Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ

Калинина Р.Р. 1 Ковалевская Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
Изучены половозрастные особенности стратегий поведения детей-сирот, воспитывающихся в Детской деревне – SOS, предпочитаемые ими в конфликтных, стрессовых ситуациях, и возможности их психологической коррекции. Исследование проводилось в три этапа: первый и третий носили диагностический характер, второй – коррекционный. На первом и третьем этапах были использованы психодиагностические методики, в том числе разработанные авторами специально для данного исследования. На первом этапе было выявлено, что в конфликтных, стрессовых ситуациях дети-сироты склонны выбирать неадаптивные стратегии поведения, которые не способствуют их разрешению, а зачастую ведут к усилению конфликта и напряжения во взаимодействии с другими людьми, при этом выбор более конструктивных стратегий поведения характерен для детей младшего школьного возраста и девочек. После реализации комплексной социально-психологической программы сопровождения (второй этап исследования), на третьем этапе была доказана эффективность психологического воздействия для коррекции неадаптивных стратегий поведения. В частности, у детей-сирот, воспитывающихся в Детской деревне – SOS, были сформированы более адаптивные стратегии поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях, приводящие к их конструктивному разрешению.
дети-сироты
Детская деревня – SOS
стратегии поведения
психологическая адаптация
психологическая коррекция
1. Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения / сост. Кузьменкова С.Н. и др. – Смоленск: Центр ПМСС, 2010. – 62 с.
2 Иванова С.П., Киселева Н.А., Ковалевская Е.В. Особенности переживания состояния тревожности у приемных детей в разных образовательных учреждениях // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Казанский федеральный университет, 14–16 ноября. – Казань: Изд-во Отечество, 2013. – Ч. 1. – С. 281-287.
3. Калинина Р.Р. Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская Деревня – SOS» // Наука Красноярья – Красноярск: Изд-во ООО «Научный инновационный центр», 2013. – № 6 (11). – 208 с. – С. 162-177.
4. Луковенко Т.Г. Профилактика агрессивного поведения детей-сирот в условиях детского дома: Автореф. дис… … канд. пед. наук. – Хабаровск: Изд-во ДГГУ, 2007. – 24 с. // URL: http://www.dissercat.com/content/profilaktika-agressivnogo-povedeniya-detei-sirot-v-usloviyakh-detskogo-doma (дата обращения 11.08.2014).
5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во Речь, 2006. – 342 с.
6. Манойлова М.А. Психологические особенности самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука Красноярья – Красноярск: Изд-во ООО «Научный инновационный центр», 2013. – № 6 (11). – 208 с. – С. 143-152.
7. Ясюкова Л.А., Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2001. – 128 с.
8. Kiseleva N., Kalinina R., Kovalevskaya E. Emotional and cognitive characteristics of children living in the SOS Children's Village // Middle East Journal of Scientific Research. – IDOSI Publications, 2014. – 20 (12). – С. 2105-2108.

Введение. Проблема эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной на протяжении многих лет и обусловлена особенностями эмоционально-личностного развития этой категории подрастающего поколения. Среди таких особенностей педагоги и психологи выделяют: дезадаптированность, агрессивность, проблемы в общении, неумение и нежелание признать свою вину, перекладывать ответственность за разрешение возникшей трудной ситуации на других, негативизм, подозрительность, неуверенность в себе, дефицит позитивных моделей поведения [1; 4]. Коллективом ученых Псковского государственного университета также были выявлены эмоционально-личностные особенности детей-сирот, такие, как повышенная тревожность, несформированность самосознания, недоверие к окружающему миру и пр. [2;3;6;8].

Выявленные эмоционально-личностные особенности детей-сирот существенно затрудняют адаптацию детей-сирот в социуме, что делает особенно актуальным как изучение предпочитаемых ими стратегий поведений в стрессовых ситуациях как показателя их социально-психологической адаптации, но и поиск наиболее эффективных путей их коррекции. Это и определило цель исследования: изучение предпочитаемых стратегий поведения детей-сирот, проживающих в Детской деревне - SOS, и возможностей его коррекции для повышения их социально-психологической адаптации.

Гипотеза исследования. В силу эмоционально-личностных особенностей и специфических условий развития дети-сироты выбирают неадаптивные стратегии поведения, которые могут быть эффективно скорректированы в ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Исследование проходило в три этапа: изучение предпочитаемых стратегий поведения детей-сирот; апробирование комплексной социально-психологической программы сопровождения приемных семей, проживающих в Детской деревне - SOS; изучение эффективности программы сопровождения.

В исследовании приняло участие 49 детей, воспитывающихся в Детской деревне SOS - Псков, из них 19 девочек, 30 мальчиков, 23 ребенка дошкольного возраста (5-7 лет), 15 детей младшего школьного возраста (8-11 лет), 11 детей подросткового возраста (12-13 лет).

В рамках психологической диагностики на первом и третьем этапах были использованы следующие методики:

  • Оценка поведенческих особенностей ребенка в детском саду/школе, разработанная Калининой Р.Р. специально для данного исследования, которая представляет собой перечень из 18 поведенческих проявлений ребенка, половина из которых может быть отнесена к адаптивным формам поведения (помогает другим детям, замечания воспринимает с первого раза, на занятиях внимателен и т.д.), а вторая половина - к дезадаптивным (дерется, врет, обзывается, в свободное время мешает играть другим детям и т.д.). Методика заполнялась экспертами - педагогами образовательных учреждений (13 человек), которые посещают дети, для того, чтобы выявить типичные формы поведения детей во внешнем социуме, без контролирующей функции мамы-SOS, которая является для детей серьезным авторитетом, и к которой дети эмоционально привязаны. Методика была использована на первом этапе исследования.
  • Фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант) в адаптации Л.Я. Ясюковой [7] был использован на первом и третьем этапах исследования.
  • Опросник копинг-стратегий школьного возраста [5] был использован на третьем этапе исследования.

Обсуждение результатов

На первом этапе исследования было выявлено, что наиболее типичной реакцией на ситуации фрустрации для детей-сирот является эксрапунитивный тип (81,6 % выборки) с фиксацией на препятствии (83,7 % выборки), что свидетельствует о том, что в ситуациях фрустрации их потребностей дети склонны выдавать эмоционально негативную, возможно, агрессивную реакцию, не направленную на определенный объект. Реже всего встречается интропунитивный тип (12,2 % выборки) с фиксацией на разрешении ситуации (20,4 % выборки), т.е. меньше всего дети готовы принимать ответственность на себя за разрешение возникшей ситуации препятствия или фрустрации.

Анализ уровня социальной адаптации (показатель GCR) проводился путем сравнения с нормативными данными, полученными Л.А. Ясюковой. В результате было получено, что во всех возрастных подгруппах (дошкольники, младшие школьники, подростки) значение уровня социальной адаптации (стандартности поведения) ниже нормативного: в подвыборке дошкольников среднее значение равно 35,18 (нормативное значение для дошкольников не представлено), в подвыборке младших школьников - 47,1 (нормативное значение показателя GCR - 56,49), в подвыборке подростков - 41,1 (нормативное значение - 54,50), что свидетельствует о склонности детей-сирот, независимо от возраста, демонстрировать в ситуациях фрустрации и препятствии нестандартные формы поведения, отличающиеся от социально принятых форм реагирования, что может затруднять понимание их поведения и мотивов другими людьми.

Сравнительный анализ с использованием непараметрического H-критерия Крускала -Уоллеса позволил выявить возрастную динамику в выборе реакции с фиксацией на разрешении ситуации (Н= 5,795; р= 0,055), которая свидетельствует о том, что с возрастом у детей-сирот выраженность стремления конструктивно разрешить ситуацию фрустрации или препятствия возрастает. Также было выявлено, что наибольшая стандартность поведения свойственна младшим школьникам, наименьшая - детям дошкольного возраста (Н= 6,752, р= 0,034). Гендерных различий как по возрастным подгруппам, так и по выборке в целом не выявлено.

Анализ экспертных оценок поведения детей-сирот во внешнем социуме, без контролирующей функции мамы-SOS, показал, что, независимо от возраста (возрастные различия не выявлены), 28,6 % детей демонстрируют устойчивое адаптивное (в свободное время играет с другими детьми, понимает замечания с первого раза, помогает взрослым по своей инициативе, внимательны на занятиях и пр.) и столько же - устойчивое дезадаптивное (обзывается, дерется, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания, нарушает дисциплину, врет и пр.) поведение. Сравнительный анализ с использованием непараметрического U-критерия Манна - Уитни было выявлено, что мальчики более склонны к проявлению дезадаптивного поведения (U=22,500; p=0,022).

Таким образом, на первом этапе исследования было показано, что в конфликтных, стрессовых ситуациях дети-сироты, и прежде всего это мальчики, склонны выбирать неадаптивные стратегии поведения, которые не способствуют их разрешению, а зачастую ведут к усилению конфликта и напряжения во взаимодействии с другими людьми. Следует отметить, что стратегии дезадаптивного поведения сформировались у детей-сирот, проживающих в Детской Деревне - SOS, в раннем детстве и обусловлены, главным образом, нарушениями перинатального развития, педагогической запущенностью и неадекватными воспитательными воздействиями в течение первых лет их жизни.

На втором этапе исследования в течение года с SOS-семьями проводилась комплексная социально-психологическая программа, включающая в себя семейную арт-терапию; индивидуальную психотерапию и психологические консультации для мам-SOS; семинары-тренинги для мам-SOS; коррекционно-развивающие занятия для детей с целью развития эмоциональной компетентности, коммуникативных навыков, творческих способностей, позитивного самоотношения, коррекции негативных эмоциональных состояний. Программа была разработана и реализована группой ученых-психологов Псковского государственного университета с участием студентов и магистрантов факультета психологии ПсковГУ.

На третьем этапе исследования изучалась эффективность комплексной социально-психологической программы сопровождения.

Анализ результатов показал, что наиболее типичной реакцией на ситуации фрустрации для детей, воспитывающихся в Детской деревне - SOS, независимо от пола и возраста (статистически значимые различия по полу и возрасту выявлены не были), является интрапунитивный тип (89,8 % выборки) с фиксацией на самозащите (93,9 % выборки), что свидетельствует о том, что в ситуациях фрустрации их потребностей дети склонны оправдываться, снимать с себя вину за произошедшее. Реже всего встречается импунитивный тип (12,2 % выборки) с фиксацией на препятствии (10,2 % выборки), т.е. меньше всего дети склонны обесценивать, игнорировать возникшую ситуацию фрустрацию.

Для анализа произошедших изменений был проведен сравнительный анализ с использованием Т-критерия Вилкоксона для связанных выборок. Так, по своему направлению частота экстрапунитивных реакций, т.е. направленных на других людей, вовне снизилась у 40 % детей, воспитывающихся  в Детской деревне - SOS (Т=-2,575; P=0,010), тогда как частота интрапунитивных реакций, т.е. направленных на себя, увеличилась у 71 % детей (Т=-2,096; P=0,036). По содержанию частота фиксации на препятствии снизилась у 69 % детей (Т=-3,809; P=0,001), тогда как частота фиксации на самозащите выросла у 20 % (Т=-3,461; P=0,001). Эти изменения свидетельствуют об отказе большей части детей от обвинения окружающих, перекладывания ответственности за разрешение возникшей трудной ситуации на них, и осознании своего вклада в возникновении тех или иных сложных, конфликтных ситуаций, в которых они склонны реагировать защитно, скорее оправдываться, чем решать возникшую проблему.

Анализ уровня социальной адаптации (показатель GCR) детей в стрессовых и конфликтных ситуациях показал, что у 60 % детей способность к социальной адаптации возросла (Т=-2,906; P=0,004), они стали реагировать более предсказуемым, ожидаемым образом.

Для уточнения информации о предпочитаемых детьми, воспитывающимися в Детской деревне - SOS, способах реагирования в стрессовых, конфликтных ситуациях был проведен анализ их копинг-стратегий.

Среди самого популярного способа дети (67,3 % выборки) выделяют поведенческую реакцию: «Прошу прощения или говорю правду», признавая при этом, что эта копинг-стратегия не всегда является для них эффективной (признали, что данная копинг-стратегия им помогает, 38,4 % младших школьников и 50 % подростков, дошкольники на вопрос, какие копинг-стратегии им реально помогают, не отвечали). Следует отметить, что данная стратегия является единственной активной поведенческой, приводящей к разрешению конфликтной ситуации. Кроме этого, можно утверждать, что данная стратегия была сформирована в период проживания детей в Детской Деревне - SOS, т.к. изначально они были склонны, скорее к внешне обвинительным раздражительным реакциям без осознания своего вклада в возникновении тех или иных сложных, конфликтных ситуаций.

Следующие по популярности реакции, используемые детьми, являются эмоциональными - «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь» (63,3 % детей выбрали данную реакцию) и «Плачу и грущу» (59,2 % детей выбрали данную реакцию). Эмоциональные копинг-стратегии, по мнению И.М. Никольской, Р.М. Грановской [5], хоть и являются наименее эффективными, по сравнению с поведенческими и интеллектуальными, но довольно часто используются в детском возрасте. Низкая эффективность данных стратегий подтверждается и ответами детей: только 13,6 % младших школьников и подростков признали, что слезы и грусть помогает им, а 30,4 % - признали, что им помогает, когда они обнимают любимую игрушку или близкого человека.

Остальные популярные реакции, используемые более чем в 40 % выборки, являются поведенческими, причем наименее эффективными (в отличие от активного сотрудничества, участия в разрешении ситуации и поиска поддержки [5]), а именно - отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний («Рисую, пишу или читаю что-нибудь» - 49,0 % выборки выбрали данный копинг-стратегию, «Смотрю телевизор, слушаю музыку» - 38,8 % выборки), выход из поля травмирующей ситуации («Гуляю вокруг дома или по улице» - 51,0 % выборки выбрали данный копинг-стратегию, «Стараюсь забыть» - 44,9 % выборки, «Остаюсь сам по себе, один» - 38,8 %), замещающие реакции («Молюсь» - 44,9 % выборки).

Вместе с тем именно пассивно-поведенческие реакции дети, воспитывающиеся в Детской деревне - SOS, отмечают как наиболее эффективные. В частности, младшим школьникам в трудной, стрессовой ситуации больше остальных помогает, когда они удовлетворяют собственные желания, а именно - рисуют или читают (57,4 % подвыборки), или гуляют вокруг дома (50,0 %). А подросткам в трудной, стрессовой ситуации больше остальных помогает, когда они удовлетворяют собственные желания, а именно - рисуют, читают, смотрят телевизор, слушают музыку (50 % подвыборки), или используют замещающие реакции, а именно - молятся (50 %). По данным И.М. Никольской, Р.М. Грановской [5], представленные в анализе копинг-стратегии характерны для чувствительных детей, которые подвержены влияниям среды, доверчивы, подчиняемы.

Таким образом, изучение динамики стратегий поведения как составляющей социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в Детской деревне - SOS, показало, что реализация комплексной программы социально-психологического сопровождения позволила сформировать у детей более адаптивные стратегии поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях, приводящие к их конструктивному разрешению.

Выводы. Стратегии поведения, выбираемые детьми-сиротами, определяются их поло-возрастными особенностями. Адаптивные стратегии поведения выбирают 40 % детей-сирот (из них половина - дети младшего школьного возраста), они добровольно следуют социальным требованиям (дисциплина на уроке и занятиях, дома), помогают взрослым, адекватно реагируют на замечания, конструктивно взаимодействуют со сверстниками. Пятая часть детей-сирот (среди них преобладают мальчики) демонстрирует дезадаптивное поведение, при отсутствии контроля со стороны взрослых они нарушают социальные требования, неконструктивно взаимодействуют со сверстниками (обзываются, дерутся, часты конфликты с их участием), врут. При этом для всех детей наиболее типичной реакцией на ситуацию стресса, фрустрации является экстрапунитивная, эмоционально негативная, возможно, агрессивная реакция, не направленная на определенный объект, то, что можно назвать раздражением, досадой.

Благодаря участию в программе социально-психологического сопровождения, большая часть детей отказалась от типичных для детей-сирот малопродуктивных реакций в сложных, конфликтных ситуациях, а именно - от стремления обвинять окружающих в возникновении конфликта, перекладывать ответственность за разрешение трудной ситуации на других, и пришли к осознанию своего вклада в их возникновении. При этом само поведение детей в стрессовых и конфликтных ситуациях стало более предсказуемым, нормативным, что свидетельствует о росте их социальной адаптации.

Среди предпочитаемых детьми копинг-стратегий в трудных, стрессовых ситуациях, наблюдается преобладание эмоционально-поведенческих реакций. При этом эмоциональные копинг-стратегии (плакать, грустить, обнимать, прижиматься) являются типичными для детей до 11-12 лет. Среди поведенческих копинг-стратегий дети выбирают наименее эффективные, а именно - отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний (рисовать, смотреть телевизор, слушать музыку и пр.), выход из поля травмирующей ситуации (забыть, отвлечься, уединиться), замещающие реакции (молиться). Дети, воспитывающиеся в Детской деревне - SOS, практически не используют эффективные поведенческие (активное сотрудничество, участие в разрешении ситуации, поиск поддержки) и интеллектуальные копинг-стратегии (обдумывание, обсуждение, поиск решения и т.д.). Исключение составляет копинг-стратегия, направленная на активное разрешение неблагоприятной ситуации - попросить прощения, которую использует 70 % детей.

В дальнейшем представляется целесообразным в коррекционной психологической работе с приемными семьями уделить внимание формированию конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях, использованию эффективных поведенческих и интеллектуальных копинг-стратегий.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-16-60002.

Рецензенты:

Иванова С.П., д.псх.н., профессор кафедры психологии развития и образования Псковского государственного университета, г. Псков;

Манойлова М.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии развития и образования Псковского государственного университета, г. Псков.


Библиографическая ссылка

Калинина Р.Р., Ковалевская Е.В. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14521 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674