Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Картуков К.С. 1 Евстафьев С.Н. 1 Лызин И.А. 1 Агаджанян В.Д. 1 Молнина Е.В. 1
1 Юргинский технологический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Публикация посвящена современному опыту формирования информационно-коммуникационных компетенций в системе уровневого образования. Рассмотрен опыт подготовки бакалавров и магистров по направлению «Прикладная информатика». Исследована комплексная система формирования информационно-коммуникационных компетенций обучаемых кафедры Информационных систем ЮТИ ТПУ. Разработка комплексной системы формирования ИКК обучаемых (ИККО) была вызвана происходящими изменениями в системе образования РФ. Система ИККО базируется на компетентностной модели обучаемого по направлению 230700 «Прикладная информатика», в основе которой лежат три уровня владения ИК-компетенциями: 1) базовый; 2) технологический; 3) практический (профессиональный). Формирование ИКК осуществляется на протяжении пяти этапов. Разработана структура портала «Электронный IT-университет» как инструмента формирования компетенций по уровню подготовки.
информационно-коммуникационная компетентность
обучаемые
Электронный IT-университет
комплексная система
прикладная информатика
1. Захарова, А.А. Комплексная система формирования информационно-коммуникационной компетентности обучаемых по направлению «Прикладная информатика» [Текст] / А.А. Захарова, Т.Ю. Чернышева, Е.В. Молнина // Наука. Инновации. Образование. – 2014. - № 1. – in press.
2. Захарова, А.А. Интегрированная инновационно-ориентированная траектория подготовки ИТ-специалиста [Текст] / А.А. Захарова // Качество. Инновации. Образование. – 2010. - № 1(56). – С. 10-14.
3. Захарова, А.А. Интегрированная траектория формирования компетенций будущего IT-специалиста [Текст] / А.А. Захарова, Т.Ю. Чернышева, Е.В. Молнина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. - №. 3(11). – C. 92-99.
4. Картуков, К. С. Анализ моделей аутсорсинга для образовательных учреждений Кузбасса [Текст] / К.С. Картуков, Е.В. Молнина // Ползуновский вестник. – 2013 - №. 2. – C. 17-21.
5. Молнина, Е.В. Реализация комплексной системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся через IT-университет [Текст] / Е.В. Молнина, С.А. Молнин, К.С. Картуков // В мире научных открытий. – 2013 - №. 11.7 (47). – C. 120-124.
6. Болотова, О.Д. Развитие информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочное деятельности. [Электронный ресурс]./ О.Д. Болотова; Социальная сеть работников образования. Режим доступа: http://nsportal.ru.

Реализация компетентностного подхода в образовании потребовала внесения серьезных корректив в модели квалификационных характеристик выпускника и описания требований к его знаниям, умениям и навыкам. Общеевропейские подходы к выработке общего понимания содержания квалификаций и результатов обучения основаны на компетентностном подходе и попытках четко установить в терминах компетенций соответствия в триаде: требования к подготовке → содержание образовательной программы → результаты обучения.

Комплексная система формирование ИККО

Большой интерес представляет опыт Кафедры информационных систем ЮТИ ТПУ в плане реализации компетентностного подхода по уровню подготовки.

За время своего существования (с 2001 года) кафедрой Информационных систем накоплен практический опыт:

  1. по реализации интегрированной инновационно-ориентированной траектории подготовки ИТ-специалиста в сфере прикладной информатики;
  2. по реализации комплексной системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся (ИККО) по направлению «Прикладная информатика».

В [1] рассмотрены результаты решения задачи по трансформации интегрированной инновационно-ориентированной траектории в комплексную систему формирования ИККО. В [2] показаны основные преимущества интегрированной инновационно-ориентированной траектории обучения, обеспечивающей взаимосвязь и сбалансированность теоретического обучения, практической подготовки и научно-исследовательской работы студента. Эта траектория показала свою успешность при подготовке специалистов.

Трансформация интегрированной инновационно-ориентированной траектории в комплексную систему формирования ИККО была вызвана происходящими изменениями в системе образования РФ и в университете.

Система ИККО базируется на компетентностной модели обучаемого по направлению 230700 «Прикладная информатика», в основе которой лежат три уровня владения ИК-компетенциями:

  1. базовый – на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью;
  2. технологический – на данном уровне информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности;
  3. профессиональный (практический) – на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

В комплексной системе формирования ИККО каждому из вышеперечисленных уровней владения ИКК сопоставлены категории обучаемых, а также формы деятельности кафедры по формированию ИКК [2, 3]. Формирование ИКК осуществляется на протяжении пяти этапов (рис. 1).

Комплексная система формирование ИККО начинает свою работу на раннем этапе процесса обучения – довузовском. Затем обеспечивается формирование ИКК в соответствии с уровнями образовательных программ (бакалавр-магистр), далее – на протяжении всей профессиональной карьеры через систему дополнительного образования в сфере ИКТ. В комплексной системе усилена роль научно-исследовательской подготовки. Формирование ИКК ориентировано на требования работодателей и самих обучающихся.

Система формирования ИККО по направлению «Прикладная информатика» не имеет права быть статическим объектом. Система носит спиралевидный характер (рис. 1). Во-первых, каждый предыдущий этап становится своего рода «базовым» для следующего. Начиная с 3-го курса бакалавриата технологический и практический (профессиональный) уровни владения ИК-компетенциями развиваются одновременно, периодически доминируя в тех или иных видах деятельности студентов в процессе обучения.

Рис. 1. Комплексная система формирования ИККО

Во-вторых, на каждом новом витке развиваются не только обучаемые, но и с высокой степенью динамики сами информационно-коммуникационные технологии. Соответственно динамично меняются и квалификационные требования. Обучаемые должны приобретать знания, умения и владения, позволяющие формировать технологический и практический (профессиональный) уровни ИКК.

Комплексный подход к проблеме формирования ИККО

Первым этапом из пяти в системе ИККО является общеобразовательный этап, на котором через комплекс мероприятий, проводимых кафедрой ИС ЮТИ ТПУ, формируются необходимые ИКК школьников, учащихся ССУЗов и слушателей дополнительного образования.

Проблемами формирования ИКК школьников являются:

  1. противоречия между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
  2. противоречия между необходимостью формирования у школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях школьного обучения [1].

Данные противоречия накладывают свой отпечаток не только на уровень знаний современных школьников, но и негативно сказываются на процесс профессионального выбора будущих абитуриентов, их дальнейшего обучения в ВУЗе.

Более жесткие требования к входному уровню ИКК абитуриентов вызывают необходимость включения института в процесс формирования ИКК у будущих абитуриентов (школьников, учащихся ССУЗов). Это позволит сформировать интерес к овладению информационно-коммуникационными технологиями, профессионально ориентировать будущих абитуриентов и сделать набор студентов, имеющих более высокий уровень знаний и владений в сфере ИКТ [2].

Динамичность сферы информационно-коммуникационных технологий обуславливает необходимость постоянного повышения уровня ИК-компетенций как самих преподавателей, обучаемых, так и работников всех сфер деятельности. Для этого должна быть организована система дополнительного образования (ДО) в сфере ИКТ через которую школьники и учащиеся ССУЗов, преподаватели, а также все желающие могли бы повышать свой базовый уровень компетенций в сфере ИКТ (рис. 2).

Рисунок 1

Рис. 2. Общеобразовательный этап системы ИККО

Формы деятельности кафедры на данном этапе: профориентационная работа; организация и проведение олимпиад, семинаров, вебинаров, научных школ, конференций ситуационных игр, спортивных ИТ-олимпиад для учащихся по тематике ИТ-технологий; кружок для школьников младших и средних классов «Занимательная информатика»; подготовительные курсы по подготовке к ЕГЭ по информатике; разработка сайта для учащихся средних и средне-профессиональных учебных заведений в среде электронного ИТ-университета кафедры ИС; курсы выравнивания для абитуриентов; курсы по дополнительному образованию; организация классов ЮТИ ТПУ в школах города.

Результаты общеобразовательного этапа комплексной системы ИККО: приобретены знания и умения базового уровня владения ИК-компетенцией учащимися средних и средне-профессиональных учебных заведений, а также гражданами различных возрастных и профессиональных категорий; выбрано направление дальнейшего обучения, связанного с ИТ-профессией; готовность продолжения обучения в любом учебном заведении с применением ИКТ [2].

Система формирования ИКК охватывает целый комплекс мероприятий. Для её реализации коллектив кафедры ищет новые формы своей деятельности. Дальнейшее развитие комплексной системы коллектив кафедры ИС ЮТИ ТПУ видит через внедрение моделей и алгоритмов формирования ИККО при максимально-возможном использовании современных средств и информационно-коммуникационных технологий.

Такой способ найден через внедрение комплексной системы в миссию и структуру электронного IT-университета. Разрабатывается проект решения проблем региона по формированию ИКК на основе электронного IT-университета [5].

На рисунке 3 выделена область портала, отвечающая за базовый уровень формирования ИКК. На основании анализа задач формирования базового уровня владения ИКК разработана структура сайта для школьников и учащихся ССУЗов (рис. 4). Важно, что в реализации проекта участвуют как преподаватели, так и студенты. Приобретается опыт работы в команде, совершенствуются навыки работы преподавателей с ИКТ, студенты получают практический опыт реализации проекта, а в дальнейшем и опыт сопровождения портала. IT-университет станет центром объединения интересов обучаемых и их родителей, преподавателей и работодателей. Работодатели смогут динамично вносить коррективы в образовательный процесс.

Рисунок 2

Рис. 3. Примерная структура портала «Электронный IT-университет»

Рисунок 3

Рис. 4. Примерная структура ресурса для школьников и учащихся ССУЗов

IT-университет также станет незаменимым инструментом для формирования ИКК технологического и профессионального уровней. Так, например, он позволит применить эффективные модели аут- и мультисорсинга для образовательных учреждений, стать поддержкой для планирования деловой карьеры. Выбрана наиболее эффективная модель аутсорсинга – модель полного аутсорсинга, сочетающая аутсорсинг инфраструктуры образовательного учреждения и аутсорсинг контента [4]. Данная модель предполагает, что IT-университет, проектируемый на базе информационных ресурсов кафедры ИС ЮТИ ТПУ будет предоставлять услуги по: разработке образовательных ресурсов для повышения квалификации, проведения аттестации работников различных предприятий, оценки их компетенций и пр.; поддержки проведения вебинаров, конференций, совещаний, всех видов дистанционных общений для руководителей и сотрудников предприятий, а так же других образовательных учреждений; разработке и поддержке Информационных систем для автоматизации деятельности предприятий; обслуживанию ПК и компьютерных сетей предприятий, частных лиц, поддержке и сопровождению программного обеспечения и т.д.

Деятельность студентов по оказанию аутсорсинговых услуг в рамках электронного IT-университета будет способствовать формированию не только общекультурных компетенций выпускника, но и всех профессиональных компетенций, так как данный вид деятельности можно приравнять к прохождению практики на разных курсах и уровнях обучения.

Заключение. Проведена работа по исследованию проблем процесса формирования информационно-коммуникационных компетенций в системе уровневого образования, современных вызовов времени в данной предметной области.

Комплексная система формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИККО) в сочетании с интегрированной инновационно-ориентированной траекторией обучения бакалавров и магистров не только создаёт среду формирования необходимых ИТ-компетенций обучаемых для инновационной экономики, но и позволяют закреплять полученные знания и навыки в производственной практике и научно-исследовательской, аналитической деятельности.

Выбран технологический инструмент реализации модели формирования ИККО. Принято решение о внедрении модели системы ИККО в миссию и структуру электронного IT-университета. Аналогов подобного комплексного решения задачи формирования ИКК обучающихся не найдено.

Рецензенты:

Мицель А.А., д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем управления Томского университета систем управления и радиоэлектроники, г. Томск;

Сапожков С.Б., д.т.н., профессор кафедры Естественно-научного образования Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юрга.


Библиографическая ссылка

Картуков К.С., Евстафьев С.Н., Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Молнина Е.В. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14355 (дата обращения: 09.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674