Глобальная мировая конкурентоспособность напрямую зависит от компонентов ее составляющих. Так, конкурентоспособность предприятия, отрасли связана с конкурентоспособностью специалистов, выпускников вузов и т.д. Процесс «создания» конкурентоспособного выпускника - процесс системный, комплексный и трудоемкий.
В связи с этим на региональных рынках труда наблюдаются постоянно возрастающие требования работодателей к выпускникам вузов, которые заключаются не только во владении определенным набором знаний, но и перечнем необходимых личностных, творческих, практико-ориентированных характеристик [3].
Взаимодействие рынка труда и рынка образования не организовано таким образом, чтобы исключить ситуацию невостребованности выпускников на стадии окончания высших учебных заведений. Эта проблема достаточно остра и вызвана многими причинами, такими как высокий уровень конкуренции между вчерашними студентами, низкий уровень знаний, и, как было сказано ранее, несоответствие требованиям работодателей. Рынок труда непредсказуем, и постоянные изменения в спросе на рабочую силу влекут за собой ситуацию, когда огромное количество выпускников различных специальностей и направлений подготовки вынуждены обращаться в службу занятости, расходовать дополнительные средства: личные, предприятия и государства - на переобучение.
Поэтому во избежание массовости этих процессов необходимо создание организационного механизма взаимодействия вузов и рынка труда. Данный механизм должен основываться на интеграции мероприятий двух субъектов: высшего учебного заведения и работодателя (предприятия). Вуз рекомендуется рассматривать как синтез уровней: руководства вуза, выпускающих кафедр и непосредственно студентов (рис. 1). Меры, реализуемые на каждом их вышеперечисленных уровней, позволят реализовать новый инновационный подход к решению накопившихся проблем [6].
Рис. 1. Механизм взаимодействие вузов и рынка труда
Необходимо применение следующих мер, которые позволят достичь эффективного взаимодействия между вузами и работодателями:
На уровне руководства вуза:
- Оценка состояния рынка труда: востребованных профессий, требований работодателей.
- Корректировка программ обучения в соответствии с требованиями работодателей и ситуации на рынке труда.
- Организация взаимодействия выпускающих кафедр с ведущими предприятиями различных отраслей хозяйства.
- Организация практик, стажировок студентов на ведущих предприятиях отрасли.
- Разработка курсов для студентов для повышения уровня владения иностранными языками, компьютерными программами, навыками ораторского мастерства и развития личных профессиональных качеств.
- Регулярное проведение в вузе мероприятий с привлечением работодателей.
- Повышение эффективности функционирования центров содействия трудоустройству студентов: взаимодействие с работодателями и службами занятости.
- Разработка веб-страницы с информацией о содействии трудоустройству выпускников (размещение предложений работодателей, резюме и «портретов» студентов и т.д.).
- Внедрение контроллинга динамики показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности.
На уровне выпускающей кафедры:
1. Привлечение работодателей для проведения тренингов и семинаров о предстоящей профессиональной деятельности, о состоянии отрасли с целью «устранения» запаздывания полученных знаний и корректировки их от первоисточника.
2. Проведение экскурсий по предприятиям отрасли с привлечением ведущих руководителей.
3. Написание учебно-методических пособий, рекомендаций, рабочих учебных программ научно-педагогическими кадрами совместно с ведущими представителями работодателя.
4. Оценка уровня конкурентоспособности студентов и принятие мер, направленных на его повышение:
- Последовательный мониторинг уровня конкурентоспособности студентов на основе комплексной методики оценки, предложенной автором.
- Отслеживание изменений в приращении знаний студентами, накоплении практического опыта, развитии личностных качеств: лидерских, коммуникативных, творческих и т.д.
- Информирование студентов об их текущем уровне конкурентоспособности.
- Расчет интегрального показателя конкурентоспособности выпускников с целью выявления «лучших из лучших».
5. Представление «портрета выпускника», то есть своеобразного резюме, разработанного студентом, включающего личные достижения за время обучения, например, участие в олимпиадах, конференциях, научной и творческой деятельности вуза, средний балл диплома, характеристику личных качеств. Данный документ позволит работодателю наиболее полно оценить потенциального работника и в условиях конкуренции отобрать претендента, наиболее подходящего на вакантную должность [2].
На уровне студента:
- Самосовершенствование и самореализация.
- Осознание важности личной жизненной позиции для достижения успехов.
- Стремление к получению знаний, практических навыков.
- Постоянный контроль персонального уровня конкурентоспособности.
- Участие в научной деятельности, общественной жизни университета.
- Получение дополнительного образования (курсы, семинары).
- Создание собственного «портрета студента».
В свою очередь работодатель заинтересован в:
- Поддержке мероприятий, проводимых вузом - потенциальным источником квалифицированных кадров для данного предприятия.
- Предоставлении мест практик и стажировок для студентов, а также, по возможности - рабочих мест на неполный рабочий день для получения студентами ценного опыта работы.
- Разработке требований к студентам для получения вакантных должностей.
- Участии в написании учебно-методических пособий, рекомендаций, рабочих учебных программ совместно с научно-педагогическими кадрами вуза [5].
- Оказании содействия центру трудоустройства студентов вуза.
По результатам проведенного анализа предлагается использовать модель установления соотношения между спросом и предложением регионального рынка труда по отраслевым сегментам (рис. 2).
Рис. 2. Этапы установления соотношения между спросом и предложением регионального рынка труда по отраслевым сегментам
Только при сотрудничестве и предъявлении взаимных требований возможно достичь желаемого результата, избавиться от «переизбытка» трудовых ресурсов по невостребованным специальностям, обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов [1].
Подводя итоги, можно сказать, что если удастся в краткосрочном периоде сформировать принципиально новую систему подготовки кадров, основанную на долгосрочном прогнозировании ситуации на рынке труда и заинтересованную в повышении конкурентоспособности востребованных выпускников, то только тогда можно будет увидеть результаты решения общероссийской задачи по повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Рецензенты:
Рачек С.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика транспорта», г. Екатеринбург.
Антропов В.А., д.э.н., профессор кафедры «Управление в социальных и экономических системах», ФГБОУ ВПО УрГУПС, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Касымова Ю.Н., Селина О.В. ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14625 (дата обращения: 10.10.2024).