Предлагается определять понятие «качество управления кластерной политикой» как комплексную характеристику социально-экономических отношений, формирующихся между субъектами региональной экономики со следующими определяющими признаками:
- изложение принципов и ограничений управления развитием территориальных кластеров в документах государственного стратегического планирования региона (федерального округа, субъекта Российской Федерации);
- наличие утвержденного органами исполнительной власти перечня территориальных кластеров федерального округа различных уровней (муниципальные, региональные, федеральные, международные) и видов (местные, сырьевые, торгуемые, инновационные);
- наличие утвержденных органами исполнительнойвласти региона программ развития кластеров;
- наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования спроса на продукцию территориальных кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования предложений со стороны предприятий кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования региональных институтов развития территориальных кластеров, а так же мероприятия федеральных институтов развития, направленных на стимулирование территориальных кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер развития дорожной, социальной и энергетической инфраструктуры территорий развития кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования научно-образовательной и инновационной инфраструктуры кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования социального капитала и профессиональных сообществ кластеров региона;
- увязка схем территориального планирования с программами развития кластеров региона;
- наличие планов («дорожных карт») и мер по увязке программ развития территориальных кластеров федерального округа с государственными программами Российской Федерации.
Для оценки качества управления кластерной политикой предлагается:
- определить регион, кластерная политика которого оценивается (федеральный округ, ассоциация регионов (субъектов), субъект Российской Федерации);
- определить корпус управленческих документов, репрезентирующих данные признаки;
- определить состав экспертов, формирующих оценки по каждому признаку.
К сожалению, в настоящее время нет сводного управленческого документа, который бы представлял кластерную политику Российской Федерации в целом, а также дифференцировал кластерные политики различных регионов (федеральных округов и субъектов Российской Федерации).
Вместе с тем возможна постановка задачи анализа документов стратегического планирования, прямо или косвенно влияющих на формирование и реализацию кластерных политик регионов и кластерной политики страны в целом.
К документам стратегического планирования относятся документы трех видов: 1) документы, разрабатываемые в рамках целеполагания регионального развития и развития страны и государства; 2) документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования развития страны и государства; 3) документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования регионального развития и развития страны и государства.
К документам, разрабатываемым в рамках целеполагания регионального развития и развития страны и государства, относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) к документам, разрабатываемым в рамках прогнозирования, относятся:
а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
б) стратегический прогноз Российской Федерации;
в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
г) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
3) К документам, разрабатываемым в рамках планирования и программирования, относятся:
а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;
б) бюджетная стратегия Российской Федерации;
в) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
г) отраслевые документы стратегического планирования;
д) стратегия социально-экономического развития макрорегиона;
е) государственные программы Российской Федерации;
ж) государственная программа вооружения;
з) схемы территориального планирования Российской Федерации;
и) доклад о результатах и об основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти.
Автором был проделананализ качества управления кластерной политикой на уровне федеральных округов.
Анализировались следующие документы:
стратегии развития федеральных округов,
региональные стратегии развития.
Результаты анализа документов изложены в таблице.
Сравнительный анализ кластерных политик федеральных округов
Признак |
ЦФО |
ПФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Принципы и ограничения кластерной политики изложены в стратегии федерального округа |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
Сформирован перечень кластеров федерального и международного уровня |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
Сформированы программы развития кластеров федерального и международного уровня |
да |
да |
да |
нет |
да |
да |
нет |
да |
Сформирован перечень кластеров регионального и муниципального уровня, сформированы их программы |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Запланированы меры по стимулированию спроса на продукцию кластеров |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
Запланированы меры по стимулированию предложений со стороны кластеров |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Запланированы меры по формированию институтов развития кластеров |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
нет |
да |
Запланированы и увязаны с программами кластеров меры по развитию дорожной, социальной и энергетической инфраструктуры территорий развития кластеров |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Запланированы и увязаны с программами кластеров меры по развитию научно-образовательной и инновационной инфраструктуры кластеров |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
да |
Запланированы меры по развитию социального капитала и профессиональных сообществ кластеров |
да |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
Схемы территориального планирования учитывают программы развития кластеров |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Кластерная политика федерального округа согласована с госпрограммами |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
По результатам анализа автор делает следующие выводы и заключения.
Во-первых, несмотря на ряд требований по реализации кластерной политики, содержащихся в стратегических документах федерального уровня, оперативные документы федерального уровня демонстрируют отраслевой подход, направленный на управление отдельными фрагментами региональных кластерных цепочек.
Во-вторых, требования к развитию кластеров на уровне стратегий федеральных округов и регионов носят декларативный характер: не описаны модели и инструменты реализации кластерных политик, документы третьей группы не увязаны с документами четвертой группы. В частности, декларации о развитии кластеров не увязаны со схемами территориального планирования.
В-третьих, из анализа документов можно сделать вывод о том, что развиваемые модели отраслевого и территориального развития могут инициировать не развитие кластеров, а развитие ТПК - территориально промышленных комплексов, известных еще в советское время и характеризующихся закрытостью жесткостью отношений участников производственной цепочки, их ориентаций на получение преференций из различных государственных программ поддержки.
Рецензенты:
СерегинС.Н., д.э.н., профессор, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, г. Москва;
СмирновВ.Г., д.э.н., профессор, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Тарасенко В.В. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКОЙ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14529 (дата обращения: 08.12.2024).