Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Новичихина Н.А. 1
1 АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Воронежский филиал
Обобщение теоретических аспектов государственного регулирования позволило нам рассмотреть его как систему экономического и организационного воздействия на сельское хозяйство. В статье приводится различие понятий «государственное регулирование» и «государственная поддержка», описываются основные формы государственного регулирования сельского хозяйства, которые классифицированы по характеру своего воздействия на субъект регулирования как прямые и косвенные. В статье уточнены принципы, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного регулирования сельского хозяйства. Государство как регулирующая организация осуществляет корректирующее воздействие на объекты регулирования с помощью различных форм и методов с целью содействия или ограничения их развития в интересах всей социально-экономической системы. Наряду с государственным регулированием в рыночной экономике должны в полную силу действовать механизмы корпоративного управления и рыночной конкуренции, каждый из которых имеет свою особенную роль в сельском хозяйстве, но только все они в совокупности определяют уровень и тенденции его развития в регионе.
субъекты и объекты государственного регулирования
принципы
сельское хозяйство
государственное регулирование
1. Гармаева Э.Ц. Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования продовольственного рынка региона : автореф. дис. … канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2011. - 22 с.
2. Куранова Н.А., Шилова Л.Д. Теоретические аспекты анализа эволюции государственного регулирования малого предпринимательства // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 11.
3. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь : словарь современной экономической науки. - М. : Дело, 2003. - 520 с.
4. Налогообложение организаций финансового сектора экономики : учеб. пособие под ред. Е.Б. Шуваловой. - М., 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://isfic.info/fin/index.htm (дата обращения: 08.08.2014).
5. Нечаев В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства : монография / В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий, С.М. Резниченко. – СПб. : Лань, 2009. – 336 с.
6. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ.
7. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.

Вопросы государственного регулирования сельского хозяйства широко рассматриваются и обсуждаются в экономической литературе как с теоретической, так и практической точек зрения. Объектом теоретического анализа чаще всего выступают методические подходы, принципы содержания государственного регулирования.

В ходе исследования были определены и систематизированы базовые факторы, отличающие сельское хозяйство от других секторов экономики и указывающие на необходимость его государственного регулирования (табл. 1).

Таблица 1

Предпосылки необходимости государственного регулирования сельского хозяйства

Основные группы факторов

Предпосылки

Экономические

  • Обеспечение продовольственной безопасности страны
  • Наличие диспаритета цен
  • Сезонные колебания цен
  • Низкая доходность/большой срок окупаемости
  • Медленное внедрение результатов НТП

Природно-климатические

  • Экономический цикл связан с естественным процессом роста и развития живых организмов
  • Технологический процесс тесно связан ограниченным ресурсом - землей
  • Зависимость от природных условий
  • Антропогенное воздействие на окружающую среду

Внешне-экономические

  • Открытие границ для импортных продовольственных товаров после вступления в ВТО
  • Значительное субсидирование экспортируемого продовольствия развитыми странами
  • Неравенство природных условий для сельскохозяйственного производства в разных странах

Выделенные особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции. Как следствие этого, большинством стран признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства и приняты законодательные акты, на основе которых разработаны программы, обеспечивающие устойчивое развитие как отраслей сельскохозяйственного производства, так и условий проживания сельского населения.

В теории управления экономическими объектами и процессами под регулированием понимается форма (вид) управления, основанная не столько на прямом, непосредственном воздействии субъекта управления на управляемую систему, сколько на установлении общих правил и норм экономического поведения, использовании экономических стимулов и рычагов косвенного влияния. Для регулирования характерно применение взамен точечного, адресного распорядительства, администрирования иных инструментов универсального действия, именуемых в экономической теории автоматическими регуляторами [4].

При этом следует констатировать, что в экономической науке до сих пор не сложилось единого подхода к сущности понятия государственного регулирования сельского хозяйства, зачастую его отождествляют с государственной поддержкой.

Исследование научных подходов и содержания экономической категории государственного регулирования сельского хозяйства показало, что понятие «государственное регулирование» является более широким, чем понятие «государственная поддержка». Это одна из форм проявления многоаспектной экономической категории, к которой наряду с поддержкой относятся законотворчество, координация и стимулирование. Нами раскрыта сущность этих форм, выраженная через функции органов государственной власти (табл. 2).

Таблица 2

Основные формы государственного регулирования сельского хозяйства

 

Форма государственного регулирования сельского хозяйства

Реализация форм государственного регулирования органами государственной власти

Прямые

Законотворчество

Разработка законов и иных нормативно-правовых актов

Поддержка

Доведение до сельхозпроизводителей необходимых для хозяйственной деятельности ресурсов

Косвенные

Стимулирование

Побудительная деятельность по повышению эффективности использования ресурсов

Координация

Организация взаимодействия различных субъектов при решении общих задач

В экономической литературе понятия «форма», «метод» и «инструмент» регулирования нередко подменяют друг друга. На наш взгляд, под формой следует понимать общее направление воздействия на объект со стороны субъекта регулирования. Для каждой формы регулирования может быть применено несколько различных методов. Энциклопедический словарь определяет термин «метод» как совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике[7].

Формы и методы государственного регулирования воздействуют на аграрный сектор с помощью специальных инструментов государственного регулирования, которые иногда также именуются регуляторами или рычагами.

Совокупность инструментов осуществления политики государственного регулирования в ходе исследования обобщена и представлена в виде механизма государственного регулирования сельского хозяйства (рис. 1).Все методы государственного вмешательства в экономику мы классифицировали на правовые, организационные и экономические, инструменты распределили по цветам «корзин» в соответствии с требованиями ВТО.

Меры внутренней поддержки сельского хозяйства, которые искажают условия межстрановой торговли и влияют на производство, определяются ВТО как меры «желтой корзины» и нуждаются в обязательном сокращении. Меры «зеленой корзины» не оказывают прямого искажающего влияния на международную торговлю, поэтому на них ограничения не распространяются.

Рис.1. Механизм государственного регулирования предпринимательства в сельском хозяйстве.

Важным необходимым шагом совершенствования государственного регулирования отечественного сельского хозяйства является переориентация его поддержки в направлении мер, которые определены в «зеленую корзину» и разрешены правилами ВТО.

По характеру своего воздействия на субъект регулирования поддержка и законотворчество относятся к прямым формам регулирования, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, а стимулирование и координация - к косвенным, воздействующим на субъект опосредованно через экономические интересы.

Прямые формы регулирования содействуют выравниванию финансово-экономического положения различных сельхозпредприятий и предполагают адресное расходование средств на их поддержку. В это же время они искажают действительное соотношение цен и издержек, уровень конкурентоспособности предприятий, уменьшая тем самым эффективность рыночного механизма.

Косвенные формы государственного регулирования используют экономические регуляторы и дают возможность для действия механизмам рыночного регулирования. Косвенная поддержка сельхозтоваропроизводителей происходит через систему государственных институтов и направлена на стимулирование инвестиций, увеличение рентабельности сельскохозяйственного производства, рост его объемов и повышение качества продукции.

Основными принципами государственного регулирования становятся основополагающие требования, положения и правила, которые раскрывают сущность и назначение регулирования и определяют достижение поставленных целей. Они находят свое проявление в конкретных целях, функциях и методах достижения поставленных целей.

Проблемноориентированный анализ функционирования сельского хозяйства позволил нам дополнить и уточнить основные принципы его государственного регулирования (табл.3).

Таблица 3

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства

Группа принципов

Содержание принципов

Принципы регулирования национальной экономики

- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов

Принципы регулирования сельского хозяйства

- единство экономических и социальных целей;

- максимально эффективное использование ресурсов;

- сочетание индикативного и директивного управления аграрной сферой;

- аграрный протекционизм и программное регулирование;

- гибкий дифференцированный подход к осуществлению регулирования с учетом различий в формах собственности и эффективности хозяйствования субъектов и т.д.;

- обеспечение экономической свободы деятельности субъектов- гарантированность целевой поддержки товаропроизводителей

Устойчивое и стабильное развитие деятельности сельхозтоваропроизводителей в значительной степени обусловлено внешней средой:

  • государственной политикой в области сельского хозяйства;
  • деятельностью региональной законодательной и исполнительной власти;
  • условиями конкретных регионов.

Требуется определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается регулирующими воздействиями, вырабатываемыми субъектами управления.

Обобщение теоретических аспектов регулирования позволило нам рассмотреть его как систему экономического и организационного воздействия на сельское хозяйство и продовольственный рынок, которая включает различные формы и методы прямого и косвенного регулирования, обеспечивая возможность осуществления самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев продовольственного комплекса и как процесс воздействия субъектов регулирования на объекты.

Так, по утверждению Л.И. Лопатникова, «регулирование — это вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой подсистемы удерживаются на траектории, заданной управляющей системой» [3].

Государство как регулирующая организация осуществляет корректирующее воздействие на объекты регулирования (отдельные элементы экономической системы, ее подсистемы, процессы) с помощью различных форм и методов с целью содействия или ограничения их развития в интересах всей социально-экономической системы (рис.2).

Наряду с государственным регулированием в рыночной экономике должны в полную силу действовать механизмы корпоративного управления и рыночной конкуренции. Чем эффективнее они действуют, тем полнее проявляется саморегулирование экономики и тем меньше нагрузка на государственное регулирование. В то же время данные механизмы сами требуют регулирования и поддержки со стороны государства, законодательно-правового подкрепления[5].

В Федеральном законе Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» сформулирован принцип участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Таким образом, объектами государственного регулирования сельского хозяйства выступают воспроизводственные процессы, протекающие в нескольких блоках экономических отношений, основными из которых являются:

  • государство — бизнес (предпринимательские структуры в сельском хозяйстве;
  • государство — рынок сельскохозяйственной продукции (производители, формирующие предложение; потребители, аккумулирующие совокупный спрос);
  • государство— отраслевые союзы, определяющие протекционную политику и обеспечивающие интересы предпринимательских структур;
  • отраслевые союзы — хозяйствующие субъекты и производители;
  • рынок — хозяйствующие субъекты.

Рис.2. Система регулирования сельского хозяйства.

Только ориентация государства на расширение объекта регулирования может обеспечить сельхозпроизводителям динамизм и устойчивость экономического развития. Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в сельском хозяйстве, но только все они в совокупности определяют уровень и тенденции его развития в регионе.

Исходя из вышесказанного, мы можем согласиться с определением государственного регулирования В.И. Нечаевым, Ю.И. Бершицким, С.М. Резниченко, которые утверждают: «В рыночной экономике государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами, целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства страны на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством макро-и микроэкономических регуляторов в целях достижения долговременного устойчивого равновесного роста экономической системы»[5].

Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере сельского хозяйства региона, следует определять приоритетные принципы, объекты и механизмы государственного регулирования, осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее эффективными методами.

Рецензенты:

Шишкина Н.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж.

Меренкова И.Н., д.э.н., доцент, зав. отделом ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Новичихина Н.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14740 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674