Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Храмов В.В. 1
1 УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Представлены результаты исследования эффективности внедрения в образовательный процесс по учебному предмету «Физическая культура» электронного учебно-методического обеспечения. Показано отношение участников образовательного процесса к инновационному внедрению. Зафиксированы в целом позитивные оценки по факту применения на учебных занятиях электронных учебно-методических пособий по видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм). Школьники отметили увеличение привлекательности уроков, возрастание интереса к освоению учебного материала. Учителя засвидетельствовали целесообразность и оправданность компьютерного сопровождения. Представители администрации учреждений образования обратили внимание на перспективность инновационного внедрения для качества образования. Родители школьников подтвердили повышение познавательной активности их детей при условии применения на уроках компьютерных средств обучения.
компьютерные технологии
образовательный процесс
физическое воспитание
1. Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.09.2012).
2. Зиятдинова А.И., Еремина Л.Г., Асхатов А.С. Использование информационных технологий на уроке физической культуры // Спорт в школе [Электронный ресурс]. – 2007. № 12. – Режим доступа: http://spo.1september.ru/article.php?ID=200701207 (дата обращения 02.06.2010).
3. Организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебно-методического пособия / В.В. Храмов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 7. – С. 177-182.
4. Сидоров Л.К., Савчук А.Н., Скрипаченко И.В. Применение информационно-компьютерных технологий в физическом воспитании детей в условиях малого населенного пункта // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : материалы научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf-v.narod.ru/s1d50.htm (дата обращения 01.04.2012).
5. Соболев А.М. Компьютерная технология мониторинга физического здоровья и эффективности индивидуализированных физкультурно-оздоровительных программ школьников : автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.51, 14.00.09. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/393611/ (дата обращения 10.04.2012).
6. Сообщество учителей физической культуры // Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com (дата обращения 07.07.2013).
Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные виды учебной деятельности следует трактовать как одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения. Данный вид инновации обусловлен современными тенденциями развития общества, которое все в большей степени становится информационным. Процессы обучения и воспитания, как известно, сами по себе обладают высоким уровнем информационного насыщения, что стимулирует включение средств ИКТ в различные виды учебной работы. В свою очередь, специфика физической культуры существенно ограничивает применение известных подходов (описанных в работах Н.С. Анисимовой, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.В. Гриншкуна, И.Г. Захаровой, С.В. Зенкиной, О.А. Козлова, И.Г. Кревского, Е.И. Машбиц, А.В. Осина, Е.С. Полат, И.В. Роберт и других ученых) к разработке, внедрению и применению педагогических технологий, отдельных средств обучения, функционирующих при помощи компьютерной техники.

Анализ накопленного опыта компьютеризации физического воспитания школьников показывает, что внедрение средств ИКТ ограничивается вспомогательными процессами: мониторинг физического состояния [5], контроль знаний [4], обеспечение теоретических занятий [2], обсуждение и накопление методической информации [6]. Достигаемое при этом повышение эффективности учебной работы оказывается незначительным. Это стало основанием для создания серии электронных дидактических средств, предназначенных для обучения школьников основам видов спорта.

Нами подготовлена серия электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) по следующим темам учебного предмета «Физическая культура»: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм [1]. ЭУМП предназначен для эксплуатации на практическом занятии в спортивном зале. Встроенные в программную оболочку ЭУМП средства управления видеоизображением позволяют педагогу организовывать демонстрацию с минимальным отвлечением внимания от управления классом. В качестве инновационного решения в технологии проведения урока физической культуры выступает показ мультимедийной наглядности на протяжении всего занятия. Особенность учебной работы с применением ЭУМП состоит в том, что выполнение специальных физических упражнений сочетается с демонстрацией видеозаписей. Это позволяет педагогу:

  • пояснять и детализировать сведения о технически правильном выполнении двигательного действия непосредственно в ходе его практического освоения при выполнении подводящих и подготовительных упражнений;
  • предъявлять учащимся информацию о способе организации и технике выполнения специальных физических упражнений (видеопоказ нагрузочного средства);
  • диагностировать уровень технической подготовленности, указывать на ошибки при помощи сопоставления с видеозаписью образцового исполнения техники вида спорта [3].

На этапе проектирования ЭУМП было сформулировано предположение о том, что выработку кинестетических ощущений, сопровождающих технически правильное исполнение разучиваемых физических упражнений, можно ускорить при условии применения мультимедийной наглядности на всех этапах обучения (от начального знакомства до углубленного разучивания). Это должно повысить эффективность обучения школьников основам видов спорта на уроках физической культуры. Проверка данной гипотезы выполнялась в ходе опытной эксплуатации ЭУМП в учреждениях общего среднего образования.

Внедрение ЭУМП сопровождалось внесением изменений в порядок организации и проведения учебных занятий. Спортивные залы были оборудованы компьютерной и проекционной техникой. Учителя физической культуры обучались работе с программной оболочкой ЭУМП. Мультимедийное сопровождение учебной работы потребовало внесения коррективов в содержание педагогической техники. Преобразования затронули деятельность всех участников образовательного процесса - школьников, учителей, администрацию школ, родителей школьников. Соответственно, возникла потребность в изучении их мнений по отношению к новому способу проведения урока физической культуры.

Цель исследования: изучение отношения участников образовательного процесса к компьютеризации урока физической культуры, осуществляемой с помощью ЭУМП.

Методы и организация исследования. Сбор данных производился методом опроса с помощью анкет, специально разработанных для проведения исследования. Опрашиваемые лица (респонденты): школьники 5-10-х классов (n=1344), учителя физической культуры (n=38), представители администрации школ (n=21), родители школьников (n=425). Внедрение ЭУМП было выполнено на базе 9 городских, 4 сельских учреждений общего среднего образования. Опрос производился по факту завершения цикла экспериментальных занятий с применением ЭУМП.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из преимуществ применения ЭУМП в учебной работе является повышение информативности учебного материала с техникой двигательных действий. В процессе выполнения подводящих и подготовительных упражнений обучающийся постоянно видит перед собой пример, которому следует подражать. Это позволяет осознать содержание двигательной задачи и приобрести кинестетические ощущения, сопровождающие двигательные действия. Как показали результаты опроса, данный комплекс факторов способен стимулировать познавательную активность школьников. Респонденты-школьники отметили, что применение видеозаписей на уроке стимулирует внимание (от 57,5 до 81,3% положительных ответов в зависимости от класса). Большинство (от 75 до 93,3%) указали на повышение привлекательности урока физической культуры при условии применения мультимедийной наглядности. После завершения цикла экспериментальных занятий у школьников зафиксирован рост желания освоить в полном объеме технику вида спорта (от 57,5 до 77,8%).

Совокупность полученных данных указывает на то, что школьники характеризуют занятия с применением ЭУМП как более привлекательные. Отмечается повышение интереса к освоению вида спорта. Формирование устойчивых потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями следует рассматривать как приоритет в функционировании педагогической системы учебного предмета «Физическая культура». Отношение к уроку выступает одним из индикаторов, который указывает на принципиальную возможность в дальнейшем, во взрослой жизни, применять физическую нагрузку в качестве средства сохранения и укрепления здоровья.

Эффективность внедрения инновации в учебно-воспитательный процесс определяется готовностью учителя обеспечивать реализацию нововведений в структуре учебной деятельности. Педагог выполняет свои действия в непосредственной взаимосвязи с познавательной работой учащихся. В опросе учителей физической культуры использовалась анкета с преимущественно открытыми вариантами ответов. В числе факторов, характеризующих отношение школьников к урокам физической культуры с использованием ЭУМП, респонденты-учителя назвали следующие: концентрация внимания на учебном материале; улучшение дисциплины на уроке; повышение активности в овладении двигательными действиями. Особенностью эксплуатации ЭУМП на уроке является сокращение времени на объяснение учебного материала. Сведения предъявляются динамично, снижаются «непродуктивные» временные затраты, что в совокупности со стимулированием познавательной активности школьников создает условия для роста дидактической эффективности урока. Позитивные аспекты компьютеризации урока с помощью ЭУМП учителя находят в новых возможностях, открывающихся в связи с применением мультимедийной наглядности. В частности, отмечается эффект увеличения моторной плотности занятия.

Опрос учителей физической культуры показал, что специалисты в целом положительно оценивают внедрение ЭУМП по основам видов спорта. Причем данный результат был получен на фоне необходимости достаточно существенно корректировать порядок организации и проведения занятия. Применение ЭУМП означает, что педагог должен правильно распределять свое внимание между классом и управлением компьютером, уметь сочетать мультимедийную наглядность и выполнение физических упражнений, обеспечивать безопасность школьников и сохранность компьютерного оборудования. Соответственно, компьютерное сопровождение учебной деятельности воспринимается специалистами как целесообразное и оправданное внедрение.

Принципиальное значение для развития инновационных преобразований имеет позиция руководителей учреждения образования. Отношение к внедрению ЭУМП изучалось при помощи вопросов с открытыми вариантами ответов. Представители администрации школ основное внимание уделили показателям, которые характеризуют уровень информационной культуры и информационной компетентности учителей физической культуры. Отмечено, что педагоги стали активно использовать электронные средства обучения при подготовке к учебным занятиям дома, при осуществлении контроля качества освоения техники спортивных движений. Улучшилась организация учебного сотрудничества в системе «учитель-ученик».

Принципиальных недостатков, обусловленных внедрением средств компьютерной техники на уроке физической культуры, руководители не выявили. В целом опрос директоров и их заместителей показал, что руководители имеют достаточно четкое представление о целесообразности компьютеризации уроков физической культуры. Отмечены перспективы применения ЭУМП в решении проблем мотивации учебных достижений школьников и качества профессиональной деятельности учителей физической культуры. Очевидно, что для развития процессов информатизации физической культуры положительные оценки администрации школ имеют большое значение.

Мнение родителей школьников изучалось при помощи анкеты, содержащей вопросы с закрытыми и полузакрытыми вариантами ответов. Целесообразность данного исследования можно объяснить с двух позиций. Во-первых, это категория лиц, имеющих прямую заинтересованность в качестве учебного процесса, реализуемого в рамках общего среднего образования. Во-вторых, позиция родителей - это одна из сторон общественного мнения, представленного неспециалистами не только физической культуры, но и образования. Соответственно, оценочные суждения, полученные от родителей школьников, участвовавших в экспериментальных занятиях с ЭУМП, имеют диагностическую ценность.

Подавляющее большинство респондентов-родителей (92,3%) отметили важность повышения двигательной активности своих детей. При этом роль компьютерных технологий очень своеобразна. С одной стороны, они не могут принять однозначного решения о том, как можно заниматься физической культурой с использованием компьютера. Ответы на утверждение «Не понимаю, как можно заниматься физкультурой с использованием компьютера» распределились практически одинаково по всем предложенным вариантам. Причем, ответ «не знаю» выбрали 17,3% опрошенных. С другой стороны, родители практически едины во мнении о том, что применение компьютерных технологий поможет их ребенку лучше понять содержание разучиваемых движений (ответы «да» и «скорее да, чем нет» составили 78,4%).

Результаты опроса родителей школьников по проблематике физического воспитания подрастающего поколения имеют, на наш взгляд, большое значение. Формирование физической культуры личности - процесс, в котором воспитание в семье занимает чрезвычайно важное место. Также отметим, что родители относятся к группе людей, которые уже приобрели базовое физкультурное образование. Воспитательные воздействия они соотносят с личным опытом.

Основное количество ответов респондентов-родителей показывает, что они позитивно относятся к современному процессу физического воспитания, знают и понимают необходимость занятий физическими упражнениями. В основном родители не видят большой потребности в поиске новых технологий преподавания физической культуры. Однако к появлению новой методики проведения урока они отнеслись положительно. По оценкам родителей, внедрение компьютерной наглядности на занятиях оказало положительное влияние на отношение их детей к физической культуре (56,9% ответов). В содержании данной инновации респонденты четко выделяют перспективы компьютерных технологий в улучшении наглядности (67,1% положительных ответов). Других преимуществ они не распознают. Вместе с тем отметим, что педагогический потенциал ЭУМП по основам видов спорта заключается, в том числе, и в обеспечении самостоятельной работы школьников. Без активной деятельности невозможно приобрести двигательные умения и навыки. Только благодаря многократному повторению специальных упражнений могут быть сформированы устойчивые рефлекторные связи, обеспечивающие надежность в управлении разучиваемыми двигательными действиями. Без использования потенциала домашнего задания достичь заметных результатов невозможно.

Одной из функций программной оболочки ЭУМП является возможность передачи школьнику визуализированного домашнего задания. Для этого на домашнем компьютере учащегося должна быть установлена данная программа. На то, что данный проект имеет все шансы быть реализованным, указывает следующая информация: в 82,7% семей есть персональный компьютер, 55,2% родителей готовы установить на домашний компьютер ЭУМП по виду спорта.

Выводы. Внедрение ЭУМП следует рассматривать как социально-технологическую инновацию, обладающую большими потенциальными возможностями в совершенствовании качества функционирования дидактической системы учебного предмета «Физическая культура». По итогам опроса установлено, что участники образовательного процесса в целом позитивно оценивают компьютеризацию урока физической культуры на основе применения ЭУМП по виду спорта.

В условиях информатизации образовательного процесса у педагога появляются дополнительные инструменты, позволяющие стимулировать познавательный интерес школьников, задействовать мотивы достижения, активизировать приобретение знаний и навыков. Можно утверждать, что ЭУМП по своим техническим, функциональным и педагогическим возможностям полностью соответствует требованиям образовательного процесса по физическому воспитанию школьников. В свою очередь, сохраняется актуальность дальнейшей разработки предметных методик применения ЭУМП при обучении видам спорта.

Рецензенты:

Барков В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», г. Гродно.

Врублевский Е.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры и спорта УО «Полесский государственный университет», г. Пинск.


Библиографическая ссылка

Храмов В.В. ОТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14852 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252