Эмоциональное выгорание (ЭВ) у представителей социальных профессий и, в частности, у педагогов продолжает представлять интерес у отечественных и зарубежных ученых. Анализ литературы показал, что исследования в большей своей части направлены на установление выраженности различных симптомов выгорания, их зависимость от вида учебного заведения, статуса работника, стажа работы (И.А. Курапова, Е.О. Ненарт, В.Е. Орёл, К.С Милевич и др.) [1, 2, 5, 9, 10]. Продолжают исследоваться факторы, влияющие на формирование ЭВ и группы риска, а также разрабатываются мероприятия по профилактике и восстановлению педагогов (О.Н. Гнездилова, Н.С. Пряжников, Е. В. Лешукова, Maslach C.M. и др.) [6, 9, 10]. Мало исследованным остается вопрос изучения психофизиологических изменений, которые обеспечиваются нейро-вегетативной регуляцией (НВР) при развитии ЭВ [2, 4]. В связи с этим целью данного исследования явилось установление взаимосвязи эмоционального выгорания учителей, проживающих в условиях Югры, с временными показателями вариабельности сердечного ритма.
Методика
Данное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Сургутского района Тюменской области. В обследовании принимали участие учителя (всего 217 женщин, средний возраст 43,49±1,07, средний педагогический стаж 19,25±1,09). Учителя проходили психологическое тестирование по методике – тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (Бойко В.В.) [1, 5, 10]. Также измерялись показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) с применением пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2». В устройстве используется оптический пальцевой датчик (в виде прищепки), с помощью которого происходила регистрации пульсовой волны с одного из пальцев кисти. Исследование показателей пульсометрии производилось в положении испытуемого сидя, на съем информации отводилось не менее 300 кардиоинтервалов, т.е. измерение производилось в течение 5 минут 10 секунд. Прибор снабжен программным продуктом «ELOGRAPH», который в автоматическом режиме позволяет отображать изменение ряда показателей в режиме реального времени с одновременным построением гистограммы распределения длительности кардиоинтервалов [7].
Для оценки нейровегетативной регуляции организма по показателям вариабельности сердечного ритма испытуемых учителей использовались наиболее значимые временные показатели: SIM (активность симпатического отдела вегетативной нервной системы), PAR (активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы), SDNN (стандартное отклонение всех кардиоинтервалов), IBN (индекс напряжения по Баевскому) и HR/SSS (частота сердечных сокращений).
Результаты
Эмоциональное выгорание по методике Бойко В.В. условно разделяют на 3-и фазы: фаза «напряжения» (переживание эмоционального напряжения в связи с неудовлетворенностью работой, собой и т.д.; фаза «резистенции» характеризуется сопротивлением и неадекватным реагированием на организационные стороны в работе, контакты с коллегами и т.п.); фаза «истощения» (избегание близких эмоциональных и личностных контактов, ухудшение состояния здоровья и др.). О степени сформированности фаз судят по количественным показателям:
– 36 и менее баллов – фаза в пределах нормы (не сформировалась);
– 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
– 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Применение методики В.В. Бойко для установления эмоционального выгорания в группе учителей позволило распределить всех обследуемых на группы по степени сформированности у них фаз синдрома ЭВ. По усреднённым результатам в баллах (см. рисунок 1) фазы «напряжения» и «истощения» не сформированы, а фаза «резистенции» находится в состоянии формирования.
Рис. 1. Диаграмма усреднённых результатов (в баллах) сформированности 3-х фаз эмоционального выгорания у обследованных учителей
Для наглядности количественного распределения учителей по степени сформированности у них каждой фазы эмоционального выгорания ниже представлен рисунок 2.
Рис. 2. Диаграмма распределения учителей (в % от общего количества испытуемых) по степени сформированности у них каждой фазы эмоционального выгорания (по тесту Бойко В.В.)
Если просуммировать количество учителей, которые находятся на стадиях формирования и сформированности фаз «напряжения» (31 % учителей), «истощения» (34,5 % учителей), а особенно фазы «резистенции» (75 % учителей), то получаем вывод, что эмоциональное состояние педагогов нельзя считать благополучным. Особенно это выражено по симптомам фазы «резистенция». В связи с этим более детально исследовались показатели вариабельности сердечного ритма учителей с симптомами именно этой фазы.
Симптомы (с V по VIII), входящие в фазу «резистенция», следующие:
V – Неадекватное эмоциональное реагирование (застревание на отрицательных эмоциях и их демонстрация);
VI – Эмоционально нравственная дезориентация (сниженная ориентация на добропорядочные отношения в коллективе и с партнерами);
VII – Расширение сферы экономии эмоций (избегание или сокращение контактов);
VIII – Редукция профессиональных обязанностей (работа «через силу» и снижение эффективности труда);
Степень выраженности симптома оценивается по сумме баллов, которые колеблются в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов – не сложившийся симптом; 10–15 баллов – складывающийся симптом; 16 и более – сложившийся симптом.
Анализируя выраженность каждого из 4 симптомов фазы «резистенция» в баллах синдрома ЭВ (см. рисунок 3), следует обратить внимание на то, что все они находятся на стадии формирования. Симптом V – «Неадекватное эмоциональное реагирование» наиболее выражен, является почти сложившимся и в большей степени, чем другие симптомы этой фазы, характеризует изменение состояния эмоциональной сферы испытуемых учителей.
Рис. 3. Диаграмма степени сформированности 4 симптомов (V–VIII) фазы «резистенция» эмоционального выгорания (в баллах) в среднем по группе обследованных учителей
Для более наглядного представления того, у какого количества учителей и насколько выражено формирование 4-х симптомов фазы «резистенция», представили распределение учителей (в %) на рисунке 4.
Рисунок 4. Диаграмма распределения учителей (в %) по степени сформированности каждого из 4-х симптомов (V–VIII) фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания
Из рисунка 4 следует, что V симптом – «Неадекватное эмоциональное реагирование» сформирован у 44,7 % и формируется у 44,2 %. Также у достаточно большого количества учителей сформирован VIII симптом – «Редукция профессиональных обязанностей» (у 36,41 %). По VI и VII симптомам получили сходные численные показатели.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние большинства обследованных учителей не может способствовать максимальной эффективности их деятельности, поскольку их взаимодействие с другими людьми (тем более с детьми) в процессе работы несколько искажено, реакции на ту или иную ситуации могут быть непредсказуемы. Сами учителя при этом чрезмерно чувствительны и тревожны, испытывают внутреннее раздражение и напряжение, однако эмоционально закрепощены, могут демонстрировать некую отстранённость и «автоматизм».
Известным научным фактом является то, что изменения показателей ритма сердца при повышении эмоционального напряжения, при стрессе, физической нагрузке наступают раньше, чем появляются выраженные гормональные и биохимические сдвиги, т.к. реакция нервной системы обычно опережает действие гуморальных факторов [3, 7, 8], что дает основание для использования показателей сердечно-сосудистой системы для идентификации донозологических норм.
Статистическая значимость различий разброса значений параметров временных показателей вариабельности сердечного ритма в группах учителей с несформированными, формирующимися и сформированными симптомами фазы «резистенция» оценивалась по результатам дискриминантного анализа.
Для временных показателей, характеризующих V симптом «Неадекватное эмоциональное реагирование», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,91, приближенный F = 1,88 при p < 0,05, что позволяет говорить о неслучайности различий в распределении частотных показателей по этому симптому.
Для временных показателей, характеризующих VI симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,93, приближенный F = 1,35 при p < 0,19 и характеризующих VIII симптом «Редукция профессиональных обязанностей», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,94, приближенный F = 1,55 при p < 0,20, что может интерпретироваться как тенденция к неслучайности различий в распределении.
Для временных показателей, характеризующих VII симптом «Расширение сферы экономии эмоций», значение лямбды Уилкса (λw) составило 0,95, приближенный F = 1,08 при p < 0,37, что позволяет говорить о случайности полученных различий.
Для наблюдения за балансом регуляции со стороны симпатического и парасимпатического отделов ВНС используются индексы SIM и PAR, имеющие одинаковую размерность (см. таблицу): менее 15 ед. – слабая активность, 16–30 ед. – умеренная активность, более 30 ед. – высокая активность. У взрослого здорового человека в состоянии физического и психического покоя SIM не превышает 15 ед. Увеличение SIM свидетельствует о преобладании симпатического звена в регуляции ритма сердца и росте напряженности состояния организма. Чем выше показатель PAR, тем сильнее активность вагусного влияния на регуляцию ритма сердца.
Средние значения временных показателей вариабельности сердечного ритма в группах учителей с разной степенью сформированности 4-х симптомов фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания ()
Симптомы и степень сформированности |
SIM |
PAR |
SDNN |
IBN |
HR/SSS |
|
V |
A (n=24) |
5,53±0,62* |
9,96±1,11** |
39,25±3,64** |
60,63±8,52* |
72,21±4,39 |
B (n=96) |
3,79±0,65" |
12,98±1,08" |
50,33±3,85 |
43,31±4,40 |
73,13±1,75" |
|
C (n=97) |
4,74±0,55 |
11,68±1,10 |
47,62±4,37# |
49,53±5,30 |
75,48±1,81 |
|
VI |
A (n=97) |
4,77±0,60 |
11,87±1,09 |
46,74±3,66 |
50,84±6,02 |
74,46±1,98 |
B (n=68) |
4,69±0,55" |
10,93±1,23"" |
44,59±4,54"" |
50,15±5,16 |
74,60±2,11 |
|
C (n=52) |
3,37±0,41# |
13,92±1,32# |
54,37±5,61# |
39,92±4,57 |
72,67±2,25 |
|
VII
|
A(n=100) |
4,26±0,45 |
11,90±1,07 |
47,18±3,70 |
45,69±4,96 |
72,64±1,78* |
B (n=47) |
4,77±0,53 |
11,60±1,64 |
45,96±4,45 |
56,17±5,65 |
75,98±2,33 |
|
C (n=70) |
4,39±0,58 |
12,61±1,28 |
50,21±5,46 |
45,83±4,91 |
74,86±2,32 |
|
VIII
|
A(n=67) |
4,52±0,46 |
12,15±1,28 |
45,09±4,36 |
47,49±4,40 |
73,13±2,27 |
B (n=71) |
4,34±0,51 |
11,87±1,15 |
49,55±5,01 |
45,76±5,14 |
74,31±2,05 |
|
C (n=79) |
4,38±0,48 |
12,16±1,20 |
48,78±4,29 |
50,46±5,21 |
74,67±2,08 |
Условные обозначения: симптомы: V – «Неадекватное эмоциональное реагирование; VI – «Эмоционально-нравственная дезориентация»; VII – «Расширение сферы экономии эмоций»; VIII – «Редукция профессиональных обязанностей»; SIM и PAR, соответственно отражающих активность симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, SDNN (или СКО – стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов), IBN (индекс напряжения Баевского), HR/SSS (частота сердечных сокращений); степень сформированности симптома: А – не сформирован, В – формирующийся, С – сформирован, n – количество человек. Значимые различия по критерию Фишера: * (#,") – р<0,05, ** (##,"") – р<0,01; обозначение * – при сравнении групп с несформированным и формирующимся симптомом; обозначение # – при сравнении групп с несформированным и сформированным симптомом; " – при сравнении групп с формирующимся и сформированным симптомом.
Полученные результаты ВСР позволяют оценить реакцию отделов вегетативной нервной системы (ВНС) на развитие симптомов ЭВ. В группе обследованных учителей показатели SIM и PAR демонстрируют так называемую «слабую активность» с преобладанием активности парасимпатического отдела ВНС, что считаем в большей степени характерной особенностью жителей Югры, опираясь на собственные исследования и исследования других авторов [3, 8].
SDNN (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов) – это показатель активности механизмов регуляции. Нормальные значения SDNN находятся в пределах 40–80 мс, что и наблюдается в группах обследуемых.
Наблюдая за динамикой взаимного изменения индексов SIM и PAR, а также показателя SDNN, следует отметить статистическую значимость этих изменений по V и VI симптомам.
Индекс напряжения Баевского чрезвычайно чувствителен к усилению тонуса симпатической нервной системы. Небольшая нагрузка (эмоциональная или физическая) увеличивает IBN в 1,5–2 раза. При значительных нагрузках он растет в 5–10 раз. У обследованных учителей IBN находится в диапазоне 39,92–60,63 у.е. Ниже представлены возможные диапазоны IBN и их краткая характеристика:
- 60-120 у.е. – узкий диапазон нормы (эустресс);
- 30-200 у.е. – широкий диапазон нормы (компенсированный дисстресс);
- <30 у.е. и >200 у.е. – некомпенсированный дисстресс;
- >500 у.е. – состояние кризиса систем адаптации;
- >1000 у.е. – требуется неотложные мероприятия.
Из этого следует, что в группе исследуемых учителей значения IBN ниже узкого диапазона нормы и характеризуют так называемый «компенсированный дистресс» в сторону сниженного напряжения. Предполагаем, что полученные величины IBN могут характеризовать особенные компенсаторные механизмы в группе обследуемых. Этот результат мы рассматриваем как приспособительную реакцию жителей Югры [3, 8].
Заключение
В группах обследованных учителей по временным показателям вариабельности сердечного ритма наблюдается так называемый «компенсированный дистресс» в сторону сниженного напряжения. Значения индексов SIM и PAR во всех группах учителей таковы, что можно сделать вывод об общей «слабой активности» симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы с преобладанием парасимпатического отдела.
Наблюдая за взаимным изменением индексов SIM и PAR, а также показателя SDNN при формировании симптомов фазы «резистенция», следует отметить статистическую значимость изменений по V «Неадекватное эмоциональное реагирование» и VI «Эмоционально-нравственная дезориентация» симптомам. Причем, при формировании этих симптомов значения SIM уменьшаются (PAR ведёт себя обратным образом). К стадии «сформированности» V симптома SIM повышается, к стадии «сформированности» VI симптома SIM продолжает понижаться. Такую различную динамику показателя SIM связываем с различными базовыми характеристиками симптомов: V отражает эмоциональную сферу, а VI симптом отражает нравственную ориентацию личности.
Рецензенты:
Акопов Г.В., д.псх.н., заведующий кафедрой социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.
Гагай В.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут.
Библиографическая ссылка
Майстренко Е.В., Майстренко В.И. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА УЧИТЕЛЕЙ ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИМПТОМОВ ФАЗЫ «РЕЗИСТЕНЦИЯ» ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14313 (дата обращения: 21.11.2024).