Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Васильева Л.Л. 1 Кащеева А.В. 1 Черняева Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Новые федеральные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3+) ориентируют на применение интерактивных методов и форм подготовки студентов. Одним из них является метод проектов, социальное проектирование, показывающее свою эффективность особенно в системе подготовки бакалавров педагогического и психолого-педагогического направлений. Проведенный анализ основных характеристик проектной деятельности и социального проектирования доказывает эффективность его использования в плане не только теоретической, но и практико-ориентированной подготовки студентов. Рассмотрение поэтапности реализации конкретного социального проекта на примере подготовки студентов профиля «Психология и социальная педагогика» позволяет уточнить специфику и особенности применения социального проектирования при подготовке будущих социальных педагогов и педагогов-психологов.
компетентность
компетенции
проектная деятельность
социальное проектирование
образовательный результат
1. Васильева Л.Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, вып. 2. Т.3. 2014. – С. 181-186.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500. – М.: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010. – 240 с.
3. Миневич Я.В. Социальное проектирование как технология стимулирования социализации студентов // Знание. Понимание. Умение. – М.: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2007. – № 1. – С.31-37.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 535 с.
5. Черняева Т.Н. Формирование профессионального опыта студентов в условиях реформирования высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2009. – Т. 2. – № 3-4. – С. 87-94.
Переход на трехуровневую систему высшего образования по иному расставил акценты в системе высшего образования. Уровень бакалавриата, по сути, аккумулировал в себе практико-ориентированную модель подготовки. Это представляется особенно актуальным для направлений и профилей, нацеленных на кадровое обеспечение современного образования вообще и с учетом его адресности - специфики конкретных образовательных организаций. Безусловно, это требует смены акцентов при подготовке будущих педагогов на ступени «бакалавриат» как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Огромным ресурсом в этом плане обладает проектный метод и социальное проектирование студентов, которое может и должно стать неотъемлемой частью обучения в высшей школе, аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Цель исследования

Сегодня при подготовке будущих педагогов особое внимание уделяется социальному проектированию как варианту, ввиду проектной деятельности, реализуемой посредством «... конструирования индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [2, с.53]. При этом проектная деятельность, социальное проектирование становятся приоритетными при подготовке будущих педагогов-психологов и в особенности социальных педагогов, что связано со спецификой их будущей профессиональной деятельности - взаимодействие с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, семьями группы риска, сиротство, социальное сиротство [1, с. 181]. Это требует осмысления не только теоретических, но и методико-практических вопросов их реализации.

Материал и методы исследования

Метод проектов изначально может рассматриваться как способ достижения студентами образовательных целей через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Общеизвестно, что человек с большим увлечением выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим и «предполагает проживание ... конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.» [4, с. 77]. Проектная методика дает студентам-бакалаврам возможность постигать реальные социальные процессы, объекты через организацию не только собственной деятельности по решению конкретной социально-педагогической проблемы, но и посредством разнообразного социального партнерства, являющегося обязательным компонентом функционала социального педагога. Она способствует формированию личностной заинтересованности в приобретаемых знаниях, умениях и, что особенно важно в условиях «ФГОС 3+», становлению профессиональной компетентности через развитие всего спектра общекультурных и профессиональных компетенций.

Социальное проектирование сегодня можно рассматривать как один из способов организации образовательного процесса в вузе, интегрирующем в себе государственный, общественный и личностный заказы на результат высшего образования, как гарант профессиональной мобильности, конкурентоспособности и компетентности его выпускников. Это связано в первую очередь с главной чертой субъекта проектирования - его социальной активностью и уникальностью объектов социального проектирования, в качестве которых, по мнению Лукова В.А., рассматриваются:

  • человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
  • разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
  • разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические) [2, с.53].

Социальное проектирование в условиях ВУЗа дает, во-первых - ориентир на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую выполняют в течение определенного отрезка времени; во-вторых - определение основных проблем, над которыми интересно работать и, в-третьих, что тоже важно, привлечение дополнительных источников финансирования для реализации поставленных целей проекта в ходе участия в различных конкурсах и грантах [3, с. 33].

В условиях бакалавриата как практико-ориентированного этапа подготовки студентов - будущих социальных педагогов и педагогов-психологов [5, с. 87], социальное проектирование отличается тем, что это способ интеграции теоретически приобретаемых знаний, конкретных практических умений, сопровождаемых формированием личностно-деятельностных новообразований - компетентности и составляющих ее компетенций; социальный проект «раздвигает» «классические» формы обучения (лекция, семинарское, практическое занятие и др.), выступая в качестве ключевой проблемы, обсуждение и решение которой происходит как в аудиторной, так и во внеаудиторной (все виды практик) и внеучебной (социально-воспитательной) деятельности студентов; он носит межпредметный и метапредметный характер, так как, как правило, главная проблема социального проекта носит многаспектный и разновекторный характер по способу возникновения, способам и вариантам ее решения.

В СГУ имени Н.Г. Чернышевского социальное проектирование является обязательным компонентом подготовки студентов профиля «Психология и социальная педагогика». Социальные проекты группируются по выбранной проблематике, условиям (сфере) реализации проекта, временным параметрам, количеству непосредственных субъектов, участников, образовательных и социальных партнеров, а также по форме, методам, средствам решения стратегических и тактических задач и др. Как показывает практика, социальные проекты нередко выходят за рамки предложенной типологии в силу своей атехнологичности. К их числу в полной мере можно отнести социальный проект, проводимый в форме благотворительной акции «Студенты - детям». Особенности данного проекта заключаются в том, что в нем доминирует прикладная деятельность, следовательно, его в полной мере можно отнести к практико-ориентированным социальным проектам. Так как предметно-содержательная область достаточно широка, т.е. он выходит за рамки одного учебного предмета, - это межпредметный проект. Студентам приходилось интегрировать разнообразные знания (из общей и социальной педагогики; педагогической и социальной психологии; социальной политики и управления социальной защитой детства; методики и технологии работы социального педагога и других предметных областей). Нередко они оказывались в состоянии активного поиска необходимой информации для решения необходимых задач социального проекта.

Метапредметный, универсальный характер данного проекта объясняется тем, что участие в нем позволяет студентам - будущим психологам и социальным педагогам - понять логику и овладеть механизмом решения любой социально-педагогической проблемы. По характеру организаторов и участников данный проект так же жестко не лимитирован, так как со стороны студенческой аудитории в нем может принять участие студент любого курса и даже любого направления и профиля обучения. С другой, он во многом зависит от инициативности его организаторов, их видения возможности осуществления проекта и желания организовать непосредственное взаимодействие (вертикальные и горизонтальные связи) с различными субъектами образования, социума.

В плане руководства ходом и реализацией социальных проектов чаще используется координационно-модерационный подход. При этом функции координатора (осуществляет функции руководителя, обеспечивающего реализацию проекта, решая основные организационные вопросы) и модератора (следит за соблюдением важнейших принципов социально-педагогической деятельности, создает атмосферу комфорта, регулирует отношения между всеми участниками проекта) не лимитируются жестко - студент(ы) и/или преподаватель могут меняться в зависимости от этапа проектной деятельности и функционала конкретного участника.

По охвату и времени реализации проект «Студенты - детям» не вышел за рамки одного региона, поэтому может быть отнесен к внутренним, вузовским (хотя вполне может стать межвузовским или объединить участников из различных образовательных организаций) с пролонгацией осуществления в течение трех месяцев.

Первый этап проекта ориентирован, во-первых, на организацию работы над проектом. Он был направлен, во-первых, на обнаружение в процессе групповых обсуждений, анализа жизненных ситуаций, под влиянием значимого события и т.д. социальных проблем, актуальных для студентов профиля «Психология и социальная педагогика» (в данном случае отправной точкой, стимулирующим моментом, стало обсуждение прошедшего накануне по центральному телевидению документального фильма, посвященного проблемам социального сиротства).

Во-вторых, на выбор темы и формулировку целей проекта, что было связано с выбором конкретного учреждения, работающего с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Для этого студенты изучили и составили адресный список государственных учреждений Саратовской области, занимающихся проблемами социальной защиты детства. В результате анализа специфики деятельности, территориальной близости, открытости, взаимодействию, имеющегося опыта сотрудничества был выбран приют ГУ СО СРЦН «Маленькая страна» г. Саратова. Цель проекта была определена как организация и проведение игрового десанта «Скоморошина», вместе со сбором необходимых воспитанникам приюта предметов и вещей.

Третьим компонентом первого этапа явилась разработка плана работы над проектом, при которой особенно важна была реализация принципа самостоятельности и продуктивности социального проектирования. Составляя в ходе группового обсуждения логическую цепочку действий, студенты пришли к следующим выводам:

  • нужно продумать взаимосвязь конкретных игр игрового десанта с передачей собранных вещей воспитанникам с учетом возраста и индивидуальных потребностей, как конкретного ребенка, так группы в целом и др.;
  • необходимо получить информацию о действительно нужных воспитанникам приюта вещах, которую можно получить в беседе с администрацией, через анкетирование воспитателей, беседы с воспитанниками приюта разных возрастных групп, с помощью включенного наблюдения за их жизнедеятельностью;
  • следует организовать распространение информации о проходящей акции, как на уровне факультета, так и университета. Для этого можно разместить информацию на сайт университета, подготовить реальные фотографии жизнедеятельности приюта и его воспитанников, фотогазеты, провести по факультетам пиар-акции и др.;
  • важно четко организовать прием вещей, их фиксацию, оформление «подарочных контейнеров», продумать способ транспортировки.

Данный этап социального проекта напрямую связан с формированием творческих групп для его выполнения. На этом этапе важную роль играет модератор, который, заранее изучив участников проекта, их сильные стороны, возможный негатив в поведении, деятельности, предлагает варианты распределения обязанностей, оговаривая допустимость замены, смены полномочий, исходя из интересов группы, эффективности работы лидеров и способов сотрудничества с внешними участниками социального проекта.

Учитывая сложность и объемность запланированного социального проекта, работа творческих групп строилась по принципу мозаики, когда каждая группа отвечала за отдельный сегмент общего проекта. В проекте «Студенты - детям» были сформированы четыре творческие группы. Деятельность первой группы была нацелена на проведение пиар-акции. Вторая отвечала непосредственно за сбор вещей и их адресную систематизацию; третья группа разрабатывала саму процедуру вручения подарков посредством осуществления игрового десанта; четвертая готовила отчет о проведении благотворительной акции и продумывала варианты благодарности всем ее участникам и партнерам.

Второй этап - непосредственная разработка проекта - предполагал планирование деятельности и согласование планов творческих групп. Исходя из логики работы над проектом, особую важность здесь представляла проблема не столько составления плана работы отдельной группы, сколько согласование работы групп (распределение по срокам и последовательности включения). Данный этап требует активной работы и вместе с тем согласования в триаде «координатор - модератор - участники», от слаженности которых во многом зависит реализация конкретных планов творческих групп.

На этапе разработки проекта важно выбрать под-координаторов, ответственных за работу каждой творческой группы. Именно они отвечают за создание условий для разработки и отбора оптимальных содержания, форм и методов работы; отвечают за распределение усилий каждого участника группы с учетом имеющихся и потенциальных возможностей; оказывают превентивную помощь в возникающих ситуативных затруднениях, при анализе и коррекции результатов работы, объективной оценке деятельности работы группы в целом и каждого в отдельности. Имеющийся опыт показывает, что необходима оперативная связь как внутри каждой творческой группы, так и всех участников социального проекта, что объективно требует регулярных (частота встреч определяется индивидуально, в зависимости ох характера выполняемых задач) общегрупповых встреч, работы в дистанционном режиме.

Третий этап - непосредственная реализация проекта как осуществление социально-значимой деятельности. Так, первой творческой группой было выявлено, что детям необходимы предметы, которые используются ежедневно и быстро расходуются. Это, в первую очередь, канцелярские принадлежности (краски, кисти, альбомы для рисования, клей, цветная бумага, картон, карандаши и фломастеры), настольные игры, а также диски с мультфильмами и детскими фильмами. На сайте СГУ появилась развернутая информация о готовящемся социальном проекте, месте, сроках и условиях проведения. Непосредственно на факультетах были проведены пиар-акции, расклеены фотогазеты с информацией о сборе вещей, создан штаб благотворительной акции.

Важный (заключительный) этап любой проектной деятельности, в том числе и социального проекта - рефлексия итогов его реализации, который проходил пошагово. Первый шаг - обсуждение не только участниками проекта, но и студентами других курсов, преподавателями кафедр факультета, педагогами, воспитателями и администрацией приюта хода и результатов проведенной акции. Для студентов здесь особенно ценным оказалось признание социальной значимости проекта, его результативности в общесоциальном, нравственно-духовном и в профессиональном планах. Так, в результате проведенного анкетирования выяснилось, что студенты отметили изменение своей системы ценностей и мотивов будущей профессиональной деятельности. В начале работы над проектом они воспринимали детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в роли жертв, акцентировали свое внимание на их прошлом, а не на настоящем и будущем, не могли определить возможные перспективы социального развития, в основном в связи с излишней эмоциональностью и желанием психологически «закрыться».

На заключительном этапе реализации социального проекта появилось более адекватное отношение к выявленным проблемам воспитанников приюта, сформировалось умение определять «проблемные» зоны их развития и зоны роста, сложился опыт собственной социально-педагогической деятельности, изменилось (в позитивном плане) отношение к профессии социального педагога и видение себя в ней. Кроме того, студенты благодаря данному социальному проекту актуализировали знания и умения из различных предметно-научных областей (в том числе и за счет установления корреляционных связей), что выразилось в росте их компетентности как будущих социальных педагогов и педагогов-психологов. И наконец, работа в сменных группах, функционал координатора, под-координатора, модератора изменили отношения между студентами в личностном и деловом (профессиональном) планах. Было отмечено, что степень участия студентов во многом определялась уровнем социальной зрелости, сформированностью необходимых умений и навыков у каждого студента и творческой группы в целом, а также характером взаимодействия «преподаватель - студент - педагог приюта». Наиболее продуктивной оказалась позиция профессиональной педагогической поддержки, при которой преподаватели вуза и работники приюта оказывали разнообразную помощь в преодолении трудностей (в мотивации, в волевых усилиях, в осознании проблемы, поисках ее причин и выборе действий). Доказала свою эффективность пропедевтическая деятельность модератора социального проекта, направленная в том числе и на предупреждение проблем внутренне-внешнего взаимодействия.

Результаты исследования

Таким образом, проведенное изучение проблемы использования проектной методики в форме социального проектирования доказало его ресурс в плане оптимизации практико-ориентированной подготовки бакалавров профиля «Психология и социальная педагогика» за счет: усиления профессиональной мотивации будущих социальных педагогов, психологов;

стимуляции их социально-педагогической активности в теоретическом, методическом и практическом аспектах; погружения в пространство реальной социально-педагогической деятельности (проблемы) с целью формирования собственного профессионального опыта; повышения уровня продуктивности образовательной деятельности путем формирования общекультурных и профессиональных компетенций; овладения алгоритмом проектной деятельности как способом поэтапного решения любой социально-педагогической проблемы.

Рецензенты:

Александрова Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского», главный научный сотрудник ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Саратов.

Еловская С.В., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск.


Библиографическая ссылка

Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Черняева Т.Н. ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14916 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252