Вслед за логиками оценка определяется нами как суждение (мнение) о ценности предмета, о соответствии или несоответствии его качеств каким-либо ценностным критериям (хорошо/плохо, этично / неэтично, красиво / некрасиво и др.).
Человек, в понимании И.А. Бунина, - частица природы, мироздания - прекрасного, переменчивого и непостижимого в бесконечности времени, пространства и оценивается с разных точек зрения. Оценка, являясь «собственно человеческой категорией», касается человека и всего того, что каким-либо образом связано с ним, затрагивает его физическую, психическую и социальную сущность (см. об этом: [Арутюнова 1998: 5]).
Исследование показало, что для идиостиля И.А. Бунина важным является поле ЧЕЛОВЕК, составляющее в составе периферии семантического поля ОЦЕНКА 60,5 % всех оценок (2603 словоупотреблений - далее СУ), ядерное - микрополе Человек как существо разумное и духовное (39,5 % - 1034 СУ); оценки Человека как существа общественного составили 31 % (799 СУ); Человека как биологического существа - 29,5 % (770 СУ) (см. [5: 39-45]).
Источниками исследования послужили поэтические и прозаические произведения И.А. Бунина, включенные в состав собрания сочинений в 9-ти томах. Материал исследования - авторская картотека, созданная методом сплошной выборки (4500 употреблений оценочных единиц).
Предметом исследования в данной работе является микрополе Человек как биологическое существо (29,5 % - 770 СУ).
В идиостиле И.А. Бунина Человек как биологическое существо характеризуется физическим состоянием (множества СМЕРТЬ, БОЛЕЗНЬ, СОН), внешними признаками (внешним видом - множества КРАСОТА, ТЕЛЕСНЫЙ), физическими качествами (множество ВОЗМОЖНОСТЬ), манерами двигаться (множество ДВИЖЕНИЕ), физиологическими потребностями (семантическая группа ЕДА). Данные множества, в свою очередь, включают в себя группировки лексем, объединенные сходными актуальными смыслами и одной или несколькими семами.
Человек как живое существо характеризуется положительными и отрицательными оценками, прежде всего, нормативного характера. Частотные лексемы (более 2 СУ) мы отмечаем при анализе.
Для повествования И.А. Бунина характерно слово, выступающее в функции стилизации (в особенности для зрелого творчества), где стилизации подвергается словесно-культурное бытие героя, но не его слово. Авторская ориентация на русскую культурную традицию, для которой почитаемо мученичество, юродство, определяет активность множества БОЛЕЗНЬ, однако сема ‘увечный' связана в идиостиле И.А. Бунина не с положительной коннотацией ‘святой', а с отрицательной ‘убогий': И, как водится, появились в несметном количестве бродяги, дурачки, монахи [Суходол т. 3: 176]. В множестве БОЛЕЗНЬ (84 единицы (с учетом ФЕ) в 162 употреблениях) сосредоточены оценки нормативного характера - оценки с точки зрения норм физического состояния (а также душевного здоровья) человека. Наиболее сконцентрированы данные оценки в прозаических произведениях И.А. Бунина.
Интерес И.А. Бунина к состоянию сна, бреда, галлюцинациям (рассказ «Сны Чанга», сон Мити в повести «Митина любовь», баллады «Дурман», «У ворот Сиона, над Кедроном», «В цирке», «Князь Всеслав», «Святой Ёвстафий», «Сон Епископа Игнатия Ростовского») определяет существование в идиостиле множества СОН (14 единиц в 20 употреблениях): ...Сны порой сильнее всякой яви [3: 137], - признается повествователь в повести «Суходол». В оценках множества СОН (20 СУ) находят отражение трагические предчувствия автора.
Множество СМЕРТЬ (50 % оценок сконцентрировано во 2 периоде 1910 - 1920 годов) охватывает все творчество И.А. Бунина, для которого характерно ощущение жизни во всех её тонкостях проявлений через щемящее чувство присутствия в мире смерти. Множество СМЕРТЬ «прекращение жизни» (71 единица в 120 употреблениях - 92 % отрицательных оценок), относится к абстрактным понятиям. Мы включаем в множество интертекстуальные сигналы, которые стилизуют словесно-культурное пространство героев. Именно в период эмиграции И.А. Бунин в творчестве обращается к классическим произведениям русской культуры, как к напоминанию о родине, её культуре. Выбор произведений (в рассказе «Чистый понедельник» героиня цитирует фрагмент из «Повести о Петре и Февронии», в повести «Митина любовь» Митя неоднократно вспоминает романс Рубинштейна на стихи Гейне «Азра»), подтверждает еще одну особенность мировосприятия И.А. Бунина - истинно прекрасную любовь можно сохранить в душе, только разлучившись, только оборвав жизнь.
Для 3 периода творчества (1920-1953 годы) И.А. Бунина характерно преломление изображения природного мира сквозь призму восприятия конкретного наблюдателя. Пересечение множеств СМЕРТЬ и ПТИЦА передает трагическое предчувствие Мити: Сыч, лесной пугач ... думал он, а весь замирал как бы от незримого присутствия в этой тьме самого дьявола. Но дьявол вдруг сорвался и, прорезав темный сад предсмертно-истомным воплем, точно сквозь землю провалился. [Митина любовь 5: 199].
Человек как биологическое существо характеризуется внешними признаками - множества ТЕЛЕСНЫЙ и КРАСОТА.
Основанием оценок множества ТЕЛЕСНЫЙ являются нормативные представления о внешности человека. Подавляющее большинство оценок имеет отрицательный знак, так как чаще всего фиксируются отступления от нормы, а «стандарт не возбуждает ни интереса, ни эмоций» [Арутюнова 1988: 234]. Множество ТЕЛЕСНЫЙ (51 единица в 70 употреблениях - 76 % отрицательных оценок). Отметим, что фигуры крестьян, выписанные И.А. Буниным, создают впечатление крайнего истощения и вырождения. В рассказе «Ночной разговор» таков портрет Хомута: «... старчески-худой, желтотелый, с косо-поднятыми плечами, с искривленным крупным позвоночником ...» [3: 278] (см. [4: 35-39]).
Основанием оценок множества КРАСОТА (163 единицы в 300 употреблениях) являются эстетические нормы изображения человека: черт лица, фигуры, мимики, частично одежды. В портретных описаниях И.А. Бунина присутствует субъект высказывания, гамма его чувств: от восторга - к отчаянию. Подавляющее большинство (85 %) оценок этого множества положительно.
Образы мужчин эскизны, от их лица ведется повествование. Мужчина часто восхищен порывом души женщины и, прежде всего, её телом: Но Катя ... всему предавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны ... [Митина любовь 5: 202]; Не верилось, что эта черная, худая, востроносая женщина ... - барышня Тонечка. [Суходол 3: 173]; Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» [Темные аллеи 7: 11]; Но я увижу на пороге / Дочь молодую лесника: / Малы её босые ноги, / Мала корявая рука. [Пустыня, грусть 1: 66].
Нами не обнаружено обратного оценочного взгляда - видения женщиной мужчины: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой ...» [Чистый понедельник 7: 240]; «Мек, мек!» - кричит погонщик весь нагой, / С прекрасным черным телом ...[Цейлон 1: 407]; Но все ж бледнею я от счастья, / Крестя её в последний час / На это женское причастье. [Дочь 8: 21].
Портрет в идиостиле И.А. Бунина многогранен, особое внимание сосредоточено на оценке лица, губ и глаз - как зеркала физического и эмоционального состояния, морального облика человека (данные оценки образуют пересечения с множествами БОЛЕЗНЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ЭМОЦИИ, УВАЖЕНИЕ, ЛОЖЬ, ПОВЕДЕНИЕ, ИНТЕРЕС). Для описания внешности человека релевантной оказывается КСС «внешняя характеризация» («признак» лица по внешности).
Человек как биологическое существо совершает физиологические действия, двигается: множество ДВИЖЕНИЕ (28 лексем в 38 СУ). Наибольшее количество оценок выражено глагольными словоформами, преимущественно с отрицательным знаком (25 лексем - 89 %).
Наиболее важные для множества ДВИЖЕНИЕ категориально- семантические семы «действие» и «характеризация по действию» организуют его структуру и отражают сущность - субъектное перемещение. Глаголы движения разнообразны: в исследованном материале 28 лексем в 38 СУ. Выделяется ряд - 9 лексем, объединенных семой «ударить» (2 период - рассказ «Ночной разговор» 1911 г.). Активность этого пласта лексики обусловлена словесно-культурным бытием, изображаемых крестьян, для которых драка - своеобразное доказательство (пусть и самообман) их силы, поступок, достойный «уважения», «гордости». В поисках равновесия между «темными и светлыми сторонами народной души» И.А. Бунин «склоняется к торжеству в ней темного начала» [Владимиров 1999: 34]. ... очумел от горя - и давай барина по голове этим ребенком мертвым охаживать! Сгреб за ножки и давай бузовать. [Ночной разговор 3: 274] - эта страшная упоенность жестокостью оправдывается только злом по отношению к ним.
Рецензенты:
Алещенко Е.И., д.фил.н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, руководитель НИЛ «Региональная лингвистика», г. Волгорад.
Библиографическая ссылка
Латкина Т.В. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО В ИДИОСТИЛЕ И. А. БУНИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14409 (дата обращения: 21.11.2024).