Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Дроздова А.А. 1 Гусева А.И. 1
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Данная работа посвящена системе дистанционного обучения в банковской сфере. Выявлена специфика обучения в данной сфере, характерные особенности и отличительные черты. Отмечены существующие в настоящее время проблемы и недостатки. Для решения некоторых из них авторами предложена обобщенная модель построения электронного обучающего курса, ориентированная на максимально эффективное обучение. Выделен перечень результатов, на которые должно ориентироваться проводимое обучение. Данный перечень представлен в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий. Рассмотрены свойства и критерии, которым должен соответствовать обучающий курс, а также проанализированы результаты от его внедрения. Рассмотрена четырехуровневая модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика. Для каждого уровня данной модели в работе авторами предложен расчет соответствующих показателей, позволяющих сформировать более полную картину общей оценки обучающего курса, наглядную и точную оценку эффективности, провести более быстрый анализ полученных результатов, а также получить четкую структурированность полученных результатов и оценок.
модель построения обучающего курса
оценка эффективности обучения
дистанционное обучение
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина.-СПб.:Питер, 2008. - 832 с.(Серия «Классика MBA»).
2. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация /Под общ. редакцией С. Р. Филоновича. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-690 с.
3. Денисова А. Эффективность обучения: как правильно ее оценить? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-obucheniya-kak-pravllno-ee-otsenit
4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. - М.: Интел-Синтез, 2004. - С. 6-45.
5. Митрофанова Е.А. Методические подходы к оценке эффективности управления персоналом // В монографии "Менеджмент: опыт, проблемы, перспективы" / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2011.
6. Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. - М.: Высш. шк., 2004.
Процесс информатизации стремительно ворвался в повседневную жизнь во второй половине 20 века и в короткие сроки преобразовал все основные сферы человеческой деятельности. При таком развитии информационных процессов система образования не осталась в стороне, а включила в себя немало инноваций, среди которых появилось и дистанционное образование в различных сферах деятельности, начиная от школ и высших учебных заведений и заканчивая  организациями, фирмами и банками.

Сегодня дистанционное образование стало современным и эффективным методом обучения. Его популярность во всем мира растет значительными темпами. Тысячи людей обращаются к дистанционному обучению, чтобы при современном ритме жизни без отрыва от работы получить новые полноценные знания, отвечающие международным стандартам качества, повысить квалификацию, усовершенствовать имеющиеся навыки.

Дистанционное обучение в банковской сфере

Дистанционное образование сочетает в себе лучшие элементы традиционного обучения, сложившиеся на протяжении веков с самыми современными методиками обучения и передовыми информационно-коммуникациоными технологиями.

Как правило, дистанционное обучение рассматривается банками как  самостоятельный, обособленный вид и подразделяется на:

  • различные электронные курсы и обучающие программы, которые обеспечивают передачу и контроль усвоения информации и используются в основном для функциональной подготовки персонала;
  • видеосеминары, которые направлены на специализацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, повышая эффективность обучения за счет активного вовлечения участников в учебный процесс и получения от них обратной связи по обсуждаемым вопросам в режиме реального времени [4].

Ввиду широкой разветвленности и развитости сети филиалов по всей стране, банковская система Российской Федерации все активнее стала использовать в качестве одной из наиболее эффективных форм подготовки персонала дистанционную форму обучения, в частности,  использование портала обучения и развития.

Портал обучения и развития (далее - учебный портал) - это одно из современных средств организации дистанционного обучения в банке. На учебном портале может размещаться актуальная информация об учебных мероприятиях, каталоги электронных курсов, тренажеры для обучения новым программам и приобретения специализированных навыков, тестовые задания для проведения плановых аттестаций и др. Назначенные курсы и тесты, а также их результаты доступны персонально каждому сотруднику после его регистрации на портале.

Банковская сфера имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают значительное влияние на систему обучения банковского персонала.

Следует также учитывать то, что обучаться будут взрослые люди с высшим образованием, обладающие уже практическими навыками и сложившимися жизненными ценностями. Основная цель обучения взрослых - приобретение знаний по конкретным вопросам, связанным с совершенствованием профессиональной деятельности, повышение общей культуры, а не приобретение знаний как таковых. В связи с этим для обучения и профессиональной переподготовки взрослых людей первостепенную важность приобретает методология обучения, а также применение современных образовательных технологий [1].

Кроме того, при использовании технологий дистанционного обучения возникают и определенные трудности. Основной сложностью при разработке и сопровождении обучающих и тестовых программ является необходимость наличия методической поддержки. Кроме того, не стоит забывать и про трудоемкость и высокой стоимости данной разработки.

Основные проблемы существующих систем дистанционного обучения

Несмотря на активное использование технологий дистанционного обучения в банковской системе, на текущий момент имеется ряд проблем, препятствующих развитию данного направления. Можно выделить некоторые общие проблемы:

  • недостаточность нормативно-методического обеспечения в части использования технологий дистанционного обучения;
  • недостаточная организационно-управленческая и техническая поддержка процесса обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
  • наличие нескольких автоматизированных систем дистанционного обучения, создававшихся и развивавшихся независимо друг от друга, что затрудняет реализацию единых подходов к организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения и организацию взаимодействия между системами.

Решение существующих проблем

Для того, чтобы решить некоторые из вышеперечисленных проблем, в систему дистанционного обучения в банковской сфере предлагается вводить электронные обучающих курсов в, содержащих элементы адаптивности - в частности, гибкую траекторию обучения (что является кардинальным отличием от систематического и обязательного изучения материала на очных курсах), максимальную ориентированность на специфику обучения в банковской сфере. При этом важен модульный подход к представлению учебного материала, который позволяет осуществлять обучение в зависимости от уже имеющегося уровня знаний, а также обеспечение непрерывности  и цикличности обучение, что позволит поддерживать необходимый уровень знаний сотрудников и соответствовать квалификационным требованиям с минимальными затратами.

Образовательная программа должна быть нацелена на решение профессиональных проблем обучающихся специалистов банковской отрасли. Таким образом, основным результатом обучения является приращение профессиональной компетентности обучающихся. Учитывая изменение профессиональных навыков и умений как важнейший результат обучения, система повышения квалификации специалистов в идеале должна ориентироваться на более широкий перечень результатов, которые были бы адекватны вышеуказанным потребностям. Этот перечень можно представить в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий (рис. 1) [2].

Рис.1 Навыки обучения

Первый уровень - базовые навыки, которые являются необходимым условием для приобретения профессиональных знаний и влияют на эффективность их использования.

Второй уровень - профессиональные навыки: способность осуществлять деятельность в конкретном профессиональном контексте.

Третий уровень - межличностные навыки: организованность, коммуникабельность, умение работать в команде, владение искусством переговоров.

Четвертый уровень - навыки обучения: умение применить имеющиеся знания в новых условиях, быстрая профессиональная адаптация.

Пятый уровень - личностные изменения, характеризующиеся способностью переосмысливать ценности, лежащие не только в основе профессиональной деятельности, но и выходящие за ее рамки.

Для поддержания качества обучения на высоком уровне, а также оценки эффективности проведенного курса, в обучающий курс обязательно должен быть включен итоговый тест.

Для первоначальной оценки эффективности обучения можно использовать комплексную четырехуровневую модель оценки Дональда Киркпатрика [3].

Модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика

Данная модель позволяет оценить реальный эффект от обучения, предоставляет руководителям структурных подразделений возможность определить направления проводимого обучения еще на первоначальном этапе и выяснить, какие виды обучения наиболее востребованы (таблица) [6]. Подробная проработка всех уровней позволит не только усовершенствовать программы обучения, но и будет способствовать повышению трудового потенциала и снижению кадровых рисков в банковской деятельности, анализу компетенций руководителей в области обучения, выявлению как оптимальной структуры взаимодействия, так и оптимальных затрат на обучение.

Уровни оценки Д. Киркпатрика

Уровни

Что оценивается

Ключевые вопросы

Уровень 1:

«Реакция»

Оценка эмоциональной удовлетворенности: как участники реагируют на обучающее событие,

  • Понравился ли участникам процесс обучения?
  • Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками?

 

Уровень 2:

«Обучение»

Оценка изменения уровня знаний: насколько участники усвоили знания, навыки и сформировали необходимые отношения по завершении обучающего мероприятия.

  • Какие навыки, знания, установки изменились после обучения?
  • Насколько значительны эти изменения?

Уровень 3:

«Поведение»

Оценка изменения поведения: как участники применяют на рабочем месте то, что они узнали во время обучения

Изменили ли участники свое поведение на рабочем месте после обучения?

Уровень 4:

«Результаты»

Оценка результатов деятельности: в какой степени по итогам обучения достигнуты намеченные результаты

Оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на организацию?

Модель Киркпатрика обладает рядом как сильных, так и слабых сторон.

К плюсам модели можно выделить:

  • легкость понимания для любой категории людей, не только для специалистов в области обучения;
  • хорошая проработка;
  • широкое использование;
  • возможность сделать выводы о необходимости продолжения или прекращения обучения ещё на ранних этапах;
  • возможность оценить вклад отдела обучения в достижение целей организации в целом;
  • основа для разработки других моделей оценки (например, уровни Кауфмана и Келлера, модель ROI Филипса идр.)[5].

К минусам:

  • слишком упрощенный подход;
  • затратность по времени;
  • недоказанная причинно-следственная связь между различными уровнями;
  • вероятность совмещения или смешивания 1 и 2 уровней, что может привести к ошибочным выводам;
  • многие организации реализуют программы обучения, соответствующие лишь уровням 1 и 2, игнорируя необходимость формирования поведенческих моделей, которые нужны для переноса навыков и знаний в рабочие ситуации.

Для устранения некоторых из перечисленных недостатков на каждом уровне данной модели оценки эффективности можно произвести расчет соответствующих показателей. Эти показатели позволят сформировать более полную картину общей оценки обучающего курса, наглядную и точную оценку эффективности, провести более быстрый анализ полученных результатов, четкую структурированность результатов и оценок, полученных на каждом уровне модели Киркпатрика.

Выводы

Применение адаптивного обучающего электронного курса в банковской сфере позволит обеспечить:

  • четкую структуру курса и его упорядоченность;
  • возможность организации индивидуального подхода к обучению специалиста, гибкость предоставления информации;
  • многофункциональность обучающего курса;
  • поэтапный самоконтроль обучения специалиста и контроль со стороны руководства;
  • постоянную заинтересованность в обучении;
  • актуальность учебного курса;
  • возможность профессионального самосовершенствования без отрыва от производства.

Одной из важнейших составляющих процесса обучения является эффективная оценка образовательной программы. Она позволяет определить место и роль обучения в стратегии банка и его будущем развитии. Благодаря нахождению конкретных показателей на каждом этапе оценки эффективности, можно произвести качественную и максимально всестороннюю оценку, определить достигнуты ли цели и задачи проводимого обучения, приобрели ли сотрудники необходимые навыки, которые напрямую связаны с качеством выполнениям им своих профессиональных обязанностей, результативностю работы подразделения, а значит и банком в целом.

Опыт использования самой системы дистанционного обучения в банковской сфере, обучающих и тестовых программ, позволяет сделать выводы, что технология дистанционного обучения доказала возможность значительного уменьшения затрат на подготовку персонала в процессе внедрения новых автоматизированных систем и технологий без потери качества обучения. Позволяет проводить обучение и переподготовку сотрудников без отрыва от рабочих мест. Инструментарий разработки обучающих программ и тестов позволяет создавать программы высокой степени сложности с понятным для пользователя интерфейсом. Кроме того, разработанные в едином центре обучающие и тестовые программы могут тиражироваться и использоваться в большом количестве подразделений.

В настоящее время дистанционное обучение в России развивается еще не достаточно быстро, и российский рынок дистанционного образования отстает от западных стран, где активно проводятся научно-исследовательские работы в области дистанционных технологий, и многие организации уже имеют собственные постоянно действующие университеты, институты, учебные центры внутреннего профессионального образования.

Пока основными заказчиками и потребителями систем дистанционного обучения являются крупные организации и банки с регионально распределенной структурой. Они все больше стараются внедрить электронные системы обучения среди своих сотрудников различных должностей, начиная от операторов и заканчивая руководителями структурных  подразделения, по всем возможным направлениям. Опыт предшествующих лет показал, что для крупных банков создание систем дистанционного обучения является насущной проблемой, а также необходимой адекватной реакцией на изменяющиеся внешние условия рынка.

Поэтому в последние годы многие банки начали рассматривать расходы на обучение персонала как основные и необходимые, понимая, что именно высококвалифицированный персонал является ключевым звеном в конкурентной борьбе в современных рыночных условиях. Для крупных банков создание систем дистанционного обучения является насущной проблемой, а также необходимой адекватной реакцией на изменяющиеся внешние условия рынка. Поэтому в настоящее время создание современных электронных обучающих курсов, а также адекватная оценка их эффективности стоит одной из первоочередных задач для стремительно развивающейся банковской системы.

Рецензенты:

Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва;

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий,  Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Дроздова А.А., Гусева А.И. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14830 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674