Словосочетание «профессиональные ценности» складывается из понятий «профессия» (от латинского profession - официально указанное занятие, специальность) и «ценность» (духовное формообразование, которое существует через моральные и эстетические категории теоретической системы). В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Профессиональные ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Профессиональные ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементом духовной культуры личности, важным регулятором в той мере, в какой осваиваются эти ценности.
В.С. Загурский (1972) отмечал, что в «Словаре профессий», изданном службой США, регистрируется 35550 профессий. Можно утверждать, что существует 35550 определений профессиональных ценностей или значений специальностей. При этом профессиональные ценности отдельных специальностей могут быть как мало изменяемыми, так и поддающимися совершенствованию.
Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия. Трактовок понятия «профессия» в научной литературе много:
- это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию, особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием;
- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию (В.Г. Макушкин).
Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов: «С точки зрения общества, профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Наиболее полным является следующее определение: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающих ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» (Ю. П. Поваренков).
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого, он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под личностью понимался механический комплекс относительно независимых друг от друга способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составило механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных компонентов, человек менял свою профессию.
Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии (Шадриков В.Д., Кудрявцев Т.В., Абульханова-Славская К.А., Поваренков Ю.П., Климов Е.А.). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении последней в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:
- поиск и выбор профессии;
- освоение профессии;
- социальная и профессиональная адаптация;
- выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Т.В. Кудрявцев).
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание (Ю.П. Поваренков).
Таким образом, профессиональное развитие - довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса.
Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации (Ю. П. Поваренков). Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно-опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом (А.К. Маркова).
В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия - понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками, помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия объединяет группу родственных специальностей.
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Большое влияние на формирование концепции оказали работы А.А. Бодалаева, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой.
Проблема профессионального становления стала актуальной в начале ХХ века. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями и патриархальным укладом общества. Решение вопросов профессионального самоопределения привело к возникновению новой области прикладной психологии - психотехники (W. Stern, I Muster berg, F. Parson), а в 1920-е гг. - психологии труда.
Утверждение демократических принципов организации производства, гуманистические теории, возникшие в 70-е гг. ХХ столетия в развитых странах (Германия, США, Великобритания, Япония и др.), привели к переосмыслению концепции профессионализации личности. Ядром профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии.
Овладение профессией ведет к присвоению профессиональных ценностей, что предполагает осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение внутренних, субъективных эталонов профессионализма; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач. Присвоение профессиональных ценностей идет следующим путем: от парциальных, неопределенных представлений о своей личности, ограниченного знания недостатков и преувеличения числа достоинств собственной профессиональной деятельности, неспособности предвидеть трудности и достижения в своей работе до критической и адекватной оценки многообразия сторон собственной личности и деятельности, интересов, знаний и умений - признаков рефлексии, типичных для настоящих мастеров своего дела.
Говоря о профессиональных ценностях личности, необходимо иметь в виду два уровня ценностей - личностный и общественный - и представлять механизм преобразования ценностей каждой личности в общественные ценности.
Под профессиональными ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения личных и социальных потребностей. Они формируются в процессе освоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах и интересах.
Профессиональные ценности - это средства, обеспечивающие личностный социально-значимый результат любой профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной деятельности личность осознает себя связующим звеном между профессией и здоровьем.
В настоящее время здоровый образ жизни становится уже не просто принципом взаимоотношения человека и здоровья, а одной из важнейших глобальных ценностей, обеспечивающих здоровьесбережение общества и каждого отдельного человека.
«Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой работоспособности, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается творческий потенциал личности. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у личности как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни» (В.И. Ильинич).
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностного сознания личности. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются человеком как личностно-значимые профессиональные ценности.
Определенное влияние на профессиональное развитие личности начинает оказывать и сама деятельность. Известный краснодарский психолог О.Г. Куколян считает, что любая деятельность, любая специальность предъявляют к личности человека определенные требования, накладывают печать на весь облик работника. Особенности профессиональной деятельности ставят перед человеком, выполняющим ее, одни и те же повторяющиеся задачи. Их ежедневное решение и выполнение на протяжении длительного периода времени формируют у человека не только профессиональные привычки, определенный склад мышления, но и отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, которое позволяет сохранить профессиональное долголетие.
Таким образом, здоровый образ жизни - это профессиональная ценность, неотъемлемая часть профессиональной деятельности личности, направленная на укрепление здоровья, работоспособности, повышение творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия.
Рецензенты:
Соловцова И.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика» Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Теория и методика преподавания истории, обществоведения и права» Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Сорокина В.М., Сорокин Д.Ю. МЕСТО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14327 (дата обращения: 12.10.2024).