Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНО ОПОСРЕДОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Арапова С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проведён анализ процесса формирования мультимедийно опосредованной иноязычной коммуникативной компетенции школьников с позиций синергетического, системно-деятельностного похода и Концепции развития универсальных учебных действий. Подчёркнуто влияние информатизации общества на характер иноязычной коммуникативной компетенции. Дано определение понятия «мультимедийно опосредованная иноязычная коммуникативная компетенция школьников». Обоснована необходимость реализации интегрированного подхода к проблеме формирования данной компетенции. Доказано, что триединство перечисленных методологических принципов отвечает современным тенденциям развития науки и техники, соотносится с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основной школы и создаёт теоретическую основу для формирования поликультурной полилингвальной личности, ориентированной на развитие и саморазвитие, готовой и способной к эффективному осуществлению межкультурной коммуникации в условиях мультимедийно опосредованного информационного пространства.
образование
мультимедиа
иноязычная коммуникативная компетенция
интегрированный подход
1. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций в инновационной развивающей среде / К.Э. Безукладников, Н.С. Рубина // Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 6. – С. 95-98.
2. Безукладников К.Э. Самореализация будущего учителя иностранного языка в логике лингвоинформационного подхода к высшему иноязычному образованию / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 6. – С. 71-75.
3. Гейхман Л.К. Синергетичкская педагогика / Л.К. Гейхман, Л.В. Кушнина, А.В. Кушнин.– Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011. – С.177
4. Зимняя И.А. Ключевые социальные компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5. – С.34-42
5. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология: учеб. для вузов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/kagermazova_l_tc/ (дата обращения: 19.03.2013).
6. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка. Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 1. – С. 84-87.
7. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст / А.И. Санникова, Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 9. – С. 75.
8. Цукерман Г.А.Как младшие школьники учатся учиться. – Рига, 2000. – С. 5.
9. Bezukladnikov K., Kruze B., Mosina M. (2013) Interactive Approach To Esp Teaching And Learning. - World Applied Sciences Journal (WASJ). – 24 (2): 201-206, 2013. ISSN 1818-4952. – URL: http://www.idosi.org/wasj/online.htm .
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, практически во всех странах, включая Россию, ощущается необходимость модернизации системы образования с целью приведения её в соответствие с уровнем общественного развития, достижениями и динамикой научно-технического прогресса, социальными и экономическими потребностями информационного общества.

Стратегические цели и задачи модернизации отечественного образования нашли своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС). Согласно требованиям ФГОС, результаты освоения программы образовательной области «Филология. Иностранный язык» должны, с одной стороны, отражать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях. С другой стороны, обучение иностранному языку призвано способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование коммуникативной компетенции, которая лежит в основе всех прочих компетентностей поликультурной личности, является центральной проблемой современной лингводидактики [6]. Иноязычная коммуникативная компетенция помимо владения знаковой системой языка включает умение находить информацию, преобразовывать её в соответствии со своими взглядами, вкусами, представлениями и предавать её собеседнику, выражая собственное отношение к услышанному, увиденному, прочитанному. Данную компетенцию невозможно рассматривать в отрыве от быстро развивающегося информационного пространства. Логично предположить, что в условиях информатизации всех сфер жизни общества, с ростом объёмов и концентрации информационных потоков, иноязычная коммуникативная компетенция приобретает некие новые характеристики.

Цель нашего исследования состоит в разработке и апробации технологии формирования мультимедийно опосредованной иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в основной школе. В данной статье отражены аспекты теории её формирования.

Мультимедиа характеризуется как новейшая и быстро распространяющаяся информационная среда современной поликультурной языковой действительности, как новый тип социокультурного бытия полилингвальной и поликультурной личности [5]. Уникальные свойства мультимедийно опосредованной информационной среды предоставляют пользователям возможность аутентичного общения с реальным собеседником практически из любой точки мира, открывают доступ к широчайшим источникам информации. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создаёт реальные возможности повышения качества иноязычного образования. При этом возникает необходимость формирования у учащихся умения ориентироваться в потоке информации, пользоваться иноязычными поисковыми серверами, вести цивилизованный диалог с носителями других культур. Речь идёт о формировании мультимедийно опосредованной иноязычной коммуникативной компетенции (МО ИКК).

Проведённое автором исследование позволило определить данное понятие как готовность и способность полилингвальной и поликультурной личности учащегося к эффективному осуществлению межкультурной коммуникации в мультимедийно опосредованном информационном пространстве, где «готовность» соотносится с личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный компоненты, а «способность» - с когнитивным компонентом - знаниями, умениями, навыками.

Данное определение было сформулировано на основе анализа подходов к формированию понятий «компетенция» и «компетентность». Ценной для нашего исследования также представляется позиция И.А. Зимней, которая полагает, что «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений)», которые проявляются в поведении и деятельности человека [4]. Базовым постулатом при определении понятия МО ИКК школьников послужила идея интегрированного подхода к определению термина «компетенция» в языковом образовании [1].

Рассмотрим подходы к формированию МО ИКК школьников.

Современная парадигма образования располагает достаточно обширной методологической базой. Однако переход от статической модели знаний с функцией запоминания к динамически структурированным системам, позволяющим применять усвоенное и успешно функционировать в условиях современной информационной среды, требует развития идеи полиподходности в образовании [2]. Наиболее оптимальной для нашего исследования представляется интеграция на новом методологическом уровне положений системно-деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного и синергетического подходов с учётом принципов развивающего и коммуникативного обучения.

Теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования служит системно-деятельностный подход, разработка положений которого принадлежит научной школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова; а также концепция личностно ориентированного образования, отраженная в трудах Л.В. Занкова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса, Р. Сноу и др. В них раскрываются психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира и даётся общая структура учебной деятельности учащихся.

Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Из этого следует, что личностное, познавательное и социальное развитие ребёнка зависит от содержания и качества организации его учебной деятельности. В.В. Давыдов рассматривает деятельность как сложную структуру, включающую выполнение множества связанных между собой действий, где кроме цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и конкретные способы его выполнения.

При формировании МО ИКК функции мультимедийных средств обучения не ограничиваются только рамками перестройки содержания учебного процесса, поскольку технические средства в практике обучения иностранному языку оказывают влияние на всю структуру учебного процесса. При работе с мультимедийным источником информации (например, гипертекстом) на первом этапе учащийся сначала знакомится с его структурой, т.е. электронный ресурс выступает в роли предмета учебной деятельности. Учащемуся при этом чаще всего приходится подчинять свои действия заданной ресурсом логике. На последующих этапах данный либо иной мультимедийный ресурс используется учеником уже как средство решения конкретных учебных задач, следуя собственной логике и в соответствии с поставленной целью, а электронный ресурс выступает в роли дидактического условия и средства формирования МО ИКК.

При работе в мультимедийно опосредованном информационном пространстве с целью осуществления иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях межкультурной коммуникации восприятие подростков становится избирательной, аналитико-синтетической деятельностью, направленной на решение коммуникативных задач в нестандартных условиях. При этом качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом [5].

В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности при формировании МО ИКК создаются условия для активизации творческих способностей учащихся и развития их мотивационной сферы, что полностью соответствует целям и принципам системно-деятельностного подхода в обучении.

Формирование МО ИКК с позиций системно-деятельностного подхода предполагает также принципиально иную схему организации учебного процесса, при которой в центре внимания - ученик с его индивидуальными особенностями, потребностями, способностями и возможностями. Учитель - организатор, консультант, обеспечивающий педагогическое сопровождение его деятельности по освоению способов эффективного осуществления межкультурной коммуникации в мультимедийно опосредованном пространстве [9].

В условиях информационного общества выпускнику школы недостаточно обладать набором усвоенных в школьном курсе знаний, умений, навыков. Цели образования формулируются в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей, а также системы универсальных учебных действий. Принципиальным отличием ФГОС является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными учебными действиями, которые обеспечивают способность личности к самообразованию и адаптации в условиях динамичного информационного общества.

Вопросами формирования у школьников «умения учиться» занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.В. Репкин, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.). По мнению учёных, «умение учиться» предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями или универсальными учебными действиями - УУД), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.

Подходы к формированию УУД учащихся основной школы активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Под руководством А.Г. Асмолова в рамках создания ФГОС общего образования разработана Концепция и Программа развития универсальных учебных действий. В Программе определены функции, содержание и номенклатура УУД, дана общая характеристика их психологического содержания и способов формирования в образовательном процессе.

Особенностью УУД является то, что они носят метапредметный характер, обеспечивают «умение учиться», которое в научной литературе определяется как характеристика субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельному «выходу за пределы собственной компетентности» для поиска общих способов действия в новых ситуациях [8]. УУД составляют основу организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания, обеспечивают формирование психологических способностей учащегося, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. В данной связи УУД могут выступать не только в роли условия, но также цели и результата формирования МО ИКК школьников.

Рассмотрим процесс формирования данной компетенции с точки зрения синергетики. В качестве основой модели модернизации образования синергетика выполняет прогностическую и стра­те­ги­чес­кую функции образования, а также представляет собой ме­то­до­ло­гию, определяющую основные принципы обновления его содержания.

Синергетический подход в обучении иностранному языку - новое формирующееся направление, которое находится на современном этапе в стадии становления. Оно инициировано и развивается американскими учёными C. Линкером, Н. Хомским, а также чилийскими учеными, удостоенными Нобелевской премии, У. Матураной и Ф. Варелой.

С позиций синергетики человек, язык, образование и культура рассматриваются учёными в качестве целостной открытой сверхсложной саморазвивающейся системы. Модель формирования МО ИКК школьников может быть представлена как целостная педагогическая система, имеющая сложную структуру взаимодействий подсистем, обмена энергией и информацией. В центре неё - поликультурная полилингвальная личность как открытая сверхсложная система, находящаяся в тесном взаимодействии с языковой средой поликультурного информационного поля современного общества [7].

Средой формирования поликультурной полилингвальной личности как сверхсложной саморазвивающейся системы становятся не менее сложные подсистемы (их совокупность и взаимодействие), которые, с одной стороны, создаются и поддерживаются благодаря языку, а с другой стороны, сами служат и условиями, и способами его существования. К ним относятся: система средств мультимедийно опосредованной коммуникации, система формирования мышления и психики, система способа познания, система средств эмоционально-психологического воздействия, система формирования культуры, система сохранения и передачи культурно-исторического опыта и др. Когерентность этих систем создает условия для развития и саморазвития языковой личности, формирования МО ИКК школьников. Иными словами, формирование данной компетенции организуется в рамках сложной, незамкнутой, нелинейной, саморазвивающейся педагогической системы, формирующей полилингвальную поликультурную личность.

Открытость (незамкнутость) этой системы проявляется в междисциплинарности, интеграции с основными тенденциями развития мировой педагогики, внедрении информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс, восприимчивости к изменяющимся социокультурным условиям общества и развитию культуры коммуникации. Нелинейность данной системы связана с появлением новых целей, методов и средств обучения, обновлением содержания образования [3]. В отношении МО ИКК школьников данный подход предполагает, прежде всего, овладение правилами функционирования языка в различных социальных и культурных контекстах расширяющегося поликультурного мультимедийно опосредованного информационного поля современного общества.

С позиций синергетики можно рассматривать и динамику МО ИКК. Этимологические значения греческих по происхождению слов «коммуникация» и «синергия» характеризует одно и то же явление процесса общения с разных сторон. В основе значения «коммуникация» лежит понятие «много участников», то есть количественная характеристика явления. В основе этимологического значения «синергия» лежит понятие «сотрудничество» участников, то есть качественная характеристика процесса. Иными словами, в процессе формирования МО ИКК школьников субъекты взаимодействия в мультимедийно опосредованном информационном поле образовательного пространства, включая взаимодействие учитель - ученик, выступают в качестве равноправных партнеров процесса коммуникации, что не мешает проявлению и развитию их индивидуальности, формированию нелинейного мышления, обусловленного самой природой мультимедийных средств обучения.

Учитывая положения ФГОС о том, что образование должно быть ориентировано на формирование личности, способной к раз­нос­то­рон­не­му, целостному видению, анализу сложных проблем жизни общества и при­ро­ды, готовой к ре­ше­нию различных проблем планетарного характера, синергетический подход в формировании МО ИКК школьников обеспечивает целевую ориентацию обучения иностранному языку, обосновывает необходимость формирования полилингвальной поликультурной личности, способной к саморазвитию, адаптации и самореализации в современном быстро меняющемся, неустойчивом, нелинейном поликультурном мире.

В заключении следует подчеркнуть, что анализ процесса МО ИКК школьников через призму синергетического, системно-деятельностного подхода и Концепции развития УУД позволяет сделать вывод о том, что использование интегрированного подхода к формированию данной компетенции в триединстве перечисленных методологических принципов отвечает современным тенденциям развития науки, соотносится с требованиями Стандарта и создаёт теоретическую основу для формирования поликультурной полилингвальной личности, обладающей «умением учиться», ориентированной на развитие и саморазвитие, готовой и способной к эффективному осуществлению межкультурной коммуникации в мультимедийно опосредованном информационном пространстве, а значит - к успешной адаптации в открытой языковой среде поликультурного информационного общества.

Подготовлено в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.

Рецензенты:

Безукладников К.Э., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Арапова С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНО ОПОСРЕДОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14227 (дата обращения: 06.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674