Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В НАПРАВЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

Пахомкин С.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Приводятся результаты проведенного анализа эффективности мер государственной поддержки бизнеса в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона, свидетельствующие о том, представители малого и среднего бизнеса не считают государственную поддержку достаточно эффективной. В то время как на сегодняшний день именно инвестиционная привлекательность региона в значительной степени определяет уровень и качество жизни населения региона. Предлагаются направления совершенствования региональной политики по взаимодействию с субъектами малого и среднего бизнеса в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона, среди которых комплексное кластерное развитие региона, создание эффективных систем государственно-частного партнерства, социально ответственное инвестирование. Проведение государственной политики по указанным направлениям позволит повысить инвестиционную привлекательность и инвестиционной потенциал Республики Калмыкия.
государственная поддержка малого и среднего бизнеса
государственно-частное партнерство
социальная ответственность бизнеса
кластерное развитие
инвестиционная привлекательность региона
1. Жирнель Е.В. Инвестиционная привлекательность российских регионов как условие экономического роста // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2013. - № 5. - С. 77-86.
2. Мантаева Э.И., Батаева Б.С., Полухина В.С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в реализации корпоративной социальной ответственности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. - № 63. - С. 42-46.
3. Мантаева Э.И., Голденова В.С., Куркудинова Е.В. Кластер как фактор конкурентоспособности региональной экономики // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. - №11. - С. 66-73.
4. Мантаева Э.И., Голденова В.С., Чудидов В.А. Модели взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. - № 2. - С. 176-180.
5. Терентьев А.А. Инвестиционная привлекательность региона как один из критериев анализа финансового риска региона // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. - № 4. С. - 115-123
6. Харитонов Н.М. О повышении инвестиционной привлекательности российских регионов // Современные производительные силы. 2013. - № 1 (2). - С. 83-85.
Уровень инвестиционной привлекательности региона во многом зависит от того, насколько правильно действия региональных органов власти и управления направлены на формирование конструктивного диалога с субъектами бизнеса. Возникает необходимость установления баланса интересов государства и бизнеса в целях роста экономического потенциала регионов, реализации социально-экономических интересов населения, привлечения граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов, и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики. При анализе деятельности любого региона учитывается множество показателей ее различных аспектов, по которым складывается впечатление о благосостоянии, уровне развития и жизни. Важнейшим критерием является инвестиционная привлекательность [4].

На территории Республики Калмыкия было проведено исследование государственной поддержки бизнеса региональными органами власти в направлении улучшения инвестиционной привлекательности региона. Исследование было проведено в виде обследования малых и средних предприятий - получателей государственной поддержки. Под государственной поддержкой было определено предоставление займов до 1 млн. рублей на льготных условиях (10% годовых, отсутствие различных комиссий, отсрочка выплаты основной суммы). Результаты показали, что подавляющее большинство представителей бизнеса, которые воспользовались государственной поддержкой, считают, что процедура оформления кредита была довольно проста и прозрачна. В то же время, скорость оформление кредита не удовлетворяет всех получателей государственной поддержки.

Что касается направлений расходования заемных средств, то для улучшения условий труда работников направлены средства 38% опрошенных. Следует также отметить, отсутствие предпринимателей, которые израсходовали всю сумму заемных средств на улучшение условий труда, что может быть связано с отсутствием потребности в инвестициях в улучшение условий труда. Большинство предпринимателей, занимающихся той или иной сферой деятельности в реальном секторе экономики (сельское хозяйство, производство) напрямую создали необходимые условия труда для работников с приобретением новой техники и технологий. Аналогичная ситуация в секторе услуг: предприниматели говорят о прямой связи между прибыльностью предприятия и организацией более современных рабочих мест и приобретением (строительство, лизинг), новых помещений. Анализ представленного мнения опрошенных представителей бизнеса, получивших поддержку от региональных органов власти, показывает, что на приобретение нового оборудования и средств производства направили заемные средства 82% предпринимателей. Новое оборудование приобреталось в соответствии с отраслью заявленной деятельности. Например, в качестве приобретения респонденты указывают сельскохозяйственных животных, транспорт, сельскохозяйственную и строительную технику, вспомогательное оборудование; в сфере услуг приобретается в основном оборудование предприятий общепита, парикмахерских и др.

53% предпринимателей считают, что помимо предоставления займов, им пригодились бы и другие виды поддержки, среди которых выделяют налоговое консультирование (40%), юридическое консультирование (9%), бухгалтерское консультирование (4%) и др. виды консультирования, способствующие повышению эффективности их бизнеса.

Что касается других мер государственной поддержки для предпринимателей, то 20% респондентов заявили им необходимо проведение образовательных мероприятий, под которыми понимаются семинары, психологические тренинги по навыкам общения и взаимодействия, формированию эффективных управленческих навыков бизнеса. Организация семинаров по обмену опытом востребована для 9% предпринимателей. Основываясь на результатах исследования, следует отметить, что предприниматели стремятся повысить уровень профессиональной компетентности, оценивают важность профессиональной, правовой и социально-психологической компетентности для эффективного ведения бизнеса.

Подавляющее большинство предпринимателей, получивших поддержку от региональных властей, отметили увеличение прибыли предприятия и, следовательно, увеличение прибыльности деятельности, рост доходов, увеличение числа рабочих мест. Распределение ответов на вопрос о самом предприятии как социально ответственной компании показал, что подавляющее большинство (71%) в качестве таковых относит себя к социально ответственным. Однако, это также может быть связано с неправильной интерпретации определения "социально ответственной компании." Многие предприниматели платят "белые" зарплаты, отчисляют налоговые платежи в полном объеме и в соответствии с местными, региональными и федеральным законодательством, считают себя социально ответственным предприятием. Тем не менее, некоторые исследователи социальной ответственности бизнеса рассматривают ее как долгосрочную добровольную гласную стратегию компании, что подразумевает не только соблюдение формальных правил и норм, но и готовность корректировать свое поведение для того, чтобы свести к минимуму негативные внешние экстерналии, произведенные бизнесом, а также соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон. Таким образом, в зависимости от того значения, которое придается термину "социальная ответственность бизнеса", распределение ответов на этот вопрос можно считать спорным. [4]

Анализ распределения ответов на вопрос оценки уровня поддержки бизнеса государством в лице региональных властей показало, что 62% респондентов считают его низким или чрезвычайно низким. В то же время, в условиях рыночной экономики, такой менталитет населения вызывает беспокойство как препятствие для развития самого бизнеса. Исследования показывают, что население в России имеет очень высокие социальные ожидания при низкой социальной активности: жители регионов, как правило, ожидают решение всех проблем местными, региональными и федеральными властями, но по большей части не готовы принимать самостоятельные усилия для решения социальных проблем. Таким образом, такая оценка уровня поддержки бизнес может говорить либо об отсутствии необходимой государственной поддержки либо об увеличении ожиданий бизнеса по отношению к уровню поддержки региональных властей.

Подавляющее большинство работодателей (89%) согласились, что государственная поддержка представителей бизнеса играет фундаментальную роль в улучшении инвестиционной привлекательности региональной экономики. В то же время, оценивая государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия в целом, большинство предпринимателей согласились, что она недостаточна, недоступна и бессистемна. Масштаб поддержки бизнеса в Калмыкии и ее вклад в улучшение региональной экономики сегодня явно недостаточен. Очевидно, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса еще не получили должного развития. Между тем, малые и средние предприятия, как наиболее неустойчивые бизнес-структуры, наиболее зависимые от рыночных колебаний, требуют комплексной государственной поддержки.

В то же время сегодня, малые и средние предприятия из Республики Калмыкия функционируют в основном в области торговли и в отраслях, которые не требуют значительных капитальных вложений: оптовая и розничная торговля, общественное питание. Между тем, такой сегмент, как сфера научно-технических инноваций и информации, туристические услуги отстают, хотя регион имеет много потенциальных туристических объектов, которые требуют инвестиций.

Тот факт, что более половины работодателей, принявших участие в исследовании, осознают растущую роль государственных механизмов в стимулировании развития малого и среднего бизнеса в регионе, говорит о том, что развитие предпринимательства зачастую зависит от комплекса мер, разработанных и внедренных государством. Инвестиционная привлекательность региона сегодня во многом зависит от наличия информации и активной позиции региональной администрации. Только в этом случае можно реализовать конкурентные преимущества региона. [1]

Один из способов налаживания продуктивного диалога с бизнесом в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона является создание своего рода социальной организации, которая действовала бы в качестве посредника между региональной властью и бизнесом. [3] Что касается личной диалога между бизнесом и региональными властями, то, как показывает практика, отношения, которые носят неформальный характер, ведут к злоупотреблениям с обеих сторон, которые могут проявить себя в отсутствии прозрачности, коррупции и недобросовестной конкуренции, что в конечном итоге ухудшает инвестиций климат в регионе.

Учитывая перспективы кластерного развития Республики Калмыкия, отметим, что на сегодняшний день, целенаправленная политика региональных властей осуществляется только в направлении создания и развития агропромышленного кластера. Это связано с тем, что Калмыкия является регионом с аграрной специализацией. По основным показателям социально-экономического развития, валовой региональный продукт на душу населения, денежные доходы и уровень занятости, объем инвестиций в экономику и другие, республика находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Так, с точки зрения ВВП на душу населения республика находится на 78-м месте среди регионов России. Несмотря на абсолютное увеличение более чем в 20 раз в 1998-2011., ВРП на душу населения Калмыкии составляет чуть более 50% от показателя за ЮФО и около одной трети в среднем по стране. [3]

Развитие кластеров в регионе на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений повышения инвестиционной привлекательности региона. Можно предложить следующие основные направления региональной политики по развитию кластеров, которые должны быть реализованы совместно региональными властями и органами местного самоуправления. Экспансионистскую политику, которая должна быть выражена в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры Республики Калмыкия, в том числе жилищное строительство, реализуемого с целью развития кластеров, которая требует как частных, так и государственных инвестиций; повышение эффективности системы высшего и среднего профессионального образования, и создание условий для плодотворного сотрудничества между компаниями и образовательными учреждениями; снижение административных барьеров; предоставления налоговых льгот, предусмотренных законодательством. [3]

Административная политика должна заключаться в предоставлении преференций для поддержки соответствующих проектов в зависимости от принадлежности, участвующих в осуществлении ими предприятия к тому или иному кластеру [5]. Институциональная политика предполагает формирование специализированной организации в области развития кластеров, ответственной за развитие стратегического планирования деятельности кластера, создание эффективной коммуникации между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними. Кроме того, каждое из предложенных направлений кластерного развития, с учетом особенностей разделения властей, должны быть реализованы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [3].

Еще одним важным направлением сотрудничества между государством и бизнесом в целях повышения инвестиционной привлекательности региона является установление эффективного государственно-частного партнерства, которое должны способствовать долгосрочному и эффективному сотрудничеству между региональными органами власти и малым и средним бизнесом в таких областях, как:

  1. Взаимодействие с инвесторами (как российскими, так и зарубежными);
  2. Взаимодействие с органами государственной власти на всех уровнях;
  3. Взаимодействие с НКО.

В качестве эффективных форм государственно-частного партнерства могут быть определены:

  1. Концессионное соглашение (контракт);
  2. Соглашение о совместном регулировании деятельности (бизнеса-и государственных учреждений - долгосрочные соглашения общественного сотрудничества - общие или специализированные; участие в целевых комплексных программах; некоторая «самостоятельность» представителей бизнеса в государственном управлении; выполнение заказов для государственных и муниципальных нужд; совместные частно-государственные проекты; государственная поддержка малого и среднего бизнеса; дерегулирование, т.е. передача отдельных саморегулируемых функций государственных учреждений и других неправительственных организаций);
  3. Создание саморегулируемых организаций;
  4. Аутсорсинг как механизм для удаления определенных видов деятельности за рамки полномочий исполнительной власти за счет заключения контрактов с предприятиями на конкурсной основе;
  5. Франчайзинг в области предпринимательстве, может быть выражен в следующих видах: дилерский (компания продает продукцию материнской компании или предоставляет услуги от ее имени, чтобы отдать определенную долю дохода от продаж) и корпоративный (помимо самостоятельного использования бренда, продукта или пользователя услуг франчайзи подключен к полному циклу производства материнской компании);
  6. Аренда в виде финансовой аренды.

Результаты реализации эффективных форм государственно-частного партнерства могут оказать такое положительное влияние на взаимодействующие стороны, проявляющиеся в:

  • обмене опытом;
  • обмене кадровыми ресурсами;
  • диверсификации инвестиционных проектов;
  • улучшении рентабельности, налоговых отчислений и, как следствие, увеличение доходов регионального бюджета.

Региональные власти могут участвовать в вопросах повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики для потенциальных инвесторов. Развитие этой области государственной политики связано с поощрением диалога и партнерства между правительством, бизнес-сообщества, и профессиональными ассоциациями и заинтересованными инвесторами. Самыми популярными мероприятиями могут быть организация круглых столов, семинаров, форумов, в ходе которых инвесторы обмениваются информацией и опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития региональной экономики, содействуют региональному правительству в разработке более четкой и эффективной государственной политики по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Мнение инвесторов должно быть принято во внимание при разработке стратегии инвестиционного развития в регионе [2].

Следует отметить, что в последние годы становится все более популярным социально ответственное инвестирование, которое основано при принятии инвестиционных решений социальных и экологических последствий инвестиций. Социальные инвестиции можно определить как такие инвестиционные решения компаний, которые отвечают критериям социальной ответственности, среди которых такие, как открытость и прозрачность бизнес-практики, этические ценности, уважение к сотрудникам, акционерам и потребителям, забота об окружающей среде и т.д. Ценные бумаги социально ответственных компаний являются более привлекательными для инвестиционных решений большинства инвесторов, в том числе пенсионных фондов.

Таким образом, тема повышения инвестиционной привлекательности российских регионов является приоритетом для всех ветвей и уровней власти и местного самоуправления [6]. Но результаты текущего участия государства в повышении инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия приводят к неутешительному выводу. Таким образом, в целях развития инвестиционного потенциала региона представляется необходимым переход к комплексному, систематическому участию государства. Несмотря на то, что такое предложение может вызвать сомнения, основанные на том, что государство не должно вмешиваться в такую чувствительную область, как рыночная экономика, и лучше полагаться на "невидимую руку рынка". Действительно, в российской институциональной среде плохо продуманные и жесткие стимулы не только не создадут необходимые условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, а, наоборот, может сдерживать развитие бизнеса и не вызовут естественной инициативы инвестировать в экономику региона.

Рецензенты:

Мантаева Э.И., д.э.н., профессор, проректор по науке и инновациям, зав. кафедрой государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.

Бадмаев С.Б., д.э.н., профессор, кафедра государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.


Библиографическая ссылка

Пахомкин С.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В НАПРАВЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14050 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074