Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Михайлова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет"
В статье обосновывается результативная составляющая процесса профессионального физического образования – личность профессионала, овладевшая ценностями профессиональной физической культуры, специальными умениями и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, сформированных в ходе специально-методической и специально-двигательной подготовки. Формированию профессиональной физкультурной культуры студентов – будущих педагогов дошкольного образования способствовали внедрение структурно-функциональной модели профессионального физического образования и ее программно-содержательное обеспечение. В целях подготовки высококвалифицированного специалиста дошкольного образования использовался ценностный потенциал физической культуры, реализованный в единстве профессионального обучения, воспитания и развития. Структурно-функциональная модель профессионального физического образования способствует формированию у студентов дошкольного образования профессиональной физической культуры в единстве образовательного, аксиологического и психофизического компонентов при реализации следующих педагогических условий: обеспечение на основе развития важных качеств высокого уровня подготовленности и формирование социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности.
специально-профессиональная подготовленность студентов
профессиональное физкультурное образование (ПФО)
профессиональная физическая культура (ПФК)
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 23.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.
3. Батышев С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 66-70.
4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 400 с.
6. Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. - Оренбург: ОГПУ, 1997. - 184 с.
7. Литвиненко Н.В. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: зарубежный опыт. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 244 с.
8. Литвиненко Н.В. Социальная ситуация развития первоклассников и факторы адаптации к образовательной среде школы. - Прага: V?decko vydavatelsk? centrum "Sociosf?ra-CZ", 2014. - С. 109-113.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладной физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

Современный специалист во всех сферах деятельности (в том числе и в области физической культуры и спорта) должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда. Подготовленность выпускников учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Выход из создавшейся ситуации видится в актуализации личностных свойств индивида (как конкурентоспособной личности), когда наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессионального труда [5].

Понятие «профессиональное образование», имея весьма широкий смысл, используется для обозначения образовательной системы, ориентированной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов различного уровня и профиля получаемого образования. Содержание понятия «профессиональное образование» близко к содержанию понятия «производственное обучение». Однако было бы неверно отождествлять профессиональное образование лишь с процессами производственного обучения, хотя бы и обеспечивающими состояние относительно высокой степени подготовленности человека к профессиональной деятельности. Если термином «производственное обучение» обозначить практическую подготовку учащихся к определенному виду производительного труда, то термин «профессиональное образование» следует применять по отношению к процессу и результату профессионального формирования личности и её культуры.

Признавая основной целью профессионального образования профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:

- обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;

- формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, И.Н. Мошкова, С.Л. Малов) [3].

Главной характеристикой профессиональной физической культурой (ПФК) личности является её профессионально-прикладная подготовленность, понимаемая достаточно широко: от нормального физического развития до знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и физкультурного самосовершенствования (В.А. Пономарчук).

Структура ПФК представлена профессиональным физическим образованием (ПФО), профессионально-прикладным спортом (ППС), профессиональной физической рекреацией и реабилитацией (ПФРек и ПФРеа).

Общекультурные, специфические и внутрифизические способности, соответствующие ПФК, отражая особенности ППФД, обеспечивают последовательность и преемственность в реализации основных задач по формированию базового культурологического характера личности, её специфических профессионально важных составляющих (С.С. Коровин) [6].

Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО – профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности (таблица).

Объект профессиональной деятельности педагога дошкольного образования – ребёнок, находящийся в том возрасте, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Известно, также, что физическое и психическое развитие ребёнка во многом зависит от состояния его здоровья (Р.Д. Каверина).

Педагог дошкольного образования, воспринимающий здоровье своего воспитанника как непреходящую ценность, призван заботиться о его состоянии, о выполнении всех гигиенических режимных оздоровительных мероприятий. Такого рода работа осуществляется педагогом в сложных условиях взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Как указывает А.С. Белкин, в этом возрасте у детей активно формируются основные индивидуальные психологические качества личности; создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств; максимальная зависимость от взрослых, от семьи в удовлетворении главных жизненных потребностей сочетается с минимальной возможностью самозащиты от разнообразных неблагоприятных внешнесредовых влияний [7]. Ребёнок дошкольного возраста менее защищён по сравнению со школьниками и взрослыми людьми не только в связи со своей социальной незрелостью, но и вследствие незавершенности развития организма в целом и отдельных его систем, в частности адаптивных механизмов [8]. Однако непрерывный рост и развитие дошкольника находят непосредственное проявление в количественных и качественных изменениях его организма, функциональной и морфологической дифференцировке всех органов и тканей, их структурной перестройке (Д.В. Хухлаева), в том числе и в совершенствовании адаптивных механизмов. Двигательные качества ребёнка также непрерывно, хотя и не синхронно, развиваются на протяжении всего дошкольного детства (А.В. Кенеман, В.Н. Шебеко) [4].

Результаты опроса свидетельствуют о том, что педагогам дошкольного образования приходится работать попеременно, то в помещении, то на открытом воздухе; на это указали 96,24 % респондентов. При работе на открытом воздухе им приходится испытывать воздействие низких (84,41 % опрошенных) и высоких (58,60 %) температур.

В ряде случаев была указана работа при недостаточной освещённости (33,87 %), при слишком ярком свете (22,58 %), на ветру (25,81 %), на сквозняке (37,10 %), при наличии шума (86,02 %), при запыленности воздуха (20,97 %) и его большой влажности (17,74 %). Каждое из этих условий ухудшает состояние здоровья педагогов, снижает их общую и профессиональную работоспособность.

Результаты профессиографических исследований свидетельствуют о том, что специфика современных видов профессиональной деятельности определяется повышенными требованиями характера и условий труда к психофизиологической, профессионально-личностной и эмоциональной сферам личности, к специальной двигательной и физической подготовленности работающих (С.С. Коровин).

Анализ результатов проведённого нами опроса высококвалифицированных специалистов подтвердил полное соответствие содержания этого тезиса специфике профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, засвидетельствовал актуальность настоящего исследования.

В ходе специально организованных педагогических наблюдений за деятельностью дошкольных педагогов установлено:

1) профессиональная деятельность специалистов дошкольного образования сопряжена с достаточно высокой двигательной активностью, которая связана с организацией различных видов деятельности детей (приготовление различного инвентаря; уборка его; перемещение; наведение порядка; физическая помощь и т.д.);

2) дошкольные педагоги должны обладать высокой физической подготовленностью (общей выносливостью), обеспечивающей качественное выполнение связанных с двигательной активностью обязанностей по уходу за детьми;

3) профессиональная деятельность в сфере дошкольного образования предъявляет высокие требования к гибкости, ловкости и координации движений специалистов, что необходимо для дифференцирования пространственно-временных и динамических характеристик действий в отношении маленьких детей и специфических предметов обихода (мебель, посуда, инвентарь и т.п.);

4) особые требования предъявляются к профессионально-методической подготовленности в сфере физической культуры, за счет которой обеспечивается качество процесса формирования физической культуры личности дошкольников (принципы, формы организации, методы, средства);

5) дошкольным педагогам необходима статическая выносливость мышц шеи, спины, ног и рук, что сопряжено с организацией и осуществлением иных образовательных занятий.

Разработка и обоснование комплекса мер педагогического воздействия направлены на использование ценностей физической культуры с целью нивелирования результатов влияния негативных факторов труда, повышения профессионального мастерства, формирования ПФК личности педагога дошкольного образования. Отсюда профессионально-прикладные виды физкультурной деятельности применительно к конкретной профессии составляют комплекс, структура и основное содержание которого задаётся профессиограммой. В настоящее время выявление эталонной структуры ПФК в профессиографических и спортографических исследованиях осуществляется по результатам факторного анализа (С.С. Коровин).

Анализ экспериментального материала (табл. 1) позволяет утверждать, что соотношение показателей специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп аналогично соотношению показателей их теоретической подготовленности.

Так, абсолютные показатели студентов опытной группы по всем пяти оцениваемым действиям превышают соответствующие показатели студентов контрольной группы. При этом средние оценки студентов обеих участвующих в эксперименте групп являются высокими (опытная группа – 4,3+_0,5, контрольная – 4,2 -+ 0,5). Однако выявленные различия статистически недостоверны.

Полагаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по обучению студентов дошкольного факультета выполнению стандартных профессионально-педагогических двигательных действий, организуемой и осуществляемой предметно-цикловой комиссией Оренбургского педагогического училища № 2. Статистически фиксируемое равенство студентов опытной группы со студентами контрольной группы по качеству выполнения всех оценивавшихся действий свидетельствует, в свою очередь, о достаточно высокой эффективности реализованной экспериментальной модели ПФО. При этом следует признать целесообразность совершенствования как данной модели, так и иных составляющих процесса профессиональной подготовки студентов.

Показатели специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп в педагогическом эксперименте

 

Содержание специально-профессиональной подготовленности

        Группы исследуемых

    Оценка (баллы)

 

Р, %

Опытн.

(n=31)

M ± m

Контр.

(n=30)

M ± m

Выполнение комплекса мероприятий в режиме дня детского сада по выполнению режимных моментов в первой и во второй половине дня:

- одевание и раздевание детей на прогулку и с прогулки;

- подготовка к приему пищи

 

 4,2 ± 0,6

 

4.3 ± 0,5

 

4,1 ± 0,5

 

4,2 ± 0,6

 

› 0,05

 

0,05

Выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению прогулки:

- организации игровой деятельности детей;

- организация и проведение подвижных игр

 

 

4,2 ± 0,4

 

4,4 ± 0,6

 

 

4,1 ± 0,4

 

4,3 ± 0,3

 

 

› 0,05

 

› 0,05

Выполнение комплекса мероприятий по сбору и подготовке групповой комнаты к другому виду деятельности

 

4,3 ± 0,5

 

4,2 ± 0,6

 

› 0,05

Примечание: Р‹ 0,05 при t › 2,1.

Соотношение сформированности (в рамках образовательного компонента) специально-методической и специально-двигательной подготовленности студентов опытной и контрольной групп показано на рис. 1.

Рис. 1. Показатели сформированности компонентов профессиональной физической культуры студентов дошкольного факультета педагогического университета

Условные обозначения:

— студенты контрольной группы


— студенты опытной группы

1 – показатель теоретической подготовленности;

2 – показатель специально-профессиональной подготовленности;

3 – показатель специально-методической подготовленности;

4 – показатель специально-двигательной подготовленности;

5 – показатель сформированности ценностных ориентаций личности в сфере профессионально-прикладной и оздоровительной двигательной активности;

6 – показатель отношений личности;

7 – показатель общей физической подготовленности;

8 – показатель психомоторной подготовленности.

Представленные результаты свидетельствуют:

  • в опытных и контрольных группах студентов отмечается достаточно высокая, но тем не менее, идентичная «кривая» динамики становления показателей физкультурно-методической подготовленности, что есть следствие хорошо поставленной образовательной деятельности;
  • в опытных группах студентов усредненный показатель специально-методической подготовленности (отметка) в сравнении с контрольными выше на 0,48 балла (12,4 %, Р ‹0,05) (соответственно 4,35 и 3,87 балла), а специально-двигательной на 10,2 % (Р ›0,05);
  • наиболее высокие показатели специально-методической подготовленности (отметки) студентов и опытных, и контрольных групп выявлены в подготовке плана-конспекта занятия, реализации комплексного контроля, составлении и проведении комплексов утренней гимнастики, физкультурного занятия и демонстрации техники и методики подвижных и спортивных игр.

К обеспечению эффективного формирования ПФК студентов – будущих педагогов дошкольного образования можно отнести: разработанность структуры ПФК, а также структурно-функциональной модели ПФО, его программно-содержательного обеспечения; направленность использования ценностей физической культуры в единстве профессионального обучения, воспитания и развития; дифференциацию ПФО при усилении его ценностно-ориентированной физкультурно-методической направленности.

Рецензенты:

Коровин С.С., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Михайлова Н.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14676 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674