Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Акимова Ю.А. 1 Кочеткова С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
В статье авторами проанализировано современное состояние развития сельского хозяйства в Республике Мордовия. Определена роль агропромышленного комплекса в экономике региона, обоснована необходимость совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства. Достаточно подробно рассмотрено развитие растениеводческой и животноводческой отрасли АПК республики, проанализированы современные тенденции развития каждой из отраслей, определены основные группы производимой сельскохозяйственной продукции. Выделены основные сельхозпроизводители в регионе, проанализированы показатели их деятельности, уровень рентабельности важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Авторами в статье обозначены основные проблемы в развитии сельского хозяйства и системе государственного регулирования республики, определены приоритетные программно-целевые документы в развитии отрасли сельского хозяйства на ближайшую перспективу.
регион
программно-целевое регулирование
модернизация
проблема
животноводство
растениеводство
сельское хозяйство
глобализация
: государственное регулирования
1. Акимова Ю.А. Конкурентоспособность российских продовольственных товаров в условиях современных процессов глобализации. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012.
2. Асланов А.Р. Совершенствование механизма государственной поддержки и регулирования АПК региона : автореф. … канд. экон. наук. – Махачкала, 2012. – 21 с.
3. Кормишкин Е.Д. Агропромышленный комплекс Республики Мордовия: состояние и перспективы развития / Е.Д. Кормишкин, И.Н. Крутова, Н.Н. Семенова, О.С. Саушева // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2013. – № 11 (59). – С. 83.
4. Крастелев Р.Н. Приоритетные направления государственного регулирования сельского хозяйства на современном этапе аграрной реформы : автореф. … канд. экон. наук. – Волгоград, 2012. – 27 с.
5. О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.04.2012 № 559-р. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
7. О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года [Электронный ресурс]. : Приказ Минсельхоза Рос. Федерации от 25.06.2007 № 342. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
8. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 09.07.2002 № 83-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Республика Мордовия расположена на юге нечерноземной зоны России в лесостепной части и входит в состав Приволжского федерального округа. Агроклиматические условия республики достаточно благоприятны для развития многих отраслей сельского хозяйства, для возделывания большинства культур умеренного пояса: озимых и яровых зерновых, кормовых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и др. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере материального производства. Таким образом, АПК является важным сектором экономики региона.

Целью исследования является оценка современного состояния сельского хозяйства в регионе и выделение проблем государственного регулирования отрасли в условиях глобализации.

Основу для проведения исследования составили аналитические публикации, статистические данные.

Материал и методы исследования

Социально-экономическая ситуация в республике Мордовия во многом определяется именно уровнем развития сельского хозяйства. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы способствовали относительной стабилизации в данной отрасли.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006-2012 годах увеличился на 25% и достиг в действующих ценах объема 39,2 млрд рублей, в то время как в 2005 г. он составлял 16,05 млрд рублей. Рост объемов пищевых продуктов за этот период составил 37%, или 5% в среднем в год.

Поэтому считаем целесообразным применение в исследовании абстрактно-логического метода, а также методов экспертных оценок и сравнительного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Глобализация является крупнейшим мировым явлением. Глобализация экономики становится новым вызовом для региональной политики множества стран. В связи с этим основной задачей политики любого региона является не только мобилизация внутренних ресурсов территории, но и обеспечение и повышение конкурентоспособности отраслей хозяйства и отдельных регионов в мировом масштабе. Это относится и к аграрной сфере.

Важным сектором российской экономики является АПК, и в частности сельское хозяйство. Именно он считается ключевым в обеспечении продовольственной безопасности страны, повышении конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции [1]. Все эти вопросы приобретают большую актуальность в связи с членством России в ВТО.

Российский агропромышленный комплекс может занять свою нишу в глобальной экономике, специализируясь в производстве тех видов продукции, по которым у него есть сравнительные преимущества. О высоком потенциале российского АПК свидетельствуют следующие факты: Россия имеет 2% от мирового населения, располагает 9% мировой пашни, 3% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды, 8% производства минеральных удобрений. Однако достижение достаточного уровня конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции невозможно без формирования и реализации целенаправленной государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Проблема государственного регулирования развития сельского хозяйства на уровне региона, несомненно, ставит вопросы государственного воздействия на происходящие процессы и требует обоснования форм и методов регулирования. В современных условиях глобализации роль государства и государственного регулирования развития отраслей АПК возрастает. Важность данной проблемы подтверждается разработкой таких официальных документов, как «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года и др. [6; 7]. В связи с этим в качестве основной стратегической задачи государственного регулирования сельского хозяйства должно стать формирование эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Для осуществления качественных преобразований в системе управления аграрной сферой необходимо не только теоретическое обобщение положений государственного регулирования сельского хозяйства, но и проведение анализа состояния сельского хозяйства региона.

Сельское хозяйство Республики Мордовия производит около 14% ВРП и 1,2% от сельскохозяйственного производства в России (оценка 2012 г.), обеспечивая занятость 20% населения региона. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 2012 г. 38,8 млрд рублей, т.о., увеличение за период 2006-2012 годов составило 71%.

Одной из основных проблем в развитии сельского хозяйства республики является необходимость формирования адекватной системы государственной поддержки ЛПХ и развитие торгово-посреднической инфраструктуры для обеспечения эффективной реализации сельскохозяйственной продукции конечным потребителям и перерабатывающим предприятиям. Рассматривая структуру производителей по видам сельскохозяйственной продукции, следует также отметить и важную роль личных подсобных хозяйств. Так, зерно (87%), сахарная свекла (96%), скот и птица (78%), молоко и молочная продукция (62%) и яйца (91%) производятся в сельскохозяйственных организациях, а производство картофеля и овощей сосредоточено в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) (88% и 73% соответственно).

Рассмотрим более подробно развитие отраслей сельского хозяйства республики.

Отрасль растениеводства производит 43% валовой продукции. В таблице 1 представлены показатели производства продукции растениеводства. Максимальное увеличение отмечается в сборе сахарной свеклы (на 115%). Увеличилось также и производство зерна (на 39%), овощей (на 10%) и плодов и ягод (на 66%). Негативные тенденции присутствуют по таким видам продукции, как зерно и зернобобовые и картофель. Уменьшение сборов по всем видам растениеводческой продукции в 2010 году связано с аномальной жарой, иссушенной почвой и, естественно, снижением урожайности на 77%.

Таблица 1

Производство продукции растениеводства (в хозяйствах всех категорий, тыс. т)

Вид продукции

2006 г.

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Зерновые и зернобобовые

945,7

1167,9

292,1

1034,6

797,1

в том числе:

 

пшеница озимая

306,9

460,5

142,9

411,6

148,9

пшеница яровая

114,8

65,9

29,3

97,4

96,4

рожь озимая

116,8

68,3

14,6

47,0

24,5

зернобобовые

23,2

22,0

8,7

34,4

22,1

ячмень

362,1

517,9

85,8

402,1

453,7

Сахарная свекла (фабричная)

459,3

446,0

197,3

856,1

985,5

Картофель

343,3

322,1

91,9

296,9

321,9

Овощи

83,4

88,1

69,9

85,8

91,9

Плоды и ягоды

13,3

21,9

11,1

20,2

22,1

Для республики важное социально-экономическое значение имеют такие культуры, как сахарная свекла, картофель и овощи. Однако на сегодняшний день происходит разрушение традиционной отрасли сельского хозяйства республики - картофелеводства, который возделывается преимущественно в ЛПХ населения республики. Производителями овощей открытого грунта являются ЛПХ и сельскохозяйственные предприятия, среди которых основным является ГУП «Тепличное».

Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство - 57% (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство). В связи с этим проблема обеспечения населения республики продуктами животноводства и перерабатывающих предприятий сырьем является одной из главных задач АПК республики. Причиной этому является значительное сокращение численности почти всех видов скота в сельхозорганизациях. Так, за последние 10 лет поголовье КРС уменьшилось на 18%, в том числе коров - на 14%, овец - на 17%. Вместе с тем проводимые в республике мероприятия, нацеленные на всестороннюю поддержку деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволили за последнее десятилетие увеличить поголовье свиней на 66%.

За последние годы отмечается увеличение показателей производства скота и птицы (на 46%), которое произошло в основном за счет увеличения производства мяса птицы и свинины (на 157% и 26% соответственно), на 65% увеличилось производство яйца. Большая часть всей производимой животноводческой продукции приходится на сельскохозяйственные организации (таблица 2).

Таблица 2

Производство основных продуктов животноводства

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Хозяйства всех категорий

Скот и птица, тыс. т

71,2

75,4

81,6

94,1

103,9

в том числе:

 

говядина и телятина

24,1

22,3

22,8

20,5

20,3

свинина

27,2

30,3

31,0

32,6

34,2

баранина и козлятина

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

мясо птицы

19,0

22,1

27,2

40,4

48,8

Молоко, тыс. т

431,3

440,4

458,1

475,8

467,5

Яйца, млн шт.

802,1

942,2

1077,5

1265,9

1323,5

Сельскохозяйственные организации

Скот и птица, тыс. т

41,2

47,7

56,3

70,5

81,3

Молоко, тыс. т

237,7

257,6

280,8

287,4

291,4

Яйца, млн шт.

683,6

826,0

965,7

1153,9

1206,8

Личные подсобные хозяйства

Скот и птица, тыс. т

29,0

26,8

24,4

22,8

21,6

Молоко, тыс. т

176,7

167,7

163,0

171,7

154,0

Яйца, млн шт.

117,8

116,1

111,8

111,8

111,8

Производство товарной продукции сельского хозяйства в основном сосредоточено в сельхозорганизациях, поэтому представляется важным рассмотреть результаты их деятельности (таблица 3). В 2012 году на территории республики действовали 73 сельхозпредприятия, из которых доля убыточных хозяйств составляет 18%. Сельхозпредприятия получили прибыль в размере 2152,1 млн рублей, за последние 5 лет она увеличилась в три раза. Уровень рентабельности сильно не изменялся и в 2012 году был зафиксирован на уровне 12%. Повышение уровня рентабельности сельхозпроизводства также можно считать одной из основных задач в современных условиях глобализации экономики.

Таблица 3

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число сельскохозяйственных организаций, ед.

267

237

94

91

84

86

73

Среднегодовая численность работников, тыс. чел.

24,6

22,6

17,3

16,1

16,6

15,3

14,5

Прибыль (убыток), млн руб.

682,7

1057,2

1446,5

1308,6

1140,2

1649,1

2152,1

Уровень рентабельности, %

10,9

13,7

17,5

11,8

10,1

9,6

12

Число убыточных хозяйств

70

37

10

13

13

12

13

Среднемесячная оплата труда работников, руб.

3952,6

5291,5

7873,6

9214,1

9451,3

11338,2

11883,2

Сокращение числа сельскохозяйственных организаций за 2006-2012 гг. более чем в 3,5 раза привело к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве региона (с 24,6 тыс. человек в 2006 г. до 14,5 тыс. человек в 2012 г.). Это вызвано, прежде всего, медленными темпами социального развития сельских территорий. С увеличением прибыли увеличивается и уровень рентабельности реализованной сельскохозяйственными организациями продукции, в 2012 г. она составила 12%.

Отрицательное влияние на уровень производства сельскохозяйственной продукции оказывает недостаточная организация системы сбыта, сохранение монополизма перерабатывающих, заготовительных предприятий и др. Так, анализ сложившихся цен на реализованную продукцию показывает, что по некоторым видам наблюдаются значительные различия ее величины. Овощи на рынках и через собственную торговую сеть продавались по цене, в 3,5 раза превышающей закупочную цену заготовительных организаций.

Одним из основных факторов роста сельскохозяйственного производства должна стать, на наш взгляд, целенаправленная работа органов государственной власти. Так, на федеральном уровне закончилась реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которую можно признать успешной. Новая программа на 2013-2020 гг. в основном содержит принципы, требования и методы предыдущей, но с учетом вступления России в ВТО. Достижение запланированных целей в программе будет осуществлено за счет реализации таких инструментов, как: субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций; таможенно-тарифное регулирование с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков; совершенствование налогообложения в сельском хозяйстве; совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [8]. На республиканском уровне реализуется Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая дает положительные результаты развития сельского хозяйства региона [5].

Наибольшее развитие за счет программ государственной поддержки получили следующие крупные агропромышленные формирования и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности республики: ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Агрофирма «Норов», Мордовское агропромышленное объединение, ЗАО «Мордовский бекон», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ОАО «Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановосахар», ОАО «Ламзурь», ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» и др. За период 2006-2012 годов в республике введен в эксплуатацию крупный сыроваренный завод ООО «Сармич» по производству 9000 тонн твердых сыров мощностью 350 тонн переработки молока в сутки; яйцеперерабатывающий комплекс «Рузово» (мощность 1,0 млн шт. переработки яйца в сутки); комбикормовый завод «Комби С» (мощность 144 тыс. т комбикормов в год) и комбикормовый завод в ООО «Агросоюз - Ком Эл» (мощность 48 тыс. т комбикормов в год); элеватор в ОАО «Агрофирма «Октябрьская» на 60 тыс. т единовременного хранения зерна. Реконструирован ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ОАО «Консервный завод «Саранский» и ООО «Ромодановосахар» (мощности по переработке сахарной свеклы увеличились с 1,5 до 8,5 тыс. тонн в сутки, а к 2014 году планируется довести до 10,0 тыс. тонн) [3].

В 2012 году в РМ были введены в эксплуатацию: комплекс на 400 дойных коров в СХПК «Ключ-Сузгарьевский», два комплекса на 600 коров в ООО «Агропромсервис» и ООО «Агро-Мир», на 240 коров в СХПК «Созидание», на 300 коров в ООО «Агрофирма «МТС», комплекс по откорму КРС на 5000 голов в ООО «Игнатово», свиноводческий комплекс мощностью 1248 тонн свинины в год в ООО «Селищинское», цеха для приемки и переработки 500 тыс. штук куриного яйца в сутки на ОАО «Птицефабрика «Атемарская», цех по первичной переработке и хранению мясной продукции мощностью 5 тыс. тонн в живой массе в ОАО МПК «Норовский», семенной завод на 5 тыс. тонн семян в ОАО «Агрофирма «Искра», в ГУП «Тепличное» построен энергоцентр мощностью 3177 кВт [3].

Несмотря на положительные тенденции, современная система государственной поддержки имеет недостатки действующих методов поддержки сельского хозяйства: текущая господдержка направлена на компенсацию производственных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, что делает ее недостаточно эффективной; сохраняется диспаритет рыночных цен и себестоимости производства, что вызывает насыщение продовольственного рынка товарами в основном импортного производства.

Поддержка и регулирование развития аграрной сферы необходимо и в дальнейшем, причем создаваемая система госрегулирования должна быть ориентирована на решение следующих задач:

  • ускорение социального развития села;
  • стимулирование роста производства сельско­хозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;
  • создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;
  • усиление государственной поддержки внедрения совре­менных технологий в сельском хозяйстве;
  • создание единой информационной и консультационной системы в АПК и др. [2].

В этих обстоятельствах создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности и развития экспортоориентированных производств становится приоритетным направлением аграрной экономической политики республики. Для вывода АПК республики на рубежи, обеспечивающие максимальное импортозамещение на внутреннем рынке продукции, сырья и продовольствия и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности РФ, необходимо дальнейшее привлечение значительных финансовых ресурсов, что возможно с использованием программно-целевого метода.

Статья печатается при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-12-13025 «Инструменты преодоления угроз развитию сельского хозяйства региона в условиях членства России в ВТО».

Рецензенты:

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Акимова Ю.А., Кочеткова С.А. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14164 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674