Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Болдышева М.В. 1 Трямкина Ю.М. 1 Сальникова Е.А. 2
1 Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВПО Нижегородского государственного инженерно-экономического института
2 ФГОУ ВПО НГТУ им. Р.Е. Алексеева
Рассмотрены инновационные подходы к реформированию учебно-воспитательного процесса по физической культуре в блочно-модульном варианте, направленного на формирование ключевых компетенций у студентов технологических специальностей. Определены ключевые компетенции для студентов технологических специальностей, которые являются интегральными характеристиками личности специалиста и включают не только степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и личностные качества, отражающие умения человека эффективно жить в обществе. Определены основные профессионально-значимые физические качества специалистов, такие как сила, выносливость, становая сила, координационные способности. На основе определения ключевых компетенций разработана программа, построенная на основе блочно-модульного варианта, который включал блоки, направленные на воспитание профессионально-значимых качеств и двигательных компетенций студентов. Программа отвечает современным условиям реформирования образования и способствует подготовке специалистов высшего профессионального образования, владеющих необходимыми для обеспечения конкурентоспособности в профессиональной деятельности, быть предельно компетентными и самостоятельными в реализации и обновлении своих знаний в связи с высокой динамичностью сферы труда.
модульно-блочное построение занятий
физическая культура
профессиональные компетенции
1. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 5. – С.59-63.
2. Байденко В.И. Выявления состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. – М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
3. Боенко Н.А. Развитие учебно-профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 5. – С. 16-21.
4. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1. – С.58-61.
5. Дианов П.В. Новые подходы к реформированию физической культуры в условиях модернизации образования в средних специальных учебных заведениях // Материалы третьей байкальской международной научной конференции. – Улан- Удэ, 2009. – С.122-125.
6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. учебно-методическое пособие /Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 101 с.
7. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологический аспект). Проблемы качества образования. Кн. 2. Ключевые социальные компетенции студента// Материалы XIY Всероссийского совещания. – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С.5-13.
8. Литвинов Л.А. Проектирование предпосылок становления образовательной компетенции студентов техникума // Среднее профессиональное образование. – 2005. – № 5. – С.8-11.
9. Федорова М.В. Формирование коммуникативной компетенции как условие успешной реализации личности в профессиональной и социальной среде // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С.51-52.
Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования.

Совершенствование системы образования требует разработки новой концепции о месте кафедры физического воспитания в структуре вуза и учебно-воспитательного процесса. Реальное воплощение данной концепции в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности специалистов, выпускаемых вузами. Технологический подход к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности [8].

Повышение качества подготовки специалистов различных областей деятельности возможно путем активного использования научного и учебного потенциалов вузов при широком применении современных педагогических технологий. Совершенствование преподавания по новым технологиям и внедрение их в процесс обучения позволят студентам играть более активную роль в процессе образования, а преподавателям - иметь обратную связь. Преподавание физической культуры должно осуществляться в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, которые базируются на овладении новыми методами обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию.

В современных условиях перед высшим профессиональным образованием встает задача научить студента как будущего специалиста самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах и ситуациях неопределенности, быть готовым брать на себя ответственность, уметь предвидеть возможные последствия своих решений для производства, быть востребованным на рынке труда. Для решения этой проблемы необходимой предпосылкой решения поставленных задач является реформирование образования, на основе которой только и может сформироваться компетентный специалист.

Для России в период вхождения в единое международное образовательное пространство вопросы обеспечения качества образовательных услуг становятся особенно актуальными. Ведущими задачами высшей школы в настоящее время являются: увеличение способности выпускников к трудоустройству, повышение мобильности граждан и наращивание конкурентоспособности европейского высшего образования. Высокий уровень компетентности рабочих и специалистов рассматривается сегодня как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими [1].

Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступает гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее, требования к соискателям рабочих мест. Среди них - готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации, действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях и т.д.

Для преодоления разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами экономики необходимо создать механизмы, не только ориентированные на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке труда [3].

Ввиду того, что компетентностный подход в образовании является достаточно новым явлением, концентрирующим в себе идеи образовательной парадигмы, разработке программ на основе третьего поколения ФГОС ВПО предшествовал проведенный нами анализ работ отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Очевидно, что для адекватного понимания процессов, происходящих в преддверии вхождения страны в компетентностное образование, необходи­мо, в первую очередь, уяснить сущность понятий «компетенция» и «компетент­ность», являющихся базовыми составляющими компетентностного подхода к образованию.

Как известно, в международных исследованиях по оценке знаний обучающихся так формулируются цели проверки: изучение способности учащихся распознавать в повседневной жизни проблемы, требующие практического применения. Между тем примерно с середины 1980-х гг. национальные системы образования развитых стран мира перешли на новую систему образования, которая имеет характерные особенности:

  • интегрированные цели обучения доминируют над предметными;
  • деятельностный подход в обучении вытеснил элементарные умения и навыки;
  • компетентностный подход в обучении;
  • переход на рейтинговую оценку знаний обучающихся [2].

В контексте рассмотрения понятия компетенция важно отметить их разновидности. Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются и формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме:

Ключевые - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме;

  • «... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение - resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
  • способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [4].

Очевидно, что ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда как его синоним выступает «базовый навык».

Проблема проектирования содержания образования становится сегодня все более актуальной. Каждая ступень образования характеризуется определенными приоритетами и ключевыми особенностями. Содержание образовательного стандарта включает в себя фундаментальные образовательные объекты, реальные объекты, общекультурные знания, общенаучные знания. Учебные предметы с помощью учебного плана объединяются в единое целое и образуют системообразующую основу образования.

Основными образовательными компетенциями являются следующие:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально- трудовые;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами учащегося, его способностью воспринимать окружающий мир. Общекультурные компетенции определяют круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен обладать знаниями и опытом деятельности. Учебно-познавательные компетенции представляют собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Информационные компетенции формируют умения добывать и анализировать информацию. Коммуникативные компетенции определяют знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми. Социально-трудовые компетенции позволяют владеть знаниями в сфере экономки, права, семейных отношений. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Проблема компетентностного подхода в подготовке специалистов высшего образования является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной системы. В перечне компетенций, определяющих структуру профессиональной подготовки специалистов, выделяют специальные (профессиональные) и ключевые (надпрофессиональные), предполагающие развитие умений и способностей, которые позволяют человеку максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в обществе, в современной жизни [5].

Сегодня темпы развития производства и технологий достигли такого уровня, что содержание профессиональной подготовки, осваиваемой студентом в процессе обучения, не устраивает молодого специалиста к моменту начала трудовой деятельности. В процессе труда это приводит к необходимости смены требования фактически установок обучения - с традиционно для отечественной профессиональной школы предметно-ориентированного подхода на формирование универсальных умений и навыков, востребованных рынком труда. В этом аспекте весьма продуктивно оказалась идея компетентностного подхода в образовании [7].

В процессе подготовки специалистов инженерных специальностей формирование профессиональной компетенции предусматривает три этапа:

  1. Сквозные (ключевые) компетенции, свойственные всем видам профессиональной деятельности, подразумевающие умения и формирование организаторских способностей в коллективе, а также в процессе обучения общего гуманитарного социально-экономического и предметного блока (ФГОС), а также умений заниматься самообразованием в области своей профессиональной деятельности.
  2. Профессиональные компетенции, представленные в блоке специальной предметной деятельности, относящиеся, непосредственно, к инженерным специальностям.
  3. Новые базовые компетенции, основанные на формировании инновационных подходов, включающие информационные технологии в обучении специалистов.

Таким образом, реформирование подготовки профессионального специалиста, основанное на компетенциях - это обучение на основе определенного освоения и применения знаний, умений, трудовых процессов, необходимых для выполнения конкретной деятельности на предприятии. Ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результат, значимых для сферы труда [6].

Ключевые компетенции по физической культуре для студентов технологических специальностей - это интегральная характеристика личности специалиста, включающая не только степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и личностные качества, отражающие умения человека эффективно жить в обществе, уровень развития физических качеств, таких как сила, выносливость, становая сила и координационные способности.

Ключевые компетенции по физической культуре у студентов включают в себя:

а) оздоровительно-реабилитационную компетенцию, направленную на повышение и поддержание уровня здоровья в профессиональной деятельности будущего специалиста;

б) двигательную компетенцию, направленную на повышение физической работоспособности и развитие физических качеств;

в) социальную компетентность, которая включает в себя требования общества к руководящему работнику в области физического воспитания на предприятии, службе в Вооруженных силах РФ.

На основе анализа научно-методической литературы по реформированию образования в высших учебных заведениях с применением компетентностного подхода нами были сделаны попытки определить ключевые компетенции и на их основе разработать модульную рабочую программу, а также организовать процесс по физической культуре у студентов.

Разработанная модульная рабочая программа по физической культуре у студентов технологических специальностей включала в себя 5 блоков. Таким образом, направленность процесса по физической культуре у студентов рассматривается в рамках пяти блоков и двадцати модулей, имеющих тематическую и логическую завершенность.

Первый год обучения планируется из двух блоков, направленных на развитие физических качеств на основе применения учебно-тренировочных модулей. На протяжении всего курса обучения в начале и конце каждого блока проводилось тестирование для оценки физической подготовленности.

Второй год обучения планируется также из двух блоков, направленных на формирование технической компетенции и формирование навыков судейства в баскетболе на основе применения учебно-тренировочных модулей.

Третий год обучения состоял из одного блока, направленного на формирование социально-ориентированной компетенции, направленных на повышение уровня развития физических качеств, на основе применения методико-практических модулей.

В современных условиях с реформированием образования и спросом на рынке труда в подготовке специалистов высших учебных заведений выпускник должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности в профессиональной деятельности, быть предельно компетентными и самостоятельными в реализации и обновлении своих знаний в соответствии с высокой динамичностью сферы труда.

Таким образом, в настоящем исследовании для формирования ключевых компетенций была разработана модульная рабочая программа на основе ФГОС ВПО, которая предусматривает повышение общей и прикладной физической подготовленности студента с целью выполнения своих профессиональных обязанностей.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.Л., д.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им К. Минина», г. Нижний Новгород.

Ананьин С.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры теоретических основ физической культуры ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Болдышева М.В., Трямкина Ю.М., Сальникова Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14089 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674