В системе высшего технического образования России накоплен значительный опыт подготовки инженеров с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, вместе с тем нельзя сказать, что теория и практика такой подготовки окончательно разработана и оформлена [6].
Целью исследования стало выявлением роли преподавателя в новых условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Анализируя модели экологического образования и структуру организации учебной деятельности, очевидно, что роль преподавателя в новой информационно-экологической образовательной среде технического вуза постоянно возрастает, так как в большей степени от него зависит основной образовательный результат. В связи с этим с особой остротой проявляется проблема подготовки личности специалиста технического профиля с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. При этом ряд аспектов подготовки, например, проблема использования средств ИКТ и построенной на их основе информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) с целью более эффективного формирования экологических знаний и умений у будущих бакалавров-инженеров в области охраны окружающей среды, исследован недостаточно. Остается не до конца изучено место и роль преподавателя в новой информационно-экологической образовательной среде технического вуза.
Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждения
Для определения роли преподавателя в современных образовательных условиях ИЭОС необходимо выяснить, какие же модели экологического образования существуют, и какова модель поведения в каждой из них отводится преподавателю высшей школы.
Модель экологического образования - это сложившаяся, утвердившаяся и испытанная временем схема экологического образования в высших учебных заведениях.
Существует несколько моделей экологического образования.
Рис. 1. Модель экологического образования
В практике существует еще одна модель экологического образования: стандартная или альтернативная.
Стандартная или авторитарная модель, которая представляет собой традиционную, безынициативную модель, применяемую в экологическом образовании и предусматривающую передачу знаний преподавателем, без учета инициатив и интеллектуальных особенностей студента.
Перспектива использования авторитарной модели в обучении такова - передача знаний студенту, не предполагающая их дальнейшего использования в профессиональной деятельности и дальнейшей жизни.
Альтернативная модель - это активная, творческая, нравственная модель экологического образования, предусматривающая формирование экогуманного мировоззрения, этичного поведения и, конечно же, полученных знаний, умений, навыков, экологической культуры не только в будущей профессии, но и в повседневной жизни [2].
Рассматривая модели экологического образования в информационно-экологической образовательной среде технического вуза, отметим функции и роль преподавателя в виде таблицы.
Таблица 1
Модели экологического образования
Модели экологического образования |
Цели экологического образования |
Формы образовательной деятельности |
Функции преподавателя |
Стандартная или авторитарная |
Формирование экологически грамотной личности, имеющей богатый запас экологических знаний, умений, навыков. |
Лекции, семинарские занятия, практические работы, лабораторные работы, эксперимент. |
Обучающая и частично воспитательная
|
Альтернативная |
Формирование экологически грамотной, самореализованной личности, с высоким уровнем экологического сознания, культуры, мышления; способной применять полученные знания и умения в решении экологических проблем как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности
|
Лекции, семинарские занятия, практические работы, лабораторные работы, эксперимент, дискуссии, моделирование. работа в малых группах, ролевая игра, исследовательские проекты, природоохранная деятельность. |
Обучающая, воспитательная, организаторская, исследовательская |
Какова бы не была модель экологического образования, роль преподавателя в информационно-экологической среде технического вуза всеобъемлюща и многогранна. Преподаватель должен:
- перестроится на новый уровень коммуникации «субъект - субъект»;
- повышать уровень ИКТ-компетентности и свободно владеть информационно-коммуникационными технологиями;
- владеть методикой организации индивидуальной траектории обучения студентов;
- быть квалифицированным проводником в освоении образовательного пространства информационно-экологической образовательной среде ИЭОС;
- планировать и корректировать образовательные результаты в зависимости от индивидуальных особенностей студента;
- получать желаемый образовательный результат - высокопрофессионального специалиста в области охраны окружающей среды.
Профессионализм преподавателя в техническом вузе выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения [3].
Для плодотворного осуществления учебного процесса преподаватель использует все функции своей деятельности: обучающую; воспитательную; организаторскую; исследовательскую. Неоспорима и структура профессионально-необходимых свойств педагога по А.К. Макаровой, включающая объективные характеристики и субъективные характеристики.
К объективным можно отнести профессиональные знания; профессиональные умения; психологические знания; педагогические знания. К субъективным - психологические позиции; установки; личностные особенности.
Не каждый преподаватель способен получить высокий образовательный результат. Пригодность преподавателя в большей степени определяется биологическими, анатомо-физиологическими и психическими особенностями человека. Предрасположенность к педагогической деятельности предусматривает способность осуществлять деятельность типа «Человек - Человек» и формировать инновационными методами квалифицированного специалиста в своей области. Нельзя не отметить, что педагогическая деятельность предполагает норму интеллектуального развития человека, положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности [5].
Помимо перечисленного, очень важной составляющей является профессиональная компетентность преподавателя - это система знаний, умений, навыков, а также способностей, составляющих основу профессиональной деятельности педагога и ученого, и личностная готовность к педагогической деятельности.
Профессия преподавателя - уникальна, так как этот человек должен обладать многообразием качеств и черт, важнейшими из которых являются:
- умелое и легкое взаимодействие с другими людьми;
- адекватность установления контакта с собеседником;
- умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее;
- получать удовольствие от общения.
Преподаватель в современных условиях информационно-экологической образовательной среды технического вуза не сможет быть профессионалом, если не будет стремиться к самореализации и саморазвитию личности, к идее свободы выбора содержания и способов педагогической деятельности, к развитию собственных аналитико-рефлексивных и креативных способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в данной профессии как квалифицированный специалист, грамотный педагог и отличный «коммуникатор», свободно владеющий аудиторией, способный заинтересовать своим предметом.
Профессиональные свойства преподавателя необходимы при любой форме реализации экологического образования в информационно-экологической образовательной среде технического вуза, что видно из таблицы 2.
Таблица 2
Профессиональные свойства преподавателя в различных формах и видах учебной деятельности с применение информационно-коммуникационных технологий
Формы реализации экологического образования |
Виды учебной деятельности, в которой они формируются |
ИКТ, необходимые в данных видах учебной деятельности |
Профессиональные свойства преподавателя по А.К. Макаровой |
Лекция (восприятие, осмысление, систематизация, обобщение) |
|
средства презентации. |
объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
|
Практические занятия (организационно-практические умения, рефлексивные умения) |
|
|
объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания; |
Лабораторная работа |
|
|
объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания; |
Тестирование (интеллектуальные умения, рефлексивные умения.) |
|
|
субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности. |
Самостоятельная работа (интеллектуальные умения, рефлексивные умения.) |
|
|
субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.
|
Деловая игра (организационно-практические, интеллектуальные, рефлексивные умения) |
|
|
субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности. |
Дискуссии (интеллектуальные умения, коммуникативная этика, способность общаться и вести переговоры.) |
|
|
субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.
|
Анализируя деятельность и профессиональные свойства преподавателя в образовательных условиях технического вуза, отметим важнейшую способность правильно планировать и организовывать различные виды учебной деятельности, совершенствуя свое педагогическое мастерство, способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах, а также способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации и непосредственное использование ее в педагогической деятельности.
Выводы:
Роль преподавателя в условиях ИЭОС несомненно велика, и самосовершенствование - важное звено его профессиональной компетентности, как фактора качества образовательного процесса.
Меняющиеся условия образовательной среды заставляют преподавателя перестраиваться на новый современный уровень педагогического мышления, с другими ценностными ориентирами, с потребностью осуществления полноценной профессионально-педагогической деятельности, результатом которой является высококвалифицированный специалист в области охраны окружающей среды с высоконравственным и творческим потенциалом [4].
Достижение такого результата возможно лишь при постоянном самосовершенствовании и пополнении своих знаний, умений и навыков, освоении общечеловеческой и профессиональной культуры.
Рецензенты:
Королева Л.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Симонова И.Н. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЭОС) ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14097 (дата обращения: 14.10.2024).