Изучение профессионального здоровья военнослужащих неразрывно связано с исследованиями в области физиологии, гигиены и психологии военного труда. У истоков исследования проблемы профессионального здоровья в России стоял В.М. Бехтерев. По его инициативе и под его руководством в Петрограде в 1918 г. был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором была создана лаборатория труда. В задачи лаборатории входили: разработка мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В докладах самого В.М. Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих [13].
В Советском Союзе стимулом к научным разработкам в прикладных областях военной медицины послужило развитие военной техники и вооружения в 50-60-е годы прошлого века. Повышение роли человека в современных условиях эксплуатации боевой техники, ужесточение требований к профессиональному здоровью военнослужащих обусловили необходимость разработки и внедрения системы психофизиологического сопровождения военно-профессиональной деятельности. Указанная система должна была существенно повысить профессиональную надежность, пригодность, работоспособность, продлить долголетие военнослужащих и, таким образом, сохранить их профессиональное здоровье [9, 11, 15].
Фундаментальные исследования военного труда были проведены учеными Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Работы Сапова И.А. и соавт. (1986), Медведева В.И. (1981, 1993), Шостака В.И. и соавт. (1992), Новикова В.С. и соавт. (1993, 1997), Довгуши В.В. и соавт. (1995), Маклакова А. Г. (1996), посвященные медицинским аспектам профессиональной работоспособности и надежности моряков, летчиков, операторов, внесли огромный вклад в создание военной психофизиологии. Научные исследования по оценке факторов, влияющих на здоровье и работоспособность военнослужащих, а также лиц опасных профессий продолжаются в академии и по сей день [1, 3, 4, 7, 16, 17].
В настоящее время в военной медицине для отдельных категорий военнослужащих (летчики, космонавты, моряки) реализуется концепция профессионального здоровья, которая разработана В.А. Пономаренко на основании 40-летнего опыта работы. Автор в качестве авиационного врача и психолога занимался вопросами охраны здоровья летчиков, профессиональная деятельность, которых связана с экстремальными условиями [9-12].
Система медицинского обеспечения летного труда, созданная в советский период, считалась лучшей системой охраны здоровья членов экипажей по сравнению с другими профессиями. Мероприятия медицинского обеспечения включали: медико-психологический отбор, нормативный ежемесячный, ежеквартальный и годовой медицинский контроль, ежегодную врачебно-летную экспертизу, 45-суточный отпуск с пребыванием в санатории, нормированное 4-разовое питание. По мнению В.А. Пономаренко (2006), благодаря таким мерам в авиации за 30 лет (с 60-х по 90-е годы прошлого века), процент причин поломок, аварий, катастроф, обусловленных состоянием здоровья и сниженной работоспособностью летного состава в полете, составлял не более 0,3-0,8%. Процент травматизма, инвалидности, профессиональных болезней как причины дисквалификации не превышал 3% от всей выборки ежегодной дисквалификации. При этом уместно заметить, что командование устраивало то обстоятельство, что причины заболеваемости, по которым дисквалифицировались члены экипажа, не связывались напрямую с условиями и организацией труда. Более того, исподволь формировалась конъюнктурная установка: дисквалификация летного состава по болезни, кроме всего прочего, есть показатель предупреждения аварийности и профессиональных заболеваний [10].
В своих работах С.А. Бугров и соавт. (1993), В.А. Пономаренко (1991, 1997) представили основные научные и социальные предпосылки созданной ими концепции профессионального здоровья. С точки зрения авторов, болезне-центристская методология профилактики здоровья уводит медицину в сторону клинической реабилитации, не обеспечивая решения главной задачи - охраны здоровья здорового человека. В этих условиях от науки требовалось не только получение фактов, подтверждающих тупиковый путь существующей системы охраны здоровья, но и создание нового медико-психологического воззрения на проблему здоровья здорового человека. Авторами был сформулирован постулат о механизме сохранения здоровья не через преморбидную диагностику болезни, а путем инструментального контроля за динамикой функциональных резервов практически здорового человека. Таким образом, предлагалась здоровье-центристская парадигма охраны здоровья, в центре которой находится здоровый человек. Был сформулирован принцип управления здоровьем на всех этапах достижения конечного результата работающим человеком. Здоровье вместо чисто медицинской категории (как антитеза болезни) рассматривалось в системе ценностей производственной (трудовой, служебной) деятельности как механизм обеспечения работоспособности, эффективности и надежности. Здоровье в этом случае становилось свойством профессионализма, т.е. фактором успешной деятельности. В связи с вышеизложенным, вектор профилактических усилий направлялся не на диагностику, а на оценку резервов функциональных возможностей организма, на те конкретные производственные факторы и условия производственной и социальной среды, которые угрожают здоровью. Речь шла о здоровье не абстрактного человека, а профессионала. Так возникла концепция профессионального здоровья летчика [9, 11, 12].
Схема взаимосвязи профессионального здоровья, надежности и долголетия представлена на рисунке 1. Основными структурными компонентами профессионального здоровья, по С.А. Бугрову (1993), являются клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость военнослужащих к факторам военного труда и надёжность их деятельности [12].
Рис.1. Схема взаимоотношений структурных элементов профессионального здоровья и долголетия операторов (по Бугрову С.А. и др., 1993)
Понятие «профессиональное здоровье» было определено В.А. Пономаренко (1991) как свойство организма сохранять и поддерживать защитные и компенсаторные механизмы на уровне, дозволяющем динамично обеспечивать работоспособность во всех заданных, в том числе и экстремальных условиях, в которых протекает производственная деятельность [9].
Ряд исследователей проблемы сохранения здоровья военнослужащих дали свою трактовку термина «профессиональное здоровье» и внесли свой вклад в усовершенствование рассматриваемой концепции. Согласно А.Г. Маклакову (1996), под термином «профессиональное здоровье» следует понимать определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [6]. В.Н. Сысоев (2000) рассматривал профессиональное здоровье как способность организма человека, используя свои компенсаторные, адаптационные и защитные свойства, сохранять состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивать профессиональное долголетие в любых условиях профессиональной деятельности [15].
По мнению В.И. Евдокимова (2001), комплексный подход, основанный на концепции профессионального здоровья специалистов операторского профиля, должен включать следующие направления:
1) оценку состояния здоровья операторов, влияния на него профессиональной деятельности;
2) оценку надёжности профессиональной деятельности операторов;
3) изучение уровня мотивационной сферы, духовного и социального благополучия операторов.
Методология указанной концепции нашла свое отражение в разработках по обеспечению надежности профессиональной деятельности операторов управления, а также персонала опасных профессий [5, 10].
А.С. Мурачев (2001) в своей работе изложил принципы концепции профессионального здоровья летного состава [4]. Автор выдвинул следующие постулаты:
- профессиональное здоровье интегрирует сложные взаимоотношения человека с техникой в целостной системе «человек - техника - среда» и является мерой согласования социальных потребностей общества и биологических возможностей организма человека в условиях трудовой деятельности;
- состояние профессионального здоровья определяется резервами функциональных возможностей организма человека применительно к обеспечению высокой надежности профессиональной деятельности;
- профессиональное здоровье зависит от способности организма восстанавливать нарушенное состояние его функций в соответствии с регламентацией объема и вида профессионального труда;
- концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности, высокого уровня здоровья и долголетия индивида;
- профессиональное здоровье объединяет в себе элементы психосоциальной преемственности «поколений» профессиональных групп людей, интегральную оценку их жизне- и трудоспособности, особенно в тех условиях, когда они выполняют общую задачу;
- профессиональное здоровье определяется мотивацией на профессиональную деятельность, и можно заметить, что в этом смысле профессиональное здоровье выступает, в частности, как мера социального благополучия.
И.Ю. Быков и соавт. (2006) обосновали необходимость внедрения концепции охраны здоровья здорового профессионала [2]. Указанная концепция разрабатывалась для военных летчиков и предусматривала возможность широкой реализации следующих основных мероприятий:
- повышение престижности и ценности здоровья как боевого и экономического компонентов благодаря предоставлению лётному составу объективной информации о конкретных угрозах здоровью и путях совместных действий военного медика и лётчика;
- переход от констатации состояния здоровья к конкретной оценке функциональных возможностей лётного состава в соответствии с реальными нагрузками.
В.Н. Сысоев и соавт. (2009, 2011), изучая проблему профессионального здоровья, предлагают выделять в его структуре статическую и динамическую компоненты. В качестве статической компоненты рассматриваются физический статус, психосоматический статус, включающий соматическую и психическую составляющие, психологический статус, а также комплекс профессионально-важных качеств. Динамическая компонента профессионального здоровья - это функциональное состояние организма, формирующееся при воздействии на человека комплекса условий и факторов среды профессиональной деятельности и которое определяет уровень профессиональной работоспособности. Задача сохранения профессионального здоровья, с этих позиций, заключается в оценке его компонент, и при необходимости, проведении соответствующих мероприятий коррекции функционального состояния организма военнослужащего [10, 11].
Однако целый ряд аспектов проблемы профессионального здоровья военных кадров до настоящего времени решен не в полной мере. Высокие показатели утраты здоровья военнослужащих, трудности в адаптации к военной службе и учебной деятельности обусловливают целесообразность проведения исследований по оценке профессионального здоровья военнослужащих других видов и родов войск (сил), а не только летчиков и специалистов операторского профиля. Не в полной мере исследована взаимосвязь состояния профессионального здоровья с успешностью выполнения служебных задач военных специалистов, проходящих службу в условиях замкнутого пространства экранированных объектов военной инфраструктуры. Необходимо дальнейшее изучение оценки основных составляющих профессионального здоровья военнослужащих-женщин. Не достаточно разработанными остаются также вопросы обоснования мероприятий психофизиологического сопровождения учебно-боевого процесса как неотъемлемого элемента системы медицинского обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.
Таким образом, обзор современной научной литературы по теме исследования указывает на необходимость обоснования, разработки и внедрения мероприятий по сохранению профессионального здоровья военнослужащих, выполняющих задачи военной службы в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Сысоев В.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой военной психофизиологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург;
Котенко П.К., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, экстремальной и радиационной медицины института дополнительного профессионального образования «Экстремальная медицина», Всероссийский центр экстремальной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Будко Д.Ю. О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14631 (дата обращения: 04.10.2024).