Дистанционные технологии (ДТ) используются в Пермской государственной фармацевтической академии в системе основного и дополнительного профессионального образования при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся [2-6]. Реализация учебных программ с использованием электронного обучения, дистанционных технологий связана с определенными видами затрат. Вуз, внедряющий ДТ, несет большие материальные и временные затраты на разработку учебно-методических информационных комплексов (УМИК) и сопровождение процесса обучения [1]. Затраты несут и потребители образовательных услуг, причем затраты при обучении с использованием ДТ значительно отличаются от затрат при традиционном обучении. При внедрении ДТ необходимо проводить системный анализ затрат всех участников учебного процесса, т.к. он позволит оптимизировать обучение, выявить его преимущества и недостатки.
Целью настоящего исследования является изучение затрат слушателей на обучение с использованием дистанционных технологий.
Материалы и методы исследования
В исследованиях использовались материалы анкетирования слушателей ПГФА. В процессе исследования использованы методы: социологические, сравнительного и графического анализа. Анализ и обработка анкет проводились с использованием компьютерной техники.
Результаты исследований и их обсуждение
Для определения преимуществ различных форм обучения нами было проведено анкетирование двух категорий слушателей, обучившихся в Пермской государственной фармацевтической академии на сертификационных курсах повышения квалификации по специальности «Управление и экономика фармации». Первую группу составили слушатели, обучившиеся по очной форме (63 слушателя), вторую – по заочной форме с использованием кейс-технологии дистанционного обучения (123 слушателя). Анкета состояла из двух разделов: в первом разделе содержались данные о слушателе, во втором – о форме обучения и видах затрат. Результаты анкетирования позволили выявить временные, материальные и психологические затраты каждой категории слушателей.
Преимуществами очной формы обучения слушатели считают:
-
получение более глубоких знаний (76,20 %):
-
возможность общения с другими слушателями (73,00 %);
-
получение индивидуальных консультаций преподавателей (63,40 %);
-
постоянное общение с преподавателями (60,3 %);
-
участие в конференциях для обмена опытом (44,40 %);
-
обучение с отрывом от производства (28,60 %);
-
контроль за учебной деятельностью со стороны преподавателя (20,60 %).
Слушатели заочной формы обучения с использованием ДТ назвали следующие преимущества:
-
обучение без отрыва от производства (95,6 %);
-
индивидуальный график обучения (82,60 %);
-
экономия средств слушателей и организаций (65,20 %);
-
обеспечение высокого профессионального уровня в области фармации на протяжении всей трудовой деятельности (39,10 %);
-
экономия времени (39,10 %);
-
возможность получения индивидуальных консультаций преподавателей (8,60 %).
Виды материальных затрат слушателей очной и заочной форм обучения представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Виды материальных затрат слушателей очной формы обучения
В качестве основных материальных затрат слушателями очной формы обучения были отмечены транспортные расходы, расходы на приобретение пособий и потеря упущенной производительности.
Основными затратами слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием ДТ, являются плата за Интернет, плата за обучение, почтовые и телефонные услуги. 18,20 % слушателей указали, что расходы на обучение оплачивает предприятие.
Рис. 2. Виды материальных затрат слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием дистанционных технологий
Наиболее существенными временными затратами слушателей, обучающихся по очной форме, являются затраты на проезд к месту занятий (71,40 %) и на подготовку к экзамену (41,30 %).
Временные затраты слушателей, обучившихся по заочной форме с использованием ДТ, связаны с:
-
изучением информационных материалов (83,00 %);
-
выполнением контрольных работ и написанием рефератов (78,20 %);
-
подготовкой к экзамену (56,50 %);
-
компьютерным оформлением контрольных заданий и их отправкой по электронной почте (47,80 %);
-
подготовкой и отправкой личных документов (35,70 %).
Психологические затраты слушателей заочной формы обучения с использованием ДОТ (рисунок 3) отличаются от психологических затрат слушателей-очников. Большая часть слушателей-заочников назвали в качестве психологических затрат волнение при невыполнении контрольных заданий в установленные сроки, помехи в работе компьютера и волнение перед дистанционным экзаменом. Лишь 9,09 % опрошенных отметили в качестве психологических затрат стресс от неучастия в традиционном учебном процессе.
Основными психологическими затратами слушатели очной формы обучения считают волнение перед контрольными мероприятиями (73,00 %).
Рис. 3. Виды психологических затрат слушателей, обучающихся по заочной форме с использованием дистанционных технологий
Для дальнейшего повышения квалификации слушатели, как правило, выбирают ту форму, по которой они обучались ранее. Например, 84,10 % слушателей повторно выбрали очную форму обучения, а 82,60 % – заочную форму с использованием дистанционных технологий. Слушатели очной формы обучения объяснили свой выбор получением более глубоких знаний, общением с преподавателями и обменом опытом. Заочной формы – возможностью обучаться без отрыва от работы, семьи и экономией средств.
Были проанализированы все категории затрат на проведение обучения по разным технологиям на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации». Рассматривались затраты как со стороны вуза (таблица 1), так и со стороны слушателей (таблица 2).
Организация учебного процесса с использованием ДТ по кейс-технологии требует значительно больше различных видов затрат со стороны вуза по сравнению с очной формой (таблица 1). Это вызвано, прежде всего, индивидуальным характером обучения.
Наиболее значительными затратами слушателей очной формы обучения являются затраты на транспорт, проживание и стоимость упущенной производительности, а заочной формы обучения с использованием ДТ – техническое обслуживание (таблица 2).
Таблица 1
Сравнение различных видов затрат (со стороны вуза) на проведение обучения на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации»
№ п/п |
Категория затрат |
Очное обучение |
Заочное обучение с использованием ДТ |
1. |
Прием личных документов слушателя |
+ |
+ |
2. |
Оформление договоров на оказание платных образовательных услуг и счетов |
+ |
+ |
3. |
Отправка договоров и счетов по почте |
- |
+ |
4. |
Чтение лекций |
+ |
- |
5. |
Проведение занятий |
+ |
- |
6. |
Консультации |
+ |
+ |
7. |
Проверка реферата |
+ |
+ |
8. |
Проверка заданий самостоятельной работы (контрольных работ) |
+ |
+ |
9. |
Проведение конференции |
+ |
- |
10. |
Проведение экзамена в очной форме |
+ |
- |
11. |
Оформление свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста |
+ |
+ |
12. |
Отправка УМИК по электронной почте |
- |
+ |
13. |
Контроль самостоятельной работы |
+ |
+ |
14. |
Организация дистанционного экзамена |
- |
+ |
15. |
Прием контрольных работ (рефератов) по электронной почте |
- |
+ |
16. |
Отправка контрольных работ для рецензирования на кафедры |
- |
+ |
17. |
Прием рецензий на контрольные работы (рефераты) от кафедр |
- |
+ |
18. |
Отправка рецензий на контрольные работы (рефераты) слушателям |
- |
+ |
19. |
Отправка свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста слушателю по почте |
- |
+ |
20. |
Плата за Интернет |
- |
+ |
21. |
Плата за услуги связи |
- |
+ |
22. |
Канцелярские принадлежности |
+ |
+ |
23. |
Заработная плата специалиста по учебно-методической работе |
+ |
+ |
24. |
Заработная плата профессорско-преподавательского состава |
+ |
+ |
25. |
Накладные расходы |
+ |
+ |
26. |
Амортизация |
+ |
+ |
27. |
Прочие расходы |
+ |
+ |
Таким образом, современные тенденции в дополнительном профессиональном фармацевтическом образовании обусловливают целесообразность использования ДТ в обучении специалистов. Несмотря на значительные временные, материальные и психологические затраты данная форма обучения находит популярность у слушателей.
Таблица 2
Сравнение различных видов затрат (со стороны слушателя) на проведение обучения на сертификационном цикле «Управление и экономика фармации»
№ п/п |
Категория затрат |
Очное обучение |
Заочное обучение с использованием ДТ |
1. |
Покупка учебников, пособий |
+ |
- |
2. |
Покупка канцелярских принадлежностей |
+ |
+ |
3. |
Покупка персонального компьютера. Модернизация программного обеспечения. |
- |
+ |
4. |
Подключение к сети Интернет. Телефонная линия |
- |
+
|
5. |
Плата за обучение |
+ |
+ |
6. |
Транспортные расходы и стоимость проживания |
+ |
- |
7. |
Временные затраты на поездки |
+ |
- |
8. |
Время на выполнение учебных заданий, подготовку к экзаменам и выполнение прочих работ |
+ |
+ |
9. |
Стоимость упущенной производительности |
+ |
- |
10. |
Стресс конкуренции. Вмешательство в ход учебного процесса |
+ |
- |
11. |
Стресс от неспособности участвовать в образовательном процессе |
- |
+ |
12. |
Помехи в работе компьютера |
- |
+ |
Задачей вуза, внедряющего дистанционные технологии в обучение специалистов, является разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение затрат и повышение эффективности учебного процесса.
Выводы
-
Анкетирование слушателей, прошедших обучение на сертификационных курсах повышения квалификации по специальности «Управление и экономика фармации» по очной и заочной формам обучения с использованием ДОТ, позволило выявить преимущества каждой из форм.
-
Изучены временные, материальные и психологические затраты каждой категории слушателей.
-
Анализ затрат всех участников образовательного процесса позволит разработать комплекс мероприятий по их снижению, оптимизации учебного процесса и повышению его эффективности.
Рецензенты:
Вихарева Е.В., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой аналитической химии ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь.
Игидов Н.М., д.фарм.н., профессор кафедры общей и органической химии ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Саттарова О.Е., Ярыгина Т.И. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14186 (дата обращения: 10.10.2024).