В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития возникает необходимость разработки и реализации регионами модели инновационной политики на основе оптимального сочетания методов государственного регулирования и экономических методов стимулирования.
Региональные аспекты научно-технической и инновационной политики традиционно считаются наиболее существенными для стран со значительным научным потенциалом и большой территорией. Российская Федерация, несомненно, относится к государствам подобного типа. В связи с этим российская инновационная система должна строиться, на наш взгляд, с учетом особенностей территориальной протяженности, при этом ее основная цель должна состоять в создании мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого.
В такой стране, как Россия, необходима выработка регионами собственной инновационной политики, разработка целевых региональных инновационных программ и проектов. В процессе преобразования научно-технического потенциала необходимо создать принципиально новый организационный механизм, экономическую и нормативно-правовую базу в сфере региональной научно-технической и инновационной политики РФ, позволяющие эффективно использовать возможности научно-технического потенциала территорий как в собственных, так и в общегосударственных интересах.
Инновационная политика как составляющая экономической политики региона, во многом определяется хозяйственной структурой региона, в которой важное значение имеют структурообразующие предприятия [4]. На региональном уровне наиболее целесообразным является регулирование определенных видов деятельности, реализация конкретных программ и проектов, территориальных заказов и контрактов инновационного характера. Речь идет о формировании условий для создания и производства инновационной продукции; конкурентоспособных товаров, обладающих потребительской новизной и полезностью; модернизации производств; развития венчурного предпринимательства; привлечения инвестиций в инновационную сферу. Перечисленные направления выступают объектом регулирования инновационных процессов на региональном уровне. Субъектами регулирования на региональном уровне являются участники инновационного процесса, а также исполнители региональных инновационных программ, проектов, заказов и контрактов [2].
Таким образом, региональное регулирование хозяйственной среды должно быть нацелено на поддержку конкретных мероприятий, а также определенных видов деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности местного производства и выпускаемой продукции, пополнение доходной части местных бюджетов и способствующих социально-экономическому развитию территории.
Вследствие того что региональная инновационная политика является составной частью федеральной государственной инновационной политики России, целевая направленность ее определяется рамками стратегического развития экономики в целом. Однако можно выделить и конкретизировать некоторые особо важные и своеобразные цели региональной инновационной политики: развитие совокупного инновационного потенциала в регионе; выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции; поиск и мобилизация внутренних инновационных резервов экономического роста; создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального использования инновационного потенциала в регионе и имеющихся научных, производственных, материальных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов; содействие развитию рынка инновационных проектов; всемерная поддержка инноваций.
На уровне субъектов РФ задачи инновационной политики зависят от поставленных целей и выбранной стратегии развития. С учетом целей и задач основные направления региональной научно-технической и инновационной политики можно сформулировать следующим образом: 1) создание условий для перехода экономики региона к устойчивому развитию на основе производства инновационной продукции с использованием ресурсосберегающих технологий; 2) обеспечение развития инновационной деятельности и производительных сил региона с использованием программно-целевых методов; 3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры и эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионе; 4) обеспечение благоприятной для инвестиций среды в производственную сферу региона.
Процесс формирования, научного обоснования и реализации региональной инновационной политики представляет собой механизм ее выработки и реализации.
Объединив отдельные элементы региональной инновационной политики, представим ее в виде структурно-логической схемы, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования региональной инновационной политики.
Применение данной модели возможно только при наличии эффективного экономико-финансового механизма научно-технической и инновационной деятельности, который представляет собой организационную совокупность (систему) субъектов, объектов, источников, форм и методов (процедуры) прямого и косвенного (через экономические льготы и т.д.) финансирования научно-технической и инновационной деятельности в регионе, обеспечивающую развитие приоритетных направлений этой деятельности.
Субъектом финансирования инновационной деятельности является орган власти и управления, принимающий решение о мобилизации и использовании источников финансирования научно-технической деятельности, предоставлении экономических льгот и преимуществ научно-техническим организациям и инновационным проектам. В качестве объекта выступают научно-техническая организация, инновационный проект или осуществляющая его ассоциация (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т.д.), получающие финансирование или экономические льготы от органов управления.
Среди источников финансирования инновационной деятельности в регионе можно выделить: 1) местный бюджет: прямые инвестиции в ценные бумаги с расчетом на их окупаемость; безвозвратные субвенции (целевые ассигнования); бюджетный кредит; прямое уменьшение доходов из-за налоговых льгот, освобождения от платы за землю и другие ресурсы; возможное уменьшение доходов при гарантиях по кредитам и инвестициям; расходы на содержание региональной инфраструктуры при предоставлении ею льготных или бесплатных услуг; инвестиционный кредит; 2) целевые и внебюджетные фонды (фонды фундаментальных исследований, технологического развития, содействия малому бизнесу, охраны окружающей среды); 3) привлеченные средства российских инвесторов, коммерческих банков, страховых обществ, инвестиционных, венчурных и пенсионных фондов, предприятий, граждан; 4) иностранные инвестиции; 5) собственные средства инновационных предприятий.
В схематичном виде структура экономико-финансового механизма формирования и реализации научно-технической и инновационной политики представлена на рис. 2.
Рис. 2. Экономико-финансовый механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики.
Для оценки эффективности экономико-финансового механизма инновационной деятельности необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие основные показатели:
-
выполнение международных, республиканских и региональных научно-технических программ по решению научно-технических проблем, созданию и освоению конкурентоспособной новой техники и технологии, развитию опытно-экспериментальной и испытательной базы;
-
сводные показатели научно-технического уровня производства (обновление продукции и производства; обновление активной части основных фондов; доля продукции, выпускаемой по прогрессивным базовым технологиям; фондовооруженность труда рабочих и специалистов по активной части и т. д.);
-
ресурсы, выделяемые на развитие науки и техники из бюджетных источников, финансирование фундаментальных НИР и работ по научно-техническим программам, подготовка кадров специалистов, численность научно-производственного персонала;
-
обобщающие показатели конечных результатов НТП в регионе: прирост за счет НТП валового внутреннего продукта, производительности труда, прибыли, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, высвобождение работников с тяжелых, вредных и непривлекательных работ, сокращение выбросов в окружающую среду, объем, динамика и удельный вес в общем объеме производства и экспорта региона наукоемкой и научно-технической продукции;
-
показатели конечных результатов научно-технической деятельности – доход, прибыль и поступления в бюджет от реализации научно-технической продукции, лицензий, «ноу-хау», передачи технологий, в том числе инжиниринговых услуг, наукоемкость производства – характеристика удельных затрат на НТП в расчете на единицу продукции, капиталовложений, валового внутреннего продукта на одного работника. Этот показатель весьма важен для моделирования функционирования науки в регионе, выработки структурной и инвестиционной политики, региональных и международных сопоставлений, формирования экономико-финансового механизма научно-технической деятельности.
Рецензенты:
Апеков А.В., д.э.н., профессор, генеральный директор, Учебный центр государственной и муниципальной службы в КБР, г. Нальчик.
Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Азаматова Р.М., Баллиева Х.Ю., Гузиева Л.М. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14042 (дата обращения: 10.09.2024).