Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Толстых Ю.О. 1 Королева М.А. 1 Царяпкина Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Жилищно-коммунальное хозяйство России является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов: ежегодно на отопление жилых зданий расходуется 15% годовых энергоресурсов страны, при этом дотационная составляющая в оплате энергоресурсов, прежде всего тепловой энергии, поглощает до 30% средств региональных и местных бюджетов. Исходя из вышесказанного целью исследования является анализ состояния и современных методов управления сферой жилищно-коммунального хозяйства на примере Пензенской области. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: анализ состояния жилого фонда в РФ и Пензенской области; изучение теоретических и методических основ формирования системы управления КР в жилищной сфере, анализ формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, изучение современных тенденций потребления коммунальных ресурсов и в рамках применения социальной нормы потребления электроэнергии. Объектом исследования являются объекты недвижимости и жилищная сфера в целом. Предмет исследования - факторы, тенденции, обеспечивающие значительное повышение эффективности использования тепловых, энергетических видов ресурсов.
тарифное регулирование
приборы учета
жилищно-коммунальные услуги
износ жилого фонда
жилой фонд
капитальны ремонт
1. Баронин С.А., Янков А.Г. Контракты жизненного цикла: понятийный анализ, зарубежный опыт и перспективы развития в России // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11588.
2. Грабовый П.Г. и др. Управление городским хозяйством и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры. - М. : Просветитель, 2013.
3. Программа повышения энергоэффективности городского жилищного фонда в Российской Федерации – Разработка модели и нормативно-правовой базы. Разработка механизмов финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов и механизмов государственной поддержки. - М. : Институт экономики города, 2012. - 328 с.
4. Программа повышения энергоэффективности городского жилищного фонда в Российской Федерации – Разработка модели и нормативно-правовой базы. Анализ затрат и результатов реализации моделей. - М. : Институт экономики города, 2012. - 156 с.
5. Учинина Т.В., Макарова Е.В. Формирование сегмента жилищной недвижимости в виде коттеджных поселков, отвечающего требованиям экологичности и энергоэффективности // Социально-экономические и технологические проблемы развития строительного комплекса региона. Наука. Практика. Образование / Администрация Волгоградской области; Администрация городского округа г. Михайловка Волгоградской области; Отдел по образованию Администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской области и др. - Волгоград, 2011. - С. 498-507.
6. Учинина Т.В., Толстых Ю.О., Биксалиева Д.Р. Особенности строительства и развития коттеджных поселков эконом-класса, удовлетворяющих требованиям энергоэффективности и экологичности (на примере г. Пензы) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. - URL: www.science-education.ru/104-6701 (дата обращения: 06.08.2014).

Рассматривая современное состояние жилищно-коммунального комплекса в РФ и Пензенской области, мы отметили, что Российский жилищный фонд в целом характеризуется низкой энергоэффективностью [5; 6]. В целом по РФ износ основных объектов ЖКК колеблется от 50 до 70%.

Материал и методы исследования

Анализ статистических данных за период с 2000 по 2013 г. показал, что общий жилой фонд в РФ увеличился с 30,3 до 65,2 млн м2, при этом доля частной собственности составила 85%. При этом проведенный анализ структуры жилого фонда РФ по проценту физического износа за 2013 г. показал, что для МКД характерно: наличие 2,5% жилого фонда с физическим износом свыше 70%; 6,6% жилого фонда - от 66 до 70%; 51,5% жилого фонда - от 31 до 65%; 39,4% жилого фонда – от 0 до 30%.

Также исследования показывают, что уровень физического износа и капитального ремонта имеет стабильную тенденцию роста. При этом объемы капитального ремонта в современных условиях по сравнению с советским периодом существенно снизились и в настоящее время находятся на стабильно постоянном низком уровне, что подтверждают статистические данные.

Рис. 1. Динамика объема проведения капремонта многоквартирного жилищного фонда за 1970-2013 гг. в РФ (на основе данных Росстата).

Следует отметить, что доля ветхого и аварийного жилого фонда с процентом износа свыше 70% находится на постоянном уровне со средним значением 220 тыс. м2. В целом 48% всего жилищного фонда Пензенской области требует срочного проведения капитального ремонта.

Рис. 2. Удельный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади жилого фонда Российской Федерации.

Рис. 3. Площадь ветхих и аварийных помещений в Пензенской области.

В рамках следующего направления исследования мы выяснили, что в настоящее время принято разделять два вида услуг, реализуемых при управлении домом. Это жилищные услуги и коммунальные. Жилищные - это услуги по предоставлению и содержанию жилья. Коммунальные - это услуги, предоставляемые предприятиями и организациями коммунального хозяйства и удовлетворяющие материально-бытовые потребности населения. В настоящее время федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг ежегодно утверждаются соответствующими органами исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1077 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке их возмещения расходов на капитальный ремонт на 2012-2014 год»).

На рис. 4, 5 приведены тарифы за коммунальные и жилищные услуги, установленные для населения в Пензенской области в динамике с 2008 г.

Рис. 4. Тарифы за коммунальные услуги, установленные для населения в Пензенской области в динамике с 2008 по 2013 г.

Рис. 5. Тарифы за коммунальные услуги, установленные для населения в Пензенской области в динамике с 2008 по 2013 г.

В рамках исследования вопроса финансирования капитального ремонта мы отметили, что существует пять предлагаемых различными структурами моделей [3, 4].

Модель 1 «Взаимное финансирование капитального ремонта»

Ключевыми элементами данной модели являются обязательные платежи за капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах и взаимное финансирование капитального ремонта собственниками помещений разных многоквартирных домов.

Модель 2 «Доверительное управление средствами для финансирования капитального ремонта региональным доверительным управляющим», ключевым элементом которой является накопление средств собственниками помещений в каждом отдельном многоквартирном доме путем передачи их доверительному управляющему – одной организации в регионе.

Модель 3 «Фонд ремонта дома в сочетании с другими источниками» предусматривает финансирование капитального ремонта за счет средств трех финансовых источников [3; 4]:

  1. фонда ремонта дома, формируемого за счет обязательных платежей собственников помещений в многоквартирном доме;
  2. кредита коммерческого банка (обеспечением которого являются средства фонда ремонта дома);
  3. субсидии из регионального и муниципального бюджетов.

Для того чтобы задержки с первыми КР были минимальными, нужно на первых порах обеспечить существенную бюджетную поддержку, которую со временем можно снижать.

Модель 4 «Добровольные платежи»: управляющая организация или ТСЖ по договору с собственниками помещений многоквартирного дома выступают от их лица по вопросам накопления средств и финансирования капитального ремонта многоквартирного дома. Это единственная модель из рассматриваемых, которая не предполагает законодательного введения обязательных отчислений на капитальный ремонт. Эти отчисления возможны только по решению собственников [3; 4].

Модель 5 «Финансирование восстановления и модернизации общего имущества многоквартирного дома путем введения института обязательных амортизационных отчислений», ключевыми элементами которой являются обязательные ежемесячные амортизационные отчисления собственников помещений в многоквартирном доме.

Изучение данного вопроса показало, что законодательно с 2014 г. определено два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в кредитной организации; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора – организации, создаваемой субъектом Российской Федерации [3; 4].

Правительством РФ приняты Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы, в соответствии с которыми каждый субъект обязан установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 м2 общей площади жилья в месяц.

Мы выяснили, что в настоящее время в Пензенской области действует региональная программа «Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области». Программа рассчитана на 30 лет, и прогнозируется осуществить капитальный ремонт в 5799 домах с общим объемом жилого фонда МКД 14 534 688,51 м2. Также в 2013 году для управления платежами по капитальному ремонту создана региональными органами власти специализированная структура – некоммерческое предприятие «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области».

Рис. 6. Соотношение утвержденных Федеральными стандартами и установленных минимальных взносов на капитальный ремонт в Приволжском федеральном округе.

Рис. 7. Схема процессов реализации организационно-экономического механизма формирования и развития системы управления КР МКД.

В заключение мы рассмотрели вопросы использования социальной нормы при потреблении коммунальных услуг. Идея применения различных уровней тарифов при оплате услуги электроснабжения возникает в России как на федеральном, так и на региональном уровнях власти регулярно. К причинам, по которым эта идея возвращается в федеральное и региональное законодательство, относятся в первую очередь намерение снизить объемы перекрестного субсидирования и попытка обеспечить социальную защиту отдельных категорий граждан.

Напомним, что тарифы ЖКХ в 2013 году в ряде регионов уже включают социальные нормы потребления электроэнергии. При этом установленные величины в разных регионах значительно отличаются. Новые тарифы ЖКХ на 2013 год уже действуют в таких областях:

  • во Владимирской области соцнорма составляет 50 кВт/ч;
  • в Забайкалье – 65 кВт/ч.

Потребление же свыше нормы во Владимире оплачивается на 25% дороже, а в Забайкалье – на 166%.

Новшества позволят разбить платежи на 2 части: за общедомовые нужды и потребление ресурсов внутри квартиры. Благодаря этому шагу плательщики смогут понять, насколько экономно расходуются ресурсы управляющей компанией.

В международной практике институт социальной нормы потребления коммунальных услуг применяется с целью обеспечения доступности коммунальных услуг и стимулирования энергоэффективного поведения населения при помощи дифференциации тарифа. На данный момент опыт не показал положительных результатов в России [1].

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», заведующий кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ПГУАС, г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью ПГУАС, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Толстых Ю.О., Королева М.А., Царяпкина Е.А. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14447 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674