Написал «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» известный дагестанский правовед факих Абу Бакр ибн Муавийа. Он родился в с. Аймаки [1] в 1711 г., в семье знатного происхождения. Как пишет один из исследователей и собирателей местного мусульманского культурного наследия М. Гайдарбеков «род Абу Бакра берет начало в известном арабском племени Курайш» [3, c. 125]. Отец Абу Бакра Муавийа с раннего детства привил сыну вкус к знанию, научил арабской грамматике и другим предметам арабоязычных наук, и отправил его в соседнее селение Аракани [2] для дальнейшего совершенствования знаний, к кадию и известному преподавателю Дибиру Старшему из Карата. Абу Бакр получил от араканских учителей все, что можно, он возвращается в родное селение Аймаки. Ему предлагали преподавать в нескольких дагестанских обществах, так он занимался преподавательской и научной деятельностью в медресах (школах) Акуша, Кубачи, Аракани. Арабоязычное литературное наследие Абу Бакра тематически разнообразно [3, c. 125]. Он - автор сочинений по исторической, правовой, этико-моральной и стихотворной тематике. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по мусульманскому праву или комментариев к ним [4, c. 9-15]. В 1791 г., в возрасте 80 лет, Абу Бакр скончался в селении Аракани.
В основе нашего исследования «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» лежит копия, переписанная со списка произведения Абу Бакра ибн Муавийи «Базл ал-Фатави»: она находится в тексте тридцать пятого вопроса, а также некоторые ее выдержки имеются и в фетвах заключениях десятого, двадцать восьмого, тридцать первого и тридцать шестого вопросов. Автограф не удалось найти. Трактат хранится в рукописном фонде ИИАЭ [11, № 2610]. Бумага желтая, плотная, фабричного производства. Чернила черные, дагестанский насх, размер бумаги 22-17 см, переписанной Мухаммадом Багуджалавым из Мачады в 1778 г. При объяснении вопросов ученый приводит разные источники для утверждения своих положений.
Что касается времени составления «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар», то точная дата неизвестна. Однако можно предположить, что первоначальный текст правового заключения был составлен во II половине XVIII в. Это мотивировано военно-политическим фактором: Россия с началом царствования Екатерины II вновь вплотную занялась завоеванием Кавказа. С исторической точки зрения это объяснялось растущим экономическим аппетитом империи, ее стремлением захватить новые рынки, источники сырья, приобрести колонии. Особенно резко изменилась ситуация в пользу России после ее победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
В 1783 г. значительно усилились позиции России в Закавказье, что и всполошило правящие круги Турции и Ирана. Имеются сведения о том, что Али-Султан, хан Мехтулы, весной 1785 г. вместе с 11-ю тысячами горцев и Уммаханом Аварским прибыл к р. Алазань, переправившись через которую, они начали опустошать Грузию. Все это обостряло отношения с Россией. Поэтому он (Али-Султан) искал покровительства Турции. Этим и объясняются сведения от 1787 г. о том, что «дженгутаевский владелец Али-Султан и Уммахан Аварский весьма преданы Порте» [1, c. 237]. Получив от императрицы разрешение, Потемкин назначил Уммахану жалованье в 6 тыс. рублей в год, чтобы он не совершал военных походов на Грузию [1, c. 119].
Маскируя истинные цели своего правительства, представители царской администрации России были вынуждены проводить более умеренную политику, стремясь заручиться поддержкой определенных политических сил и местных феодальных правителей. Под прикрытием политики покровительства им удалось найти опору среди части дагестанских владетелей, а также торгово-ремесленных кругов, заинтересованных в расширении торговли и обмена с Россией. Эти круги надеялись, что переход под власть российского правительства принесет им больше выгоды, чем шиитский режим иранских шахов, который они испытывали в предшествующий период.
Дальнейшее изучение на основе источников и материалов кавказской политики России, Ирана и Турции, взаимоотношений народов Дагестана с Россией и ее геополитическими соперниками в регионе, интерпретация этих проблем с позиций объективной научной методологии в свете нынешних реалий, остается актуальной задачей исторической науки.
Широкое развитие получило в исследуемый период мусульманское право Фикх. Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана [8, c. 111]. В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война и торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т.д. В Дагестане по числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест.
Система мусульманского права в целом включает комплексы принципов и норм, регулирующие три основные сферы жизни: отношение правоверных с Аллахом, взаимоотношения людей, а также связи между государствами или религиозными конфессиями [7, c. 83].
К публично-правовой отрасли мусульманского права примыкает сийар (международное право. - М.Г.), нормы которого касались отношений Халифата с иными государствами, вопросов войны и мира, отношений мусульманской общины с представителями других религий.
Абу Бакр ибн Муавийа в сочинении «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар», как и во многих других своих правовых произведениях, затрагивает актуальную тему мусульманского права. В нем он сосредоточил правовые нормы, регулирующие порядок взаимоотношений мусульман с куффар неверными. Следует отметить, что Абу Бакр, как и все мусульманские правоведы, выводит правовую концепцию международного права из главных источников мусульманского права: Корана, Сунны, иджма (единодушное мнение сподвижников Пророка и крупных правоведов. - М.Г.) и кияса (суждение по аналогии. - М.Г.), и обращается к именам и работам крупных ученых фикха, таких как ар-Рамли (ум.1440) [9, p. 115], Ибн Хаджар (ум.1567), ас-Суйути (ум.1505) [10, p. 396] и др.
Сочинение «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» представляет исключительный интерес, поскольку в нем мы находим общую концепцию правовых представлений Абу Бакра ибн Муавийи о соотношении между мусульманскими и немусульманскими странами. Также в Дагестане в изучаемый период известна и другая работа такого же жанра - «Маса'ил Титалав ал-Карати ва аджвибат Дауд ал-Усиши» («Вопросы Титалава ал-Карати и ответы на них Дауда ал-Усиши») - Дауда ал-Усиши (ум. 1757 г.).
Как мы видим, «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» - это одно из первых правовых сочинений ученых Дагестана XVIII в., положивших начало дальнейшему развитию данного жанра. Абу Бакр твердо проводит мысль о необходимости оберегать мусульманскую часть населения от вхождения в подданство и в состав государств неверных. В основу его работы положены основополагающие источники Ислама, - нусус. Ему вообще присуще глубокое знание Корана и хадисов.
Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманин, с первоочередной защитой интересов Ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.
Любые отношения между людьми оцениваются факихом с учетом религиозной концепции о разрешенном халал и запретном харам. Абу Бакр ибн Муавийа указывает, что существуют ряд норм Корана и заключения ученых, запрещающих дружбу с неверными. Например, известный мусульманский правовед Ибн Хаджар (ум.1567) сказал, как и ар-Рамли (ум.1440), что «дружба с неверными запрещена, даже если она в пользу своих интересов» [11, л. 7].
Задача ученого Абу Бакра заключалась в выборе нужной нормы, исходя из условий, места и времени. Основная идея регулирования международных отношений в Исламе - деление всех стран на мир безопастности (дарул салам. - М.Г.) и мир войны (дарул харб. - М.Г.). Внешняя политика Ислама строится согласно теории - свой и чужой. Так, на вопрос о правовом положении мусульман, если «некоторые их политические образования вошли в подданство государств неверных, сотрудничают с ними, полученные трофеи от набегов возвращают неверным, опасаясь причинения несчастий?», Абу Бакр ибн Муавийа отвечает: «им (мусульманам. - М.Г.) не разрешается подобное действие, и считается одним из больших грехов, если их сердца тяготеют к неверным. Они обязаны защищать трофеи, которые являются их собственностью» [11, л. 7].
Согласно мусульманской доктрине, некоторые нормы Корана и Сунны относятся к абсолютно точным и не допускают различных толкований (сюда относятся и все правила религиозного культа, и некоторые нормы взаимоотношений верующих и неверующих). Относительно вопроса, «разрешается ли мусульманам заключить перемирие или мирный договор с неверующими с условием выдачи им в качестве заложника-мусульманина или его имущество?», Абу Бакр ибн Муавийа отвечает, что «договор с таким условием является недействительным» [11, л. 4]. А на вопрос, «можно ли нам (мусульманам. - М.Г.) искать покровительство (موالاة) у неверных?», ученый из Дагестана отвечает, что «категорически запрещено указанное действие согласно нормам Корана и Сунны» [11, л. 7-8]. Далее он приводит ряд айатов из Корана в пользу своего заключения: «Пусть те, кто верует, при выборе партнера и друзей не отдает неверным предпочтенье пред теми, кто благочестив» [6, 3:28, c. 72]. Другой айат: «Ты не найдешь среди тех, кто в Господа и в Судный День уверил, тех, кто противится Аллаху и Его Пророку» [6, 58:22, c. 565], также: «О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан. Они - друзья один другому. А тот из вас, кто берет их в друзья, тот сам - из их числа» [6, 5:51 c. 136].
Юридические нормы тесно связаны с предписаниями исламской догматики и морали, и в этом смысле мусульманское право идет впереди других правовых систем. Абу Бакр ибн Муавийа утверждает, что главным в мусульманском праве является установление самых ясных параметров отношений между мусульманами и немусульманами на религиозной основе, цитируя айат из Корана: «О вы, кто верует! Вы не берите в покровители себе ваших отцов и ваших братьев, если они любовь к неверию предпочитают вере. А те из вас, кто в покровители берут их, (Дозволенное Богом) преступают» [6, 9:23, c. 209].
Во времена Абу Бакра ибн Муавийи и ранее дагестанские факихи одобряли и выносили фетвы на ведение военных действий и нападений дагестанцев против неверных, в частности, своих соседей грузин, и они (жители Дагестана), объединяясь под командованием известных предводителей в отряды, ежегодно совершали набеги на Грузию, Армению, Азербайджан и др. брали в плен грузин, армян, шиитов, русских, грабили и захватывали их имущество [5]. Так, на вопрос, «разрешается ли нам (мусульманам Дагестана. - М.Г.) завладеть, путем хищения, имуществом неверных, с которыми не заключен правовой (шариатский. - М.Г.) договор?», Абу Бакр отвечает, что «да, разрещается данное действие, на это указывали такие ученые, как ал-Аузаи[3], Ибн Хаджар и др.» [11, л. 8]. Однако относительно вопросов захвата имущества в ходе военных походов в Закавказье другой дагестанский алим Дауд ал-Усиши выступил с противоположной позицией.
Как уже отмечалось выше, в Дагестане широкое хождение имело сочинение Дауда ал-Усиши (ум. 1757 г.) «Маса'ил Титалав ал-Карати ва аджвибат Дауд ал-Усиши» («Вопросы Титалава ал-Карати и ответы на них Дауда ал-Усиши»), содержащее около 50 вопросов ал-Карати и обстоятельных ответов ал-Усиши по широкому кругу насущных локальных проблем, связанных с применением мусульманского права. В одном из вопросов Титалав ал-Карати осведомляется, «можно ли отнести газиев нашего времени к истинным борцам за веру, когда мы знаем, что их целью является овладение трофеями ганаим, а не возвышение слова Всевышнего Аллаха и распределение милостыней, следуя Его путем». Дауд ал-Усиши вынес следующее заключение: «В целом действия борцов за Аллаха одобряются, если только найдутся истинные газии в наше время и в наших краях. По моему мнению, газиев у нас нет, поскольку они ошибочно считают народы окружающие нас неверными, с которыми необходимо воевать. Такое заблуждение относительно Грузии очевидно, как огонь, зажжённый ночью на вершине горы. Грузины это никто иные как подданные персов или турок. И как бы ни было, нам нельзя проливать их кровь и посягать на их имущество. Жителей Тушетии также относят к их подданным, так как платят джизью и харадж правителям их. Другие соседние народы постоянно находятся под покровительством одного из мусульманских государств. А если кто-то находится под покровительством одного из мусульманских государств, даже если он раб, то запрещено нам проливать их кровь, посягать на их имущество, брать их в плен» [2, с. 157-158].
В данном случае вопросы являются более показательными, чем ответы. Сама их формулировка и тематика демонстрируют, что раздел о войне и мире, отношений мусульманской общины с представителями других религий производился в соответствии с правовыми установлениями господствовавшего в Дагестане шафиитского мазхаба (одна из четырех мусульманских правовых школ. - М.Г.). Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, что военные походы дагестанцев в разные районы Кавказа, вооруженное сопротивление против иноземных захватчиков регламентировались мусульманским правом.
Если рассматривать проблему вхождения мусульман (дагестанцев) в подданство /или покровительство/ государства иноверцев изолированно, только в контексте изучения местных арабоязычных источников, то можно прийти к следующим выводам.
О необходимости оберегать мусульманскую часть населения от вхождения в подданство и в состав государств неверных. В отношении военных походов дагестанцев в разные районы Кавказа (объектами которых служили, чаще всего, христиане и щииты) дагестанские алимы выступали с позицией о дозволенности пленения неверных куффар и присваивания их имущества, если последние не заключили договор о покровительстве с одним из мусульманских политических образований.
«Аз-Заджир ан мувалат ал-куффар» является важным источником, который историки еще мало привлекают для изучения социально-политической ситуации Дагестана в XVIII в. Абу Бакр ибн Муавийа подчеркивает, что мусульманское международное право, по существу, не отличается от других его отраслей, поскольку основывается на тех же источниках, а его нормы в равной степени являются общеобязательными и обеспечиваются такими же средствами, как и все другие правила поведения Шариата. Он тщательно подбирает цитаты из Корана так, чтобы сформировать у своих читателей нужную ему точку зрения.
Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ № 13-01-00248а «Антология северокавказских правовых сочинений на арабском языке XVIII в.».
Рецензенты:
Закарияев З.Ш., д.и.н., профессор кафедры арабской филологии ДГУ, г. Махачкала.
Доного Х.М., д.и.н., профессор кафедры социальной работы ДГУ, г. Махачкала.
[1] Селение Аймаки - ныне в Гергебельском районе.
[2] Селение Аракани - ныне в Унцукульском районе.
[3] Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи (ум.774) - выдающийся мусульманский законовед из поколения учеников табиев.
Библиографическая ссылка
Гизбулаев М.А. АЗ-ЗАДЖИР ‘АН МУВАЛАТ АЛ-КУФФАР: КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ДАГЕСТАНЕ XVIII В. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14628 (дата обращения: 08.10.2024).