Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОВЫШЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Ширяева Ю.С. 1 Лебедев Ю.А. 1 Ермаков М.И. 1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В статье изложены основные понятия, которые характеризуют инновационную и инвестиционную политику Нижегородского региона. Проведен сравнительный анализ инновационной активности и инвестиционной привлекательности Нижегородской области и другихсубъектов Российской Федерации. Дана оценка инвестиционного потенциала Нижегородской области и результаты инновационного производства региональных предприятий. Выявлена взаимосвязь инновационного развития региона от объемов инвестирования в экономической и социальные сферы жизнедеятельности региона. На основании проведенного анализа сделаны выводы о необходимости привлечения инвестиционного капитала в диверсификацию региональной промышленности на основе инновационной составляющей. При этом государству должна принадлежать ведущая роль в деле объединения и активации ресурсных возможностей бизнеса для целей инновационной модернизации и экономической интеграции, с учетом специфических особенностей каждого региона.
инновационная деятельность
инвестиции
инновационный потенциал
1. Байзаков С. Моделирование развития региона на основе анализа ключевых экономических индикаторов / С. Байзаков, М. Уандыкова, Э. Уандыков // Проблемы теории и практики управления.–2013.– №3.– С.77-83.
2. Бодрикова О.А. Совершенствование организационно-экономического механизма активизации инновационной деятельности и ее коммерциализации в России / О.А. Бодрикова, А.В. Жариков, Ю.С. Ширяева // Креативная экономика. – 2011. – № 9. – С. 90-97.
3. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2012г. «ЭкспертРА».–http: raexpert.ru/rankingtable_folder=/region_climat/2012/main.
4. Лебедев Ю.А., Ширяева Ю.С., Козлова Ю.С. Государственное регулирование развития рынка ипотечного кредитования// Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 10. – С.15-18
5. Летягина Е.Н. Особенности оценки экономической эффективности внедрения инноваций в энергетику// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –2010. – № 3-2.
6. Перцева Л.Н. Сегментация рынка как эффективный инструмент маркетинга// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы. – 2005. – № 1. – С.533-536.
7. Постановление правительства Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 504 «Об утверждении концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года».
8. Регионы России: социально-экономические показатели. 2012 г. / Стат. сб. – М.:Росстат, 2012.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (официальный сайт) –http://nizhstat.gks.ru (10.01.2014 г.).
10. Трифонов Ю.В., Летягина Е.Н., Танчук Р.С. Стратегии и подходы к развитию промышленных предприятий// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – №12.

Процессы экономической интеграции региона и формирование инвестиционного благоприятного климата в России проходят на фоне преодоления экономического кризиса в стране. Все большую и большую роль в формировании социального и экономически благоприятного климата, как в регионе, так и в стране в целом, играет применение новых инновационных технологий.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по вопросам регионального управления, развития регионов и оценки инвестиционной деятельности, статистические данные и нормативно-правовые акты.

В рамках общего системно-функционального метода исследования использован потенциал исторического, логического, аналитического подходов, методов статистического, сравнительного анализа, прогнозирования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования при составлении программ социально-экономического и инновационного развития Нижегородского региона.

Современный этап мирового развития характеризуется усилением воздействия науки на все стороны жизни общества, характеризуется фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Соответственно предъявляются новые требования к основным факторам экономического роста и к его источникам.

Основными факторами, способствующими активизации инновационной деятельности, следует считать развитие инвестиционных отношений. Негативные последствия экономического кризиса затрудняют модернизацию экономики. Именно государству отводится ведущая роль в создании условий, способствующих выходу из кризиса. Оно должно выступать инициатором активизации ресурсов власти, бизнеса и науки с целью выявления дополнительных инвестиционных источников, которые обеспечивают формирование инструментов антикризисного управления и инновационного развития.

В настоящее время, когда имеющиеся производственные мощности морально и физически устарели и их возможности практически исчерпаны, без активной инвестиционной политики дальнейший рост российской экономики невозможен, и очевидно, упор должен быть сделан на региональное развитие. Инновационное развитие является фундаментальным фактором развития экономики страны, определяющим ее место в мировом рейтинге. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ставятся амбициозные цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли России как одного из мировых лидеров. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Инновационные преобразования являются важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности страны. Вместе с тем, задачи ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов. [6]

Основными факторами активизации инвестиционной деятельности следует считать изменение условий, направленное на улучшение инвестиционного климата, повышение стабильности хозяйственной деятельности инвесторов, восстановление их доверия к вложению капитала в реальный сектор экономики. При этом успех инновационной модернизации экономик по регионам будет зависеть от эффективного решения серьезных социально-экономических проблем в регионах. [1]

Из-за сокращения инвестиций в реальный сектор экономики Россия теряет значительный источник ресурсов и возможность дальнейшего импорта. Приостановить этот процесс может только диверсификация производства на инновационной основе.

Важнейшая характеристика инвестиционной политики страны – наличие прямых иностранных инвестиций. В России в 2008–2010 годах они сократились на 49%, а в 2011 году – возросли на 33 %, составив весьма скромную сумму 18,4 млрд долларов. Ведь именно этот показатель характеризует инвестиционный климат в стране. Между тем сохраняется значительный отток капитала, превышающий приток. Так, в 2011 году, из России вывезено частным сектором 25,8 млрд долларов и банками 24 млрд. Это означает, что, наблюдая массовый отток внутреннего капитала из страны, иностранные инвесторы вряд ли захотят рисковать личными средствами и вкладывать их в экономику, которую не хотят финансировать собственные инвесторы [3, 5, 6].

Принято считать, что определяющими условиями инвестиционной активности, как самого государства, так и хозяйствующих структур на его территории, являются высокий уровень развития технологий и науки, поддерживаемая государством система, тесно взаимодействующая с исполнительной и законодательными ветвями власти, а также законодательная база, обеспечивающая комфортные условия для инвесторов. А в качестве финансовой базы инвестиций должны быть предусмотрены формирование значимых по объему централизованных и региональных инвестиционных фондов.

Рассмотрим инвестиционный потенциал и развитие инновационных технологий в производстве товаров и услуг на примере Нижегородской области.

Нижегородская область является одним из экономически значимых регионов Европейской части России. Она обладает значительным ресурсным и кадровым потенциалом, имеет развитую логистическую систему.

Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса. Область исторически является одним из крупнейших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 90 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов Российской академии наук.

Основа экономики региона – промышленность. Доля промышленного производства в 2013 году составила 3,1 % в общероссийском объеме. Основные отрасли промышленности: производство нефтепродуктов, производство транспортных средств, металлургическое производство. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники: по выпуску автобусов и грузовых автомобилей она занимает первое место в России. По производству стальных труб - второе место, бумаги - четвертое место, по объему отгрузки обрабатывающих производств - шестое место среди всех регионов России.

Особенностью нижегородской промышленности является мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств.

Важным направлением в формировании благоприятного инвестиционного климата является промышленная политика региона, направленная на формирование и развитие кластеров, что позволяет усилить на территории области производственную кооперацию и создает условиядля развития основных отраслейрегиональной экономики.

Но, несмотря на провозглашенный руководством страны курс на модернизацию российской экономики, переход на инновационный путь развития идет крайне медленно. Среди основных причин этого можно отметить слабую правовую базу инновационной деятельности в стране. До сих пор законодательно не закреплено понятие «инновация». В стране отсутствует федеральный закон об инновационной деятельности. Все это, в свою очередь, обусловливает низкую инновационную культуру у всех участников инновационной деятельности. [8]

Теперь рассмотрим инвестиционную и инновационную деятельность субъекта Российской Федерации – Нижегородскую область.

Первый показатель – это инвестиции в основной капитал по субъектам РФ. На рисунке 1 показано 4 наиболее инвестиционнопривлекательные субъекта в Приволжском федеральном округе.

Рисунок 1: Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в ПФО в 2013 году (в млн рублей)

Как видно из рисунка, по количеству инвестиций в основной капитал Нижегородская область находится на 2 месте в ПФО. Причем доля бюджетных средств составляет не многим более 11 %. Это говорит о высокой привлекательности инвестиционной деятельности с стороны частного сектора. Общая доля инвестиций Нижегородской области в Российской Федерации составляет 2,05 %.

В других, наиболее инвестиционно-благополучных федеральных округах выделим области, которые занимают 2 место в своем округе и сравним с Нижегородской областью.

Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2013 году (в млн рублей)

Как видно из показателей Нижегородская область является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов. В стоимостном выражении количество инвестиций в основной капитал в 2013 году составило 272211,8 млн рублей.

Отметим, что по РФ в 2009 г. происходило снижение показателей по инвестициям в основной капитал до 84%. Аналогичные отклонения происходили и в ПФО. Однако стабильной положительной динамикой характеризуется 2011 год. Это позволяет утверждать, что кризисные процессы экономики в целом постепенно преодолеваются и можно говорить о начале экономического роста [7]. Но какой же экономический рост без внедрения инновационных технологий?

Следующий показатель – объем отгрузки инновационных товаров собственного производства.

Рисунок 3. Объем инновационных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (в млн рублей)

Как видно, в 2012 году объем инновационных товаров собственного производства в стоимостном выражении составил 894264 млн рублей. В сравнении с базисным периодом (2009 год) этот показатель возрос практически на 320 млрд рублей. Доля Нижегородской области от объема инновационных товаров собственного производства в РФ составляет на 2012 год 2,5 %. Практически аналогичный показатель (2,06%) имеет Нижегородская область и в инвестициях в основной капитал, что говорит о неразрывной связи потока инвестиций в Нижегородскую область и использовании инновационных технологий в производстве товаров и услуг.

Следующий показатель – удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации. В 2009 году процент этих организаций составлял 11,8%, а в 2012 году – 13,6 %. Прирост не большой и составляет не многим более 1,8 %. Но в сравнении с другими областями из других ФО этот показатель один из самых высоких. Так, например, в Воронежской области прирост составил 0,7 %, Республика Коми – 0,02 %, Кемеровская область – 0,6 %. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров составил около 1,5 %[8].

Рисунок 4. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в 2012 году (в процентах)

Таким образом, по большинству индикаторов инновационного развития Нижегородская область входит в десятку лучших регионов России. По данным независимых источников, по уровню инновационного потенциала в целом область занимает четвертое место среди регионов страны, уступая Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Это во многом связано с грамотной и последовательной политикой, проводимой руководством региона. Законодательным собранием Нижегородской области и Правительством Нижегородской области выстраивается экономическая политика, направленная на активизацию инновационной деятельности в регионе и привлечение российских и иностранных инвестиций. Но процесс экономической интеграции региона и формирование благоприятного инвестиционного климата проходит на фоне преодоления экономического кризиса в стране. Все большую и большую роль в формировании социального и экономически благоприятного климата, как в регионе, так и в стране в целом, является применение новых инновационных технологий. Но, как уже говорилось ранее, этого не достичь без помощи инвестиций в основной капитал предприятий, обновление оборудования и применение новейших и современных технологий, как на производстве, так и в сфере оказания услуг. Государству должна принадлежать ведущая роль в деле объединения и активации ресурсных возможностей бизнеса для целей инновационной модернизации и экономической интеграции. Решение этой сложной и многоплановой задачи будет способствовать активной модернизации экономики страны.

Рецензенты:

Голубцов А.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики Нижегородского института управления – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород;

Алехина О.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической информатики экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Ширяева Ю.С., Лебедев Ю.А., Ермаков М.И. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОВЫШЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14506 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674