Используя различные речевые данности, извлекая из них фрагменты высказываний А.П. Чехова и его героев, а также автора в произведениях, дифференцируя их, мы пользуемся анализом данных речевых произведений, делая установки на ключевые топосы метапоэтики драматического текста. Это топосы ТЕАТР, ДРАМА, ПЬЕСА. Данные термины выявлены как ведущие в процессе анализа метапоэтики драматургического текста А.П. Чехова, а далее фрагменты высказываний определяются по опорным ключевым словам.
Под топосом в метапоэтике понимается смысловое и структурное ядро определенного понятия, многократно варьирующегося и получающего распространенность и характерность в дискурсе; каждому топосу свойственны частные функции, позволяющие выделить его из ряда других.
Метапоэтический дискурс сформирован благодаря частичной фиксации значений вокруг некоторых узловых точек. «Узловая точка - это привилегированный знак, вокруг которого упорядочиваются и приобретают свое значение другие знаки» [4, с. 57]. Дискурс образован как нечто общее (суммарное), где каждый знак зафиксирован как момент посредством установления отношений к другим знакам. Область дискурсивности - «это резервуар для "добавочных значений", возникающих в артикуляционной практике, то есть значений, которые имеет или имел каждый знак, но которые исключены определенным дискурсом ради создания единства значения» [4, с. 57].
Понятие узловых точек метапоэтического дискурса соотносятся с понятием ключевых слов.
Ключевые слова являются «центрами семантического притяжения, образующими узлы идиостиля, вокруг которых развертываются семантико-тематические группы» [5, с. 34]. Ключевые слова понимаются как основные единицы тезауруса данной области знания. Они выполняют структурообразующую функцию наряду с дескрипторами. В этом качестве ключевые слова кодируют важнейшие понятия и категории системно организованного пространства.
Показателями для выделения ключевых слов являются символичность, идейно-эстетическая и композиционная нагрузка; повторяемость; частота употребления; вынесенность в название; функционирование в составе парадигматической группы. Ключевые слова могут быть понятийно-логическими и оценочными (экспрессивными). Понятийно-логические или объективные ключевые слова связаны называнием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста. Они сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте. Помогают определить тему текста. Оценочные (экспрессивные) или субъективные ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку - сенсорную (сенсорно-оценочную), эмоциональную (эмоционально-оценочную), рациональную (рационально-оценочную). Помогают понять авторскую позицию, идею текста [7, с. 27].
В метапоэтическом дискурсе ключевые слова - это особенно важные и показательные для определенного фрагмента дискурса слова.
Таким образом, вслед за Е.В. Какоркиной, можно сказать, что ключевые слова - это коннотированные частотные единицы текста (слово, сочетание слов), несущие концептуальную информацию и концентрирующие определенные понятийные стереотипы в идиостиле автора.
В ходе анализа был выявлен энциклопедический характер метапоэтического дискурса А.П. Чехова. В соответствии с этим был использован общенаучный принцип дополнительности, который соответствует особенностям организации художественного текста и позволяет исследовать явление «в пределе его», то есть на основе взаимоисключающих значений, которые ограничивают тот или иной топос в структуре дискурсивной деятельности.
Принцип дополнительности обусловливает изучение антиномичности текста, способность формировать его органическое целое на основе ограничения разнообразия через соотношения в тексте взаимоисключающих элементов и значений.
Основной итог проведенного исследования - выявление модели, лежащей в основе метапоэтического дискурса, который находит реализацию в драматическом тексте А.П. Чехова (в широком смысле). В основе этой модели лежат авторские концепты А.П. Чехова, которые представляют основные термины в его высказываниях о драматическом тексте, выявлены на основе идеи повторяемости в структуре метапоэтического дискурса А.П. Чехова, на основе метапоэтических и метатекстовых данных, то есть тех данных, в которых автор определяет значимость понятий и значимость их реализации в конкретной деятельности. Авторские концепты являются частью общей авторской концептуальной картины мира.
Необходимо различать авторский концепт и ключевое слово: для значения слова-концепта характерны символические и ментальные ассоциации сознания (общенациональные и индивидуально-авторские). Смысловая наполненность концепта понимается в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. У ключевого слова нет таких ментальных связей. Ключевое слово может иметь статус концепта, но может и не становиться им. Ключевые слова - это лексико-семантические доминанты, организующие целостное единство художественного текста.
Концептуальная структура позволяет выявить опорные термины, их связь и структуру.
Модель метапоэтического дискурса драматического произведения А.П. Чехова
1. Драматург-художник. Опорные концепты
Поэтичность
Вдохновение
Религиозное настроение
Природа
Искусство
Умение творить малое, а не только великое и грандиозное
2. Драматические произведения. Опорные концепты
1) Пьеса как основной вид драматического произведения
Интеллигентный театр, имеющий отношение к литературе как искусству
Интеллигентный, воспитанный драматург
Интеллигентный актер
Интеллигентный зритель
2) Герой - тип, имеющий литературное значение
Обыкновенный грешный человек
Русский человек
Возбуждение - утомление как психические и социофизиологические черты
3) Стилевые черты
Интеллигентность
Ясность
Интимность
Оттенки
Тон
Легкость и тонкость эмоционального начала
4) Язык
Компактность
Выразительность
Пластичность
Краткость фразы
Процедура анализа основана на энциклопедическом подходе, то есть стремлении к предельному охвату топического содержания на основе принципа дополнительности. «"Принцип дополнительности" в гуманитарных науках выражен наиболее сильно. Можно видеть его в самых различных проявлениях, например в объяснениях одного и того же явления биографическими условиями, историческим окружением, состоянием "литературной дискуссии" между разными авторами ... и пр. и пр., но самый главный принцип дополнительности в области литературы, как кажется, заключается в дополнительности закономерности, обусловленности, с одной стороны, и свободы творца - с другой, свободы как некой необъяснимости» [6, с. 41-42]. Глобальная антиномия художественного, а также метапоэтического текстов «заключается в их структурной закрытости, непроницаемости и семантической открытости (текст направляет развертывание значений, наращивание новых витков смысла через определенное соотношение структурных и смысловых компонентов в разных типах контекстов, в том числе и научных) [8, с. 50].
Анализ всех топосов ведется на единых основаниях.
- Определяются речевые данности, речевые жанры дискурса, участники дискурса.
- На основе принципа дополнительности определяются предельные, крайние, чаще всего взаимоисключающие значения, которые характеризуют тот или иной топос или часть схемы общего топического содержания.
- Определяется соотношение данных фрагментов дискурса.
- Приводится ряд употреблений, то есть фрагментов дискурса.
- Выявляются ключевые слова.
- На основе лексико-семантического анализа в опоре на словарные дефиниции уточняются значения - как взаимоисключающие, так и промежуточные.
- На основе проведенного анализа дается интерпретация топического содержания части (фрагмента) общего топоса.
В анализе метапоэтического дискурса, следуя концепции Лакло и Муфф [10], выделяются узловые точки, организующие дискурсы, ключевые знаки, организующие идентичность, и мифы, организующие социальное пространство.
Анализ строится на тексто-ориентированной форме дискурсивного анализа [9], которая объединяет три традиции:
- детальный лингвистический анализ текста;
- анализ дискурсивной практики;
- интерпретативную традицию, где повседневная жизнь рассматривается как продукт действий людей, следующих набору разделяемых правил и процедур на уровне «здравого смысла» и в воображаемых мирах.
Топос обладает структурой, которая состоит из узловых точек метапоэтического дискурса, а ключевые слова при этом составляют суть работы с дискурсом. «Вербализация и объективация определенного содержания, представленная в акте речи, знаменует собой работу с информацией, когнитивный процесс, рождающийся в процессах познания и восприятия мира» [1, с. 41]. Наиболее значимые слова, отражающие концепцию творчества А.П. Чехова, определяются в дискурсивном пространстве и понимаются как авторские концепты. Существенным является рассмотрение корреляций и терминологических соответствий авторских концепций с рефлексией над чеховскими текстами режиссеров - основных интерпретаторов драматургического текста.
Исследование дискурса в практике дискурс-анализа определяется через роль дискурса в конституировании мира. В работе М.В. Йоргенсен и Л.Дж. Филлипс «Дискурс-анализ. Теория и метод» [4] отмечается, что при разнице подходов к определению и изучению дискурса его функционирование - дискурсивная практика - это практика, которая формирует мир. Фэркло в критическом дискурс-анализе предлагает концепт дискурса для текста, разговора и других семиотических систем и отделяет ее от других измерений социальной практики. В теории дискурса Лакло и Муфф нет различий между дискурсивными и недискурсивными измерениями социального - все практики исключительно дискурсивны.
Цель дискурс-анализа состоит не в том, чтобы выйти «за пределы» дискурса и выяснить, что действительно имелось в виду, когда что либо сказано или записано. Цель и не в том, чтобы обнаружить реальность за «пределами дискурса». Отправная точка - это то, что реальность невозможно рассматривать вне дискурса, и, таким образом, именно дискурс непосредственно и становится объектом анализа. «Исследователь должен работать с тем, что фактически было сказано или написано, исследуя паттерны "вдоль и поперек" высказываний и определяя социальные последствия различных репрезентаций реальности» [4, с. 49].
В основе исследования метапоэтического дискурса - язык, с помощью которого создаются «репрезентации реальности», которые не просто отражают то, что в ней есть, но и «конструируют ее». Это не значит, что самой реальности не существует. Скорее, смысл в том, что реальны лишь значения и представления о реальности. «Физические объекты существуют, но они приобретают значение только в дискурсе» [4, с. 29]. Театры, драмы и пьесы в реальном мире существуют как некие элементы реальности, обусловленные физическими параметрами. Однако в «мире идей» А.П. Чехова существует некий инвариант представления театра, драмы и пьесы, который реализуется в текстах и высказываниях драматурга соответственно его «языковому кругу», анализ которого позволяет суммировать языковые представления, выраженные в метапоэтических текстах.
Рецензенты:
Гусаренко С.В., д.фил.н., профессор, декан факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, заведующий кафедрой культуры русской речи ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Петренко Д.И., д.фил.н., профессор кафедры русского языка факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Ходус В.П. ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ МЕТАПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА А. П. ЧЕХОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14341 (дата обращения: 03.12.2023).