В последней четверти минувшего столетия в музыке возникла и сложилась область композиторского творчества, связанная с возрождением русской духовной традиции[1]. Произведения, принадлежащие этому направлению, можно разделить на две большие группы - литургические (предназначенные для богослужения) и внелитургические (духовно-концертные). К первой группе относятся сочинения воцерковленных композиторов (например, диакона С. Трубачева, о. Н. Ведерникова), а также композиторов, предлагающих собственную интерпретацию духовных жанров, например, Н. Лебедева.
Ко второй группе (духовно-концертные произведения) относятся Три хора из музыки к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» Г. Свиридова, «Литургический концерт» Н. Сидельникова, оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» Э. Денисова, «Апокалипсис» В. Мартынова, ряд сочинений Ю. Буцко, Г. Дмитриева, В. Кикты, А. Шнитке, А. Локшина, В. Рубина, Н. Каретникова, Ю. Фалика, А. Королева и других авторов. Сюда же стоит причислить и хоровые произведения Родиона Щедрина - одного из наиболее ярких и самобытных композиторов современности, представившего в своем творчестве собственное видение того, что есть русская духовность и русский путь внутреннего самосовершенствования человека.
Однако в отличие от названных сочинений других композиторов, три опуса Щедрина отличает их преимущественная ориентация на сакральную тематику и особое внимание к звучанию хора. Это неудивительно, поскольку приверженность к хоровым звучаниям является неотъемлемой частью личности композитора с самого начала его творческого пути. Щедрин, окончивший Московское хоровое училище, неоднократно высказывался о том, что создание произведений для хора органично для его творческой индивидуальности: «Хор для меня действительно родной дом... Через хор я музыку полюбил... Мир музыки открылся мне при встрече с хором» [2, с.7].
Свою близость к духовным истокам русской культуры неоднократно подчеркивает и сам композитор. Так, он говорит, что желание написать «русскую литургию» - музыку по прочтении Н. Лескова «Запечатленный ангел» - было не случайной прихотью, а естественным следствием образования, душевного склада композитора и самой истории его семьи: «В моей семье отношение к русской православной религии было глубинным и искренним. Отец мой из духовенства: его отец (то есть мой дед) был священником в маленьком городке Алексин /... / И мать верует в Бога. При моем рождении родители тайно меня крестили в церкви на окраине Москвы в Сокольниках, что по тем временам было вовсе небезопасно...» [3, с.274].
В данном контексте весьма примечательно, что первые отголоски и предтечи сакральной темы в творчестве Родиона Щедрина прозвучали еще в «Поэтории» (1968, центральный эпизод - молитвенное обращение к Богородице) и в цикле «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971) как сакральные образы с упоминанием о храме, молитве, иконе.
Глубинный смысл загадочно-метафоричных образов последнего из «Четырех хоров на стихи А. Вознесенского» можно понять только в контексте реальных исторических событий первой половины ХХ века.
Как известно, после Октябрьской революции 1917 года идеологическая борьба сменилась политическими репрессиями. Стихия разрушения действующей власти и последовавшей Гражданской войны сметала многое на своем пути. В 20-30-е годы в Советской России подверглись гонениям множество священников, были уничтожены Чудов монастырь в Московском Кремле и Страстной у Страстного бульвара, разрушены десятки церквей, взорван Храм Христа Спасителя...
Устоят ли еще оставшиеся неразрушенными православные храмы и монастыри? - этот риторический вопрос ставится в стихотворении, положенном в основу хора «Песня вечерняя»:
Ты молилась ли на ночь, береза?
Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера...?
Вы молились ли на ночь, соборы
Покрова и Успенья?..
Надо, чтобы успели.
Чтобы отчетливее представить динамику творчества композитора, развертываемого на протяжении почти 40 лет (1968-2006), необходимо ввести ряд ключевых понятий, складывающихся в терминологическую систему. Предлагаемая система понятий включает те сакральные образы и мотивы, на основе которых раскрывается глубинный смысл музыки Щедрина и воплощается сакральная тема духовного подвига, сопряженная с необходимостью духовного очищения христианина на его пути к спасению, а подчас и сакральной жертвы. Одновременно в Хоровой музыке по Н.С. Лескову и последующих двух операх «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова» формируется тот сакральный мир, границы которого со временем раздвигаются все шире и который становится наиболее объемным и отчетливым в хоровой опере композитора.
В дальнейшем сакральная линия в творчестве Щедрина динамично развивалась; на этом пути можно выделить несколько этапов. Первой значительной ступенью в сакральном мире композитора стал «Запечатленный ангел», с его мотивами старообрядчества: на первом плане в этом произведении - икона.
Сакральность повести Лескова - в рассуждении автора об ангеле-хранителе каждого человека, помогающем ему и спасающем его в течение всей жизни. Сакральная тема произведения - путешествие рабочей артели старообрядцев вслед за иконой ангела.
Более полно и развернуто сакральные образы и мотивы (зова монаха, креста, христианской любви, святости, Святой Руси) представлены в опере «Очарованный странник». В этой опере впервые у Щедрина от начала до конца произведения прочерчивается линия жизни героя как сакральная тема, объединяющая, казалось бы, разрозненные сакральные мотивы, духовные песнопения и мистические образы-символы в связную последовательность событий. Здесь на первый план выходит герой, которому предсказан в конце пути приход в монастырь, к Богу. Его покаяние является венцом и кульминацией всего произведения. Таким образом, сакральная тема оперы - странствия главного героя, его перемещения с приключениями и в конечном счете путь к духовному очищению.
Продолжает и расширяет сакральную тематику в музыке Щедрина опера «Боярыня Морозова», где речь идет уже о святом подвиге, о жизни святых: по жанру это музыкальное житие, созданное на основе двух литературных житий.
Это произведение, написанное в XXI веке, когда отношение к православной вере и культуре в нашей стране разительно изменилось по сравнению с советским периодом. Щедрин обозначает жанр произведения как «Житие и стражданье», подчеркивая связь с двумя традициями, имеющими длительную историю в искусстве, - традицией жития и традицией страстей, или пассионов [2]. Так сложилось полное авторское название оперы композитора - «Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой. Русская хоровая опера для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных». Это произведение доныне является кульминационным пунктом в развертывании сакральной темы музыки Щедрина, поэтому оно заслуживает несколько более подробного рассмотрения по сравнению с двумя предшествующими опусами упомянутой триады.
Оперу «Боярыня Морозова» нельзя считать оперой в традиционном смысле. Она напоминает о жанрах литургической драмы и мистерии: неистовая ярость сторонника истинной веры - царя Алексея Михайловича, пение хора, призывающего заковать в цепи несчастных страдающих женщин, просветленные молитвенные сцены сестер - все это представляет собой параллель с евангельским пассионным сюжетом, что также свидетельствует о скрытой ноте сакрального начала в опере.
Опера Щедрина существенно отличается от избранных им литературных первоисточников, в первую очередь, своим эмоциональным наполнением. Если «Житие боярыни Морозовой» и «Житие протопопа Аввакума» отличает высокая степень драматической напряженности, «кипение страстей», то опера характеризуется, напротив, сдержанностью тона, отстраненностью высказывания. Этим она контрастирует хрестоматийному живописному воплощению темы раскола в искусстве - полному экспрессии полотну И. Сурикова.
Нам представляется, что феномен раскола интересует композитора как своего рода срез русской духовной жизни, на котором ярче всего проявляют себя темы, образы и типажи, которые волновали композитора на протяжении всего его творческого пути. Это сакральная тема и образы святых, тема страстей, духовных борений и образы страстотерпцев, тема угнетения и образы мучителей, тема крестного пути и крестных мук. В их соединении, сочетании и взаимодействии выстраивается сакральный мир оперы.
Сакральная тема «Боярыни Морозовой» - твердость духа, самопожертвование героини с целью отстаивания своей веры любой ценой; ее опора на двух единомышленников - сестры и протопопа Аввакума - в борьбе за религиозную идею укрепляла силу духа, необходимую для свершения святого подвига. В их духовной солидарности и взаимоподдержке складывается союз единоверцев и тот сакральный мир, в пределах которого разворачиваются основные события в житиях упомянутых святых.
Неторопливость развертывания линии событий позволяет уподобить тринадцать сцен «Боярыни Морозовой» особому типу житийной иконы - с клеймами, то есть картинами, связанными общим житийным сюжетом, но существующими в одновременности. Эта ассоциация становится еще явственнее, если рассматривать изложение музыкального материала в опере, включающее периодические тематические повторы. Завораживающая статика действия идеально подходит для воплощения состояния молитвенной сосредоточенности и христианского смирения. От композитора потребовалась крайняя смелость для воплощения такого замысла: опера представляет собой, фактически, час медленной музыки, на длительных временных отрезках лишенной глубоких сильных контрастов.
Итак, в хоровом и оперном творчестве Щедрина прослеживается определенная динамика в использовании компонентов сакрального содержания. На протяжении почти полувека прослеживается линия от сакральных образов и редких небольших эпизодов в сочинениях 60-70-х годов, послуживших предтечами сакральной темы, к появлению сакральных мотивов (святости, христианской любви, покаяния, духовного очищения на пути к Богу...) и утверждению сакральной темы в крупнейших произведениях мастера, начиная с 1988 года; наконец - к формированию сакрального мира как целостного и широкоохватного феномена в хоровой опере «Боярыня Морозова». Сам круг выбираемых композитором тем и средства их воплощения дают четкое представление о том, как происходило постепенное формирование и становление духовно-религиозной темы в музыке Родиона Щедрина.
Учитывая все сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что благодаря творчеству Р.К. Щедрина идея сакральности остается актуальной для понимания и в наши дни. Возможно, в будущем повседневная и привычная жизнь будет в значительной степени зависеть от присутствия сакральной сферы в жизни каждого из нас, ибо без этого недостижима гармония человека не только с обществом и миром в целом, но и с самим собой.
Таким образом, три шедевра Родиона Щедрина не только соответствуют развертыванию динамики сакрального содержания в музыке композитора. Эти произведения фактически представляют собой своеобразный высокохудожественный сакральный триптих в творчестве крупнейшего современного мастера оперного жанра.
Рецензенты:
Паисов Ю.И., доктор искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В.С. Попова, г. Москва;
Комарницкая О.В., доктор искусствоведения, профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, г. Москва.
[1] Мощный импульс развитию духовных жанров дал год 1000-летия Крещения Руси - 1988-й. В преддверии этого события к духовной музыке обратились Г. Свиридов, Р. Щедрин, Н. Сидельников, А. Шнитке, Э. Денисов, Э. Артемьев, К. Волков, А. Киселев, В. Соколов, Б. Феоктистов - это неполный перечень музыкантов, чей опыт нашел приложение в этой сфере. Несколько позже сочинения духовной тематики были написаны С. Губайдулиной, В. Калистратовым и А. Николаевым.
[2] Упомянутая связь данной оперы с традицией баховских пассионов продолжает линию развития традиции страстей, начатую еще в предыдущей опере «Очарованный странник».
Библиографическая ссылка
Иванов А.М. ТРИ ШЕДЕВРА РОДИОНА ЩЕДРИНА НА САКРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14782 (дата обращения: 19.04.2025).