Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Бочарова И.Ю. 1 Ганин А.М. 2
1 Ливенский филиал ФГОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
2 ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
В статье рассматриваются особенности формирования российской модели корпоративного управления, определены возможность и целесообразность использования накопленного мирового опыта в отечественной практике управления. В работе проанализированы особенности корпоративного управления предприятий сферы производства пищевых продуктов, оказавших влияние на динамику индексов производства, ряда показателей деятельности в разрезе форм собственности, других технико-экономических показателей компаний по производству пищевых продуктов. Выявлено, что система корпоративного управления предприятий в сфере производства пищевых продуктов создается для решения следующих основных задач: обеспечения социально-экономической максимальной эффективности корпораций, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств. Определены ключевые факторы, оказывающие влияние на деятельность корпоративных образований в исследуемом сегменте, в том числе конкретная структура владения акциями корпорации; степень и направления вмешательства государства в экономику и др.
корпоративное управление
предприятие
производство
пищевые продукты
1. Ганин А.М. Повышение эффективности функционирования корпоративных образований агробизнеса в российской экономике // Корпоративное управление: эффективность и перспективы развития: Вторая международная научно-практическая конференция: Сборник статей / Под ред. д.э.н. И.Ю. Бочаровой. – Орел: Издательский Дом «Орлик», 2014. – С. 90-97.
2. Бочарова И.Ю. Бенчмаркинг в корпоративном управлении // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. − № 8. – С.31-39.
3. Бочарова И.Ю. Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний // Финансы и кредит. – 2011. – № 47. – С. 2-9.
4. Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический сборник /Росстат. – М.: Росстат, 2013. – 717 с.
5. Рыманов А.Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 13. – С. 29-31.
6. Рыманов А.Ю. О налогово-бюджетном регулировании сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2004. – № 4. – С. 40-42.
7. Рыманов А. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики РАН. – 2012. – № 5. – С. 182-185.

Важнейшим условием экономического роста и повышения конкурентоспособности предприятий в современной экономике является эффективное корпоративное управление. Сложившаяся практика управления в российских компаниях не вписывается ни в одну из классических моделей корпоративного управления и представляет смешанный вариант их использования. Национальная модель корпоративного управления находится в процессе формирования, объединяя черты англосаксонской и германской моделей. Специфика российской модели корпоративного управления обусловлена историей возникновения компаний в процессе массовой приватизации и последующего перераспределения собственности, приведшего к ее высокой концентрации и слабому отделению от управления. В современных условиях совершенствование корпоративного управления нацелено на эффективное использование капитала, поддержание доверия инвесторов [7].

Существуют различные мнения по поводу специфики развития российской модели корпоративного управления, в частности:

  1. Ориентация на германский вариант корпоративного управления, в котором решающую роль в контроле над предприятиями получают банки.
  2. Ориентация на американский путь развития корпоративного управления, в котором основным направлением является обеспечение внешнего контроля акционеров через фондовый рынок.

Формирующаяся в России структура собственности носит переходный характер, а предприятия российской промышленности используют различные модели корпоративного контроля: «частного предприятия», «коллективной менеджерской собственности», с концентрированным внешним владением, с распыленным владением.

В целом корпоративное управление представляет систему отношений между участниками функционирования корпоративных образований: акционерами, менеджерами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, представителями органов исполнительной и законодательной власти. Независимо от выбранной модели, корпоративное управление нацелено на повышение социально-экономической эффективности корпорации, привлечение инвестиций, выполнение юридических и социальных обязательств.

Очевидно, что национальная модель корпоративного управления не может сложиться за короткий промежуток времени. На этот процесс влияет ряд ключевых факторов, в том числе: структура владения акциями корпорации; процесс трансформации сбережений в инвестиции с учетом законодательства о собственности и др. Кроме того, важное влияние имеет степень и направления вмешательства государства в экономику, сформированная правовая и финансовая системы, налогово-бюджетное регулирование [6], государственно-частное партнерство [5]. Особое место в формировании национальной модели корпоративного управления должны занять общепринятые хозяйствующими субъектами нормы и традиции делового оборота, активное внедрение проектов государственно-частного партнерства [5]. Кроме того, особенностью российской модели функционирования корпоративных образований является значительная доля государства в капитале крупнейших корпораций.

Использование зарубежного опыта, передовой практики, ситуационного анализа (бенчмаркинга) в корпоративном управлении позволит существенно повысить эффективность функционирования российских корпоративных структур [2].

Процессы глобализации оказали значительное влияние на существующие модели корпоративного управления российских компаний, а особенно предприятий по производству пищевых продуктов. В последнее время наблюдается рост объема отгруженных товаров собственного производства пищевых продуктов, выполненных работ и услуг собственными силами (рис. 1) [4].

Рис.1. Динамика объема отгруженных товаров производства пищевых продуктов, в фактически действовавших ценах, млрд руб.

Этому не препятствовало резкое снижение числа действующих предприятий по производству пищевых продуктов с 54032 в 2005 году до 40869 в 2010 году, что произошло в связи с повышением процессов концентрации производства и под влиянием финансового кризиса 2008 года. Однако в дальнейшем прослеживается увеличение действующих предприятий до 41274 в 2011 году, 43016 в 2012 году. На динамику производства пищевых продуктов оказывают влияние процессы концентрации, специализации производства, реализация практики корпоративного управления, развитие обрабатывающего производства в целом, осуществление налогового, бюджетного регулирования сельского хозяйства [6], тенденции развития производства продукции сельского хозяйства. Данные процессы оказали влияние на динамику индексов производства пищевых продуктов: в 2000 г. – 105,3 %, в 2005 г. – 106,6 %, в 2010 г. – 105,4 %, в 2011 г. – 101 %, в 2012 г. – 105,1 % [4].

В классическом виде корпоративное управление реализуется в предприятиях с частной формой собственности. Среди предприятий по производству пищевой продукции их удельный вес составляет 92 % (рис. 2) [4].

Рис. 2. Структура действующих предприятий по производству пищевых продуктов по формам собственности, 2012 г.

Система корпоративного управления предприятий по производству пищевых продуктов реализуется в соответствии с законодательством. Российское акционерное законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом. Органами управления предприятий по производству пищевых продуктов являются: совет директоров (наблюдательный совет); исполнительный орган: единоличный исполнительный орган и (или) коллегиальный исполнительный орган; общее собрание акционеров. Органом внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий является ревизионная комиссия (ревизор).

В российской модели корпоративного управления доминирующие акционеры непосредственно участвуют в управлении предприятий по производству пищевых продуктов в качестве их топ-менеджеров. Совмещение собственности и контроля стало формальным институтом российской корпоративной практики, ограничивающим спрос на наемный менеджмент.

В настоящее время дополнительную специфику корпоративным отношениям придает отсутствие интереса кредитных организаций к инвестированию в акции промышленных предприятий, в том числе в сфере производства пищевых продуктов. Это зачастую вызвано сохраняющейся на высоком уровне прибыльности собственно кредитных операций и незначительным опытом управления хозяйствующим субъектом [1].

На отечественном рынке ценных бумаг слабо реализуется право собственности вследствие низкой доходности на капитал, вложенный в реальный сектор экономики. Это не позволяет эффективно перераспределять средства инвесторов. Поэтому важным элементом корпоративного управления выступает дивидендная политика, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости компании [3].

Следует отметить, что до настоящего времени не подготовлено достаточное число профессиональных управляющих, обладающих опытом и знаниями, а также отсутствует возможность применения таких знаний на практике. В хозяйственной практике нарушается основополагающий принцип разделения прав собственности и контроля. В результате, либо собственники управляют всеми процессами в корпорации, включая оперативную деятельность, либо, наоборот, эффективный собственник отсутствует, а менеджмент бесконтрольно узурпирует властные полномочия.

Анализируя деятельность совета директоров компаний, отметим, что все еще недостаточно весомой остается роль независимых директоров в компаниях, которые способствуют реализации одного из основных принципов корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития, предусматривающему, что совет директоров должен иметь возможность выносить объективное независимое суждение по корпоративным вопросам. Данные проблемы могут быть решены путем заимствования отдельных норм и правил англосаксонской модели.

С помощью использования особенностей германской модели возможно разработать эффективные механизмы контроля со стороны инсайдеров, привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, а также установить критерии их недобросовестного и неразумного поведения и обеспечить соблюдение данных критериев.

Существенным аспектом повышения эффективности функционирования российской модели корпоративного управления должно явиться общее повышение уровня правовой культуры, соблюдение базовых принципов функционирования правового государства. В этой связи возрастает необходимость выполнения базовых норм права, усиления практики правоприменения, ответственности лиц, получивших незаконные выгоды, осуществляющих неисполнение обязательств перед контрагентами и обязанностей по уплате налогов и сборов.

Выделим существующие в настоящее время особенности развития российской модели корпоративного управления:

  • высокая концентрация акционерного капитала;
  • низкие стандарты раскрытия информации о деятельности компаний;
  • высокая доля аффилированных лиц в структуре собственности многих компаний, затрудняющая определение реального, а не номинального собственника;
  • перманентный процесс перераспределения собственности;
  • игнорирование (частичное) интересов миноритарных акционеров, жесткий контроль над финансовыми потоками со стороны крупных собственников и менеджеров;
  • размывание властных управленческих полномочий путем дублирования органов управления;
  • существенное доминирование менеджера – «первого лица» над остальными сотрудниками, в том числе управляющими процессами, его неограниченный контроль над финансовыми потоками, фактически, подмена правом «управления процессом» права собственности;
  • несущественное представительство в структуре корпоративного управления наемных сотрудников, что влечет отсутствие заинтересованности в результатах функционирования корпорации;
  • значимая роль органов исполнительной государственной власти как регулятора развития территории функционирования корпорации и др.

Реализация указанных особенностей находит свое отражение в корпоративном управлении предприятий по производству пищевых продуктов. Как показывает практика корпоративного управления, в настоящее время нецелесообразна модель, соответствующая классическому образцу. Важной государственной задачей является рассмотрение корпоративного управления с позиции защиты и гарантий прав собственности и обеспечение баланса интересов участников корпоративных отношений.

Рецензенты:

Никитин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», г. Орел.

Рыманов А.Ю., д.э.н., зав. кафедрой финансов и налоговой политики ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Бочарова И.Ю., Ганин А.М. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14312 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074