Исследование истории школьного образования в рамках первого этапа происходило в русле общей отечественной историографической традиции. Длительное время основными факторами, влияющими на степень интенсивности научных изысканий, явились конкретно-политические условия и идеологические установки, вследствие чего возникла определенная закрытость темы исследования, существенно ограничивались возможности исторической науки. В этих условиях проблема национально-языковой политики и развитие национальной школы рассматривались преимущественно сквозь призму политики Коммунистической партии.
Анализ главных мероприятий советского государства в области народного просвещения, утверждение новых принципов его функционирования был предпринят в обобщающих работах Ф. Ф. Королева [25], Е. Н. Медынского [30], М. М. Дайнеко [9] и др. Сложившиеся в исторической науке устойчивые стереотипы не позволили в вышеназванных исследованиях осуществить всесторонний анализ противоречий в деятельности партийно-государственных управленческих структур, раскрыть сложное опосредованное влияние особенностей экономического, политического и духовного развития страны на школьное образование. В научный оборот вводились в основном документы, демонстрирующие положительные результаты. Негативные тенденции отражались лишь в той мере, в какой обращали на них внимание высшие инстанции. Поэтому исследователи данного историографического периода не смогли объективно оценить и изложить противоречивые процессы середины 1960-х - начала 1980-х гг., которые привели к кризису школьной системы в стране, вытеснению родных языков из учебного процесса и в целом к свертыванию системы национального образования.
Начиная с середины 1980-х гг. политический режим в стране претерпел существенные изменения. Политика «гласности» сняла запрет на исследование многих проблем, позволила снизить влияние идеологии на общественные науки. К данному времени был накоплен и систематизирован большой материал. В связи с этим важным явился выход следующих монографий: «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961)» [35] и «Очерки истории педагогической мысли народов СССР (1961-1986)» под редакцией Ф. Г. Паначина [36].
Во второй половине 1980-х гг. продолжали выходить работы, посвященные проблемам партийного руководства школьным образованием. Среди подобных работ отметим монографию В. С. Плясовских [37]. Анализ этого исследования свидетельствовал о том, что, несмотря на «перестройку» общества, исторической науке еще не удалось преодолеть сложившиеся стереотипы в оценке школьной политики.
Основной темой исследований становится проблема реформирования школьного образования в середине 1980-х гг. Все работы, вышедшие в то время, дали высокую оценку реформе, выражающуюся в уверенности ее успешной реализации [31]. Чуть позже, в конце 1980-х гг. начали выходить исследования, в которых более глубоко раскрывалось содержание реформы, объективнее оценивались ее мероприятия, подчеркивалась необходимость целостной концепции образования в связи с тем, что все предыдущие реформы школьной системы затрагивали структуры лишь отдельных его частей [45]. На страницах монографий стала подниматься проблема национальных школ, отмечалось, что «в вопросе о языке обучения недопустимы никакие привилегии или ограничения, администрирование» [45, с. 189].
Началом второго этапа в историографической разработке проблемы послужили радикальные изменения общественно-политической ситуации в стране в начале 1990-х гг. Главным отличием этого времени являлось то, что исследователи, привлекая уже известные факты и источники, пытались переосмыслить историю школьного образования советского периода. В работах прослеживалось стремление заменить описательный характер исследуемых вопросов проблемным методом.
В числе первых публикаций на тему российского образования в 1990-е гг. была книга В. Г. Пряниковой и З. И. Равкина [39]. В ней дается оценка попыткам реформирования образовательной системы России (1988-1991 гг.), результаты которых отразились в российском законе «Об Образовании» (1992 г.), показываются первые итоги выполнения этого закона. Значительную роль в определении дальнейших перспектив образования сыграла работа З. Г. Дайча [10], в которой автор детально обосновал актуальность разработки вопросов истории политического руководства народным образованием на различных этапах развития государства. В разработке названной проблематики несомненное лидерство принадлежит Э. Д. Днепрову, издавшему в 1996 г. монографию «Школьная реформа между "вчера" и "завтра"» [12], где он объясняет мотивы, побудившие к разработке и принятию Закона, обосновывает решения, которые принимались в возглавляемом им тогда Министерстве образования. Среди других заметных публикаций, раскрывающих страницы истории отечественного просвещения в 1990-е гг., доминируют работы ученых Российской академии образования: книги Э. Д. Днепрова [11; 13], работы Г. Б. Корнетова [24], Б. С. Гершунского [6] и др. Несомненно, положительной чертой данного историографического периода было начало полномасштабного изучения истории национального образования в рамках всей России, что являлось необходимым условием для получения целостной картины духовной жизни общества [26; 27].
Современный этап отечественной историографии отличается иным методологическим подходом к процессам и событиям истории. Он строится на провозглашении традиций гуманистической и демократической педагогики, российской и зарубежной педагогической мысли, на образцах передовой и прогрессивной воспитательной практики. В целом к теме национальной школы на общероссийском уровне был проявлен определенный интерес, но в основном она рассматривалась лишь в общих чертах.
Историография данной проблемы в рамках Волго-Уральского региона заметно увеличилась с конца 1980-х гг. Региональные историки иллюстрируют, конкретизируют, дополняют историю федерального масштаба. Известным специалистом в области истории, теории, практики народного образования и проблем межнациональных отношений в России и Волго-Вятском регионе и Удмуртии является К. А. Понамарев [38]. Под его руководством и авторском участии вышла монография «Из истории народного образования Удмуртии» [18], где выделены этапы развития национальной школы второй половины XX - начала XXI вв.: 1) состояние системы школьного образования в 1950 - 1955 гг.; 2) изменения в национальной школе в 1959 - 1965 гг.; 3) кризисное развитие народного образования в 1960 - 1970-е гг.; 4) этап восстановления национальной системы образования в последнее десятилетие ХХ в. Обозначенные этапы идентичны для большинства финно-угорских народов Российской Федерации, в них просматриваются общие тенденции в развитии народного образования в национальных регионах.
В коллективных работах и монографических исследованиях историков национальных республик обобщен конкретно-исторический материал, в том числе и по истории систем национального образования. Заслуживают особого внимания работы З. И. Строгальщиковой (Карелия), К. Н. Санукова (Марий Эл), Н. А. Шкляевой (Удмуртия), Р. Г. Кузеева (Башкортостан), Р. Хакимова (Татарстан) и др. В них содержится значительный фактический материал по истории национальной школы.
С конца 1990-х гг. в отдельных регионах России появился целый ряд диссертаций, посвященных истории развития национальной школы: М. Х. Гатауллиной [5], Л. Ш. Сулеймановой [42], Л. А. Ефимова [14], Г. Н. Васильевой [3], О. В. Стрелковой [41], И. П. Малютина [29], П. В. Габова [4] и др. Особенностью всех этих работ являлось то, что они создавались в тесной связи с политикой возрождения национальных школ в своих республиках и областях в рамках общероссийской образовательной реформы.
Широкий общественный резонанс получили доклады К. Сюрьянен-Шаала, А. Ф. Сметанина, К. И. Куликова, К. Н. Санукова, А. А. Попова, Н. Ф. Мокшина, А. Д. Напалкова, Н. А. Нестеревой, Н. А. Садовского, А. С. Казимова, П. Дамокоша и др., представленные на международных научных форумах. В них положительно оценивается динамика процессов взаимодействия финно-угорских народов, развития национальных школ в родственных финно-угорских регионах России.
Исследование проблем школьного образования в Мордовии занимает важное место в трудах республиканских историков второй половины ХХ - начала XXI вв. Разработка этой темы шла в русле общих тенденций, характерных для отечественной историографии. Одними из первых явились работы А. В. Ососкова, К. А. Коткова [33] и Н. В. Талдина [43], осветившие развитие народного просвещения в годы советской власти как непрерывное восхождение «от победы к победе». В работе А. Л. Киселева «Социалистическая культура Мордовии» [23] рассматриваются вопросы становления школьной системы, формирования учительских кадров. Обзор состояния дореволюционной системы просвещения на территории Мордовского края и развитие новой школьной системы в советский период содержатся в работах Т. И. Сандиной [40] и В. В. Кирдяшкина [22]. Проблемам введения восьмилетнего обязательного образования и производственного обучения посвящены работы К. А. Горькиной «Развитие народного образования Мордовии за годы семилетки» [8] и Г. И. Лесова «Сельская общеобразовательная школа Мордовии на современном этапе» [28]. Вопросы развития образования и науки в Мордовской АССР в 1966-1973 гг. рассматриваются в диссертации Н. И. Чиняева «Развитие народного образования и науки в Мордовии» [46]. Состояние материально-технической базы учебных заведений Мордовии и подготовка педагогических кадров в 1960-1970 гг. изучались В. Л. Житаевым [15]. В целом идеологическая заданность указанных изданий предопределила только позитивное отражение материала, не позволила авторам критически проанализировать успехи и неудачи, раскрыть противоречия советской системы образования в данный период.
Проблемы реформирования школьного образования в середине 1980-х гг. широко обсуждались в органах периодической печати республики. В конце 1980-х гг. на страницы газет Мордовии вышла тема возрождения национальной школы [19; 20; 43]. В целом работы содержали анализ мероприятий по возрождению национальной школы на основе разумного сочетания родного и русского языков.
Новейшие работы, направленные на изучение отдельных вопросов нашей темы, связаны с именами таких исследователей, как В. К. Абрамов [1], И. Е. Автайкин [2], А. Б. Захаров [16], Н. В. Зиновьев [17], И. И. Карпов [21], Л. А. Нарядкина [32], О. Н. Осяева [34], Т. И. Шукшина [47] и др. Появление этих работ было обусловлено научной и общественной потребностью в объективном осмыслении картины развития школьного образования в Мордовии. Они являлись ценными исследованиями, вышедшими на новый уровень осмысления темы в свете цивилизационного, историко-культурного, этнопсихологического подходов.
Таким образом, исследование проблем национального образования в России и мордовской школы второй половины ХХ - начала XXI вв. имеет длительную историю, в ходе которой был накоплен значительный фактический материал.
Рецензенты:
Арсентьев В.М., д.и.н., профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, г. Саранск.
Корнишина Г.А., д.и.н., профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Матвеева Л.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОЙ ШКОЛЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14335 (дата обращения: 14.12.2024).