Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Бандаков М.П. 1 Полевой Г.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Статья посвящена анализу результатов применения методики дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11–12 лет, имеющих различные типологические особенности проявления свойств нервной системы. В результате анализа результатов педагогического эксперимента выявлены изменения в показателях координационных способностей, психических процессов и кондиционных способностей юных футболистов. Однако более высоких изменений показателей добились футболисты экспериментальной группы в отличие от контрольной. Более того в экспериментальной группе эти изменения существенны и достоверны. Авторы статьи приходят к выводу о том, что применение экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей у футболистов 11–12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы приводит к улучшению всех показателей тестовых упражнений, которые характеризуют уровень развития специфических координационных способностей и психических процессов, таких как: кратковременная память, объем, интенсивность, устойчивость и переключение внимания, и оперативное мышление. Это в конечном итоге повышает качество технической подготовленности и результативность соревновательной деятельности юных футболистов.
специфические координационные способности
методика
дифференцированное развитие
1. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических КС футболистов 10–11 лет: дис. … канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. – Омск, 2008. – С. 178-201.
2. Годик, М.А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. М.А. Годика. Российский футбольный союз. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.: ил.
3. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, с ил. – (Серия «Мастера психологии»), 2004. – С. 330-356.
4. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: дис. … д-ра пед. наук / П.В. Квашук. – М., 2003. – 226 с.
5. Кожевников, В.С. Дифференцированное планирование основных средств тренировки футболистов 15–16 лет в подготовительном периоде на основе учета их биоэнергетических типов: дис. … канд. пед. наук: / В.С. Кожевников. – Набережные Челны, 2011. – 168 с.
6. Лях, В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях, З. Витковски. – М.: Советский спорт, 2010. – 216 с.
7. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов: Методика совершенствования / Г.В. Монаков. – Псков, 2009. – С. 150-176
8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. – 640 с.
9. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов / А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 340 с.
10. Хусейн, А.Т. Обучение индивидуальным защитным действиям баскетболистов 16–18 лет на основе их типологических особенностей: дис. … канд. пед. наук: / А.Т. Хусейн. – СПб., 2012. – С. 136-144.
В Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Формирование физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» одной из основных задач в сфере физической культуры и спорта определено достижение высоких соревновательных результатов на крупнейших международных соревнованиях.

России предоставлено почетное право организации чемпионата мира по футболу 2018 года, что является значимым фактором развития футбола в нашей стране. Это затрагивает и систему подготовки спортивного резерва.

Уровень спортивного мастерства в футболе во многом зависит от того, в какой степени футболист овладел всем многообразием технико-тактических приемов футбола, как научился использовать эти приемы в вариативных игровых ситуациях, в условиях активного сопротивления со стороны соперника [7, 9].

Наблюдаемая в последние годы интенсификация соревновательной деятельности футболистов предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей (КС), обусловливающих эффективность выполнения игровых действий в динамично и непредсказуемо изменяющихся игровых ситуациях. Роль КС в технической подготовке спортсменов давно признана специалистами как ведущая [1, 6].

Одним из направлений совершенствования процесса развития КС у футболистов на начальных этапах спортивной подготовки выступает реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса [4, 5]. В ряде исследований установлено, что эффективность тренировочных воздействий связана с влиянием различных свойств нервной системы (НС) спортсмена - силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения [3, 10].

Однако, наряду с этим в ходе обзора литературы, посвященной подготовке юных футболистов, не удалось обнаружить научных исследований, предметом которых являлась бы методика дифференцированного развития КС у юных футболистов, разработанная с учетом их типологических особенностей проявления свойств НС.

Это говорит об актуальности научных исследований в этом направлении и их перспективности.

Анализ научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствует о существовании противоречий на:

социально-практическом уровне:

между возросшими требованиями к качеству соревновательной деятельности в современном футболе, улучшение которого возможно за счет развития специфических КС футболистов, и относительно низким уровнем их развития у выпускников СДЮСШОР и ДЮСШ по футболу;

научно-методическом уровне:

между необходимостью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса за счет развития специфических КС у юных футболистов в процессе обучения в СДЮСШОР и ДЮСШ и недостаточной разработанностью методики их дифференцированного развития с учетом межгрупповых различий в типологических особенностях проявления свойств НС.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную проблему исследования: каковы направленность и содержание методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет, различающихся по силе нервной системы по процессу возбуждения, при которых обеспечивается повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности?

С целью решения научной проблемы была разработана и апробирована методика дифференцированного развития специфических координационных способностей у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС.

В результате использования экспериментальной методики были получены следующие результаты.

В таблице 1 представлены изменения показателей КС у юных футболистов от начала к концу формирующего педагогического эксперимента.

Таблица 1. Изменения показателей КС у юных футболистов ЭГ и КГ от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)

Показатели

Сила НС

ЭГ

КГ

P (2-5)

До

После

P

До

После

P

1

2

3

4

5

6

Бег с обеганием стоек (с)

Сильные

12,1±0,3

10,0±0,2

t=6,08

P<0,01

12,4±1,3

11,9±0,8

t=0,35

P>0,05

t=2,38 P<0,05

Слабые

12,1±0,8

9,9±0,4

t=2,19

P<0,01

12,6±0,6

12,4±0,4

t=0,36

P>0,05

t=4,25 P<0,05

 

t=0,05

P>0,05

t=0,15 P>0,05

-

t=0,15

P>0,05

t=0,58

P>0,05

-

-

Удар мячом в цель (сумма очков)

Сильные

5,0±0,9

7,0±0,6

t=2,26

P<0,05

4,9±0,7

5,1±0,3

t=0,35

P>0,05

t=2,77 P<0,01

Слабые

5,3±1,1

7,9±0,3

t=2,26

P<0,01

5,6±0,6

5,9±0,5

t=0,36

P>0,05

t=3,49

P<0,05

 

t=0,2

P>0,05

t=1,35

P>0,05

-

t=0,75

P>0,05

t=1,17

P>0,05

-

-

Бег к «пронумерованным» мячам (с)

Сильные

16,2±0,5

14,9±0,2

t=2,42

P<0,05

16,2±0,3

15,5±0,3

t=0,62

P>0,05

t=1,3

P>0,05

Слабые

15,8±0,4

14,8±0,5

t=2,35

P<0,05

16,0±0,3

15,6±0,3

t=0,83

P>0,05

t=1,5

P>0,05

 

t=0,08

P>0,05

t=0,26

P>0,05

-

t=0,47

P>0,05

t=0,46

P>0,05

-

-

Слалом с ведением двух мячей (с)

Сильные

6,4±0,2

5,7±0,1

t=2,88

P<0,01

6,9±0,3

6,6±0,2

t=1,11

P>0,05

t=3,74

P<0,05

Слабые

6,2±0,2

5,6±0,2

t=2,18

P<0,05

6,6±0,3

6,3±0,3

t=0,51

P>0,05

t=2,50

P<0,01

 

t=0,62

P>0,05

t=0,38

P>0,05

-

t=0,94

P>0,05

t=0,67

P>0,05

-

-

Остановка катящегося мяча ногой (см)

Сильные

251,4±4,6

231,4±5,9

t=2,66

P<0,01

252,9±4,2

248,6±4,0

t=0,74

P>0,05

t=2,38 P<0,05

Слабые

252,9±4,2

234,3±8,1

t=2,23

P<0,05

257,1±3,6

254,3±3,7

t=0,56

P>0,05

t=2,24 P<0,05

 

t=0,23

P>0,05

t=0,28

P>0,05

-

t=0,78

P>0,05

t=1,04

P>0,05

-

-

Подтягивание мяча стопой (с)

Сильные

5,9±0,2

5,2±0,1

t=2,88

P<0,01

6,2±0,4

6,0±0,4

t=0,39

P>0,05

t=1,92

P>0,05

Слабые

6,0±0,2

5,4±0,1

t=2,61 P<0,01

6,0±0,1

5,8±0,1

t=0,84

P>0,05

t=2,70 P<0,01

 

t=0,43

P>0,05

t=1,5

P>0,05

-

t=0,64

P>0,05

t=0,52

P>0,05

-

-

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Сильные

10,1±0,6

12,0±0,4

t=2,85

P<0,01

9,9±0,4

10,2±0,4

t=0,58

P>0,05

t=3,1

P<0,05

Слабые

9,1±0,3

10,1±0,4

t=2,20

P<0,05

9,4±0,6

9,6±0,6

t=0,35

P>0,05

t=0,7

P>0,05

 

t=1,55

P>0,05

t=3,36

P<0,05

-

t=0,7

P>0,05

t=0,78

P>0,05

-

-

Из таблицы 1 видно, что в КГ у футболистов с сильной и слабой НС за период педагогического эксперимента по всем семи показателям, характеризующим специфические КС футболистов, достоверных различий не обнаружено (P>0,05). В то же время уровень всех показателей КС улучшился.

Анализ изменений показателей специфических КС у юных футболистов 11-12 лет в ЭГ от начала к концу педагогического эксперимента показал следующее.

В беге с обеганием стоек у футболистов с сильной НС результат улучшился с 12,1±0,3 с до 10,0±0,2 с (P<0,01), а у футболистов со слабой НС с 12,1±0,8 с до 9,9±0,4 с (P<0,01), что соответствует возрастному развитию специфической КС к приспособлению и перестроению двигательных действий на уровне выше среднего [6]. Результат в ударе мячом в цель улучшился у футболистов с сильной НС с 5,0±0,9 баллов до 7,0±0,6 баллов (P<0,05), а со слабой НС - с 5,3±1,1 баллов до 7,9±0,3 баллов (P<0,01), что соответствует возрастному развитию специфической КС к дифференцированию параметров движений до уровня выше среднего [1, 6]. Показатели бега к «пронумерованным» мячам улучшились у футболистов с сильной и слабой НС до 14,9±0,2 с (P<0,05) и 14,8±0,5 с (P<0,05) соответственно, и возрастной уровень развития способности к пространственной ориентации стал выше среднего [6]. Показатели слалома с ведением двух мячей увеличились у футболистов с сильной НС до 5,7±0,1 с (P<0,01), а со слабой НС - 5,6±0,2 с (P<0,05), а возрастной уровень развития способности к согласованию (соединению) движений стал высоким [6]. В тесте «Остановка катящегося мяча ногой» у футболистов с сильной НС показатели улучшились от 251,4±4,6 см до 231,4±5,9 см (P<0,01), а у футболистов со слабой НС от 252,9±4,2 см до 234,3±8,1 см (P<0,05), Такие показатели соответствуют среднему уровню развития способности к реагированию [6]. Показатели подтягивания мяча стопой ведущей ноги улучшились у футболистов с сильной НС до 5,2±0,1 с (P<0,01), а со слабой НС - до 5,4±0,1 с (P<0,01), и возрастной уровень развития способности к ритму стал выше среднего [6]. В тесте «Повороты на гимнастической скамейке» у футболистов с сильной НС показатели улучшились от 10,1±0,6 раз 12,0±0,4 раз (P<0,01), а у футболистов со слабой НС от 9,1±0,3 раз до 10,1±0,4 раз (P<0,05), что соответствует возрастному развитию способности к равновесию на уровне выше среднего [6].

Сравнив конечные показатели тестирования специфических КС в ЭГ и КГ у футболистов с сильной и слабой НС, можно сделать вывод о том, что более значимые изменения показателей КС произошли у футболистов с сильной и слабой НС, занимающихся по экспериментальной методике. В ЭГ изменение всех показателей КС носят достоверный характер на 1 %-ом и 5 %-ом уровне значимости. Результаты говорят о преимуществе экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС.

В таблице 2 представлены изменения показателей кондиционных способностей футболистов с сильной НС и слабой НС в ЭГ и КГ за период педагогического эксперимента.

Таблица 2. Изменения показателей кондиционных способностей у юных футболистов ЭГ и КГ от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)

Показатели

Сила НС

ЭГ

КГ

P (2-5)

До

После

P

До

После

P

1

2

3

4

5

6

Прыжок в длину с места (см)

Сильные

177,6±4,1

188,3±2,0

t=2,36 P<0,01

180,3±1,3

181,9±1,2

t=0,89

P>0,05

t=2,76 P<0,01

Слабые

183,9±3,2

188,7±3,4

t=1,04 P>0,05

184,4±2,6

187,4±2,7

t=0,79

P>0,05

t=0,29 P>0,05

 

t=1,21

P>0,05

t=0,12 P>0,05

-

t=1,41

P>0,05

t=1,9

P>0,05

-

-

Бег на 30 м (сек)

Сильные

5,4±0,1

5,0±0,1

t=2,75 P<0,01

5,6±0,1

5,5±0,1

t=0,44

P>0,05

t=3,64 P<0,05

Слабые

5,6±0,1

5,3±0,1

t=2,35 P<0,05

5,4±0,1

5.3±0,1

t=0,58

P>0,05

t=0,42 P>0,05

 

t=1,29

P>0,05

t=2,54 P<0,01

-

t=0,75

P>0,05

t=1,08

P>0,05

-

-

6-ти минутный бег (м)

Сильные

1336,6±7,0

1350±6,9

t=1,36 P>0,05

1308,3±16,1

1303,7±19,8

t=0,03

P>0,05

t=2,21 P<0,05

Слабые

1275,3±28,3

1345,6±12,8

t=2,26 P<0,05

1291,7±29,3

1315,3±14,7

t=0,72

P>0,05

t=1,55 P>0,05

 

t=2,02

P>0,05

t=0,3 P>0,05

-

t=0,49

P>0,05

t=0,47

P>0,05

-

-

Наклон вперед из положения сидя (см)

Сильные

7,6±0,6

8,3±0,4

t=1,01 P>0,05

6,3±0,8

6,4±0,8

t=0,13

P>0,05

t=2,23 P<0,05

Слабые

5,6±0,9

6,9±0,8

t=1,04 P>0,05

6,4±0,6

5,9±0,5

t=0,75

P>0,05

t=1,08 P>0,05

 

t=1,77

P>0,05

t=1,63 P>0,05

-

t=0,14

P>0,05

t=0,65

P>0,05

-

-

Анализ изменений показателей кондиционных способностей у футболистов с сильной и слабой НС в ЭГ и КГ от начала к концу педагогического эксперимента показал следующее.

В КГ у футболистов как с сильной, так и со слабой НС, за период педагогического эксперимента по всем четырем показателям, характеризующим физическую подготовленность юных футболистов, достоверных различий не обнаружено (P>0,05), хотя в изменениях исследуемых показателей наблюдается положительная динамика.

В ЭГ за период педагогического эксперимента произошли значительные и достоверные изменения по следующим показателям. У футболистов с сильной НС показатели прыжка в длину с места увеличились до 188,3±2,0 см (P<0,01), что свидетельствует о возрастном развитии скоростно-силовых способностей на уровне выше среднего [2]. Футболисты со слабой НС улучшили показатели в тесте «6-ти минутный бег» от 1275,3±28,3 м до 1345,6±12,8 м (P<0,05). Такие показатели соответствуют среднему уровню развития физического качества выносливости [2]. В беге на 30 м улучшили показатели как футболисты с сильной НС от 5,4±0,1 с 5,0±0,1 с (P<0,01), так и футболисты со слабой НС от 5,6±0,1 с до 5,3±0,1 с (P<0,05), а возрастной уровень развития быстроты движений стал высоким [2]. В тесте «Наклон вперед из положения сидя» результаты футболистов с сильной и слабой НС улучшились, однако различия в показателях не достоверны (P>0,05) [2].

Положительные изменения показателей кондиционных способностей обусловлены влиянием факторов возрастного развития двигательной функции и педагогического воздействия используемых в процессе тренировки физических упражнений. Наряду с этим продолжительность формирующего педагогического эксперимента была недостаточной для того, чтобы наблюдаемые нами сдвиги стали статистически достоверными.

В таблице 3 приведены изменения показателей психических процессов юных футболистов с сильной и слабой НС от начала к концу формирующего педагогического эксперимента.

Таблица 3. Изменения показателей психических процессов у юных футболистов экспериментальной и контрольной группы от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)

Показатели

Сила НС

ЭГ

КГ

P (2-5)

До

После

P

До

После

P

1

2

3

4

5

6

Кратковременная память (баллы)

Сильные

6,93±0,5

8,43±0,2

t=2,83

P<0,01

6,82±0,3

7,14±0,4

t=0,6

P>0,05

t=2,77 P<0,01

Слабые

7,25±0,2

7,71±0,3

t=1,29 P>0,05

7,11±0,2

7,32±0,3

t=0,62

P>0,05

t=1,08 P>0,05

 

t=0,6

P>0,05

t=2,04 P>0,05

-

t=0,7

P>0,05

t=0,36

P>0,05

-

-

Объем внимания (кол-во единиц)

Сильные

5,29±0,4

5,86±0,3

t=1,29 P>0,05

5,14±0,3

5,43±0,4

t=0,57

P>0,05

t=0,95 P>0,05

Слабые

5,00±0,3

6,0±0,2

t=2,65 P<0,01

5,29±0,3

5,43±0,2

t=1,3

P>0,05

t=1,92 P>0,05

P

t=0,6

P>0,05

t=0,42 P>0,05

-

t=0,32

P>0,05

t=0,34

P>0,05

-

-

Интенсивность, устойчивость и переключение внимания (баллы)

Сильные

1,06±0,1

1,22±0,04

t=2,59 P<0,01

1,03±0,1

1,09±0,1

t=1,12

P>0,05

t=2,18 P<0,05

Слабые

1,03±0,1

1,19±0,02

t=2,6 P<0,01

1,02±0,1

1,1±0,1

t=0,63

P>0,05

t=0,2 P>0,05

 

t=0,39

P>0,05

t=0,55 P>0,05

-

t=0,12

P>0,05

t=0,06

P>0,05

-

-

Оперативное мышление (с)

Сильные

37,14±3,3

24,4±2,9

t=2,89 P<0,01

39,14±2,3

37,4±2,2

t=0,53

P>0,05

t=3,52 P<0,01

Слабые

40,29±4,1

28,7±2,7

t=2,36

P<0,05

38,57±2,6

36,4±2,2

t=0,64

P>0,05

t=2,23 P<0,05

 

t=0,6

P>0,05

t=1,08 P>0,05

-

t=0,17

P>0,05

t=0,32

P>0,05

-

-

Из таблицы 23 видно, что все показатели исследуемых психических процессов за время формирующего педагогического эксперимента у футболистов КГ и ЭГ повысились, что обусловлено влиянием факторов возраста и спортивной тренировки.

Сравнительный анализ показателей психических процессов, выявленных у футболистов с сильной и слабой НС в ЭГ и КГ, после завершения педагогического эксперимента показал, что в КГ по всем показателям психических процессов достоверных различий не обнаружено (P>0,05).

В ЭГ за период педагогического эксперимента произошли достоверные изменения по следующим показателям. У футболистов с сильной НС показатели кратковременной памяти увеличились до 8,43±0,2 баллов (P<0,01), что соответствует высокому уровню возрастного развития кратковременной памяти [8]. Футболисты со слабой НС улучшили показатели в тесте «Объем внимания» от 5,00±0,3 ед. до 6,0±0,2 ед. (P<0,01). Такие показатели соответствуют развитию объема внимания на уровне выше среднего [8]. В тесте «Корректурная проба» футболисты с сильной НС улучшили показатели от 1,06±0,1 баллов до 1,22±0,04 баллов (P<0,01), результаты футболистов со слабой НС увеличились от 1,03±0,1 баллов до 1,19±0,02 баллов (P<0,01), а возрастной уровень развития интенсивности, устойчивости и переключения внимания стал выше среднего [8]. Показатели оперативного мышления у футболистов с сильной НС улучшились до 24,4±2,9 с (P<0,01), а у футболистов со слабой НС - до 28,7±2,7 с (P<0,05), что свидетельствует о возрастном развитии оперативного мышления на уровне выше среднего [8].

Сравнивая показатели психических процессов от начала к концу педагогического эксперимента ЭГ и КГ у футболистов с сильной и слабой НС, можно сделать вывод о том, что в результате применения экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС значительно развиваются психические процессы юных футболистов.

Интегральным показателем, подтверждающим эффективность разработанной дифференцированной методики использования комплекса физических упражнений, методических приемов и компонентов нагрузки для развития специфических КС являются результаты выступления футбольных команд, сформированных из футболистов ЭГ и футболистов КГ в первенстве г. Кирова по футболу в 2013 году, в котором приняло участие 11 команд.

Так, команда мальчиков ЭГ, в которой применялась экспериментальная методика дифференцированного развития специфических КС, заняла в соревнованиях 4 место, тогда как команда мальчиков КГ, которая тренировалась в соответствии с содержанием типовой учебной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, лишь 9 место.

Таким образом, применение разработанной экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС приводит к существенным изменениям:

  • показателей в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития КС: «бег с обеганием стоек», «удар по мячу в цель», «бег к пронумерованным мячам», «слалом с ведением двух мячей» и «остановка катящегося мяча ногой», «подтягивание мяча стопой» и «повороты на гимнастической скамейке»; в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития кондиционных способностей: «прыжок в длину с места», «бег на 30 м» и «6-минутный бег»; в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития психических процессов: кратковременной памяти, объема, интенсивности, устойчивости и переключения внимания и оперативного мышления;
  • качества технической и соревновательной деятельности футболистов как со слабой, так и сильной по процессу возбуждения НС.

Рецензенты:

Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров;

Оборин В.А., д.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Бандаков М.П., Полевой Г.Г. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14507 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674