России предоставлено почетное право организации чемпионата мира по футболу 2018 года, что является значимым фактором развития футбола в нашей стране. Это затрагивает и систему подготовки спортивного резерва.
Уровень спортивного мастерства в футболе во многом зависит от того, в какой степени футболист овладел всем многообразием технико-тактических приемов футбола, как научился использовать эти приемы в вариативных игровых ситуациях, в условиях активного сопротивления со стороны соперника [7, 9].
Наблюдаемая в последние годы интенсификация соревновательной деятельности футболистов предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей (КС), обусловливающих эффективность выполнения игровых действий в динамично и непредсказуемо изменяющихся игровых ситуациях. Роль КС в технической подготовке спортсменов давно признана специалистами как ведущая [1, 6].
Одним из направлений совершенствования процесса развития КС у футболистов на начальных этапах спортивной подготовки выступает реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса [4, 5]. В ряде исследований установлено, что эффективность тренировочных воздействий связана с влиянием различных свойств нервной системы (НС) спортсмена - силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения [3, 10].
Однако, наряду с этим в ходе обзора литературы, посвященной подготовке юных футболистов, не удалось обнаружить научных исследований, предметом которых являлась бы методика дифференцированного развития КС у юных футболистов, разработанная с учетом их типологических особенностей проявления свойств НС.
Это говорит об актуальности научных исследований в этом направлении и их перспективности.
Анализ научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствует о существовании противоречий на:
социально-практическом уровне:
между возросшими требованиями к качеству соревновательной деятельности в современном футболе, улучшение которого возможно за счет развития специфических КС футболистов, и относительно низким уровнем их развития у выпускников СДЮСШОР и ДЮСШ по футболу;
научно-методическом уровне:
между необходимостью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса за счет развития специфических КС у юных футболистов в процессе обучения в СДЮСШОР и ДЮСШ и недостаточной разработанностью методики их дифференцированного развития с учетом межгрупповых различий в типологических особенностях проявления свойств НС.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную проблему исследования: каковы направленность и содержание методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет, различающихся по силе нервной системы по процессу возбуждения, при которых обеспечивается повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности?
С целью решения научной проблемы была разработана и апробирована методика дифференцированного развития специфических координационных способностей у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС.
В результате использования экспериментальной методики были получены следующие результаты.
В таблице 1 представлены изменения показателей КС у юных футболистов от начала к концу формирующего педагогического эксперимента.
Таблица 1. Изменения показателей КС у юных футболистов ЭГ и КГ от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)
Показатели |
Сила НС |
ЭГ |
КГ |
P (2-5) |
||||
До |
После |
P |
До |
После |
P |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Бег с обеганием стоек (с) |
Сильные |
12,1±0,3 |
10,0±0,2 |
t=6,08 P<0,01 |
12,4±1,3 |
11,9±0,8 |
t=0,35 P>0,05 |
t=2,38 P<0,05 |
Слабые |
12,1±0,8 |
9,9±0,4 |
t=2,19 P<0,01 |
12,6±0,6 |
12,4±0,4 |
t=0,36 P>0,05 |
t=4,25 P<0,05 |
|
|
t=0,05 P>0,05 |
t=0,15 P>0,05 |
- |
t=0,15 P>0,05 |
t=0,58 P>0,05 |
- |
- |
|
Удар мячом в цель (сумма очков) |
Сильные |
5,0±0,9 |
7,0±0,6 |
t=2,26 P<0,05 |
4,9±0,7 |
5,1±0,3 |
t=0,35 P>0,05 |
t=2,77 P<0,01 |
Слабые |
5,3±1,1 |
7,9±0,3 |
t=2,26 P<0,01 |
5,6±0,6 |
5,9±0,5 |
t=0,36 P>0,05 |
t=3,49 P<0,05 |
|
|
t=0,2 P>0,05 |
t=1,35 P>0,05 |
- |
t=0,75 P>0,05 |
t=1,17 P>0,05 |
- |
- |
|
Бег к «пронумерованным» мячам (с) |
Сильные |
16,2±0,5 |
14,9±0,2 |
t=2,42 P<0,05 |
16,2±0,3 |
15,5±0,3 |
t=0,62 P>0,05 |
t=1,3 P>0,05 |
Слабые |
15,8±0,4 |
14,8±0,5 |
t=2,35 P<0,05 |
16,0±0,3 |
15,6±0,3 |
t=0,83 P>0,05 |
t=1,5 P>0,05 |
|
|
t=0,08 P>0,05 |
t=0,26 P>0,05 |
- |
t=0,47 P>0,05 |
t=0,46 P>0,05 |
- |
- |
|
Слалом с ведением двух мячей (с) |
Сильные |
6,4±0,2 |
5,7±0,1 |
t=2,88 P<0,01 |
6,9±0,3 |
6,6±0,2 |
t=1,11 P>0,05 |
t=3,74 P<0,05 |
Слабые |
6,2±0,2 |
5,6±0,2 |
t=2,18 P<0,05 |
6,6±0,3 |
6,3±0,3 |
t=0,51 P>0,05 |
t=2,50 P<0,01 |
|
|
t=0,62 P>0,05 |
t=0,38 P>0,05 |
- |
t=0,94 P>0,05 |
t=0,67 P>0,05 |
- |
- |
|
Остановка катящегося мяча ногой (см) |
Сильные |
251,4±4,6 |
231,4±5,9 |
t=2,66 P<0,01 |
252,9±4,2 |
248,6±4,0 |
t=0,74 P>0,05 |
t=2,38 P<0,05 |
Слабые |
252,9±4,2 |
234,3±8,1 |
t=2,23 P<0,05 |
257,1±3,6 |
254,3±3,7 |
t=0,56 P>0,05 |
t=2,24 P<0,05 |
|
|
t=0,23 P>0,05 |
t=0,28 P>0,05 |
- |
t=0,78 P>0,05 |
t=1,04 P>0,05 |
- |
- |
|
Подтягивание мяча стопой (с) |
Сильные |
5,9±0,2 |
5,2±0,1 |
t=2,88 P<0,01 |
6,2±0,4 |
6,0±0,4 |
t=0,39 P>0,05 |
t=1,92 P>0,05 |
Слабые |
6,0±0,2 |
5,4±0,1 |
t=2,61 P<0,01 |
6,0±0,1 |
5,8±0,1 |
t=0,84 P>0,05 |
t=2,70 P<0,01 |
|
|
t=0,43 P>0,05 |
t=1,5 P>0,05 |
- |
t=0,64 P>0,05 |
t=0,52 P>0,05 |
- |
- |
|
Повороты на гимнастической скамейке (раз) |
Сильные |
10,1±0,6 |
12,0±0,4 |
t=2,85 P<0,01 |
9,9±0,4 |
10,2±0,4 |
t=0,58 P>0,05 |
t=3,1 P<0,05 |
Слабые |
9,1±0,3 |
10,1±0,4 |
t=2,20 P<0,05 |
9,4±0,6 |
9,6±0,6 |
t=0,35 P>0,05 |
t=0,7 P>0,05 |
|
|
t=1,55 P>0,05 |
t=3,36 P<0,05 |
- |
t=0,7 P>0,05 |
t=0,78 P>0,05 |
- |
- |
Из таблицы 1 видно, что в КГ у футболистов с сильной и слабой НС за период педагогического эксперимента по всем семи показателям, характеризующим специфические КС футболистов, достоверных различий не обнаружено (P>0,05). В то же время уровень всех показателей КС улучшился.
Анализ изменений показателей специфических КС у юных футболистов 11-12 лет в ЭГ от начала к концу педагогического эксперимента показал следующее.
В беге с обеганием стоек у футболистов с сильной НС результат улучшился с 12,1±0,3 с до 10,0±0,2 с (P<0,01), а у футболистов со слабой НС с 12,1±0,8 с до 9,9±0,4 с (P<0,01), что соответствует возрастному развитию специфической КС к приспособлению и перестроению двигательных действий на уровне выше среднего [6]. Результат в ударе мячом в цель улучшился у футболистов с сильной НС с 5,0±0,9 баллов до 7,0±0,6 баллов (P<0,05), а со слабой НС - с 5,3±1,1 баллов до 7,9±0,3 баллов (P<0,01), что соответствует возрастному развитию специфической КС к дифференцированию параметров движений до уровня выше среднего [1, 6]. Показатели бега к «пронумерованным» мячам улучшились у футболистов с сильной и слабой НС до 14,9±0,2 с (P<0,05) и 14,8±0,5 с (P<0,05) соответственно, и возрастной уровень развития способности к пространственной ориентации стал выше среднего [6]. Показатели слалома с ведением двух мячей увеличились у футболистов с сильной НС до 5,7±0,1 с (P<0,01), а со слабой НС - 5,6±0,2 с (P<0,05), а возрастной уровень развития способности к согласованию (соединению) движений стал высоким [6]. В тесте «Остановка катящегося мяча ногой» у футболистов с сильной НС показатели улучшились от 251,4±4,6 см до 231,4±5,9 см (P<0,01), а у футболистов со слабой НС от 252,9±4,2 см до 234,3±8,1 см (P<0,05), Такие показатели соответствуют среднему уровню развития способности к реагированию [6]. Показатели подтягивания мяча стопой ведущей ноги улучшились у футболистов с сильной НС до 5,2±0,1 с (P<0,01), а со слабой НС - до 5,4±0,1 с (P<0,01), и возрастной уровень развития способности к ритму стал выше среднего [6]. В тесте «Повороты на гимнастической скамейке» у футболистов с сильной НС показатели улучшились от 10,1±0,6 раз 12,0±0,4 раз (P<0,01), а у футболистов со слабой НС от 9,1±0,3 раз до 10,1±0,4 раз (P<0,05), что соответствует возрастному развитию способности к равновесию на уровне выше среднего [6].
Сравнив конечные показатели тестирования специфических КС в ЭГ и КГ у футболистов с сильной и слабой НС, можно сделать вывод о том, что более значимые изменения показателей КС произошли у футболистов с сильной и слабой НС, занимающихся по экспериментальной методике. В ЭГ изменение всех показателей КС носят достоверный характер на 1 %-ом и 5 %-ом уровне значимости. Результаты говорят о преимуществе экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС.
В таблице 2 представлены изменения показателей кондиционных способностей футболистов с сильной НС и слабой НС в ЭГ и КГ за период педагогического эксперимента.
Таблица 2. Изменения показателей кондиционных способностей у юных футболистов ЭГ и КГ от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)
Показатели |
Сила НС |
ЭГ |
КГ |
P (2-5) |
||||
До |
После |
P |
До |
После |
P |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Прыжок в длину с места (см) |
Сильные |
177,6±4,1 |
188,3±2,0 |
t=2,36 P<0,01 |
180,3±1,3 |
181,9±1,2 |
t=0,89 P>0,05 |
t=2,76 P<0,01 |
Слабые |
183,9±3,2 |
188,7±3,4 |
t=1,04 P>0,05 |
184,4±2,6 |
187,4±2,7 |
t=0,79 P>0,05 |
t=0,29 P>0,05 |
|
|
t=1,21 P>0,05 |
t=0,12 P>0,05 |
- |
t=1,41 P>0,05 |
t=1,9 P>0,05 |
- |
- |
|
Бег на 30 м (сек) |
Сильные |
5,4±0,1 |
5,0±0,1 |
t=2,75 P<0,01 |
5,6±0,1 |
5,5±0,1 |
t=0,44 P>0,05 |
t=3,64 P<0,05 |
Слабые |
5,6±0,1 |
5,3±0,1 |
t=2,35 P<0,05 |
5,4±0,1 |
5.3±0,1 |
t=0,58 P>0,05 |
t=0,42 P>0,05 |
|
|
t=1,29 P>0,05 |
t=2,54 P<0,01 |
- |
t=0,75 P>0,05 |
t=1,08 P>0,05 |
- |
- |
|
6-ти минутный бег (м) |
Сильные |
1336,6±7,0 |
1350±6,9 |
t=1,36 P>0,05 |
1308,3±16,1 |
1303,7±19,8 |
t=0,03 P>0,05 |
t=2,21 P<0,05 |
Слабые |
1275,3±28,3 |
1345,6±12,8 |
t=2,26 P<0,05 |
1291,7±29,3 |
1315,3±14,7 |
t=0,72 P>0,05 |
t=1,55 P>0,05 |
|
|
t=2,02 P>0,05 |
t=0,3 P>0,05 |
- |
t=0,49 P>0,05 |
t=0,47 P>0,05 |
- |
- |
|
Наклон вперед из положения сидя (см) |
Сильные |
7,6±0,6 |
8,3±0,4 |
t=1,01 P>0,05 |
6,3±0,8 |
6,4±0,8 |
t=0,13 P>0,05 |
t=2,23 P<0,05 |
Слабые |
5,6±0,9 |
6,9±0,8 |
t=1,04 P>0,05 |
6,4±0,6 |
5,9±0,5 |
t=0,75 P>0,05 |
t=1,08 P>0,05 |
|
|
t=1,77 P>0,05 |
t=1,63 P>0,05 |
- |
t=0,14 P>0,05 |
t=0,65 P>0,05 |
- |
- |
Анализ изменений показателей кондиционных способностей у футболистов с сильной и слабой НС в ЭГ и КГ от начала к концу педагогического эксперимента показал следующее.
В КГ у футболистов как с сильной, так и со слабой НС, за период педагогического эксперимента по всем четырем показателям, характеризующим физическую подготовленность юных футболистов, достоверных различий не обнаружено (P>0,05), хотя в изменениях исследуемых показателей наблюдается положительная динамика.
В ЭГ за период педагогического эксперимента произошли значительные и достоверные изменения по следующим показателям. У футболистов с сильной НС показатели прыжка в длину с места увеличились до 188,3±2,0 см (P<0,01), что свидетельствует о возрастном развитии скоростно-силовых способностей на уровне выше среднего [2]. Футболисты со слабой НС улучшили показатели в тесте «6-ти минутный бег» от 1275,3±28,3 м до 1345,6±12,8 м (P<0,05). Такие показатели соответствуют среднему уровню развития физического качества выносливости [2]. В беге на 30 м улучшили показатели как футболисты с сильной НС от 5,4±0,1 с 5,0±0,1 с (P<0,01), так и футболисты со слабой НС от 5,6±0,1 с до 5,3±0,1 с (P<0,05), а возрастной уровень развития быстроты движений стал высоким [2]. В тесте «Наклон вперед из положения сидя» результаты футболистов с сильной и слабой НС улучшились, однако различия в показателях не достоверны (P>0,05) [2].
Положительные изменения показателей кондиционных способностей обусловлены влиянием факторов возрастного развития двигательной функции и педагогического воздействия используемых в процессе тренировки физических упражнений. Наряду с этим продолжительность формирующего педагогического эксперимента была недостаточной для того, чтобы наблюдаемые нами сдвиги стали статистически достоверными.
В таблице 3 приведены изменения показателей психических процессов юных футболистов с сильной и слабой НС от начала к концу формирующего педагогического эксперимента.
Таблица 3. Изменения показателей психических процессов у юных футболистов экспериментальной и контрольной группы от начала к концу формирующего педагогического эксперимента (M±m)
Показатели |
Сила НС |
ЭГ |
КГ |
P (2-5) |
||||
До |
После |
P |
До |
После |
P |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Кратковременная память (баллы) |
Сильные |
6,93±0,5 |
8,43±0,2 |
t=2,83 P<0,01 |
6,82±0,3 |
7,14±0,4 |
t=0,6 P>0,05 |
t=2,77 P<0,01 |
Слабые |
7,25±0,2 |
7,71±0,3 |
t=1,29 P>0,05 |
7,11±0,2 |
7,32±0,3 |
t=0,62 P>0,05 |
t=1,08 P>0,05 |
|
|
t=0,6 P>0,05 |
t=2,04 P>0,05 |
- |
t=0,7 P>0,05 |
t=0,36 P>0,05 |
- |
- |
|
Объем внимания (кол-во единиц) |
Сильные |
5,29±0,4 |
5,86±0,3 |
t=1,29 P>0,05 |
5,14±0,3 |
5,43±0,4 |
t=0,57 P>0,05 |
t=0,95 P>0,05 |
Слабые |
5,00±0,3 |
6,0±0,2 |
t=2,65 P<0,01 |
5,29±0,3 |
5,43±0,2 |
t=1,3 P>0,05 |
t=1,92 P>0,05 |
|
P |
t=0,6 P>0,05 |
t=0,42 P>0,05 |
- |
t=0,32 P>0,05 |
t=0,34 P>0,05 |
- |
- |
|
Интенсивность, устойчивость и переключение внимания (баллы) |
Сильные |
1,06±0,1 |
1,22±0,04 |
t=2,59 P<0,01 |
1,03±0,1 |
1,09±0,1 |
t=1,12 P>0,05 |
t=2,18 P<0,05 |
Слабые |
1,03±0,1 |
1,19±0,02 |
t=2,6 P<0,01 |
1,02±0,1 |
1,1±0,1 |
t=0,63 P>0,05 |
t=0,2 P>0,05 |
|
|
t=0,39 P>0,05 |
t=0,55 P>0,05 |
- |
t=0,12 P>0,05 |
t=0,06 P>0,05 |
- |
- |
|
Оперативное мышление (с) |
Сильные |
37,14±3,3 |
24,4±2,9 |
t=2,89 P<0,01 |
39,14±2,3 |
37,4±2,2 |
t=0,53 P>0,05 |
t=3,52 P<0,01 |
Слабые |
40,29±4,1 |
28,7±2,7 |
t=2,36 P<0,05 |
38,57±2,6 |
36,4±2,2 |
t=0,64 P>0,05 |
t=2,23 P<0,05 |
|
|
t=0,6 P>0,05 |
t=1,08 P>0,05 |
- |
t=0,17 P>0,05 |
t=0,32 P>0,05 |
- |
- |
Из таблицы 23 видно, что все показатели исследуемых психических процессов за время формирующего педагогического эксперимента у футболистов КГ и ЭГ повысились, что обусловлено влиянием факторов возраста и спортивной тренировки.
Сравнительный анализ показателей психических процессов, выявленных у футболистов с сильной и слабой НС в ЭГ и КГ, после завершения педагогического эксперимента показал, что в КГ по всем показателям психических процессов достоверных различий не обнаружено (P>0,05).
В ЭГ за период педагогического эксперимента произошли достоверные изменения по следующим показателям. У футболистов с сильной НС показатели кратковременной памяти увеличились до 8,43±0,2 баллов (P<0,01), что соответствует высокому уровню возрастного развития кратковременной памяти [8]. Футболисты со слабой НС улучшили показатели в тесте «Объем внимания» от 5,00±0,3 ед. до 6,0±0,2 ед. (P<0,01). Такие показатели соответствуют развитию объема внимания на уровне выше среднего [8]. В тесте «Корректурная проба» футболисты с сильной НС улучшили показатели от 1,06±0,1 баллов до 1,22±0,04 баллов (P<0,01), результаты футболистов со слабой НС увеличились от 1,03±0,1 баллов до 1,19±0,02 баллов (P<0,01), а возрастной уровень развития интенсивности, устойчивости и переключения внимания стал выше среднего [8]. Показатели оперативного мышления у футболистов с сильной НС улучшились до 24,4±2,9 с (P<0,01), а у футболистов со слабой НС - до 28,7±2,7 с (P<0,05), что свидетельствует о возрастном развитии оперативного мышления на уровне выше среднего [8].
Сравнивая показатели психических процессов от начала к концу педагогического эксперимента ЭГ и КГ у футболистов с сильной и слабой НС, можно сделать вывод о том, что в результате применения экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС у футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств НС значительно развиваются психические процессы юных футболистов.
Интегральным показателем, подтверждающим эффективность разработанной дифференцированной методики использования комплекса физических упражнений, методических приемов и компонентов нагрузки для развития специфических КС являются результаты выступления футбольных команд, сформированных из футболистов ЭГ и футболистов КГ в первенстве г. Кирова по футболу в 2013 году, в котором приняло участие 11 команд.
Так, команда мальчиков ЭГ, в которой применялась экспериментальная методика дифференцированного развития специфических КС, заняла в соревнованиях 4 место, тогда как команда мальчиков КГ, которая тренировалась в соответствии с содержанием типовой учебной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, лишь 9 место.
Таким образом, применение разработанной экспериментальной методики дифференцированного развития специфических КС приводит к существенным изменениям:
- показателей в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития КС: «бег с обеганием стоек», «удар по мячу в цель», «бег к пронумерованным мячам», «слалом с ведением двух мячей» и «остановка катящегося мяча ногой», «подтягивание мяча стопой» и «повороты на гимнастической скамейке»; в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития кондиционных способностей: «прыжок в длину с места», «бег на 30 м» и «6-минутный бег»; в тестовых упражнениях, характеризующих уровень развития психических процессов: кратковременной памяти, объема, интенсивности, устойчивости и переключения внимания и оперативного мышления;
- качества технической и соревновательной деятельности футболистов как со слабой, так и сильной по процессу возбуждения НС.
Рецензенты:
Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров;
Оборин В.А., д.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.
Библиографическая ссылка
Бандаков М.П., Полевой Г.Г. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14507 (дата обращения: 08.12.2024).