Благосостояние страны, ее граждан зависит от многих факторов, в числе которых - уровень развития профессиональной подготовки кадров. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечено, что составляющей государственной политики в сфере образования многих стран стала реализация программ формирования систем непрерывного образования, предусматривающих обучение на протяжении всей жизни - life-long learning. Это обусловлено тем, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, конкуренции в области подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач. В условиях развития мировой экономики, с одной стороны, неизбежно повышается конкуренция на рынке труда, растет трудовая мобильность, а, с другой, - в свете развития технологий происходит быстрое устаревание профессий, возрастает необходимость приобретения новых компетенций, востребованных на рынке труда. Поэтому профессиональное образование должно осуществляться в рамках профессиональной деятельности и создавать базу для обучения на протяжении всей жизни. Обучение на протяжении всей жизни как парадигма профессионального образования, отражает как растущую роль знаний в обществе (вхождение в «общество, основанное на знаниях»), так и признание необходимости создания условий, обеспечивающих доступ к образованию и реализации потенциала человека в течение всей жизни [5].
В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы образование рассматривается как структурообразующий компонент общенациональных инновационных систем и обуславливает включение в совокупность целей Государственной программы обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам российского общества и экономики, посредством формирования гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования и повышения роли работодателей и частно-государственного партнерства в ее развитии. Вышеизложенное и актуализировало разработку качественно новых научно-педагогических основ к организации внутрифирменного обучения как составляющей системы непрерывного профессионального образования.
Цель статьи - определить сущность и содержание внутрифирменного обучения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: уточнить понятие «внутрифирменное обучение» с учетом достижений современной педагогической науки; выявить и научно обосновать структурообразующие компоненты внутрифирменного обучения. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Сущность внутрифирменного обучения состоит в процессе повышения качества профессиональной подготовки кадровых ресурсов посредством совершенствования взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности, обеспечивающем конкурентоспособность фирмы. Выяснено, что структурообразующие компоненты внутрифирменного обучения составляют: проектирование и реализация инновационных образовательных программ на базе предприятий, организация неформального обучения, включение информального профессионального обучения, формирование профессионально успешной личности рабочих и специалистов.
Установлено, что основанием проектирования и реализации инновационных образовательных программ на базе предприятий, направленных на профессиональную (пере)подготовку конкурентоспособных рабочих и специалистов, выступает партисипативный подход. Понятие «партисипативность» соотносится с такими терминами, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Партисипативный подход обуславливает рассмотрение содержания инновационных образовательных программ как проект инновационной образовательной деятельности на основе сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности [10]. А реализацию инновационных образовательных программ на базе предприятий как системную целостность вертикальных (нормативно-правовых, организационно-управленческих, информационно-аналитических, финансово-экономических) и горизонтальных (концентрация ресурсов, научно-методическое обеспечение, координация процесса внутрифирменной подготовки) механизмов сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности. Выяснено, что проектирование и реализация инновационных образовательных программ на базе предприятий на основе партисипативного подхода обеспечивает следующие структурные взаимосвязи между компонентами внутрифирменного обучения:
- продуктивный характер содержания инновационных образовательных программ усиливается при условии оптимизации горизонтальных структур сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности [4];
- совершенствование структуры инновационных образовательных программ на базе предприятий достигается при условии их проектирования и реализации по различным логическим основаниям (научно-методическим, информационно-коммуникативным, организационно-административным, психолого-педагогическим) [7];
- эффективность проектирования инновационных образовательных программ на базе предприятий возрастает при условии отбора учебного материала с учетом образовательных потребностей работников и особенностей производственных процессов и ситуаций;
- системность, согласованность, последовательность реализации инновационных образовательных программ достигается при условии совершенствования вертикальных структур сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности [8];
- обновление форм и методов ведомственно-отраслевой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов достигается при условии организации конкурсов социально-образовательных инициатив и развития вариативных форм социального партнерства и государственно-общественных структур в системе внутрифирменного обучения [1];
- конструктивность сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности, усиливается при условии их устойчивой направленности на получение кумулятивного эффекта внутрифирменного обучения;
- установление постоянных и устойчивых взаимосвязей между всеми субъектами производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности достигается при условии их успешного позиционирования в регионе и сфере экономической деятельности [2];
- успешность информационно-образовательного взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности достигается при условии установления продуктивных связей и многосторонних отношений в процессе внутрифирменного обучения и устойчивой направленности руководства фирмы на совершенствование кадровых ресурсов [9];
- результативность организации профессионально-образовательных процессов, направленных на создание человеческого капитала и задающих характер социально-экономической жизни региона, возрастает при условии оптимизации функций органов управления дополнительным профессиональным образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали» [3].
Установлено, что организация неформального обучения подразумевает предоставление образовательных услуг, выходящих за рамки официальных образовательных программ, но обеспечивающих удовлетворение познавательных потребностей рабочих и специалистов. Основанием организации неформального обучения может быть андрагогический подход, рассматривающий взрослого человека как индивида, осознающего свои образовательные потребности и способного сознательно их удовлетворить в процессе деятельности. Выяснено, что организация неформального обучения на основе андрагогического подхода обеспечивает следующие структурные взаимосвязи между компонентами внутрифирменного обучения:
- результативность организации неформального обучения возрастает при условии проявления всеми субъектами производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности социально-образовательных инициатив по подготовке компетентных, конкурентоспособных работников и формированию личности, эффективно участвующей в социально-экономической жизни;
- оптимизация процесса осознания и удовлетворения познавательных потребностей рабочими и специалистами усиливается при условии обеспечения всем работникам равного доступа к полноценному профессиональному образованию в соответствии с их индивидуальными склонностями;
- совершенствование у рабочих и специалистов способности сознательно удовлетворить образовательные потребности в процессе профессиональной деятельности достигается при условии принятия субъектами производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности добровольных обязательств по позитивному изменению качественных параметров работников фирмы;
- эффективность внутрифирменного обучения повышается при условии вовлеченности полученных неформальных знаний, умений, навыков в процесс освоения официальных образовательных программ в виде готовых алгоритмов действий;
- результативность обеспечения удовлетворения познавательных потребностей рабочих и специалистов достигается при условии постоянного обращения к их профессиональному опыту.
Выяснено, что информальное профессиональное обучение предусматривает усвоение конкретных знаний, умений, навыков, исходя из требований специальности, стандартов квалификации, занимаемой должности или исполняемых служебных обязанностей, посредством выполнения индивидуальной познавательной деятельности в ходе повседневного профессионального труда. Установлено, что основанием информального профессионального обучения может быть акмеологический подход, предусматривающий формирование образовательно-профессиональных потребностей у рабочих и специалистов, учет их индивидуальных склонностей в процессе повышения профессионализма. Выяснено, что включение информального профессионального обучения во внутрифирменное обучение на основе акмеологического подхода обеспечивает следующие структурные взаимосвязи между компонентами внутрифирменного обучения:
- эффективность формирования устойчивой направленности рабочих и специалистов на собственную активность в процессе повышения качества профессиональной подготовки и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда повышается при условии оптимизации направлений внутрифирменного обучения рабочих и специалистов;
- ускорение процесса интеллектуализации труда с целью повышения значения самостоятельности мышления и творческой деятельности инициативных рабочих и специалистов достигается при условии построения их индивидуальных траекторий внутрифирменного обучения;
- оптимизация подготовки профессионально мобильных, инициативных рабочих и специалистов, обладающих креативным мышлением и способных к принятию оптимальных решений, творческой деятельности, эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к обучению на протяжении всей жизни, усиливается при условии определения методов интегрированного и дифференцированного воздействия на задатки их личности, стимулирования развития свойств субъектности;
- совершенствование процесса формирования у рабочих и специалистов способности к воспроизводству полученных знаний в профессиональной деятельности и генерации новой информации, а также усвоения умений и навыков абстрактно-аналитической деятельности достигается при условии освоения ими конкретных знаний, умений, навыков, исходя из требований специальности, стандартов квалификации, занимаемой должности или исполняемых служебных обязанностей;
- результативность образования у рабочих и специалистов индивидуальных целостных структур знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности, возрастает при условии определения их профессиональной компетентности как личностной характеристики;
- общность ценностей, обуславливающих интеграцию компонентов внутрифирменного обучения и дифференциацию содержания внутрифирменного обучения в соответствии социально-профессиональными ролями рабочих и специалистов достигается при условии системной целостности между компонентами педагогического процесса и индивидуальными склонностями и образовательными потребностями рабочих и специалистов.
Формирование профессионально успешной личности рабочих и специалистов предполагает образование установки на активное, компетентное, эффективное участие в жизнедеятельности фирмы. Теоретическим основанием формирования профессионально успешной личности рабочих и специалистов может быть личностно-деятельностный подход, предусматривающий субъектно-ориентированную организацию учебной деятельности, посредством решения обучаемым специально подобранных учебных задач разной сложности и проблематики. Выяснено, что формирование профессионально успешной личности рабочих и специалистов на основе личностно-деятельностного подхода обеспечивает следующие структурные взаимосвязи между компонентами внутрифирменного обучения:
- действенность развития личностно-профессиональных качеств (способностей, реактивности, активности, сензитивности, эмоциональности) рабочих и специалистов, обуславливающих успешное включение в пространство межличностных связей и освоение навыков преодоления конфликтов, повышается при условии достижения работниками высокого уровня профессиональной компетенции;
- эффективность формирования устойчивой направленности личности на достижение поставленных целей повышается при условии достижения стабильности успеха в профессиональной деятельности;
- оптимизация процесса развития индивидуальности, отражающей континуально-иерархическую взаимосвязь психосоматических (темперамента, задатков, физических особенностей), социальных (направленности, способностей, волевых качеств), рефлексивно-ситуационных (характера, способности слышать и понимать других, предвидеть их действия, контролировать свои и чужие эмоции, формировать и мотивировать установку на достижение цели, умения принимать правильное решение) образований усиливается при условии активности работников в освоении инновационных образовательных программ на базе предприятий [6];
- совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности как системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности, достигается при условии направленности работников на повышение качества профессиональной подготовки;
- результативность организации индивидуальных, парных, групповых форм занятий, выступающих фактором карьерного роста и жизненного успеха работников, возрастает при условии ориентации на самостоятельную творческую деятельность обучаемых, определяющую их отношение к социально-экономической действительности;
- актуализация условий для добровольного и заинтересованного участия работников во внутрифирменном обучении и повышении своей конкурентоспособности увеличивается при условии достижения согласованности действий субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности по повышению качества их профессиональной подготовки;
- эффективность формирования профессионально успешной личности рабочих и специалистов повышается при условии продвижения эффективных образовательных практик, характеризующихся вариативностью и разноуровневостью содержания.
Результаты исследования. В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы определено, что миссия образования состоит в оптимизации социально-культурной и экономической модернизации страны посредством обеспечения доступности качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни, быстрая смена производственных технологий предполагают изменение приоритетов внутрифирменного обучения, ориентацию на повышения качества внутрифирменной подготовки рабочих и специалистов.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Кашина С.Г. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14854 (дата обращения: 11.09.2024).