В футболе в подготовительном периоде в основном наращиваются функциональные возможности организма, развиваются ведущие, для специфической деятельности, физические качества. Развитие специальной работоспособности футболистов в подготовительном периоде предлагается осуществлять посредством последовательного решения трех задач: 1. Развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. Развитие работоспособности мышц ног. 3. Развитие скоростной выносливости [4].
В соревновательном периоде основной задачей является поддержание высокого уровня функциональной подготовленности, которая призвана обеспечить высокую спортивную результативность, и в определенной мере, особенно во второй части длительных соревнований, наращивание физических кондиций [14]. Немаловажной задачей при этом является сохранение двигательного и функционального потенциала при постоянном совершенствовании индивидуального и командного уровня технико-тактического мастерства и реализация возможностей игроков в соревнованиях [15].
В соответствии с этими задачами и должны использоваться регламентированные режимы дыхания в своих различных формах в тренировочном процессе, так как они имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности, что позволяет их дифференцировать для применения в разные периоды годичного тренировочного цикла [11]. В этой связи весьма остро встает необходимость разработки и обоснования эффективных методов использования дополнительных адаптогенных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек, при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок [13,10].
Нам представляется, что наряду с дифференциацией физических упражнений, целесообразно дифференцировать и различные эргогенические средства, в частности, регламентированные режимы дыхания.
Использование дыхательных упражнений, направленных на увеличение легочных объемов, силы и выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивает повышение аэробных возможностей организма. Таким образом, именно дыхательные упражнения целесообразно в основном применять на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировочного цикла. Следует отметить, что дыхательные упражнения будут полезны и в соревновательном периоде, на его первом этапе.
На этой основе нами были разработаны модельные недельные микроциклы тренировок, учитывающие возрастные особенности юных футболистов (скорректирован набор упражнений и величины нагрузки), дополненные специальным разделом, содержащим указания на применяемые регламентированные режимы дыхания, которые были объединены в специальные комплексы.
Для выяснения эффективности разработанной экспериментальной тренировочной программы, предусматривающей дифференцированное использование регламентированных режимов дыхания в разные периоды тренировочного цикла юных футболистов, был организован и проведен педагогический эксперимент.
Были сформированы две группы футболистов, экспериментальная, тренировавшаяся с использованием различных комплексов регламентированных режимов дыхания (n = 9 человек), и контрольная, которая, выполняя ту же тренировочную нагрузку, не применяла воздействия на дыхательную систему (n = 9 человек). Обе группы тренировались в одной команде, под руководством одного тренера и были на момент начала эксперимента практически одинакового физического развития и уровня подготовленности в возрасте 15-16 лет.
Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа, соответственно периодам и этапам реального тренировочного цикла футбольной команды «Ротор-90», выступавшей в первенстве Волгоградской области.
Полученные результаты подверглись обработке с применением методов вариационной статистики. Достоверность различий сравниваемых средних величин оценивалась по критерию знаков (Z).
Результаты исследования
Показатели функциональной подготовленности футболистов, зарегистрированные в процессе обследований контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце каждого этапа педагогического эксперимента, представлены в таблицах 1-4.
Стоявшая перед тренировочным процессом в подготовительном периоде (первый этап педагогического эксперимента) задача наращивания функциональных возможностей, повышение, прежде всего, аэробной производительности, физической работоспособности и комплекса физических качеств, необходимых для специфической деятельности в футболе, была в полной мере решена.
Так, показатели скорости, скоростной и общей выносливости, скоростно-силовых возможностей увеличились как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Вместе с тем, прирост уровня физических качеств у футболистов экспериментальной группы был существенно большим, по сравнению с игроками контрольной группы. При этом увеличение показателей физической подготовленности у игроков экспериментальной группы было статистически достоверным по всем изучаемым позициям (см. табл. 1).
В то же время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результатов в тестах 5-ой прыжок и 12-минутный гладкий бег.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при сравнении показателей аэробной производительности и физической работоспособности. В обеих группах увеличение этих параметров было достоверным, но в экспериментальной группе прирост был почти в два раза больше. Это вполне объяснимо, так как в тренировке экспериментальной группы в начале этого этапа эксперимента применялись дыхательные упражнения, способствующие повышению функции внешнего дыхания, а в конце этапа использовались дозированные задержки дыхания, обусловливающие гиповентиляцию, и соответственно условия гиперкапнии и гипоксиии. Как известно, эти условия способствуют совершенствованию как анаэробных, так и особенно аэробных механизмов энергообеспечения [1, 10]. Кроме того, уже достаточно давно показана взаимосвязь между индивидуальной устойчивостью к гипоксии и уровнем развития выносливости у спортсменов [5].
Обнаруженные различия между контрольной и экспериментальной группами были вполне закономерными и ожидаемыми, так как футболисты экспериментальной группы целенаправленно использовали в тренировке различные регламентированные режимы дыхания, и как следствие, этих дополнительных воздействий, у них произошел более существенный рост всех наблюдаемых показателей функциональной подготовленности.
Таблица 1
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в подготовительном периоде (X ± m)
Показатели |
Контрольная группа (n = 9) |
Экспериментальная группа (n = 9) |
||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
15 м с места, с |
2,44±0,03 |
2,33±0,05 |
2,46±0,03 |
2,24±0,04** |
Бег 30 м, с |
4,21±0,07 |
4,06±0,04 |
4,30±0,05 |
3,88±0,06** |
Бег 5 по 50 м, с |
44,0±0,4 |
41,8±0,6 |
44,6±0,4 |
38,7±0,4** |
5-ой прыжок, м |
12,2±0,2 |
13,0±0,1** |
12,1±0,2 |
13,6±0,1** |
12-ти мин бег, м |
2956,3±31,6 |
3127,8±29,0** |
2919,2±83,3 |
3266,7±71,2** |
ЧССп, уд/мин |
81,2±2,2 |
78,0±1,6 |
76,7±2,9 |
70,8±1,7 |
ЖЕЛ, мл |
4098,9±180,6 |
4372,2±125,0 |
3975,6±157,7 |
4805,6±99,5** |
МВЛ, л/мин |
99,3±4,9 |
105,7±1,5 |
96,9±6,1 |
118,9±3,0** |
ЗД вд., с |
43,4±2,9 |
45,2±2,9 |
41,2±3,2 |
51,0±2,1* |
ЗД вд., с |
21,7±1,9 |
22,7±1,0 |
21,4±1,9 |
27,9±2,5* |
PWC170, кгм/мин |
796,1±28,4 |
905,6±34,8* |
824,4±45,3 |
985,0±53,7* |
МПК, мл/мин |
2506,0±38,1 |
2786,0±44,1** |
2626,0±98,0 |
3066,1±99,0** |
КПМПК, мл/уд/мин |
14,6±0,4 |
15,3±0,2 |
14,5±0,5 |
16,8±0,5** |
Примечание: здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05; ** - при P < 0,01.
На то, что причиной большей эффективности тренирующих воздействий являются именно регламентированные режимы дыхания, указывает весьма существенное и статистически достоверное увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости организма футболистов экспериментальной группы. Увеличение этих параметров произошло в среднем на 20,9-30,4 % (P<0,05-0,01), тогда как в контрольной группе прирост не превышал 6,7 %.
В дополнение к этому, следует отметить и повышение экономичности функционирования организма юных футболистов, использовавших регламентированные режимы дыхания. На это указывает снижение у них показателя частоты сердечных сокращений в покое на 7,7 % (P>0,05) и увеличение показателя кислородного пульса на 15,9 % (P<0,01). В то же время в контрольной группе эти показатели увеличились соответственно всего на 3,9 и 4,8 % (P>0,05).
Задачей второго этапа педагогического эксперимента, включавшего первый круг соревнований, кроме успешной соревновательной деятельности, явилось наращивание физических кондиций, прежде всего, скоростных и скоростно-силовых возможностей.
Результаты контрольного тестирования физической и функциональной подготовленности показали, что эти задачи были достигнуты как в контрольной, так и в экспериментальной группах, что было обусловлено рациональным тренировочным процессом (табл. 2).
Вместе с тем, в контрольной группе прирост скоростных и скоростно-силовых возможностей игроков наблюдался в пределах 2,6-5,2 % (P<0,05). При этом произошло снижение показателей общей выносливости, аэробной производительности и физической работоспособности в среднем на 1,6-4,9 % (P>0,05).
В то же время, у игроков экспериментальной группы, систематически применявших на фоне тренировочных нагрузок регламентированные режимы дыхания, в основном дыхательные упражнения и увеличенное резистивное сопротивление дыханию, увеличение скоростных, скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости, было существенно большим (в пределах 3,7-8,5 %, P<0,01), по сравнению с контрольной группой.
Таблица 2
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в первом круге соревнований соревновательного периода (X ± m)
Показатели |
Контрольная группа (n = 9) |
Экспериментальная группа (n = 9) |
||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
15 м с места, с |
2,33±0,05 |
2,21±0,02* |
2,24±0,04 |
2,10±0,03** |
Бег 30 м, с |
4,06±0,04 |
3,89±0,02** |
3,88±0,06 |
3,59±0,06** |
Бег 5 по 50 м, с |
41,8±0,6 |
40,7±0,3 |
38,7±0,4 |
35,4±0,3** |
5-ой прыжок, м |
13,0±0,1 |
13,4±0,1* |
13,6±0,1 |
14,1±0,1** |
12-ти мин бег, м |
3127,8±29,0 |
3077,8±48,0 |
3266,7±71,2 |
3350,0±41,7 |
ЧССп, уд/мин |
78,0±1,6 |
77,6±1,2 |
70,8±1,7 |
69,6±1,5 |
ЖЕЛ, мл |
4372,2±125,0 |
4216,7±52,0 |
4805,6±99,5 |
5116,7±35,4** |
МВЛ, л/мин |
105,7±1,5 |
106,7±1,2 |
118,9±3,0 |
121,1±2,6 |
ЗД вд., с |
45,2±2,9 |
45,0±2,7 |
51,0±2,1 |
57,7±2,3* |
ЗД вд., с |
22,7±1,0 |
22,9±0,6 |
27,9±2,5 |
32,4±2,7 |
PWC170, кгм/мин |
905,6±34,8 |
878,3±28,5 |
985,0±53,7 |
992,2±41,7 |
МПК, мл/мин |
2786,0±44,1 |
2648,2±66,1 |
3066,1±99,0 |
3174,7±83,3 |
КПМПК, мл/уд/мин |
15,3±0,2 |
14,6±0,3 |
16,8±0,5 |
17,4±0,5 |
При этом у них, в отличие от игроков экспериментальной группы, не наблюдалось снижение общей выносливости и аэробных возможностей и даже наоборот отмечалось их некоторое увеличение, хотя и небольшое (в среднем на 2,5-3,5 %) и статистически не достоверное (P>0,05).
Одновременно, в экспериментальной группе, на этом этапе педагогического эксперимента, так же как и в подготовительном периоде, отмечалось увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости (см. табл. 2).
На третьем этапе педагогического эксперимента, охватывавшего весь межигровой цикл тренировок, основной задачей явилось наращивание функциональных возможностей, в особенности аэробной производительности, и повышение уровня физических качеств. Тренировка в этом межигровом периоде, и по задачам и по структуре, была аналогичной, использовавшейся в подготовительном периоде и была спрограммирована в соответствие с рекомендациями, приводимыми в литературе [14].
В таблице 3. представлены результаты контрольных тестирований функциональной и физической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп.
Из представленных данных можно видеть, что в обеих группах произошло повышение и физических и функциональных кондиций. Так же как и на предыдущих этапах педагогического эксперимента, у игроков, практиковавших использование регламентированных режимов дыхания, это повышение было более существенным (в пределах 4,2-12,5 %) и почти по всем позициям статистически достоверным. Вполне закономерно повысились и показатели функционального состояния дыхательной системы (в диапазоне 6,4-22.8 %, P<0,05-0,01).
В то же время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результата в тесте Купера (12-минутный гладкий бег), на 4,3 % (P<0,05). Результаты в остальных тестах также увеличились в пределах 3,3-5,0 %, но не достоверно.
Таблица 3
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в межигровом периоде соревновательного периода (X ± m)
Показатели
|
Контрольная группа (n = 9) |
Экспериментальная группа (n = 9) |
||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
15 м с места, с |
2,21±0,02 |
2,14±0,05 |
2,10±0,03 |
1,96±0,03** |
Бег 30 м, с |
3,89±0,02 |
3,72±0,08 |
3,59±0,06 |
3,36±0,03** |
Бег 5 по 50 м, с |
40,7±0,3 |
39,3±0,7 |
35,4±0,3 |
33,9±0,4** |
5-ой прыжок, м |
13,4±0,1 |
14,0±0,3 |
14,1±0,1 |
14,9±0,2** |
12-ти мин бег, м |
3077,8±48,0 |
3211,1±38,0* |
3350,0±41,7 |
3600,0±39,1** |
ЧССп, уд/мин |
77,6±1,2 |
75,3±1,2 |
69,6±1,5 |
66,9±1,3 |
ЖЕЛ, мл |
4216,7±52,0 |
4305,6±44,4 |
5116,7±35,4 |
5444,4±37,7** |
МВЛ, л/мин |
106,7±1,2 |
111,7±1,9* |
121,1±2,6 |
132,8±3,1** |
ЗД вд., с |
45,0±2,7 |
46,3±2,3 |
57,7±2,3 |
65,3±2,7* |
ЗД вд., с |
22,9±0,6 |
23,4±1,5 |
32,4±2,7 |
39,8±2,1* |
PWC170, кгм/мин |
878,3±28,5 |
922,2±26,5 |
992,2±41,7 |
1116,7±28,8* |
МПК, мл/мин |
2648,2±66,1 |
2772,3±74,0 |
3174,7±83,3 |
3460,4±79,5* |
КПМПК, мл/уд/мин |
14,6±0,3 |
15,1±0,5 |
17,4±0,5 |
19,1±0,4* |
Четвертый этап педагогического эксперимента приходился на второй круг соревнований, который, как известно из литературы, характеризуется существенным спадом уровня физической и функциональной подготовленности футболистов.
Из результатов тестирования физических и функциональных кондиций у юных футболистов, участников эксперимента, представленных в таблице 4, можно видеть, что в контрольной группе именно так и произошло. Все без исключения показатели уровня физической подготовленности и функционального состояния снизились, а результаты в тесте 12-минутный гладкий бег и показатель жизненной емкости легких уменьшились достоверно.
Таблица 4
Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки во втором круге соревнований соревновательного периода (X ± m)
Показатели
|
Контрольная группа (n = 9) |
Экспериментальная группа (n = 9) |
||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
15 м с места, с |
2,14±0,05 |
2,23±0,03 |
1,96±0,03 |
2,03±0,03 |
Бег 30 м, с |
3,72±0,08 |
3,93±0,07 |
3,36±0,03 |
3,42±0,02 |
Бег 5 по 50 м, с |
39,3±0,7 |
40,9±0,4 |
33,9±0,6 |
34,6±0,4 |
5-ой прыжок, м |
14,0±0,3 |
13,3±0,2 |
14,9±0,2 |
14,6±0,2 |
12-ти мин бег, м |
3211,1±38,0 |
3038,9±46,2* |
3600,0±39,1 |
3505,6±25,6 |
ЧССп, уд/мин |
75,3±1,2 |
77,3±1,3 |
66,9±1,3 |
68,2±1,3 |
ЖЕЛ, мл |
4305,6±44,4 |
3944,4±62,1* |
5444,4±37,7 |
5433,3±28,9 |
МВЛ, л/мин |
111,7±1,9 |
107,0±1,8 |
132,8±3,1 |
130,0±2,2 |
ЗД вд., с |
46,3±2,3 |
43,2±2,0 |
65,3±2,7 |
66,2±1,6 |
ЗД вд., с |
23,4±1,5 |
21,8±1,3 |
39,8±2,3 |
38,5±1,7 |
PWC170, кгм/мин |
922,2±26,5 |
875,0±41,0 |
1116,7±28,8 |
1103,3±22,6 |
МПК, мл/мин |
2772,3±74,0 |
2656,7±64,0 |
3460,4±79,5 |
3417,0±39,1 |
КПМПК, мл/уд/мин |
15,1±0,5 |
14,3±0,3 |
19,1±0,4 |
18,3±0,4 |
Совершенно другая ситуация наблюдалась в экспериментальной группе. У игроков, систематически использовавших целенаправленные воздействия на дыхательную функцию в виде комплексов дыхательных упражнений и увеличенного резистивного сопротивления дыханию, все изучаемые показатели практически не изменились, а некоторые даже в небольшой степени увеличились, хотя статистически не достоверно. Вследствие использования регламентированных режимов дыхания не произошло снижения и показателей функционального состояния дыхательной системы (см. табл. 4.).
Заключение
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что использование дополнительных средств повышения функциональных возможностей в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию), соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла, способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и обеспечивает наращивание и сохранение функциональных и физических кондиций игроков на протяжении всех периодов тренировочной и соревновательной деятельности.
Рецензенты:
Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.
Якимович В.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарные дисциплины» ФГБОУ ВПО «Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета», г. Волжский.
Библиографическая ссылка
Таможников Д.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПАХ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14162 (дата обращения: 21.11.2024).