Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ УСПЕХЕ У МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Гиоева Е.П. 1 Хабаева Л.М. 2 Абаева И.В. 3
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
2 НУ ВПО «Владикавказский институт управления»
3 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Актуальность исследования связана с проблемой выявления содержания представлений о социальном успехе у молодежи Южной Осетии в условиях молодой государственной самостоятельности, послевоенной социально-экономической ситуации и массовой психотравмированности населения. Научная новизна исследования состоит в том, что будут исследоваться представления о социальном успехе у молодежи такой социальной общности, которая за последние два десятилетия неоднократно была вовлечена в боевые действия, в исторически короткой ретроспективе обрела государственную самостоятельность и в настоящее время решает задачи восстановления и созидания всей своей социально-экономической инфраструктуры. Результаты исследования будут иметь практическое значение для Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Южная Осетия, для руководителей образовательных учреждений, педагогов и практических психологов в разработке республиканских программ, способствующих формированию представлений о социальном успехе у молодежи Южной Осетии.
акмеология
личностный потенциал
ценностно-смысловая сфера личности
мотивация успеха
социальный успех
1. Атюнина В.С. К проблеме психологического изучения феномена «успех» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com. – доступ свободный.
2. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. – М., 2003.
3. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М. : Смысл, 1999.
4. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2004.
5. Панкратов В.Н., Панкратов А.Н., Панкратов Вл.Н. Психология успеха : практ. рук. для деловых людей. - М. : Роспедагентство, 1997.
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://ugo-osetia.ru.
7. Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие : дис. … филос. наук : 09.00.11. - Ростов н/Д, 2011.

Республика Южная Осетия, насчитывающая несколько лет государственной самостоятельности, стоит сейчас перед задачей полноценного вхождения в мировое сообщество  в новом обретенном качестве.  Реалии же современного мироустройства в психологическом плане отличаются приоритетностью ценностей высоких личных достижений и ценностей успеха  - личностного, социального, профессионального. Эти приоритетные ценности предъявляют высокие требования к таким личностным характеристикам, как личностная активность, субъектность личностной позиции, конкурентоспособность,  самоэффективность, высокая мотивация достижений и успеха и стремление к социальному успеху.

При этом специфика социально-психологической ситуации в республике в настоящее время состоит в том, что Южная Осетия в послевоенной обстановке решает задачи восстановления социально-экономического уклада и  всей инфраструктуры республики. Также и каждая отдельная семья решает задачи возвращения к мирной жизни, восстановления своего жизненного мира.  Общественность переживает период пересмотра многих обыденных житейских представлений, изменений в мотивационно-смысловой сфере, смены социальных установок и приоритетов. Следует подчеркнуть, что все эти задачи решает общественность, большинство населения которой находится в психотравмированном состоянии. На таком психологически сложном социальном фоне  происходит развитие личности молодого человека, становление системы его  ценностей и базовых представлений о человеческой жизни, включая представления об успехе как таковом и о социальном успехе, в частности.

Таким образом, происходящие процессы социализации молодежи в республике сопровождаются рядом социально-психологических проблем, которые требуют теоретического осмысления и практического исследования. 

Следовательно, научную проблему предполагаемого исследования можно определить так: представления  о социальном успехе у молодежи в послевоенной ситуации, сложившейся после грузинской агрессии в августе 2008 года.

Выбранная нами проблема соответствует приоритетной задаче подготовки молодых специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, решаемой сегодня в республике.

Программа «Стратегия социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года» [6] констатирует «недостаточный уровень мотивации населения к развитию и созидательной деятельности».  Соответственно актуальность планируемого исследования связана с насущной необходимостью воспитания успешного молодого поколения Южной Осетии с высоким личностным потенциалом и развитыми профессиональными качествами, способного не только к преодолению жизненных трудностей, но и к эффективной реализации планов социального и экономического развития республики.

Решение обозначенной задачи в таких условиях требует от органов госуправления разработки комплекса мер, нацеленных на повышение уровня мотивации личностного и профессионального развития и опирающихся на научные данные о социально-психологических особенностях мотивационной сферы молодежи республики, в частности мотивации на личностные и социальные достижения и успех.

С.Ю. Ключников очень точно  замечает: «Достижение успеха связано с проблемой его понимания» [2]. В одной из наших публикаций мы уже приводили обзор разнообразных направлений и подходов к исследованию успеха в психологической литературе и пришли к следующему заключению: практически все исследователи феномена успеха сходятся во мнении, что  в настоящее время в социальных науках - социальной философии, психологии, социологии, в культурно-антропологическом направлении исследований - не сложилось единой концепции успеха. Нам представляется, что это связано:

  • во-первых, с тем фактом, что до относительно недавнего времени, как верно  констатирует С.Ю. Ключников [2], не было соответствующего социального запроса;
  • во-вторых, с отмечаемой рядом авторов специфичностью самого понятия «успех». Н.И. Нефедова так характеризует его специфичность: «Успех относится к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется обыденному сознанию. Однако его психологическое содержание далеко не очевидно  в силу многовариантности смыслов и отношений, проявляющихся в его семантике» [4].

Атюнина В.С., анализируя исследования феномена успеха в психологии,  предлагает все «понятийные» подходы к его изучению условно разделить на два направления:  

  • успех как процесс и результат достижения цели;
  • успех как комплексное явление, включающее личный и социальный уровни [1].

Примером первого направления является одно из наиболее часто встречающихся его определений: «успех есть удачное достижение желаемой цели» [5].

Примером второго направления может служить подход А.В. Либина, который считает «успех» конструктом, образуемым «организованными в иерархическую структуру ортогональными факторами: степень самосовершенствования, профессиональные достижения и жизненный успех»  [3]. При этом личностный успех видится исследователю в достигнутом уровне личностной зрелости и связанном с ним ощущении субъективного и семейного благополучия; профессиональный успех он усматривает в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности; третий компонент -   жизненный успех - достигается или за счет одного из этих двух компонентов (компенсаторно), или за счет их наиболее оптимального сочетания. Связующим звеном системы факторов успеха А.В. Либин справедливо, на наш взгляд, считает «своеобразие таких личностных переменных, как предпочтение ценностей и мотивация достижения» [3].

В исследовании представлений об успехе (и о социальном успехе) в массовом сознании О.И. Якутина отмечает ту же специфичность в вопросе дифференциации понятий личностного и социального успеха и представлений о них в массовом сознании: «На уровне повседневного дискурса (социального сленга) феномен индивидуально-личностного и социально значимого успеха неразличимы и нерефлексивно синонимичны, поскольку имеет место размытость и специфическая плюрализация представлений о личном и социальном успехе в силу их смысловой многозначности, многогранности и множественности факторов и условий успеха» [7].

В нашем исследовании мы будем рассматривать представления о социальном успехе как  психологический феномен сложной структуры, включающей социокультурные (надличностные) и индивидуально-психологические  (личностные) компоненты. Представления югоосетинской молодежи о социальном успехе будут исследоваться с  позиций понятийного и структурного анализа. Понимание представлений о социальном успехе как феномена ядерных структур личности побуждает исследовать их во  взаимосвязи с ценностно-смысловой сферой личности в контексте жизненных перспектив и целей, в  контексте самореализации личности.

В излагаемом исследовании мы считаем необходимым сделать акцент на необходимости комплексного личностного подхода к исследованию ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности в молодежной среде, в частности проблемы мотивации достижений, стремления к социальному успеху и представлений о нем. Знание психологических особенностей отмечаемых феноменов молодежного сознания является важным условием разработки новых способов оптимизации процессов личностного развития и формирования активной жизненной позиции у молодежи Южной Осетии.

Нам также представляется важным изучение психолого-акмеологических условий развития и реализации личностных качеств, способствующих социальному успеху, у молодежи Южной Осетии.

Анализ полученных в исследовании данных будет учитывать специфику послевоенной ситуации в республике Южная Осетия.

Задачи исследования мы видим:

  • в изучении социально-психологических особенностей представлений о социальном успехе у молодежи Южной Осетии,
  • в выявлении потенциальных возможностей развития мотивации к социальному успеху,
  • в определении значения представлений о социальном успехе как факторе, способствующем личностному развитию и развитию мотивации достижений и социального успеха.

Научная новизна планируемого нами исследования будет состоять:

  • в уточнении теоретических представлений о содержании понятия «социальный успех» у молодежи психотравмированной общности в послевоенной ситуации,
  • в изучении социально-психологических особенностей представлений о социальном успехе как одном из аспектов социализации современной молодежи Южной Осетии.

Теоретико-методологическую основу планируемого  исследования составили  общенаучные принципы психологии: системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), детерминизма (С.Л. Рубинштейн), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция личности как субъекта жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Частной методологией исследования послужили концепция самоэффективности А. Бандуры, концепция смыслообразования (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев), базовые положения концепции социальных представлений об успехе (Н.И. Нефедова), концептуальные положения акмеологического развития личности (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев,  А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков); базовые положения психологии подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).

В ходе исследования планируется проведение массового опроса, контент-анализа, тестирования, методов математико-статистической обработки данных. Предполагаемые в исследовании методики дадут следующее: метод этнических стереотипов позволит выявить дескрипторы социального успеха в представлениях молодежи Южной Осетии, контент-анализ даст содержательную интерпретацию и основания для первичной группировки выявленных дескрипторов при выстраивании их номинальной и частотной шкал,  метод парного сравнения полученных групп дескрипторов позволит получить наиболее надежные данные об их  субъективной значимости (ценности), методика диагностики самоэффективности Маддукса и Шеера позволит выявить оценку человеком своего потенциала в сфере общения, с помощью корреляционного анализа (коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена) будут измерены теснота и характер связей между полученными группами дескрипторов и самооценкой молодыми людьми своего потенциала в сфере общения, факторный анализ полученных корреляций выявит структуру факторов, определяющих психологические особенности представлений об успехе у югоосетинской молодежи.

В качестве ожидаемых результатов мы предполагаем получить следующее.

  1. Психологические особенности представлений о социальном успехе у молодежи Южной Осетии.
  2. Социально-психологическое описание (характеристика) структуры факторов, определяющих психологические особенности представлений об успехе у югоосетинской молодежи. 
  3. Взаимосвязи особенностей представлений о социальном успехе с самооценкой потенциала личности в сфере общения.
  4. Психолого-акмеологичеcкие условия эффективного воздействия на развитие и реализацию личностных качеств, способствующих социальному успеху, у молодежи Южной Осетии.
  5. Рекомендации Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Южная Осетия, руководителям образовательных учреждений, педагогам и практическим психологам по разработке республиканских программ, а также по организации и определению содержания мероприятий, способствующих формированию представлений о социальном успехе и формированию мотивации социального успеха у молодежи Южной Осетии.

Результаты исследования будут иметь практическое значение для Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Южная Осетия, для руководителей образовательных учреждений, педагогов и практических психологов в разработке республиканских программ, а также в организации и определении содержания мероприятий, способствующих формированию представлений о социальном успехе и формированию мотивации социального успеха у молодежи Южной Осетии.

Рецензенты:

Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ.

Кочисов В.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Гиоева Е.П., Хабаева Л.М., Абаева И.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ УСПЕХЕ У МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14638 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074