Дистанционные технологии (ДТ) используются в Пермской государственной фармацевтической академии в системе основного и дополнительного профессионального образования при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся [2-6]. Реализация учебных программ с использованием электронного обучения, дистанционных технологий связана с определенными видами затрат. Вуз, внедряющий ДТ, несет большие материальные и временные затраты на разработку учебно-методических информационных комплексов (УМИК) и сопровождение процесса обучения [1]. Затраты несут и потребители образовательных услуг, причем затраты при обучении с использованием ДТ значительно отличаются от затрат при традиционном обучении. При внедрении ДТ необходимо проводить системный анализ затрат всех участников учебного процесса, т.к. он позволит оптимизировать обучение, выявить его преимущества и недостатки.
Целью настоящего исследования является изучение затрат слушателей на обучение с использованием дистанционных технологий.
Материалы и методы исследования
В исследованиях использовались материалы анкетирования слушателей ПГФА. В процессе исследования использованы методы: социологические, сравнительного и графического анализа. Анализ и обработка анкет проводились с использованием компьютерной техники.
Результаты исследований и их обсуждение
Для определения преимуществ различных форм обучения нами было проведено анкетирование двух категорий слушателей, обучившихся в Пермской государственной фармацевтической академии на сертификационных курсах повышения квалификации по специальности «Управление и экономика фармации». Первую группу составили слушатели, обучившиеся по очной форме (63 слушателя), вторую – по заочной форме с использованием кейс-технологии дистанционного обучения (123 слушателя). Анкета состояла из двух разделов: в первом разделе содержались данные о слушателе, во втором – о форме обучения и видах затрат. Результаты анкетирования позволили выявить временные, материальные и психологические затраты каждой категории слушателей.
Преимуществами очной формы обучения слушатели считают:
- 
	получение более глубоких знаний (76,20 %):
 - 
	возможность общения с другими слушателями (73,00 %);
 - 
	получение индивидуальных консультаций преподавателей (63,40 %);
 - 
	постоянное общение с преподавателями (60,3 %);
 - 
	участие в конференциях для обмена опытом (44,40 %);
 - 
	обучение с отрывом от производства (28,60 %);
 - 
	контроль за учебной деятельностью со стороны преподавателя (20,60 %).
 
Слушатели заочной формы обучения с использованием ДТ назвали следующие преимущества:
- 
	обучение без отрыва от производства (95,6 %);
 - 
	индивидуальный график обучения (82,60 %);
 - 
	экономия средств слушателей и организаций (65,20 %);
 - 
	обеспечение высокого профессионального уровня в области фармации на протяжении всей трудовой деятельности (39,10 %);
 - 
	экономия времени (39,10 %);
 - 
	возможность получения индивидуальных консультаций преподавателей (8,60 %).
 
Виды материальных затрат слушателей очной и заочной форм обучения представлены на рисунках 1 и 2.
 
Рис. 1. Виды материальных затрат слушателей очной формы обучения
В качестве основных материальных затрат слушателями очной формы обучения были отмечены транспортные расходы, расходы на приобретение пособий и потеря упущенной производительности.
Основными затратами слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием ДТ, являются плата за Интернет, плата за обучение, почтовые и телефонные услуги. 18,20 % слушателей указали, что расходы на обучение оплачивает предприятие.
 
Рис. 2. Виды материальных затрат слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием дистанционных технологий
Наиболее существенными временными затратами слушателей, обучающихся по очной форме, являются затраты на проезд к месту занятий (71,40 %) и на подготовку к экзамену (41,30 %).
Временные затраты слушателей, обучившихся по заочной форме с использованием ДТ, связаны с:
- 
	изучением информационных материалов (83,00 %);
 - 
	выполнением контрольных работ и написанием рефератов (78,20 %);
 - 
	подготовкой к экзамену (56,50 %);
 - 
	компьютерным оформлением контрольных заданий и их отправкой по электронной почте (47,80 %);
 - 
	подготовкой и отправкой личных документов (35,70 %).
 
Психологические затраты слушателей заочной формы обучения с использованием ДОТ (рисунок 3) отличаются от психологических затрат слушателей-очников. Большая часть слушателей-заочников назвали в качестве психологических затрат волнение при невыполнении контрольных заданий в установленные сроки, помехи в работе компьютера и волнение перед дистанционным экзаменом. Лишь 9,09 % опрошенных отметили в качестве психологических затрат стресс от неучастия в традиционном учебном процессе.
Основными психологическими затратами слушатели очной формы обучения считают волнение перед контрольными мероприятиями (73,00 %).
 
Рис. 3. Виды психологических затрат слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием дистанционных технологий
Для дальнейшего повышения квалификации слушатели, как правило, выбирают ту форму, по которой они обучались ранее. Например, 84,10 % слушателей повторно выбрали очную форму обучения, а 82,60 % – заочную форму с использованием дистанционных технологий. Слушатели очной формы обучения объяснили свой выбор получением более глубоких знаний, общением с преподавателями и обменом опытом. Заочной формы – возможностью обучаться без отрыва от работы, семьи и экономией средств.
Были проанализированы все категории затрат на проведение обучения по разным технологиям на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации». Рассматривались затраты как со стороны вуза (таблица 1), так и со стороны слушателей (таблица 2).
Организация учебного процесса с использованием ДТ по кейс-технологии требует значительно больше различных видов затрат со стороны вуза по сравнению с очной формой (таблица 1). Это вызвано, прежде всего, индивидуальным характером обучения.
Наиболее значительными затратами слушателей очной формы обучения являются затраты на транспорт, проживание и стоимость упущенной производительности, а заочной формы обучения с использованием ДТ – техническое обслуживание (таблица 2).
Таблица 1
Сравнение различных видов затрат (со стороны вуза) на проведение обучения на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации»
| 
			 № п/п  | 
			
			 Категория затрат  | 
			
			 Очное обучение  | 
			
			 Заочное обучение с использованием ДТ  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Прием личных документов слушателя  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Оформление договоров на оказание платных образовательных услуг и счетов  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Отправка договоров и счетов по почте  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Чтение лекций  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Проведение занятий  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Консультации  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Проверка реферата  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Проверка заданий самостоятельной работы (контрольных работ)  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Проведение конференции  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 10.  | 
			
			 Проведение экзамена в очной форме  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 11.  | 
			
			 Оформление свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 12.  | 
			
			 Отправка УМИК по электронной почте  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 13.  | 
			
			 Контроль самостоятельной работы  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 14.  | 
			
			 Организация дистанционного экзамена  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 15.  | 
			
			 Прием контрольных работ (рефератов) по электронной почте  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 16.  | 
			
			 Отправка контрольных работ для рецензирования на кафедры  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 17.  | 
			
			 Прием рецензий на контрольные работы (рефераты) от кафедр  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 18.  | 
			
			 Отправка рецензий на контрольные работы (рефераты) слушателям  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 19.  | 
			
			 Отправка свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста слушателю по почте  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 20.  | 
			
			 Плата за Интернет  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 21.  | 
			
			 Плата за услуги связи  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 22.  | 
			
			 Канцелярские принадлежности  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 23.  | 
			
			 Заработная плата специалиста по учебно-методической работе  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 24.  | 
			
			 Заработная плата профессорско-преподавательского состава  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 25.  | 
			
			 Накладные расходы  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 26.  | 
			
			 Амортизация  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 27.  | 
			
			 Прочие расходы  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
Таким образом, современные тенденции в дополнительном профессиональном фармацевтическом образовании обусловливают целесообразность использования ДТ в обучении специалистов. Несмотря на значительные временные, материальные и психологические затраты данная форма обучения находит популярность у слушателей.
Таблица 2
Сравнение различных видов затрат (со стороны слушателя) на проведение обучения на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации»
| 
			 № п/п  | 
			
			 Категория затрат  | 
			
			 Очное обучение  | 
			
			 Заочное обучение с использованием ДТ  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Покупка учебников, пособий  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Покупка канцелярских принадлежностей  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Покупка персонального компьютера. Модернизация программного обеспечения.  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Подключение к сети Интернет. Телефонная линия  | 
			
			 -  | 
			
			 + 
  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Плата за обучение  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Транспортные расходы и стоимость проживания  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Временные затраты на поездки  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Время на выполнение учебных заданий, подготовку к экзаменам и выполнение прочих работ  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Стоимость упущенной производительности  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 10.  | 
			
			 Стресс конкуренции. Вмешательство в ход учебного процесса  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
		
| 
			 11.  | 
			
			 Стресс от неспособности участвовать в образовательном процессе  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
| 
			 12.  | 
			
			 Помехи в работе компьютера  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
		
Задачей вуза, внедряющего дистанционные технологии в обучение специалистов, является разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение затрат и повышение эффективности учебного процесса.
Выводы
- 
	Анкетирование слушателей, прошедших обучение на сертификационных курсах повышения квалификации по специальности «Управление и экономика фармации» по очной и заочной формам обучения с использованием ДОТ, позволило выявить преимущества каждой из форм.
 - 
	Изучены временные, материальные и психологические затраты каждой категории слушателей.
 - 
	Анализ затрат всех участников образовательного процесса позволит разработать комплекс мероприятий по их снижению, оптимизации учебного процесса и повышению его эффективности.
 
Рецензенты:
Вихарева Е.В., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой аналитической химии ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь.
Игидов Н.М., д.фарм.н., профессор кафедры общей и органической химии ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Саттарова О.Е., Ярыгина Т.И. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14186 (дата обращения: 04.11.2025).



