Самостоятельная работа студентов (СРС) как средство организации овладения ими знаний о мире и закономерностях его развития в новом поколении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выходит на первые позиции. В настоящее время подготовка специалистов в вузе ведется как экстенсивными методами организации учебного процесса – увеличение числа часов, курсов, предметов, так и интенсивным – определение четких концепций специальности и предметов, межпредметные структурно-логические, схему учебных дисциплин, не набор, а система знаний, переход от информационной модели к творческому, активному обучению [3].
В высшей педагогической школе развитие личности будущего специалиста стоит на особом месте, ведь помимо практической важности СРС имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую собственную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Актуальность рассматриваемой проблемы – ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд высшего профессионального образования. Также недостаточное развитие самодиагностики студентами своих знаний, умений, самоконтроля успешности обучения; недостаточная разработка и применение дифференцированных учебных заданий для конкретных студентов; неэффективное использование обратной связи преподавателя со студентами, оперативно информирующей о степени усвоения учебного материала; сложность содержания многих источников и неумение студентом самостоятельно приобретать необходимые знания, недостаточные навыки работы с источниками.
В связи с этим необходимо научить студента учиться, развивать у него самостоятельность мышления: умение переходить от описания явлений, закономерностей к их анализу; от запоминания к пониманию, превращая тем самым поток информации в систему знаний.
Цель исследования: изучение роли самостоятельной работы студентов ИФКСиТ в учебном процессе.
Теоретический анализ понятия и сущностных характеристик самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе. Самостоятельная работа не сводится к одним домашним заданиям, к ней мы относим и такие виды занятий, которые проводятся в лекционных классах, в присутствии преподавателя и под его руководством. В педагогической науке существуют различные подходы к определению самостоятельной работы.
И.Л. Наумченко [4], например, рассматривает самостоятельную работу «как управляемый процесс, который служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовских программ) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста».
Разошлись мнения ученых и относительно дидактической функции самостоятельной работы студентов. Одни считают СРС методом обучения, другие – приемом учения, третьи – формой организации творческой деятельности студентов.
Мы склонны разделить мнение тех ученых [2,5,8], которые рассматривают самостоятельную работу как компонент творческой познавательной практической деятельности студентов.
Закономерности самостоятельного учебного труда реализуются в конкретных принципах этой деятельности. К принципам самостоятельной учебной деятельности относятся [6]:принцип научности; принцип наглядности; принцип систематичности, последовательности, преемственности в самостоятельной работе; принцип связи теории с практикой; принцип сознательности и активности; принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда; принцип доступности и посильности самостоятельной работы; принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы; принцип прочности усвоения знаний.
Особенно хочется остановиться на принципах сознательности и активности, индивидуализации стиля работы, учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования. Эти принципы сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план.
Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это, прежде всего, проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям.
Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени.
Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академической дисциплины, содержания самостоятельной работы и др. показателей.
1.2 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [7].
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).
1.3 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля [6]:входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля – коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента [1].Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения.
Отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель – помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
Методы исследования
Для решения задач, поставленных в педагогическом исследовании, нами был применен комплекс методов, обеспечивающих полную информацию и объективность:
-
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, анализ документальных материалов;
-
Анализ документальных материалов;
-
Методы математической обработки.
Результаты педагогического исследования
Мы провели педагогическое исследование со студентами 1–5 курсов 2008–2011 годов набора. В результате исследования отслежена динамика успеваемости студентов 2008 года набора с 1 по10 семестр. Средние значения успеваемости за 5 лет обучения представлены на рисунке 1.
Рис.1. Динамика успеваемости студентов ИФКСиТ 2007 года наборас 1 по 5 курс (по семестрам)
Как видно из рисунка, самый высокий показатель успеваемости приходится на 2 курс в летнюю сессию (4 семестр), он равен 4,23. Самый низкий показатель – 3,85 во 2 семестре.
Также мы проанализировали сводные ведомости успеваемости студентов 2009–2011 годов набора по семестрам в 2011–2012уч.году. Показатели для всех годов набора представлены в табл. 1.
Таблица 1
Успеваемость студентов ИФКСиТ по годам набора
курсы |
2008 г.н. |
2009 г.н. |
2010 г.н. |
2011 г.н. |
||||
|
ЗС |
ЛС |
ЗС |
ЛС |
ЗС |
ЛС |
ЗС |
ЛС |
1курс |
4,02 |
3,85 |
|
|
|
|
3,71 |
4,07 |
2 курс |
4,11 |
4,23 |
|
|
3,92 |
3,94 |
|
|
3курс |
4,08 |
4,11 |
4,62 |
4,20 |
|
|
|
|
4 курс |
3,86 |
3,88 |
|
|
|
|
|
|
5 курс |
4,13 |
|
|
|
|
|
|
|
Нами была поставлена цель – сравнить показатели успеваемости студентов 2 курса прошлого года набора и выпускников 2013 года, поступивших в 2008 году на момент их 1 курса. Такой же анализ мы провели со студентами 3 и 4 курсов (2009 и 2010 год набора соответственно) в сравнении с выпускниками этого года, учившимися на 2 и 3 курсе 3 и 2 года назад. Средние показатели успеваемости всех студентов отражены в табл.2.
Таблица 2
Показатели успеваемости студентов 2008–2011 годов обучения в зимнюю и летнюю сессии
|
1к-08 X ± m |
1к-11 Y ± m |
tрасч |
tтабл |
Зимняя сессия |
4,02 ± 0,16 |
3,71 ± 0,16 |
1,31 |
2,02 |
Летняя сессия |
3,85 ± 0,25 |
4,07 ± 0,18 |
0,51 |
2,02 |
|
2к-08 X ± m |
2к-10 Y ± m |
tрасч |
tтабл |
Зимняя сессия |
4,11 ± 0,27 |
3,92 ± 0,26 |
0,48 |
2,02 |
Летняя сессия |
4,23 ± 0,26 |
3,94 ± 0,24 |
0,91 |
2,02 |
|
3к-08 X ± m |
3к-09 Y ± m |
tрасч |
tтабл |
Зимняя сессия |
4,08 ± 0,26 |
4,62 ± 0,19 |
1,7 |
2,02 |
Летняя сессия |
4,11 ± 0,22 |
4,20 ± 0,18 |
0,15 |
2,02 |
Из табл.2 видно, что достоверных различий между студентами, поступившими в 2009–2011 гг. и студентами 2008 года набора, учившимися на соответствующих курсах, согласно критерию Стьюдента, нет. Это объясняется тем, что показатель успеваемости варьируется в строго определенных рамках от 3до 5 баллов. В связи с этим можно считать, что показатели успеваемости на 3 курсе у студентов 2009 года набора более чем в 0,5 балла отличаются от успеваемости студентов 2008 года набора, учившихся на 3 курсе 2 года назад, в сторону приближения к оценке «отлично».
Мы попытались найти взаимодействие между средними показателями успеваемости и количеством экзаменов в сессии.
В табл.3 приведено количество экзаменов в зимнюю и летнюю сессии и показатели успеваемости студентов в соответствии с годом набора.
Таблица 3
Количество экзаменов в зимнюю и летнюю сессии и показатели успеваемости в соответствии с годом набора
Курс - год набора |
Количество экзаменов |
Показатель успеваемости |
Количество экзаменов |
Показатель успеваемости |
Зимняя сессия |
Летняя сессия |
|||
1к-08 |
3 |
4,02 |
3 |
3,85 |
1к-11 |
4 |
3,71 |
4 |
4,07 |
2к-08 |
4 |
4,11 |
3 |
4,23 |
2к-10 |
3 |
3,92 |
4 |
3,94 |
3к-08 |
3 |
4,08 |
6 |
4,11 |
3к-09 |
2 |
4,62 |
6 |
4,20 |
Из таблицы видно, что средняя оценка успеваемости за экзаменационную сессию не зависит от количества экзаменов. Так, например, в сессии 3 курса 2008, 2009 годов набора в летнюю сессию оценка составляет более 4 баллов, в то время как в зимнюю она немного меньше при количестве экзаменов в 2 и в 3 раза меньше, чем в летнюю.
В ходе нашего исследования мы определили уровни самостоятельной работы студентов разных годов набора. Средние показатели представлены в табл.4.
Таблица 4
Средние показатели самостоятельной работы студентов по семестрам
Группа – год набора |
Зимняя сессия |
Летняя сессия |
||
Самостоятельная работа (%) X ± m |
Уровень |
Самостоятельная работа (%) Y ± m |
Уровень |
|
1к-11 |
16,80 ±1,86 |
Средний |
18,21 ±2,04 |
Средний |
2к-10 |
8,32 ± 1,07 |
Низкий |
12,25 ± 2,58 |
Низкий |
3к-09 |
24,22 ± 2,17 |
Средний |
32,68 ± 1,97 |
Высокий |
Мы провели сравнительный анализ с ГОС ВПО, в результате которого 1 курс 2011 года набора соответствовал среднему уровню занятий самостоятельной работой. Показатели остальных групп приведены в соответствии с процентным соотношением самостоятельной работы. Все средние показатели по 2009–2011 годам обучения представлены на рис.2.
Рис.2. Средние показатели самостоятельной работы студентов по семестрам
Заключение
Анализ данных успеваемости студентов 1–3 курсов ИФКСиТ на основе сводных ведомостей (зимняя и летняя сессия отдельно) показал, что средний показатель успеваемости первого курса в зимнюю сессию – 3,71, в летнюю – 4,07 баллов, второго курса 3,92 и 3,94 соответственно и третьего курса – 4,62 и 4,20 баллов. Уровень самостоятельной работы на первом и третьем курсе – низкий, а на втором – средний.
Проанализировав успеваемость выпускников 2013 года в течение всех лет обучения и сравнив их успеваемость с успеваемостью нынешних студентов, обучающихся на соответствующих курсах, мы пришли к выводу, что средний показатель выпускников 2013 года, обучавшихся несколько лет назад на 1, 2 и 3 курсе не ниже, но и не выше среднего показателя нынешних студентов 1–3 курсов. Это свидетельствует о том, что уровень подготовленности вновь набираемых нами студентов не падает.
Рецензенты:
Марков К.К., д.п.н., профессор, Сибирский федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и туризма, кафедра теории и методики спортивных дисциплин, г.Красноярск;
Коваль И.В., д.соц.н., доцент, кафедра теории и методики медико-биологических основ и БЖ, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г.Красноярск.
Библиографическая ссылка
Власенко А.А., Соболева Н.В., Соболев С.В., Петряева И.Ю. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТА ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА СФУ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14600 (дата обращения: 12.10.2024).