В настоящее время в учебном процессе выдвигаются новые требования к содержанию образования в контексте профессиональной подготовки педагогических кадров.
В связи с этим выпускники учебных заведений должны быть конкурентоспособными на рынке труда. Будущий учитель должен уметь организовывать не только коллективную, но и индивидуальную деятельность учащихся, а также, осмысливая инновационные педагогические технологии, творчески реализовывать их в собственной профессиональной педагогической деятельности.
Воспитание нового поколения, обладающего высокой степенью мобильности, большой социальной ответственностью, зависит от подготовки педагогических кадров, способных решать задачи обучения школьников основам экономических, экологических, биологических знаний. Такие знания, в свою очередь, являются основой формирования профессиональных умений и навыков у будущих специалистов [1].
При этом перед педагогической наукой и практикой встает проблема реального осмысления сущности профессиональной компетентности педагога в условиях проектной парадигмы образования. В рамках этой проблемы необходимо выделить следующие противоречия:
- между потребностями меняющегося общества и традициями сложившейся системы педагогического образования;
- изменившимися условиями деятельности образовательного учреждения и консервативными методами управления профессиональным развитием педагогов;
- востребованностью технологизации в образовании и недостаточностью исследования этого феномена в педагогической теории;
- современными требованиями к педагогам и реальным уровнем их профессиональной компетентности;
- реальной потребностью практики в проектировании педагогического процесса для конкретных условий и недостаточностью у педагогов знаний и умений, необходимых для соответствующей деятельности;
- потребностями педагогической практики в проективно-технологической деятельности педагогов и отсутствием научно обоснованных механизмов становления проективно-технологической компетентности учителя-практика.
Система методической подготовки учителя - это педагогическая система, включающая в себя совокупность функциональных и структурных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности -ᅟ методическую готовность. К функциональным компонентам системы методической подготовки относятся функции управления учебно-методической деятельностью студента: целеполагающая, мотивационная, операционная, контрольно-корректирующая. Структурными компонентами системы являются цель, средства, технологии и результаты функционирования [2].
Во всем мире школьное образование всегда находилось в ситуации выбора: усвоение сведений или обучение способам деятельности. В странах Западной Европы и Америки этот выбор давно сделали в пользу способов деятельности, т.е. предметной деятельности. В нашей современной школе ставится знак равенства между учебным предметом и профессиональной деятельностью.
В настоящее время работа учителя становится все более творческой, но для этого необходимо, чтобы были сформированы компоненты творческой деятельности. Настало время перехода от подготовки «традиционного» учителя к подготовке педагога-исследователя, обладающего обширными методологическими знаниями, умеющего вести исследовательский поиск, готового работать в школе инновационного типа, способного к самообразованию и реализации в педагогической деятельности гуманистических принципов [3].
Творческая по самой своей сути проблема формирования и своевременная опережающая корреляция содержания профессионального образования требуют построения профессиональных прогностических моделей специалистов.
Одна из таких моделей предложена О. Мельничук, А. Яковлевой3.ᅟАвторы считают, что профессиональная модель специалиста должна включать следующие характеристики [4]:
- интеллектуальную компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний -ᅟ структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;
- интеллектуальную инициативу -ᅟ свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность;
- самореализацию, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий; самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;
- саморегуляцию, означающую умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции.
Анализ педагогической и методической литературы говорит о том, что необходимы качественные изменения системы профессиональной подготовки будущих учителей и, в частности, учителей биологии. Изучая основные направления развития системы высшего педагогического образования, мы пришли к выводу, что изменения должны коснуться: сферы содержания методического образования (вариативность с учетом регионального компонента, профиля подготовки и т. п.);ᅟ сферы технологии обучения (внедрение современных концепций обучения, информационных технологий, элементов интеграции учебных дисциплин); воспитательной области (внедрение психологических служб и центров, диагностических подходов, методов индивидуальной работы) [5].
Особого внимания заслуживает диверсификация системы образования, которая заключается в создании разных типов образовательных учреждений с новыми авторскими концепциями и технологиями.
В основу реализации перечисленных направлений развития системы методической подготовки могут быть положены следующие принципиальные положения [6]:
- непрерывное профессиональное развитие учителя: ранняя профориентация, высокий уровень базовой подготовки, постоянное профессиональное совершенствование;
- единство фундаментальности и практической направленности в целостном процессе подготовки учителя;
- ориентация на подготовку творческой личности каждого учителя при соблюдении индивидуального подхода к его подготовке;
- направленность содержания, форм и методов подготовки учителя на широкое использование современных инновационных технологий обучения.
В нашем исследовании мы исходим из того, что преподаватель и студент дополняют друг друга, осуществляя взаимодействие в педагогическом процессе. Выпускник вуза на собственном опыте остро ощущает противоречие между типовой системой подготовки учителя и творческим характером его труда, требующегося в современной школе.
Существуют различные пути овладения методикой обучения в области избранной науки. Кроме традиционного преподавания базового курса методики обучения биологии, мы предложили студентам на выбор посещение спецкурсов, творческих мастерских, лабораторий, клубов по интересам, где происходит индивидуальное взаимодействие преподавателя и студента в ходе обсуждения, консультирования, создания творческих проектов.
В современном учебном процессе направления развития методического образования, реализованные в виде определенных инноваций, могли бы быть использованы в современной концепции. Сегодня педвузы самостоятельно определяют актуальное содержание образовательных программ, представляющих спектр современного знания предмета и методики его преподавания. Если система подготовки утрачивает гибкость, способность адекватно реагировать на требования времени, то наступает ее кризис, который проявляется в принципиальных противоречиях. Научный поиск путей преодоления противоречий должен быть направлен на изменения целевой ориентации, статуса знаний (из цели обучения в средство),ᅟ характера взаимодействия «учитель -ᅟ ученик», пересмотр содержательной стороны учебного процесса, на развитие нового стиля, в основе которого лежит не процесс «запоминания и воспроизведения», а творческое мышление Все это требует новой системы профессиональной подготовки будущих учителей биологии.
Одним из условий такого совершенствования является становление системы целостной и непрерывной подготовки студентов педагогического вуза, в том числе по профилю «Биология».
В свете решения современных проблем высшей школы, направленных на эффективную подготовку будущего учителя биологии, сложились следующие педагогические условия:
1) укрепление междисциплинарных связей между курсами методики преподавания химии и биологии в педагогическом вузе и специально-научными дисциплинами;
2) совершенствование курсов методики преподавания биологии (в будущем и химии) в педагогическом вузе за счет внедрения более эффективных педагогических технологий обучения.
Рассмотрим последующую тенденцию, направленную на эффективную подготовку будущего учителя биологии. В данное время при подготовке будущего учителя биологии применяются в основном те инновационные технологии, которые в дальнейшем могут быть использованы студентами в их профессиональной деятельности, -ᅟ дидактические игры, информационные коммуникационные технологии (ИКТ),ᅟ технологии и методы проблемного бучения, методы графического свертывания информации (логико-смысловые модели -ᅟ ЛСМ, «Фишбоун» и др.).ᅟ В ходе подготовки студентов к будущей педагогической деятельности также применяется метод ситуационного анализа который позволяет познакомить студента (педагога)ᅟ с алгоритмом анализа ситуации, предоставляет возможность самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и предлагать свои идеи и способы разрешения ситуации в обсуждении с другими обучаемыми. В результате обсуждения выясняются иные точки зрения и пути выхода из создавшейся ситуации [5].
Данный метод используется на практических занятиях как логическое продолжение работы, начатой на лекции. Метод анализа кейсов, казусов (от лат. casus -ᅟ запутанный, необычный случай)ᅟ скорее направлен на формирование необходимых психологических качеств и умений, чем на освоение знаний. Он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой, в результате позволяет сформировать у студентов (педагогов)ᅟ навыки и приемы всестороннего анализа ситуаций, возникающих в педагогической деятельности; умения добывать недостающую информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем, умения логично иᅟточно излагать свою точку зрения; обосновывать, защищать свою позицию, самостоятельно принимать решение на основе группового анализа ситуации, умение извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
Метод «инцидента» применяется нами в практике подготовки педагога для развития умений принимать решения в условиях недостаточности информации, а также рационального сбора и использования информации для принятия решения [5].
Суть метода заключается в анализе инцидентов. Обучаемые получают лишь краткую информацию об инциденте, их задача состоит в поиске дополнительной необходимой информации, для этого они вынуждены задавать вопросы «на развитие», затем выносить полученную информацию для анализа и оценки ее значимости (эффективности).
Использование ситуационных методов способствует развитию у обучающихся интереса, позитивной мотивации, аналитических и оценочных навыков, навыков работы в команде, умения находить рациональное решение проблемы и быть ответственным за него.
Таким образом, университеты педагогической направленности сегодня ориентированы на подготовку учителя-предметника. В итоге общество получает специалиста, который знает свой предмет, способен передать информацию, но не может научить, как самостоятельно приобретать новые знания. Школа требует не предметника, а мастера, стремящегося к творчеству. Для решения этой проблемы необходимо готовить учителя к инновационной деятельности.
При этом в настоящее время наблюдается тенденция перестройки учебных планов с ориентацией их на будущую квалификацию бакалавра.
Все перечисленные тенденции в области высшего педагогического образования делают очевидной необходимость пересмотра структуры и содержания системы подготовки педагогических кадров.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института К(П) ФУ, г. Елабуга.
Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского института социально - педагогических технологий и ресурсов (НИСПТР), г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Щерба Н.И. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050100. 62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ "БИОЛОГИЯ" // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14845 (дата обращения: 06.10.2024).