В решении одной из приоритетных задач концепции устойчивого развития особая роль отводится широкому внедрению экологических механизмов в самые различные отрасли народного хозяйства. В настоящее время практически сформулирована философия промышленной экологии, ориентированная на принципиальное сокращение существующих техногенных нагрузок на окружающую среду.
При реализации этой проблемы особая роль принадлежит образовательной системе, в частности, сфере высшего образования. Концепция экологической образовательной программы для ВУЗов, и, в частности, технического направления, заключается, на наш взгляд, в следующем:
- в начале учебного процесса в рамках гуманитарно-социальных, общепрофессиональных и общеинженерных дисциплин необходимо давать обоснованную необходимость экологического образования в рамках каждой дисциплины.
- дальнейшее углубление экологических знаний как в рамках общего курса экологии, так и в рамках прикладных экологических спецкурсов и практикумов с применением инновационных образовательных технологий.
- закрепление полученных знаний во время учебных, производственных и преддипломных практик, включающих экологические разделы.
- применение полученных экологических знаний и навыков при курсовом и особенно при дипломном проектировании. Дипломный проект должен включать раздел «Охрана окружающей среды», в котором должны быть отражены мероприятия по обеспечению экологической безопасности.
- необходима ориентация на разработку и внедрение альтернативных мало- и безотходных технологий, направленных на минимизацию образования отходов и их рекуперацию.
- создание и проведение специальных факультативных курсов по различным экологическим направлениям (сертификация производства и продукции, внедрение системы экологического менеджмента и др.).
- проведение в рамках специальных дисциплин деловых игр, призванных в условиях, максимально приближенных к реальным, научить студентов правильно находить оптимальные решения.
- активное привлечение студентов к научной работе в рамках госбюджетных и хоздоговорных работ, грантов в специализированных лабораториях ВУЗа.
Внедрение вышеуказанных рекомендаций, может привести, на наш взгляд, к значительному повышению роли и уровня экологического образования, которые в будущем могут увеличить эффективность рационального природопользования и экологическую безопасность.
Библиографическая ссылка
Мифтахов М.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1418 (дата обращения: 11.05.2025).