Цель современного образования сформулирована президентом России В.В. Путиным и акцентирует внимание на способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В соответствии с этим в условиях глобальной информатизации образования актуальной становится проблема подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности, готовых к решению профессиональных задач на основе опыта обращения с информационными ресурсами и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.
Избыточные информационные ресурсы, информационная инфраструктура образовательного пространства, средства и технологии информационного взаимодействия, которые сегодня активно используются субъектами образовательного процесса для достижения целей образования, принято называть информационно-образовательным пространством [1, 3].
Вопросам профессиональной педагогической подготовки в условиях информатизации образования посвящено большое количество педагогических исследований. В рамках исследования была поставлена цель сформулировать требования, предъявляемые к результатам подготовки студента бакалавриата, готового осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в информационно-образовательном пространстве, а также в соответствии с этими требованиями описать содержание этой подготовки.
Анализ учебного плана подготовки бакалавров педагогики показал, что вопросы использования информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия не выделены в отдельную дисциплину в образовательном процессе педагогического вуза, а представлены в виде отдельных разделов в курсах «Информатика» и «Информационные технологии» без учета специфики профессиональной педагогической деятельности. В этой связи становится актуальным теоретическое обоснование подготовки к профессиональной педагогической деятельности в области комплексного использования возможностей информационно-образовательного пространства в профессиональной деятельности. В нашем исследовании мы не предлагаем для решения на практике исследуемой проблемы создавать новые курсы, ресурсы, технологии; мы «вписываем» свое исследование в существующую реальность подготовки студентов бакалавриата. Кроме этого, с нашей точки зрения, чрезвычайно важно научить студентов педагогического вуза осваивать информационно-образовательное пространство в рамках освоения педагогических дисциплин, задавая тем самым контекст решения учебных и учебно-профессиональных задач. Исходя из этого, необходимо комплексно интегрировать вопросы использования информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия в содержание педагогических дисциплин и представить содержание подготовки к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве в виде сквозной наддисциплинарной образовательной программы.
На основе требований, предъявляемых образовательным стандартом к выпускнику педагогического вуза, и анализа социокультурной ситуации нами были сформулированы требования к результатам подготовки студента бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве. В учебных программах, конструируемых в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, результаты освоения программы формулируются через «знать», «уметь», «владеть». Предполагается, что, освоив программу, студент бакалавриата:
- знает об особенностях осуществления педагогической диагностики в образовательном процессе, происходящем в пространстве, насыщенном информационными ресурсами разных типов; о возможностях и особенностях инфраструктуры информационно-образовательного пространства и использовать ее в целях образования; о технологиях, программном обеспечении и сервисах, реализующих интерактивное взаимодействие между людьми, а также особенности и этикет Интернет-коммуникации; о возможностях информационно-образовательного пространства в организации образовательного процесса; о возможностях инфраструктуры информационно-образовательного пространства в осуществлении профессионального самообразования;
- умеет осуществлять педагогическую диагностику развития личности ученика, анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать образовательную программу (в том числе опыт обращения с информацией и технологиями работы с информацией) и в зависимости от этого корректировать индивидуальный образовательный маршрут ученика; использовать инфраструктуру информационно-образовательного пространства (образовательные порталы, социальные сети) для осуществления образовательного процесса; организовывать интерактивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; определять затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, строить индивидуальный маршрут самообразования с использованием ресурсов и инфраструктуры информационно-образовательного пространства;
- владеет технологиями педагогической диагностики; технологиями организации образовательного процесса в виртуальном пространстве (Интернет-коммуникация, веб-квест, гипертекстовая технология, телекоммуникационный проект и др.); технологиями осуществления интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (в том числе и опосредованного); технологиями создания, развития и использования электронных образовательных ресурсов, технологиями создания информационного контента для учащихся в целях образования; технологиями поиска и отбора информации, связанной с осуществлением профессионального самообразования.
Сформулировав требования к результатам подготовки студента бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, охарактеризуем содержание этой подготовки.
Для того чтобы охарактеризовать содержание подготовки студента бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, необходимо учитывать структуру этой деятельности. На основе анализа подходов А.К. Марковой [5], И.А. Зимней [2], Н.В. Кузьминой [4] к описанию структуры профессиональной педагогической деятельности была выявлена структура педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, включающая:
- Мотивационный компонент, предполагающий принятие новых источников информации, ресурсов и возможностей, предлагаемых информационно-образовательным пространством для осуществления профессиональной деятельности, а также определяющий направленность и активность педагога в освоении пространства.
- Гностический компонент, предполагающий регулярное систематическое получение новых знаний о структуре и функционировании информационно-образовательного пространства, об осуществлении коммуникации и установлении связей в информационно-образовательном пространстве, о средствах и технологиях работы с информацией.
- Операциональный компонент, включающий:
- проектировочную деятельность, предполагающую проектирование педагогической деятельности с использованием возможностей и ресурсов информационно-образовательного пространства;
- конструктивную деятельность, подразумевающую осуществление выбора технологий работы с информационными ресурсами информационно-образовательного пространства, использование информационных ресурсов разных типов;
- организаторскую деятельность, предполагающую освоение новых технологий обработки и представления информации, осознанный подход в выборе средств работы с информацией в зависимости от вида и сложности задачи;
- коммуникативную деятельность, напрямую связанную с осуществлением коммуникации (в том числе Интернет-коммуникации) субъектов образовательного процесса между собой.
Основываясь на структуре профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве и логике дисциплины «Педагогика» в образовательном процессе педагогического вуза, были определены три этапа реализации сквозной наддисциплинарной образовательной программы: ориентационный, теоретико-методологический и деятельностный. Эти этапы последовательно развивают компоненты профессиональной деятельности студента бакалавриата в информационно-образовательном пространстве, и так как программа интегрирована в процесс профессиональной подготовки, то логика ее реализации соотносится с этапами профессиональной подготовки студента бакалавриата.
Целью ориентационного этапа программы является развитие мотивационного компонента профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве. Освоение этого этапа направлено на накопление опыта решения задач по осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве (осмыслению сущности педагогической деятельности в новых условиях, возможностей информационных ресурсов разных типов и информационных технологий для решения задач и т.п.).
На теоретико-методологическом этапе акцент сделан на накопление опыта решения задач, направленных на овладение информационными и педагогическими умениями, связанными с освоением и организацией информации, полученной из различных источников (учебники, интернет-ресурсы, СМИ и др.), формирование целостного педагогического знания, отражающего современный уровень развития педагогической науки, развитие компетенций, связанных с работой с историко-педагогическими источниками. Этот этап направлен на развитие гностического компонента профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве.
На деятельностном этапе программы акцент сделан на развитие операционального компонента деятельности. На этом этапе особое внимание было уделено накоплению опыта решения задач, направленных на формирование и развитие проектировочных, коммуникативных, организационных умений и навыков профессиональной деятельности, построение дальнейшего индивидуального профессионально-педагогического маршрута, проектирование и становление индивидуализированной концепции педагогического знания, стиля будущей профессиональной деятельности. Деятельностный этап сквозной наддисциплинарной образовательной программы предполагает активное практическое освоение студентами информационной инфраструктуры и использование средств информационного взаимодействия и является заключительным в формировании готовности студента бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве.
В результате исследования мы пришли к выводам, что требования современного общества обуславливают необходимость подготовки студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в условиях избыточности информации, ее неструктурированности и многообразия. На основе этого было конкретизировано содержание компонентов структуры профессиональной педагогической деятельности в новых условиях. В соответствии с компонентами профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, а также с логикой освоения педагогических дисциплин в образовательном процессе педагогического вуза, было разработано и содержание подготовки студентов бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве.
Рецензенты:
Чуркина Н.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой химии и методики преподавания химии, ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Диких Э.Р. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14710 (дата обращения: 05.10.2024).