В современном российском образовании все шире реализуется принцип вариативности, позволяющий образовательным учреждениям проектировать учебно-воспитательный процесс, используя любые педагогические технологии. Однако оно направлено, главным образом, на привитие обучающимся определенной суммы знаний по предметам программ.
Возникает закономерный вопрос: в достаточной ли степени современные образовательные учреждения готовят своих питомцев к будущей жизни, прививает ли способность к самостоятельному анализу реальных ситуаций и нахождению наиболее оптимальных способов решения проблем?
На чрезвычайную важность этих моментов указывал еще К.Д. Ушинский: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно не раздражает так нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности...» [К.Д.Ушинский]. С тех пор прошло много лет, но эта проблема все еще остается весьма актуальной. На это, в частности, указывает тот факт, что одаренные российские школьники и студенты, участвуя в современных международных интеллектуальных конкурсах, таких, как PISA (Programme for International Students Assessment), чаще всего оказываются не на высоте, когда необходимо умело разъяснить или доказать практическую значимость своих идей.
В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе модернизации образования должен быть сделан на социализацию старшеклассников, подготовку к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны. Выпускник школы должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.
Социализация, ее специфика зависят от региона, конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения [5]. Важным моментом является воздействие на сознание школьника традиционных социальных институтов конкретного этноса. Социальный опыт, являющийся стержнем социализации и социальной компетентности молодого поколения, в первую очередь, имеет место в институтах семьи, образовательной среде, учреждениях дополнительного образования и т.д.
Ключевым фактором интеграции старшеклассников в этническую культуру в процессе социализации в условиях разнообразия и многомерности социальных явлений выступает образовательная среда [4], в частности дополнительные образовательные учреждения. Дополнительное образование старшеклассников является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, социализацию личности.
Включенность ребенка в этнопедагогическую среду влияет на его развитие, позволяет ему адекватно воспринимать себя как представителя определенного этноса, формировать позитивное отношение к своей этнической общности, желание принадлежать к ней, воспитывает гордость за достижения своего народа [2]. Формирование социальной компетентности в процессе социализации возможно осуществлять в условиях образовательных учреждений дополнительного образования.
На основе теоретического анализа феномена социализации, этнокультурных ценностей, выявления личностно-развивающих возможностей этнокультуры карачаевского народа, разработки экспериментального курса «Азбука этнокультурных ценностей народа», а также учитывая возрастные особенности старшего школьного возраста, нами была разработана «Педагогическая модель социализации старшеклассников в условиях дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей карачаевского народа».
Созданию модели по социализации средствами этнокультурных ценностей народа и формированию социальной компетентности предшествовала теоретическая проработка материалов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Петровский, Е.Н. Шиянов, М.Ю Ушинский, М.Ю. Айбазова, А.В. Бабаян, В.И. Горовая, А.С. Койчуева, Р.Р. Накоховаи др.), необходимых для аргументации ее концептуального замысла и определения этапов.
Педагогическая модель социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования отражает логику и динамику исследуемого процесса. Модель функционирует соответственно цели (социализация старшеклассников в этнокультурном пространстве в условиях дополнительного образования), педагогическими условиями (этнопедагогизация образовательного процесса, приобщение к народным этнокультурным ценностям, организация творческой продуктивной деятельности старшеклассников по интериоризации и экстериоризации этнокультурных ценностей, актуализация мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы подростка за счет наполнения социально значимой деятельностью, организация продуктивного взаимодействия в социальном окружении), функциям (целеполагания, интериоризации и экстериоризации, активного взаимодействия), методам, этапам (мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-рефлексивный) и результатом социальная компетентность, старшеклассников как основа успешной социализации подростка посредством освоения этнокультурных ценностей в учреждениях дополнительного образования.
Критерием социализированности в процессе интериоризации и экстериоризации этнопедагогического наследия карачаевского народа мы предполагаем - социальную компетентность, которая нами дополнена, как возможность старшеклассников позитивно адаптироваться в социуме, используя знания общечеловеческих и этнических норм и ценностей, мотивированного поведения, основанного на нормах этнокультурных ценностей, способностью к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением.
На основе теоретического анализа основными факторами, влияющими на социализацию старшеклассников в условиях дополнительного образования, являются: 1) особенности этнической социализации в учреждениях дополнительного образования, в семье, школе и ближайшем социальном окружении; 2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность / гомогенность; 3) использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.
Для реализации модели «Педагогическая модель социализации старшеклассников в условиях дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей» был подготовлен и апробирован курс «Азбука этнокультурных ценностей народа», в рамках которого разработаны программы модулей: «Культура моего народа - моя культура», «Традиционный этикет горцев», «Народный промысел моего народа», «Край овеянный легендами».
Целью курса «Азбука этнокультурных ценностей народа» является социализация старшеклассника, его духовно-нравственное воспитание, формирование этнического, гражданско-патриотического сознания и формирование социальной компетентности в социуме.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в дополнительных образовательных учреждениях города Усть-Джегута, Карачаево-Черкесской республики в течение 4 лет. Центр детского творчества и учреждение дополнительного образования «Художественная школа» в г. Усть-Джегута. В качестве контингента испытуемых выступили учащиеся старших 9-11 классов в количестве 204 человек, в ЭГ - 102ч. - 40 мальчиков и 62 девочки; в КГ - 102ч. - 42 мальчика и 60 девочек.
На констатирующем этапе эксперимента в соответствии с программой исследования проводился подбор методик и методов социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования, было проведено пилотажное исследование, направленное на диагностику социализированности старшеклассников и выявление факторов, влияющих на данный процесс.
Результаты проведенной работы позволили определить подходы к разработке экспериментального курса для старшеклассников в учреждениях дополнительного образования «Азбука этнокультурных ценностей народа». Направленность курса на социализацию старшеклассников предполагала организацию специальной работы по развитию когнитивного, коммуникативного, конативного, креативного, мотивационно- ценностного и эмоционально-волевого компонентов социализации старшеклассников, что потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач, сгруппированных следующим образом.
Развитие когнитивного компонента предполагало - знания, представления об этнокультуре своего народа, об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков. В данную группу входила частные задачи: интеграция учащихся в национальную культуру родного народа - музыкальное творчество народа, драматургия, прикладное искусство, флора и фауна мест проживания этноса и др; расширение знаний об истории, культуре, традициях своего народа; формирование анализировать содержание традиций, обычаев, обрядов, фольклорных произведений.
Развитие конативного компонента социализации старшего школьника включало в себя задачи, осмысления и «построения системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях», формирование системы доминирующих мотивов поведения, основанных на этнокультурных ценностях. Формирование поведенческих моделей и перенос школьниками осознанных норм поведения в повседневное общение в социуме; средствами драматургии, произведений народных писателей, методами народной педагогики формировать геронтотимию (уважение старших младшими членами рода); гостеприимство, чуткость, толерантность, гуманность, эмпатия, храбрость, мужество, социально-этические отношения, нравственные эталоны поведения, принятые в народе
Развитие креативного компонента формирует у старшеклассника
Стимулирование творческой активности старшеклассников через народно-прикладное искусство, фольклор, драматургию, формирование потребности в творческой самореализации. Развитие творческой активности в процессе приобщения к культуре народа, креативности является важным фактором для социальной компетентности старшеклассника.
Важным компонентом в социализации и формировании социальной компетентности является коммуникативный компонент, который вбирает в себя все многообразные способы и формы коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения в социуме и этносреде и при усвоении этнокультурных ценностей своего народа. Формирование у старшеклассников средствами этнокультурных ценностей нравственные народные предписания взаимоотношений поколений: старший - младший, младший - старший, мужчина - женщина, почитание младшими старших, гость - хозяин, святость родственных связей, семейных уз; почитание родителей. Формирование коммуникативных способностей
Развитие эмоционально-волевого компонента социализации старшеклассников формирует отношение индивида к своему этносу, отношение к миру духовных и нравственных ценностей, этнокультурным ценностям в форме непосредственного переживания. Воспитание любви к своему народу, его культуре, ценностное отношение к фольклору, музыке, танцам, природе своего края.
В процессе социализации развитие мотивационно-ценностного компонента у старшеклассников определяется как процесс усвоения знаний этнокультурного составляющего своего народа, систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности, ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к этнокультурным ценностям, природе, традициям, обычаям, обрядам, фольклору своего народа.
На формирующем этапе эксперимента проводилась опытно-экспериментальная работа, основанная на реализации модели социализации старшеклассников в этнокультурной среде в условиях дополнительного образования. Исследовательский поиск при этом шел в двух направлениях: реализовывалась модель социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей и апробировался экспериментальный курс «Азбука этнокультурных ценностей народа».
Собранный в результате эксперимента материал был проанализирован в соответствии с критериями социализированности (1уровень - низкий, 2 уровень - средний, 3 уровень - высокий), которые позволили проследить уровни социализированности в процессе освоения старшеклассниками этнокультурных ценностей карачаевского народа.
Собранный в результате эксперимента материал был проанализирован в соответствии с критериями, которые позволили проследить уровни социализированности в процессе освоения старшеклассниками этнокультурных ценностей карачаевского народа с использованием соответствующих методик. Достаточно очевидно, что совокупность этих параметров, определяющих уровень социализированности, можно рассматривать в динамике и определять разный уровень его социализированности.
Первый низкий уровень. До внедрения программы оформившегося интереса к этническим корням у учеников не было. Он существовал в виде потенциальной возможности и пока не оказывал действенного влияния на нравственное воспитание и развитие ученика. Старшеклассники имеют представление о своей этнической принадлежности, об этнокультурных ценностях, конкретные или обобщенные представления, воплощающиеся в поведении, нравственные нормы, заложенные генетически (архетипы) и знания от родителей и родных. Занижена социальная активность и адаптивность, представлены лишь некоторые содержательные элементы нравственной воспитанности, выражена зависимость от благоприятных оценок со стороны других людей, нечёткий индивидуальный стиль активности и слабый волевой самоконтроль, низкая креативность 23 % у старшеклассников в начале эксперимента и 21, 2 % в контрольной группе.
Для получения информации об уровне интереса к этнокульурным ценностям своего народа школьников были поставлены задачи: познакомить с историей, культурой карачаевского этноса, проследить отношение ребенка к своему этносу; начинать изучать народный фольклор, танцы, песни, горский этикет, выяснить понимание детьми как самого произведения, так и мотивов поступков героев. Степень интереса определялась путем выявления персонализации методами наблюдения за поведением школьника, за интересом, который он проявлял к истории и культуре своего этноса, а также в изучении потребности в творческой деятельности во время занятий народными танцами, фольклором, народным промыслом, туристическими походами по изучению родной природы и истории, на театральных постановках.
Полученные в ходе бесед данные, характеризующие осознанное и произвольно выражаемое старшеклассниками отношение к этносу, к истории, природе, фольклору, к поведению героев произведений, мы сопоставили с отношением, которое выражалось непроизвольно в поведении, а также обнаруживали с помощью других методов.
Второй средний уровень социализированности учащиеся проявляют интерес к своему "Я" и его месту в социуме. Данный уровень характеризуется исследованием своей идентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни, формированием Я-концепцией. Собственный опыт, значимые события в жизни этнической группы, внедрение экспериментальной программы стимулировали этническое пробуждение. У респондентов старшеклассников средняя социализированность в контрольных группах, где старшеклассники не изучали программу «Азбука этнокультурных ценностей народа» 23,3 %, а в экспериментальных группах 43,4 % у старшеклассников, адаптированность и социальная активность при нравственной воспитанности учащихся, независимость от средовых или межличностных влияний, проявляются способности сознательно управлять собственными действиями и состояниями, развивается волевой самоконтроль и креативность.
Происходящий интенсивный процесс погружения в культуру своего народа осуществлялся через такие виды деятельности, как чтение, беседы, драматургия обрядов, обычаев, проигрывание национальных праздников, посещение этнографического музея и активное участие в событиях культурной жизни (встречи с героями карачаевцами, конкурсы поделок, фестивали народных танцев и песень, походы по историческим местам и т.д.). Использовались этнопедагогические методы. При анализе деятельности респондентов мы обращали внимание на наличие в них интереса к истории своего этноса, оценок личностных качеств или отдельных поступков героев, в частности, морально-волевых, эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств. Данные протоколировались экспериментатором.
Третий высокий уровень у старшеклассников. Уровень социализированности в контрольных группах старшеклассников тоже идет вверх, но ниже, чем в экспериментальных группах - 28,5 %, а в экспериментальных группах 46,5 %, для данного уровня характерны ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнокультурным ценностям, этнической общности.
Экспериментальные данные показали, что выпускникам ЭГ, которые посещали учреждения дополнительного образования, в отличие от КГ, характерна приверженность к этнокультурным ценностям, высокий уровень эмпатии и толерантности, отличная или хорошая успеваемость, благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к новой социокультурной среде.
Это уровень реализованной этнической «Я-концепции», высокий уровень социализированности, высокая адаптивность и социальная активность, принятие нравственных принципов и позиционирование нравственной воспитанности у учащихся, несензитивность к средовым и межличностным влияниям, высоко развиты способности сознательно управлять собственными действиями, ярко выражен индивидуальный стиль активности и развития волевой саморегуляции, высокий уровень креативности, можно говорить о социальной компетентности старшеклассников.
Таким образом, проведённый анализ позволяет нам говорить о том, что гипотеза, предполагавшая зависимость параметров социализированности от влияния этнокультурных ценностей, подтвердилась.
У старшеклассников выявлена сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; развитие продуктивных, креативных приемов и навыков в творческой деятельности; сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения; удовлетворенность собой, адекватная самооценка, сформированная Я- концепция, усвоение навыков конструктивного взаимодействия.
Рецензенты:
Койчуева А.С., д.п.н., профессор зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск.
Айбазова М.И., д.п.н., профессор, начальник управления по организации и сопровождению научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск.
Библиографическая ссылка
Накохова Р.Р., Салпагарова М.Б. ДИНАМИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14180 (дата обращения: 13.10.2024).