Именно в драке хоккеист может получить наиболее серьёзные повреждения по целому ряду причин: разница в умениях и навыках ведения кулачного боя, серьёзные весоростовые различия, неготовность к началу поединка, неумение правильно падать после выведения из равновесия в связке с соперником и др.
Существует и другая сторона данной проблемы - экономическая. Известно, что одним из эффективных инструментов привлечения внимания аудитории для массовых мероприятий является их зрелищность. В связи с этим становится понятным высказывание председателя НХЛГ Эри Бэттмана о том, что хоккейные драки являются одной из хоккейных традиций и неотъемлемой частью игры [8]. Именно поэтому драки как систематическое явление характерны, в большей степени, для североамериканского хоккея.
В отечественной и Европейской традиции драки имеют меньшее распространение, и поэтому в тренировочном процессе подготовке к дракам уделяется минимальное количество времени или не уделяется вообще. Процесс сведён к самостоятельной работе спортсменов или эпизодическому привлечению высококвалифицированных спортсменов и тренеров по единоборствам (бокс, рукопашный бой и т.п.). Данное противоречие только подчёркивает необходимость проведения анализа данной проблемы и поиска путей её решения.
Обсуждение результатов исследования
Одним из путей устранения данного противоречия является систематизация средств и методов спортивных и прикладных единоборств, используемых с учётом специфики возникновения и ведения драки хоккеистами разной квалификации. При этом целью данной систематизации должно быть не столько обучение хоккеистов разной квалификации приёмам ведения хоккейной драки, сколько обучение приёмам её предотвращения.
Цель исследования - определение основных положений обучения хоккеистов разной квалификации приёмам предотвращения хоккейной драки.
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос (беседа); наблюдение (экспертная оценка, видеоанализ).
В рамках анализа научно-методической литературы нами были изучены печатные издания по единоборствам, принципы и приёмы которых могут быть с высокой эффективностью использованы в процессе обучения хоккеистов предотвращению хоккейной драки или сковыванию активности соперника при её возникновении и развитии [2, с. 32; 3, с. 83; 5, с. 45; 7, с. 123].
Беседы с тренерами по хоккею с шайбой и единоборствам проводились для уточнения состояния интересующего нас вопроса в практике подготовки хоккеистов к предотвращению хоккейной драки. Для этого были проведены беседы с двадцатью тремя тренерами по хоккею, боксу, борьбе самбо и др. видам единоборств.
Видеоанализ проводился с целью изучения особенностей возникновения, протекания и завершения хоккейной драки. Для этого экспертами исследовались видео и интернет источники. Всего было проанализировано более 80 хоккейных драк хоккеистов разной квалификации, представителей отечественного, европейского, американского и канадского хоккея.
Также были проанализированы видеоматериалы по технике, тактике, психологической и физической подготовке представителей бокса, борьбы самбо, специального армейского рукопашного боя А.А. Кадочникова, славяно-горицкой борьбы А.К. Белова. Всего было проанализировано 36 видеоматериалов.
Исследование состояло из трёх последовательных этапов (январь - май 2013 г.), включающих предварительное и основное исследование.
На первом этапе проанализирована научно-методическая литература по проблемам: высказываний игроков и генеральных менеджеров о хоккейных драках; характеристики действий и способов подготовки тафгаев; применения приёмов спортивных и прикладных единоборств в хоккее с шайбой.
На втором этапе был определён перечень основных приёмов предотвращения хоккейной драки и представлены основные положения обучения хоккеистов разной квалификации данным приёмам.
Хоккейная драка сопровождается рядом специфических условий её начала, протекания и завершения. В этом она существенно отличается от многих видов единоборств. Следует разобраться в наиболее существенных её отличиях. Мы рассмотрели лишь основные отличия, которые, на наш взгляд, могут определить арсенал приёмов, способствующих её предотвращению:
- она не разрешена официальными правилами и карается наказанием, выраженным в штрафных минутах или матч штрафах, так как при сбрасывании краг хоккеист наносит удары голыми кулаками, что может привести к серьёзным травмам;
- арсенал действий существенно ограничен, акцент делается не на вариативность действий, а на молниеносность начала атаки и удержание полученного преимущества;
- сам бой очень скоротечен и длится, как правило, несколько секунд, аналогичные условия скоротечности и активности наиболее полно представлены в разделе штурмовой бой славяно-горицкой борьбы А.К. Белова [2, с. 32];
- следует учитывать особенности формы соперника, которые и ограничивают арсенал и предъявляют особенные требования к использованию хоккейного свитера, так как его правильное удержание позволяет заблокировать активность соперника;
- наличие скользкого грунта под ногами уменьшает устойчивость дерущихся и предъявляет особенные требования к умению выводить из равновесия;
- существенную разницу в уровне подготовленности как бойца (тафгая), так и весоростовых различиях соперников, поэтому требования к умению использовать дистанцию также является одним из самых важных;
- драка начинается с предварительным ведением жёсткой силовой борьбы и возможной провокацией через толчки и удары, в связи с этим возникновение драки можно предвидеть и опередить соперника упреждающими действиями;
- для возникновения и развития хоккейной драки, как правило, характерно высокое психическое напряжение, известно, что чем более серьёзно противостояние и высока мотивация каждого из игроков, тем больше вероятность возникновения драки.
Представленные нами условия позволили определить психический, тактический и технический арсенал (приёмы) действий для предотвращения хоккейной драки. Было принято решение определить его содержание, исходя из отражения разделов подготовки, к которым относятся:
1. Психологические приёмы:
- «расслабиться», показав незаинтересованность и скрыть готовность к реагированию;
- воспринимать удары и попытки захвата соперника не как одно, а как несколько движений (деление на фазы - замах, выпрямление, выведение руки);
- обратить внимание на недостатки соперника в сравнении с собой (малую подвижность, медлительность, громоздкость и т.п.) или достроить их в представлениях;
- на уровне установки не драться с соперником (в представлениях, данная установка рождает видение обмена ударами), а подавлять (сковывать, сбивать и т.п.) его (в представлениях, данная установка позволяет проявлять большую смелость и решительность, а настраиваться на обмен ударами);
- работать с расслаблением и напряжением мышц во время поединка, провоцируя его на закрепощение и соответственно ограничение подвижности передвижения, повышение риска потери равновесия;
- работать со вниманием, концентрируя внимание на определённых действиях и отвлекая от других.
2. Тактические приёмы:
- «связывание рук противника» (защита наложением) - при возникновении попытки ударить выставляете руки вперёд и, накладывая их изнутри или сверху, упираетесь в плечи и предплечья с прихватом свитера и выведением из равновесия;
- уходите от поединка - при возникновении элементов провокации, выход на дальнюю дистанцию или во избежание серьёзных травм продемонстрировать «случайность» или намеренность падения и не вставать, пока противник не прекратит демонстрировать агрессию.
3. Технические приёмы:
- передвижения, уклоны, нырки;
- подставки, отбивы и т.п.;
- удары руками (прямые, боковые, кроссы и апперкоты);
- захваты, рывки, толчки туловищем и руками (выведение из равновесия вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз и их комбинирование).
Определенные нами приёмы мы представили по группам для облегчения их усвоения. Однако главным является не столько их представление по разделам и группам, сколько умение использовать их комплексно.
Для организации процесса обучения предотвращению хоккейной драки желательно использовать интегральный поход, позволяющий гармонично развивать психическую, технико-тактическую и физическую составляющую знаний, умений и навыков спортсмена [6, с. 49].
В развитии физических качеств следует сделать акцент на силу и выносливость мышц ног и спины (для удержания равновесия), скоростно-силовые качества мышц рук (для сдерживания атак руками со стороны соперника). Для этого следует использовать подготовительные упражнения, формирующие физическую основу техники выполнения приёмов предупреждения ударов и выведения из равновесия.
При обучении приёмам техники необходимо выделять содержание приёма и если он имеет высокую сложность исполнения в сочетании с недостаточным опытом обучающегося, то осваивать приём по частям, используя подводящие упражнения.
Говоря о возрасте и этапах подготовки, желательно обратить внимание на интервал с 10 до 15 лет. Именно этот возраст характеризуется хорошим приростом смелости и решительности, с одной стороны, и необходимостью управления данными качествами [4, с. 31]. Так как смелость и решительность обеспечивают основу поведения на предотвращение драки в конфликтных ситуациях.
Следует выполнять идеомоторную тренировку, направленную на повышение качества освоения приёмов и детальную эмоциональную и ментальную проработку ситуаций предотвращения хоккейной драки в сознании спортсмена через его представления и воображения [1, с. 28].
В качестве основных следует использовать две группы методов: общепедагогические (наглядный и словесный) и специфические методы (строго регламентированного, игровой и соревновательный). В качестве основных соревновательных упражнений необходимо использовать задания на взаимодействие в парах (касания, толкания, сваливания).
Наглядный метод направлен на детальную визуализацию ситуаций предотвращения хоккейной драки и просмотр действий партнёров в аналогичных ситуациях.
Словесный метод на проговаривание (вслух или про себя) приёмов во время визуального выполнения и беседы с тренером, партнёрами по команде.
Специфические методы следует отрабатывать на тренировках и в играх. Они преследовали решение текущих задач тренировочного процесса с акцентом на проявление решение задач предотвращения хоккейной драки в различных ситуациях.
Следует использовать принцип постепенности во избежание травматизма и повышения качества осознания осваиваемых приёмов. На первом этапе, при подготовке спортсменов в зале, необходимо использовать защитную амуницию (перчатки, шлемы, жилеты). На втором этапе, также в зале, следует одевать хоккеистов в форму (без коньков) и моделировать ситуации поединка с отработкой освоенных ранее приёмов. На третьем этапе необходимо отрабатывать тоже на ледовой площадке [8].
При постановке спортсменов в пары следует обратить внимание на соотношение в весоростовых характеристиках и координационной подготовленности.
Необходимо давать домашние задания с чётким объяснением их содержания и проверкой того, что было выполнено (контроль). Для повышения эффективности в качестве помощников в обязательном порядке привлекаются родители.
В качестве домашних заданий следует использовать описание на бумаге приёмов поэлементно. Это позволяет выявлять сильные и слабые стороны в освоенности и осознанности приёма.
Тренировочные занятия по обучению предотвращения хоккейной драки желательно проводить в межсезонье в связи с дефицитом тренировочного времени на льду, а в течение сезона поддерживать данный навык.
В заключение можно констатировать, что учёт в тренировочном процессе представленных положений по использованию средств и методов в процессе обучения хоккеистов разной квалификации приёмам предотвращения хоккейной драки позволит хоккеистам более успешно действовать в ситуации физической агрессии соперника, снизить травматизм и повысить эффективность и зрелищность игры.
Рецензенты:
Лалаков Г.С., д.п.н., профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск.
Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физическая культура и спорт» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Мартыненко А.Н., Угольников О.В., Литвиненко А.Н. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ХОККЕЙНОЙ ДРАКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14777 (дата обращения: 12.10.2024).