Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Бобер Е.А. 1, 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский Государственный педагогический университет Министерства образования и науки Российской Федерации»
Проведено исследование по определению и обоснованию методики становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа. Методика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе осуществлялась при помощи трех взаимосвязанных этапов: ориентационный, организационно-педагогический, дидактический. Методика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа является составной частью образовательного и воспитательного процесса. Цель ориентационного этапа заключается в становлении представлений о сущности профессии медицинского работника, о ценности здоровья, о ценности жизни любого человека, вхождении студента медицинского колледжа в мир профессиональных ценностных ориентаций. Цель организационно-педагогического этапа - распространить профессиональные ценностные ориентации или их комплекса на деятельность. Цель дидактического этапа заключается в систематизации и обобщении знаний о сущности профессии медицинского работника, о ценности здоровья, о ценности жизни любого человека. Дидактический этап включал в себя три взаимосвязанных шага: работа с ценностно-ориентированными текстами, решение профессиональных ситуационных задач, подборка дидактического материала.
волонтерская работа
внеаудиторная воспитательная деятельность
гуманитарные дисциплины
становление
профессиональные ценностные ориентации
ценностные ориентации
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни/К.А. Абульханова-Славская.- М.,1991.-303 с.
2. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности/А.А. Бодалев//Психология личности в трудах отечественных психологов – 2000.- С.336-344.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала/А.А. Деркач. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК – 2004. – 752с.
4. Музалевская Л.В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках реформы сестринского образования/Л.В. Музалевская // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сб. науч. тр.- Иркутск, 2006.-№ 5. – С 213- 226.
5. Решетникова Е.В. Роль «помогающих профессий» в процессе социализации гуманизма/Е.В. Решетникова// Матер. ежегодн. науч.-пр. конф., посвященной 5-летию образования факультета социальных наук ИрГУ.- Иркутск, 2003. – С 89.
6. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования/В.А. Сластенин. – М., 2008. – 368с.

Глубочайшие социально-экономические изменения в России крайне обострили вопросы необходимости реформирования системы здравоохранения в целом и совершенствования подготовки среднего медицинского персонала в частности.

В сложившихся условиях особая роль в развитии современного российского общества принадлежит среднему профессиональному образованию, поскольку серьезные изменения в разных сферах государства требуют основательной профессиональной ориентации специалистов, интериоризации ими новой информации, развития профессиональных компетенций. Важнейшими направлениями развития профессиональной подготовки в этих условиях является определение ценностных ориентаций, моделирование ценностной системы образования и аксиологической сферы специалиста[4].

Многие авторы, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Н.А. Рубакин, В.А. Сластенин, отмечают, что становление гуманистического сознания современного специалиста непосредственно связано с развитием социально- и личностно-ценных компонентов - мировоззрения в целом и, в частности, системы ценностных отношений нравственного, профессионального, эстетического, правового, экологического и других компонентов культуры [1, 2, 3, 6].

Главной целью гуманизации среднего профессионального медицинского образования является обеспечение направленности образовательного процесса на формирование личности специалиста гуманистической ориентации, на становление его профессиональных ценностных ориентаций, для которого характерно мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах его жизни и неповторимости, способность применять гуманитарные методы исследования в решении профессиональных задач[5].

Важная роль в решении задач гуманизации образовательного процесса отводится гуманитарным дисциплинам. В связи с этим немаловажное значение приобретает актуализация ценностного потенциала гуманитарных дисциплин и методика их преподавания в медицинском колледже, где гуманитарные науки значительно отличаются от профильных предметов. Общей целью преподавания гуманитарных дисциплин в СПО является формирование необходимого комплекса знаний по проблемам развития человека, его взаимоотношения с социальной и природной средой, подготовка к будущей профессии. Гуманитарные дисциплины должны помочь будущим специалистам познать общество на разных этапах его истории, осмыслить феномен культуры, смысл своего существования, другого человека. Следует заметить, что важным является необходимость создания особых условий, в которых реализовался бы внутренний духовно-нравственный потенциал будущего медицинского работника.

В рамках учебной деятельности необходимо, на наш взгляд, активно использовать этико-деонтологический и аксиологический потенциал гуманитарных дисциплин путем выделения основных этико-деонтологических понятий учебных дисциплин, использование глубоких межпредметных связей, применения дополнительного аксиологически насыщенного дидактического материала в процессе обучения, взаимосвязи обучения, внеаудиторной работы и работы по предмету.

В содержании предметов требуется акцентировать основные понятия нравственности, медицинской этики и деонтологии; нравственные и профессионально-этические нормы и правила; ценностные отношения; нравственные и профессиональные ценности; ценностные основы становления личности [4].

Немало важное значение имеет и внеурочная воспитательная деятельность в рамках волонтерской работы, которая создает необходимость проявлять профессиональные ценностные ориентации в деятельности. Сильным средством нравственного убеждения является пример - воздействие конкретных поступков и действий на студентов медицинского колледжа [5]. В практике средних медицинских учебных заведений широко применяются методы организации положительной деятельности студентов, или методы упражнения и приучения (участие в актах милосердия, например). Чрезвычайно важно не только вести разъяснительную работу, но и организовать положительный опыт, способствующий выработке твердых убеждений, гражданской зрелости, развитию таких качеств, как ценность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, ценностное отношение к моральной автономии личности пациента, ценностное отношение к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, общечеловечность, толерантность, гуманность, милосердие, благодеяние, справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом. Это возможно только в общественной работе и в участии в добровольческой деятельности. Участие в добровольческой деятельности помогает студентам медицинского колледжа осознать, в чем заключается смысл их будущей профессиональной деятельности. С целью воспитания необходимо использовать только такую деятельность, которая выполняется общими усилиями и результат которой нужен людям. Причем важным условием эффективной деятельности является самостоятельный выбор студентами ее содержания и целей. Этим обеспечивается ее привлекательность, стимулируется чувство ответственности за ее выполнение и активное стремление к достижению результата.

Методика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе осуществлялась при помощи трех взаимосвязанных этапов: ориентационный, организационно-педагогический и дидактический.

1 этап - ориентационный. Ориентационный этап является подготовительным этапом, начало которого совпадает с первым семестром первого курса обучения студентов в медицинском колледже. Так как именно на первом курсе в первом семестре в ФГОС СПО заявлены гуманитарные дисциплины рассматриваемые нами в работе, а именно «Иностранный язык», «Основы философии», «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности», «История», «Психология». Мы выбрали именно эти гуманитарные дисциплины по ряду причин. Во-первых, как свидетельствуют результаты нашего исследования, в решении задач становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа особая роль отводится предметному обучению, в процессе которого студент медицинского колледжа усваивает социальный опыт, интериоризирует (присваивает) то, что было накоплено в разных сферах жизни предыдущими поколениями, учится узнавать новое, практически применять его в различных ситуациях, реализовывать собственный потенциал. Следовательно, через предметное обучение происходит последовательное приобщение студентов медицинского колледжа к общечеловеческой и национальной культуре, идеологии, истории, науке, технике, к становлению профессиональных ценностных ориентаций. Цель первого этапа заключается в становлении представлений о сущности профессии медицинского работника, о ценности здоровья, о ценности жизни любого человека, вхождении студента медицинского колледжа в мир профессиональных ценностных ориентаций. С позиции преподавателя путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание студента медицинского колледжа. Ориентация студентов медицинского колледжа в профессиональных ценностных ориентациях осуществлялась путем включения студентов в познавательную ценностно-ориентированную беседу, ценностно-ориентированные дебаты, групповые дискуссии, анализ конкретных практических ситуаций, нацеленных на гуманизацию образовательного процесса, который предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, через необходимость создания особых условий, в которых реализуется внутренний духовно-нравственный потенциал медицинского работника. В свою очередь студенты проявляют осознание важности профессиональных ценностных ориентаций для профессии медицинского работника, проявляют восприимчивость к осознанию ценности и значимости будущей профессиональной деятельности медицинского работника, ценностное отношение к результату деятельности, ценностное отношение к принятому решению, ценностное отношение к поиску и использованию информации для эффективного выполнения профессиональной деятельности, ценностное отношение к профессиональному развитию, мобильность, гибкость, ценностное отношение к социальным, культурным и религиозным различиям, общечеловечность, толерантность, гуманность, милосердие, благодеяние, справедливость, сдержанность, спокойствие.

Успешное становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин, а именно «Иностранный язык», «Основы философии», «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности», «История», «Психология», на наш взгляд, возможно только при условии актуализации профессиональных ценностных ориентаций в сознании студентов медицинского колледжа.

Присвоение определенных профессиональных ценностных ориентаций может быть успешным только в том случае, учебное воздействие охватывает как мыслительную, так и эмоциональную сферу психики и человека, если факты и доводы взволнуют его и будут восприняты как личные убеждения.

2 этап - организационно-педагогический. На данном этапе реализовывалось включение студентов медицинского колледжа во внеурочную воспитательную деятельность в рамках волонтерской работы в Омской региональной общественной организации «Общество Милосердие», которая создает необходимость проявлять профессиональные ценностные ориентации в деятельности. На этом этапе происходит распространение профессиональных ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность. Этот этап обозначает такой уровень усвоения профессиональных ценностных ориентаций, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль, происходит полное усвоение или распространение профессиональных ценностных ориентаций на профессиональную деятельность. На этом этапе студенты медицинского колледжа формулируют устойчивые профессиональные ценностные ориентации и проявляют их в профессиональной деятельности, а именно ценность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, ценностное отношение к моральной автономии личности пациента, ценностное отношение к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, общечеловечность, толерантность, гуманность, милосердие, благодеяние, справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом.

Реализация организационно-педагогического этапа методики становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа совпадала с ознакомительной практикой, которая организовывалась в рамках волонтерской работы в обществе «Милосердие». Внеурочная воспитательная деятельность в обществе «Милосердие» предполагала становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа посредством вовлечения их в разнообразную практическую деятельность: медико-социальную и бытовую помощь инвалидам и пожилым людям на дому, в медицинских учреждениях, работа в детских домах, помощь детским домам, участие в фольклорных фестивалях, концертах и др.

Участие в добровольческой деятельности общества «Милосердие» помогает студентам медицинского колледжа осознать смысл их будущей профессиональной деятельности. Требования современного рынка труда к специалистам выросли и в настоящее время недостаточно иметь высокую профессиональную компетентность, уметь принимать решения в сложных нестандартных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Часто работодатели на первый план выдвигают именно личностные качества специалиста, а только потом его профессиональную компетентность.

Для улучшения подготовки добровольцев в учебном плане колледжа Омской государственной академии включена дисциплина по выбору: «Социальные аспекты ухода за лицами старшего и пожилого возраста», что помогает им реализовывать программы: «Старшее поколение, «Пожилой помогает пожилому», «Мы любим Вас дети», «Опекаемые дети».

Внеурочная воспитательная деятельность в добровольческой организации «Милосердие», как и процесс изучения гуманитарных дисциплин, обозначенных в нашем диссертационном исследовании, представляли собой завершенный цикл, обязательным элементом которого являлось регулирование и корректирование его на основе текущей информации.

На третьем - дидактическом этапе методики становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе происходило включение в содержание обучения гуманитарных дисциплин ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов, профессиональных ситуационных задач, которые должны быть эмоционально-насыщенными, способными пробуждать в студентах медицинского колледжа переживание разнообразных чувств, эмоций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цель данного этапа заключается в систематизации и обобщении знаний о сущности профессии медицинского работника, о ценности здоровья, о ценности жизни любого человека. Дидактический этап включал в себя три взаимосвязанных шага.

Во-первых - включение в содержание обучения гуманитарным дисциплинам «Иностранный язык», «Основы философии», «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности», «История», «Психология» ценностно-ориентированных текстов. В рамках реализации первого шага новое качество приобретает работа с текстом, которая широко используется в процессе изучения гуманитарных дисциплин в медицинском колледже. Работа с ценностно-ориентированными текстами строится как речемыслительная деятельность, основанная на понимании текста, вычленении его главного аксиологического смысла, когда обнаруживается определенная проблема и решается в ходе исследовательских действий будущих специалистов с применением имеющихся индивидуальных знаний. Для актуализации аксиологического аспекта текста используется обсуждение, элементами которого будет сопоставление фактов, сравнение, ценностный выбор. Включение ценностно-ориентированных текстов в процесс изучения гуманитарных дисциплин, основывался на принципе дополнительности. Этот шаг подразумевает активные проявления и действия от самого студента медицинского колледжа. Студент не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к работе с ценностно-ориентированными текстами, выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении, самостоятельно знакомится с ценностно-ориентированными текстами и делает определенные выводы.

Во - вторых - важным моментом в реализации второго шага в образовательный процесс добавляются специально подобранные дидактические материалы. К дидактическим материалам мы относим комплекс упражнений, который составили преимущественно коммуникативные упражнения, представляющие собой проблемные ситуации, которые предполагают активизацию ценностного сознания студента медицинского колледжа. Каждое упражнение является действенным средством взаимодействия преподавателя и студента медицинского колледжа в соответствии с принципами личностно-деятельностного обучения. На этом этапе работы происходит усвоение профессиональных ценностных ориентаций, то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности. Студент проявляет устойчивое желание овладеть профессиональными ценностными ориентациями, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность в своей профессиональной деятельности.

В третьих - в рамках третьего шага в образовательном процессе широко применялись профессиональные ситуационные задачи. Решение профессиональных ситуационных задач является обязательным элементом учебного процесса и удобной тренировочной моделью для проверки преподавателем знаний студентов и их способности применять эти знания на практике. Поэтому включение в образовательный процесс профессиональных ситуационных задач нам представляется логичным и обоснованным. Этот этап охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Студент стремится определить основные качества своей профессиональной деятельности, принимает на себя ответственность за свое поведение, проявляет осознание ценности и значимости будущей профессиональной деятельности медицинского работника, ценностное отношение к результату деятельности, ценностное отношение к принятому решению, ценностное отношение к поиску и использованию информации для эффективного выполнения профессиональной деятельности, ценностное отношение к профессиональному развитию, ценность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, ценностное отношение к моральной автономии личности пациента, ценностное отношение к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, общечеловечность, толерантность, гуманность, милосердие, благодеяние, справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом.

Формы учебной и внеурочной воспитательной деятельности при организации образовательного процесса были тесно взаимосвязаны, темы проводимых со студентами медицинского колледжа мероприятий перекликались и логически продолжали и дополняли друг друга.

Выбор описанных форм работы и принципов ее организации соответствует основам гуманистической педагогики и обеспечивает построение образовательно-развивающего процесса с учетом возрастных и индивидуальных личностных способностей студентов. Педагогические условия будут эффективными, если их реализация происходит в совокупности, что позволяет молодому человеку творить свой «внутренний мир», выявить те потребности, способности и интересы, которыми он уже обладает, заставляет понять себя, осмыслить свой потенциал. Все это является целесообразным в становлении профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск;

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск.


Библиографическая ссылка

Бобер Е.А., Бобер Е.А. МЕТОДИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14693 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674