Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

Матохина А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
В данном исследовании рассматривалось влияние музыки разных направлений на функциональное состояние организма подростков в условиях летнего профильного оздоровительно-образовательного лагеря. Выявлено, что реакция изучаемых параметров и состояния регуляторных систем организма на воздействие рок и классической музыкой носила индивидуальный характер. В ходе исследования все участники были распределены на 4 группы в зависимости от изначальных характеристик функционального состояния и музыкальных предпочтений. Исследование показало, что в зависимости от характера музыкального произведения происходили изменения различных параметров нервной и сердечно-сосудистой систем как основных маркеров функционального состояния организма в целом. Кроме того, важное значение принадлежало субъективному восприятию данной музыки. Практически у всех участников исследования отмечен тот факт, что музыка определенного направления, субъективно воспринимаемая как неприятная, приводит к сдвигу параметров вариабельности сердечного ритма до крайних границ нормы. Если же музыкальные композиции субъективно воспринимались положительно, то по характеру изменения параметров можно было говорить о стремлении к гармонизации функционального состояния.
вариабельность сердечного ритма
напряжение регуляторных механизмов
функциональное состояние
эффекты воздействия музыкой
1. Баевский Р.М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. – М: Наука, 1984. – 220 с.
2. Быков Е.В., Исаев А.П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. – М: Наука, 2001. — Т. 27.-№5. – С. 76-81.
3. Гавриленко Т.В., Поскина Т.Ю., Сидоренко Д.А., Васильева А.Ю., Ярмухаметова В.Н. Влияние раздражения слухового анализатора на параметры сердечно-сосудистой систмы с позиций теории хаоса-самоорганизации // Вестник новых медицинских технологий: электронный журнал № 1, 2013 год. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/4338.pdf (дата обращения 20.10.2013).
4. Лаврова Н.Ю., Шлык Н.И., Синяк Е.Д. Особенности вариабельности сердечного ритма у школьников при умственной нагрузке в различное время года // Мат. межд. конф. / УдГУ. – Ижевск, 1998 г. – С. 70.
5. Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности// Физиологические характеристики умственного и творческого труда. – М., 1969. – С. 103-104.
6. Сугробова Г. А. Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального напряжения у младших школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – Пенза, 2007. - № 9. – С. 45-49.

На сегодняшний день, помимо стандартного обучения в школах, развита структура обучения детей в профильных образовательно-оздоровительных лагерях в летнее время. В лагерь ребенок попадает после напряженного учебного года в школе, в состоянии истощения адаптационных резервов и функциональных возможностей организма, в ряде случаев весьма значительного [2, 3]. Помимо нарушений работы отдельных систем организма, таких как сердечно-сосудистая и ЦНС, как основных маркеров функционального состояния (ФС) организма [1], часто наблюдаются и расстройства в эмоциональной сфере. Это проявляется в апатии, депрессивном настроении, высоком уровне тревожности, либо в избытке возбуждения, повышенной агрессивности. Кроме того, в повседневной жизни подростки часто слушают музыку агрессивного характера (жесткий ритм, тексты с призывами о насилии, смерти, самоубийствах), относительно которой известно, что она приводит к увеличению симпатического влияния вегетативной нервной системы (ВНС) [3]. В литературе рассматриваются различные аспекты влияния музыки на показатели умственной работоспособности, эмоциональное состояние учащихся школ и вузов, в том числе и с реабилитационными целями [4, 5]. Однако мало изучены физиологические эффекты воздействия разнохарактерных музыкальных композиций, предпочитаемых подростками. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение механизмов влияния разнохарактерных музыкальных воздействий на функциональное состояние организма подростков, пребывающих в детском профильном оздоровительно-образовательном лагере.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании приняло участие 25 подростков (11 мальчиков и 14 девочек) в возрасте 15-17 лет. Исследование проводилось на базе школьного профильного оздоровительно-образовательного лагеря для старшеклассников города Волгограда в июле – августе 2013 года. Исследование проводилось с полного письменного согласия его участников. Все участвующие не имели отклонений здоровья.

Изменения состояния регуляторных систем и ФС организма в целом у испытуемых оценивалось по принятым показателям вариабельности сердечного ритма [1]. Регистрация кардиоинтервалов осуществлялась программно-аппаратным комплексом «БиоМышь», с помощью которого оценивали ряд показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР). Дополнительным средством оценки изменения ФС ЦНС в процессе исследования осуществлялось путем визуального анализа динамичности одной из производных ВСР – скатеррограммы.

Изучали эффекты воздействия фрагментов музыки, экспозиция составляла 20 минут. На первом этапе исследования участники исследования прослушивали композиции направления хард-рок (жесткий ритм, быстрый темп). На втором этапе была использована классическая музыка: фрагменты сочинений Ф. Шопена, Э. Грига, К. Дебюсси, Ш-К. Сен-Сана (мелодичность, умеренный темп, однородность ритма). Прослушивание музыки происходило через головные телефоны (накладные, стереофонические, проводные). Каждый из этапов  проводилось в двукратном повторении.

Предварительно с подростками были проведены тесты на определение ведущего канала восприятия (Ефимцева С.). У участников исследования явно выраженный тип восприятия отсутствовал. С помощью разработанной нами анкеты-опросника была получена информация о музыкальных предпочтениях школьников, об эмоциональном состоянии до и после воздействия. В ответах отражалось субъективное отношение к музыке, к различным её направлениям, оценивался уровень напряженности, текущее эмоциональное состояние и  эмоциональность (частота проявления положительных и отрицательных эмоций под действием различных факторов). Кроме этого, участники исследования до и после воздействия суммой музыкальных фрагментов субъективно оценили изменение напряженности, выраженность положительных или отрицательных эмоций.

Результаты исследования

Наше исследование показало, что при анализе воздействия музыки отсутствовали половые различия в её восприятии и проявлении реакции, которые носили индивидуальный характер. По изменению значений показателей ВСР в покое и после воздействия музыкой участников эксперимента можно разделить на несколько групп.

1. Первая группа (n = 6). В состоянии покоя ФС по всем показателям ВСР обследованных было оптимальным, все значения в пределах нормы. Значения индекса вегетативного равновесия (ИВР) находились в пределах 142±32,1 усл.ед., показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР) = 49±4,8 усл.ед., частоты сердечных сокращений (ЧСС) = 74±3,8 уд/мин., амплитуды моды (АМо) = 40±3,4%, индекса напряжения (ИН)= 91±21,8 усл.ед., стандартного отклонения NN интервалов (SDNN)= 59±2,5 с., соотношение частотных показателей LF/HF наблюдался в пределах 0,5±0,12. После воздействия музыкой  значимые отличия в группе в целом отсутствовали, но отмечались индивидуальные изменения в значениях показателей. У некоторых подростков (n=4) воздействия классической музыкой произошли сдвиги в сторону преобладания парасимпатических влияний. Так, значения ИВР у отдельных участников исследования снижалось до 70-80 усл.ед., ИН и SDNN < 50 c. После воздействия рок-музыкой усиливались симпатические влияния. На это указывало увеличение ИВР с 98 до 158 усл.ед., ИН с 78 до 109 усл.ед. А у одного из участников эксперимента ИН увеличился до 262 усл.ед., что свидетельствует о возникновении состояния сильного напряжения при активации СНС. В то же время у других детей (n=2) после сеансов классической музыки наблюдалась и обратная реакция: ИВР возрастал со 112 до 186 усл.ед, ИН с 68 до 110 усл.ед., на несколько единиц несколько увеличивались значения ПАПР и Амо, соотношение LF/HF увеличивался до 1,0±0,24 (рис. 1).

Рис. 1. Изменение показателей ИВР (1), ПАПР (2), ИН (3) у участников в первой группе под воздействием музыки различных направлений (сред.знач.)

В то же время у других детей (n=2) после сеансов классической музыки наблюдалась и обратная реакция: ИВР возрастал со 112 до 186 усл.ед, ИН с 68 до 110 усл.ед., на несколько единиц несколько увеличивались значения ПАПР и Амо, соотношение LF/HF увеличивался до 1,0±0,24. Субъективно подростки в этой группе отметили, что не имеют выраженной зависимости от характера музыкального произведения, спокойно относятся к музыке любых направлений, предпочитая все же более спокойную и мелодичную музыку. Возможно, поэтому влияние рок-музыки вызвало у некоторых участников группы значительный сдвиг параметров в сторону активации СНС.

2. У участников этой группы (n=9) до воздействия музыкой показатели ВСР характеризовали преобладание влияния парасимпатической нервной системы (ПНС). Об этом свидетельствует значения следующих показателей: АМо в интервале 32±4,8%, ПАПР< 50 усл.ед., а у отдельных участников эксперимента и ниже 30 ед.,  ИН в переделах 32±8,8 усл.ед., ИВР в пределах 72±24,1 усл.ед., соотношение частотных показателей LF/HF<1. В анкетах подростки указали, что у них присутствует незначительное утомление и отрицательное эмоциональное состояние. После воздействия классической музыкой значения данных показателей незначительно смещалось в сторону влияния ПНС (уменьшение значения показателей на 5-10 ед.). На это же указывали характеристики спектрального анализа (LF/HF= 0,5-0,6). После воздействия рок-музыкой активировались влияния симпатической нервной системы (СНС). Об этом свидетельствовали изменения ИВР (рост до 158 усл.ед.), ИН=77±21,7 усл.ед., Амо = 55±3,6%, ПАПР>50 усл.ед. (рис. 2). При этом активность ПНС изначально была преобладающей, и в результате экспозиции рок-музыки у участников исследования наблюдалось состояние вегетативного равновесия. По субъективным ощущениям классическая музыка привела в состояние успокоения, радости, а рок-музыка показалась тяжелой для прослушивания и оставила неприятные эмоциональные переживания.

Рис. 2. Изменение показателей ИВР (1), ПАПР (2), ИН (3) у участников во второй группе под воздействием музыки различных направлений (сред.знач.)

3. У обследованных из данной группы (n =6) в покое значения показателей было схоже со второй группой, а реакция на воздействие музыкой была несколько иной. После экспозиции рок-музыки изменения показателей ВСР указывало на сдвиг в сторону активации симпатического отдела ВНС: Амо увеличилась до на 44±8,1%, ПАПР возрос 50±2,2 усл.ед., ИВР> 100 усл.ед., ИН = 90±24,7 усл.ед. После же сеансов классической музыки шел резкий сдвиг в сторону активации ПНС, т.е. происходило резкое снижение значений всех выше перечисленных показателей, например, у отдельных подростков Амо< 30%,  ПАПР<40 усл.ед. (рис. 3).

Рис. 3. Изменение показателей ИВР (1), ПАПР (2), ИН (3) у участников в третьей группе под воздействием музыки различных направлений (сред.знач.)

Подростки предпочитают современную музыку различных направлений, в том числе и тяжелый рок. К классике относятся равнодушно, некоторые участники негативно. После экспозиции произведений классической музыки подростки отметили возникновение раздражения и апатичного состояния, а рок-музыка не вызвала негативных переживаний.

4. В этой группе (n=4) изначальное состояние по показателям АМо в пределах 30±4,3%, ПАПР в пределах 25±3,9 усл.ед., ИН< 25 усл.ед., SDNN < 40 с., ИВР< 30 усл.ед., индекс LF/HF<1 свидетельствовали о явном преобладании парасимпатического отдела ВНС. Также подобные значения показателей говорят о наличие признаков заметного истощения и напряжения регуляторных систем. Субъективно подростки подтвердили наличие у них значительно выраженных отрицательных эмоций и сильной усталости. Активность ПНС могла настолько повыситься для восстановления баланса регуляторных системы за счет имеющихся резервов. После экспозиции классической музыки изменения параметров указывало на сдвиг в сторону активации симпатического отдела ВНС. Об этом свидетельствовали изменения значения индекса  ПАПР > 50 усл.ед., ИН> 55 усл.ед., АМо> 45%, LF/HF>1. Воздействие рок-музыки привело к изменению выше перечисленных показателей в сторону уменьшения (на 5-10 единиц) в отличие от первоначальных значений.

Рис. 4. Изменение показателей ИВР (1), ПАПР (2), ИН (3) у участников в четвертой группе под воздействием музыки различных направлений (сред.знач.)

Субъективно подростки отметили, что усилились ощущения угнетения, инертности, внутренней опустошенности. Данные полученные экспериментальным путем полностью совпали с личными ощущениями участников исследования. Для участников четвертой группы характерны те же музыкальные предпочтения, что и для подростков первой группы.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает, что на изменения изученных параметров ФС организма влияет не только характер музыки, но типологические личностные особенности слушающего эту музыку, а также субъективное восприятие конкретной музыки и определяемый этим гедонический эффект. У большинства участников эксперимента (84%) прослеживается тенденция к тому, что воздействие музыкой, к которой имеется негативное восприятие, обусловливает изменение параметров ВСР в сторону увеличения степени напряжения регуляторных систем. В том числе на это указывает проведенный спектральный анализ. При негативном восприятии музыки изменения мощности спектральных компонентов изменяется в сторону недостаточности механизмов регуляции, указывающих на энергодефицитное состояние. Подобные изменения можно также наблюдать после интенсивной продолжительной мышечной нагрузки, т.е. у людей в состоянии истощения. При положительных ощущениях после музыкального воздействия характер изменений параметров ВСР, в том числе и спектральных компонентов, указывает на стремление к состоянию вегетативного равновесия и  оптимального напряжение регуляторных систем. При этом следует отметить, что несмотря на получаемое удовольствия от прослушивания рок-музыки, все же нельзя утверждать, что эффект её воздействия носит положительный характер. Рядом исследований [3] показано, что акустическое воздействие в виде жесткой ритмичной музыки приводит к высокой стабильности сердечного ритма, характерной для повышенного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, и в целом к упорядочиванию в работе функциональных систем организма. Это свидетельствует об увеличении степени напряженности регуляторных систем, возникновении стресса, развитию риска появления патологических процессов в организме. Возможно, что в отдельных случаях, уделив особое внимание подбору композиций, допустимо использовать прослушивание рок-музыки в качестве возбуждающего момента, но всё же стоит ограничить прослушивание её в повседневной жизни.

Кроме того, результаты наших 2-х летних исследований со школьниками, студентами, взрослыми людьми различных профессий указывают на большой процент именно индивидуальной реакции на разнохарактерное воздействие музыки. Характер проявления этой реакции у одного и того же человека в разное время проведения исследования не одинаков, и зависит от множества факторов: предпочтение того или иного музыкального направление, наличие стрессового состояния, утомления, повышенной или сниженной эмоциональной возбудимости, типа темперамента, какая деятельность преобладает в его повседневной жизни и т.д. В связи с этим, во-первых, нельзя достоверно утверждать, что прослушивание, например, именно классических произведений всегда будет сопровождаться состоянием релаксации, наличием положительных эмоций, состоянием вегетативного баланса и адекватностью процессов регуляции. Во-вторых, необходимо знать изначальное состояние человека и понимать, какого рода воздействие ему необходимо для коррекции функционального состояния.

Рецензенты:

Макаров В.И., д.м.н., профессор кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;

Долецкий А.Н., д.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Матохина А.А. ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14904 (дата обращения: 03.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674