Российское школьное образование на современном этапе обозначает одним из показателей качества образования в школе здоровье выпускников, что ставит новые задачи перед высшей школой в сфере профессиональной подготовки будущих педагогов - готовить студентов педагогических вузов к здоровьесберегающей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) формулирует результаты формирования способностей применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области выпускников вузов в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций. Высшие учебные заведения включаются в работу по описанию компетенций, формируемых в ходе освоения учащимися комплекса учебных дисциплин, соответствующих определенному направлению подготовки. Для представления информации о компетенции в компактной форме многие вузы пользуются макетом документа «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции», методическими пособиями по разработке паспорта компетенции, опытом ведущих российских вузов по разработке паспорта и программы формирования компетенции. Рассмотрев и проанализировав примеры паспортов компетенций Байкальского государственного университета экономики и права, Псковского государственного педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Алтайского государственного университета, Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии и др. [2], мы пришли к выводу о том, что вузовский уровень предполагает адаптацию федеральных требований к формированию компетенций к региональной и вузовской специфике. Каждый вуз уточняет формулировку компетенции в соответствии с реализуемым профилем подготовки или наименованием программы. Также вузом устанавливаются уровни сформированности компетенций, исходя из конкретной образовательной программы.
Последние научно-методические разработки паспортов компетенций, в частности в области подготовки студентов педагогических вузов к здоровьесберегающей деятельности, направлены на создание универсальной модели определения уровня сформированности компетенции (Абрамова Н.А., Белова Г.М., Шатрова Е.А.), определения структуры компетенции (Абсалямова И. Р., Лукашин Ю.В. Русских Т. И. , Глотова Ж. В. , Петрухина И. В. , Пискунова Е. Н.), выявление основных путей, методов и технологий формирования компетенции (Айзман Р.И., Казин Э.М., Коновалов И.Е., Пискарев Н.Н.).
Однако полностью разработанного паспорта и программы столь важной общепрофессиональной компетенции «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» мы не нашли, что и определило актуальность, цели и задачи нашего исследования.
Цель исследования: разработать паспорт обязательной общепрофессиональной компетенции: «ОПК-6 - Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности».
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
- Определить содержание и основные сущностные характеристики компетенции.
- Выявить место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки.
- Представить структуру компетенции.
- Фиксировать уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза.
- Оценить трудоемкость формирования компетенции у студента вуза на «начальном» уровне.
- Выявить пути, методы и технологии формирования компетенции.
- Определить график и возможные траектории формирования компетенции.
Описанные задачи соответствуют структуре макета стандартного паспорта и программы формирования компетенции [1,5].
В основу исследования положен компетентностный подход, признанный в настоящее время наиболее эффективным средством реформирования российского образования. Обобщая определение понятия «компетенция» (В.А. Адольф, И. А. Зимняя, Т.М. Гребенюк, С. Уиддет, С. Холлифилд, А. В. Хуторской), под компетенцией будем понимать способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Всего ФГОС ВПО по направлению «050100.62 - Педагогическое образование» содержит 16 общекультурных и 17 профессиональных компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по данному направлению подготовки. По утверждению Пахаренко Н.В. и Зольниковой И.Н.: «...эффективное формирование каждой из компетенций невозможно без ее всестороннего описания, осмысления, определения особенностей ее образования, а также конкретных методов и условий организации учебного процесса. Паспорт и программа формирования компетенции позволяют представить всю эту информацию в компактной форме» [6].
Пример паспорта и программы формирования обязательной профессиональной компетенции в области педагогической деятельности ПК-7 «Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности».
«Определение, описание ее содержания и основных сущностных характеристик компетенции»
Под исследуемой компетенцией понимается использование знаний анатомии, физиологии и здоровьесберегающих технологий для рациональной организации процесса обучения и воспитания, индивидуального подхода в обучении, воспитании и сохранении здоровья учащихся.
Компоненты компетенции [4]:
- аксиологическая - включает систему ценностей (ведущее место среди которых занимает здоровье), мотивирующих студента на здоровьесберегающую деятельность и формирующих позитивное отношение к ней;
- когнитивная - включает систему необходимых знаний о теоретических и методических основах здоровьесберегающей деятельности;
- деятельностная - включает умения студента осуществлять здоровьесберегающую деятельность и наличие необходимых для нее качеств личности;
- управленческая - включает умения студента прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, анализировать, осуществлять рефлексию здоровьесберегающей деятельности.
«Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки»
Для управления здоровьесбережением в образовательных учреждениях требуются педагогические кадры, которые будут способны управлять здоровьесберегающей образовательной средой.
«Принятая структура компетенции»
Структура компетенции определяет, что бакалавр должен [7,8].
Знать: основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу зданию и помещениям школы; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий;
основные приёмы по оказанию первой помощи пострадавшим; методы профилактики заболеваний и детского травматизма;
роль и значение физической культуры в структуре своей профессиональной деятельности; научно-биологические и практические основы физической культуры и здорового образа жизни.
Уметь: оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых, проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
оказывать неотложную помощь пострадавшим; обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
пользоваться простейшими методиками для самоконтроля за состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности.
Владеть: основными методами защиты жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, приёмами оказания первой неотложной помощи; теоретическими аспектами формирования культуры потребности в здоровом образе жизни у учащихся;
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.
«Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза»
Выделены три уровня сформированности готовности будущих педагогов к управлению здоровьесберегающей средой: начальный, средний, высокий [3]:
- начальный: у педагога преобладают предметные и частично методические знания, педагогическая направленность слабо выражена; он обладает сведениями о здоровье в целом и здоровье обучающихся в частности; осознает необходимость принимать меры по сохранению здоровья обучающихся в процессе их обучения в школе; испытывает трудности в налаживании сотруднических отношений с детьми; не имеет представления о средствах, способствующих сохранению здоровья в образовательной деятельности и т.д.;
- средний: у педагога есть определенный запас профессиональных знаний, которые осознанно используются в различных ситуациях, ярко выражена педагогическая направленность; он обладает представлениями об образованности, о соотношении здоровья и образованности; имеет представление о функциях работника образования по сохранению здоровья обучающихся; внимательно относится к особенностям обучающихся в плане учета состояния их здоровья и их образовательных потребностей; стремится так организовать свою работу, чтобы обеспечить паритет здоровья и образованности обучающихся; но не имеет достаточных знаний о средствах здоровьесберегающей деятельности, не умеет использовать их в практической деятельности в рамках преподаваемой дисциплины; не может самостоятельно разработать и внедрить в практику образования здоровьесберегающие технологии и др.;
- высокий: специальная образованность находится на достаточно высоком уровне, постоянно развивается и совершенствуется; педагог имеет представление о здоровьесберегающем образовательном процессе и здоровьесберегающих технологиях, его характеристиках и особенностях; обладает знаниями в области смежных с педагогикой наук, теории управления; имеет сведения о средствах здоровьесбережения в рамках преподаваемой дисциплины, умеет ими пользоваться в практической деятельности; активизирует свою деятельность по подбору и реализации наиболее эффективных средств здоровьесбережения обучающихся, разработке на их основе здоровьесберегающих технологий; активно внедряет в практику образования здоровьесберегающие технологии; имеет опыт прогнозирования ситуации и диагностирования уровней здоровья и образованности обучающихся в процессе обучения, а также своевременной корректировки своей деятельности в процессе преподавания дисциплины с целью получения нужного результата и управления здоровьесберегающей образовательной средой.
«Общая трудоемкость формирования компетенции у студента»
Компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин учебного плана:
возрастная физиология и здоровый образ жизни (72 ч., 2 з.е.), основы медицинских знаний и здорового образа жизни (72 ч., 2 з.е.), безопасность жизнедеятельности (180 ч., 5 з.е.), физическая культура (400 ч., 2 з.е.), педагогика (360 ч., 10 з.е.), производственная практика (14 недель, 21 з.е.).
«Основные пути, методы и технологии формирования компетенции»
- лекции, семинарские и практические занятия;
- дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги;
- выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе);
- метод проектов (исследовательские, информационные, межпредметные, личностные, групповые и др.), представление результатов;
- учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы;
- система заданий, выполняемых на учебно-исследовательских и педагогических практиках;
- участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности.
«Календарный график и возможные траектории формирования компетенции»
В формировании компетенции «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» можно выделить 2 этапа.
Первым этапом (1-4 семестр) формирования компетенции является изучение дисциплин: возрастная физиология и здоровый образ жизни, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, педагогика [9].
Вторым этапом (6-7 семестр) в формировании компетенции является производственная практика. В результате прохождения практики совершенствуются умения организовать досуг учащихся, способствующий формированию здорового образа жизни, организовать учебный процесс с использованием здоровьесберегающих технологий; владение здоровьесберегающими технологиями обучения.
«Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций и необходимые оценочные средства проверки сформированности компетенции»
Возрастная физиология и здоровый образ жизни - зачет, 1 сем.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - зачет, 2 сем.
Безопасность жизнедеятельности - зачет, 3 сем.
Физическая культура - зачет, 2, 4, 6 сем.
Педагогика - зачет, 1, 3 сем., экзамен, 2, 4 сем.
Наблюдение и анализ деятельности студента на практике.
Защита проектов, защита результатов лабораторных и практических работ, защита курсовых работ.
Выполняя наше исследование, мы приходим к выводу о значимости универсальной модели паспорта и возможности ее дополнения, совершенствования и эффективного использования в педагогическом процессе. Однако следует сказать о том, что работа по составлению паспорта и программы компетенции является трудоемкой задачей и требует разработки формализованных подходов.
Рецензенты:
Майер В.Р., д.п.н, к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.
Пак Н.И., д.п.н, к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Осяк С.А., Киргизова Е.В., Яковлева Е.Н. ПАСПОРТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14264 (дата обращения: 06.11.2024).