллекции автора этих строк, богато декорированы полики, рукава, манжеты, воротник и вырез на груди [3]. Вышивка традиционно ограничена черными и красными цветами. Букетные композиции на рукавах расположены по квадрату и объединяют четыре вида цветов, бутоны, листья, стебли. Пространство между ними в шахматном порядке заполнено красными розами с небольшим черным обрамлением «зелени». Такая плотная схема вышивки создается эффект сплошного декоративного наполнения, пышно цветущего сада, что вполне соотносится как с природными объектами, окружавшими украинцев, так и с традиционными представлениями о материальном изобилии и полноте жизненных сил. Дополняет общую декоративную композицию рукава 11-сантиметровая «лента» на полике, состоящая из двух вышитых полос: широкой, доминантами которой являются красные розы и маки, и узкой, сантиметровой геометризированной полосы, состоящей из мерно чередующихся красных ягод и черных листьев (рис. 1). Им вторят также двухчастные декоративные композиции вышивки на груди, вороте, на манжетах рукавов.
Рис. 1. Фрагмент рукава и полика украинской рубахи полтавских переселенцев.
У белорусов, помимо вышивки, для украшения одежды использовалась и техника браного ткачества, которая применялась также для ритуальных и обыденных рушников. Особенности технологического процесса ткачества таковы, что позволяют использовать геометрические мотивы для декорирования ткани. Материалы наших фольклорно-этнографических экспедиций свидетельствуют о том, что у выходцев из русско-украинско-белорусского пограничья (северо-западные уезды Черниговской губернии) сохранились и использовались в ритуальных целях тканые рушники с орнаментальными композициями. Такие предметы были обнаружены нами в п. Суражевка (г. Артем) и в с. Васильевка (Партизанский район Приморского края) [3]. Жительница последнего - А.Е. Бобокало бережно хранила доставшийся ей от матери вытканный красными ромбами рушник. Раз в год на Радуницу она навязывала его на могильный крест, следуя архаичной традиции вступать, таким образом, в контакт с предками [1]. Заметим, кстати, что эта традиция поддерживается данной группой переселенцев до сих пор, свидетелями чему мы были в 2013 году в с. Многоудобное Шкотовского района. К сожалению, вышитые и тканые полотенца, в силу объективных причин, в наши дни все чаще заменяются обычными, не декорированными образцами.
Декоративно-прикладное творчество русского населения Дальнего Востока России, в частности старообрядцев, имеет много общего с творчеством переселенцев, которое было рассмотрено выше. Но его отличают и некоторые особенности. Вышивка и ткачество также нашли место в культуре старообрядцев. Но вышивка в их искусстве не занимает такого доминирующего положения, как у украинцев. Анализ предметов, находящихся в фондах музея им. В.К. Арсеньева, и предметов, встречавшихся нам в ходе фольклорно-этнографических экспедиций (1994-1995 гг.), показывает, что вышивкой украшены отдельные комплекты женской и мужской одежды, полотенца, вывешиваемые на иконы и в особые праздничные дни - на стены избы, но масштабы их декорирования значительно скромнее [8].
А вот ткачество - ручное и на станке, довольно долго практиковалось у старообрядцев. Особенно следует выделить ручное ткачество поясов. В 1995 году нам посчастливилось учиться изготовлению пояса на топках в одном из сел Чугуевского района у Марфы Ивановой, 87-летней старообрядки (рис. 2) [2]. Среди немалого количества поясов, которыми она пользовалась, были и подарочные, переданные от родственников из США. Пояс оставался желанным и памятным подарком.
Рис. 2. Урок ручного ткачества (М. Иванова, И. Семенова), с. Тополевое Чугуевского района.
Как обязательная часть костюма пояс долго сохранял свои позиции в одежде староверов, а в некоторых группах остается в обиходе до настоящего времени, так как сохраняет свое символическое и культурное значение. Техники изготовления поясов были разными. Это и ткачество на ниту (сволочке), и полуткачество на плашках (топках), и плетение. Для нас важно, что пояса декоративны, богато орнаментированы, имеют яркую окраску. Часть из них, изготовленные на плашках, именные, и содержат словесные благопожелания или дарственные тексты, которые вплетены в особую геометрическую орнаментику.
Для оформления интерьера избы широко использовали вязаные изделия, в том числе скатерти. Ю.В. Аргудяева пишет, что большинство старообрядцев отмечали, что стол был застелен скатертью не только по праздникам, но и в будни. «У бабушки была скатерть шерстяная, ажурная, вывязанная из красных ниток, - вспоминает А.С. Малышенко. - Эту красную скатерть обязательно на Масленицу стелили, а сверху белую, ажурную» [4, с. 152].
Дополняли внутренний и внешний облик жилища старообрядцев декоративно оформленные деревянные изделия. Самодельные кровати «старались как-то украсить, например деревянными круглыми шарами» [4, c. 153]. Хоть и скромно, но декорировались оконные наличники. Ажурной резьбой, как правило, украшалась верхняя часть наличников - «кокошники». Доска, находящаяся ниже, оформлялась накладным пропильным орнаментом. «Концы наличников вырезались в форме прямоугольников с несколькими трапециевидными фигурками, напоминающими полотенце с кисточками, либо в виде сердечка с тем же сквозным изображением» [6, c. 158]. Достаточно редко дальневосточными старообрядцами применялась роспись по дереву. По словам Ю.В. Аргудяевой, встречались росписи печей. Так, сюжет рисунка, обнаруженный в с. Тополевом Чугуевского района Приморского края, отражал дальневосточный колорит - дикий виноград, лианы, птички [4, c. 151]. В.В. Кобко описывает еще один пример росписи избы в с. Тополевом. Трафаретными рисунками, сделанными хозяйкой дома, была украшена часть фасадной стены рядом с крыльцом. Такой же рисунок, букет цветов с голубями, был нанесен на внешнюю сторону перегородки, отделяющей печь от остальной части дома [5, c. 57]. Можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество у старообрядцев имело место, но не получило такого размаха и разнообразия, как в сибирском и уральском регионах.
В целом в развитии традиционного народного искусства в дальневосточном крае в ХХ веке наблюдались иные тенденции, нежели в метрополии. Так, активно проявились процессы консервации, сохранения изделий в качестве семейных реликвий. В своей экспедиционной практике мы сталкивались с примерами бережного сохранения маминой сорочки или бабушкиного полотенца, старинной прялки, сундука или чего-либо другого памятного и дорогого, доставшегося от предков (рис. 3).
Рис. 3. М.А. Варивода в украинском полтавском наряде своей матери, включающем вышитые рубаху и фартук, корсетку и юбку (с. Алтыновка Черниговского района Приморского края).
Следует подчеркнуть, что наблюдаются отличия в декоративно-прикладном наследии переселенцев разного времени. Например, украинские мигранты рубежа XIX-XX веков и их потомки сохраняли сорочки, вышитые в красно-черной гамме, а переселенцы 30-50-х и более поздних годов ХХ века достаточно часто демонстрировали изделия, в том числе и одежду, привезенные с Украины, украшенные полихромной вышивкой. Это свидетельствует о том, что декоративно-прикладное творчество в регионе коренного проживания развивалось, а в дальневосточном крае бережно сохранялось в неизменном виде как память о родине, порой идеализированной. С другой стороны, такая тенденция обуславливалась и тем, что достаточно быстро утратилась практическая необходимость воссоздания национально маркированных вещей. Не сложилась сеть мастерских, изготавливающих посуду из глины. Не так много образцов деревянного зодчества, что обусловлено особенностями перенесенных сюда национально-культурных традиций.
Вместе с тем в приморских селах уже в 2000-е годы встречались истинные энтузиасты искусства вышивки. Особенно этим поразили жительницы Черниговского и Спасского районов. Потомки украинских переселенцев, они сохранили приверженность к вышивке, желание украсить свой быт яркими декоративными аксессуарами. Однако их изделия несколько отличались от изделий, привезенных предками. Во-первых, этот набор ограничивался интерьерными, хотя и традиционными предметами (рушники, скатерти, подзоры, наволочки). Во-вторых, они были выполнены исключительно из фабричной ткани, хотя техника счетного креста, то есть выкладывания стежков на ткани по счету нитей, при этом сохранялась. В-третьих, достаточно часто встречались изделия, выполненные в технике «двусторонняя гладь» и «верхошов». Наконец, почти все вышивки были полихромными, а рисунки носили стилизованный характер, в которых далеко не всегда угадывались украинские корни. Вместе с тем традиционное художественное мышление проявлялось в умелом сочетании вышивки и кружева, связанного крючком, в композициях вышитых полотен, в сюжетно-образной сфере, а также в функциональном предназначении вещей.
Современное развитие народного декоративно-прикладного искусства на Дальнем Востоке лежит, с одной стороны, в русле общероссийских тенденций, с другой - обусловлено приоритетами национального художественного сознания, характерного для местной традиции. Проявление общероссийских тенденций вполне закономерно, современный уровень распространения и обмена информацией позволяет и в столь отдаленном регионе знакомиться с состоянием этого особого творческого мира, который в последнее десятилетие активно развивается, заимствуя и «перерабатывая» мировые художественные традиции, не забывая при этом и свои.
Выставки, проходящие на экспозиционных площадках разного уровня, показали, что любителей и мастеров ручного творчества в дальневосточном регионе немало. Из них многие считают себя продолжателями традиций своих предков и являются преемниками художественно-ремесленных направлений, появившихся здесь в позапрошлом веке. По-прежнему широко распространены различные виды вышивки, лоскутная техника шитья, вязание крючком и на спицах. Практикуются и не типичные для дальневосточных групп первопоселенцев, но традиционные для других российских регионов ремесла - кружевоплетение на коклюшках, изготовление тряпичных кукол, бисероплетение, плетение из соломки и т.д. Многими из названных ремесел владеют члены творческого объединения «Марья-искусница» (руководитель М.В. Китова), которое сложилось и до 2012 года функционировало в Музейно-выставочном центре ПГОМ им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток). Участники коллектива пропагандируют преимущественно русские национальные традиции. На многочисленных мастер-классах и выставках они демонстрируют технологические особенности ремесел и экспонируют непростые в изготовлении предметы. Среди них: женский и мужской свадебные наряды, одежда, сплетенная на коклюшках, декоративные изделия из валяной шерсти, вязаные и сшитые игрушки, декоративные панно, великолепные авторские лоскутные покрывала, сделанные И. Недоразенюк.
Преемниками восточнославянских художественно-ремесленных традиций на Дальнем Востоке можно назвать и семейную мастерскую «Жар-птица» Натальи и Максима Христенко (г. Фокино Приморского края), которая продолжает именно ремесленную традицию, так как представляет собой личное подворье, где главный вид деятельности - гончарное ремесло. Огромный интерес со стороны туристов и детской аудитории заставляет мастеров задуматься о расширении своей деятельности, постройке новых помещений.
Анализ развития восточнославянского традиционного декоративно-прикладного творчества на Дальнем Востоке показывает, что оно не идет по пути сохранения культуры отдельных этнолокальных традиций. Скорее, наблюдаются процессы нивелировки характерных национальных черт и художественной стилизации. Устойчивой тенденцией можно назвать и вовлечение в круг традиционных искусств новых видов декоративно-прикладного творчества, а также развитие привычных направлений за счет расширения образной сферы, области используемых материалов и технологий. Отдельного рассмотрения требует и проблема инокультурного влияния, особенно со стороны соседних восточноазиатских стран.
В заключение хочется подчеркнуть, что специфика восточнославянского традиционного декоративно-прикладного творчества на юге Дальнего Востока России, динамика его развития и процессы, происходящие в нем сегодня, требуют отдельного освещения. Появление исследовательских работ в этой области могло бы заполнить лакуну, имеющуюся в изучении региональной традиционной культуры в целом, а также стать тем фундаментом, который позволил бы мастерам заниматься творчеством осознанно и целеустремленно.
Работа подготовлена при поддержке Научного Фонда ДВФУ.
Рецензенты:
Домбраускене Г.Н., доктор искусствоведения, доцент кафедры истории искусства и культуры, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Федеральное агентство морского и речного транспорта), г. Владивосток.
Алексеева Г.В., доктор искусствоведения, профессор, Президент краевого центра русской культуры, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Семенова И.В. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ СПЕЦИФИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14935 (дата обращения: 12.10.2024).